Какие психологические тесты давать кандидату-участнику СВО?

Коллеги, всех приветствую! В Сибири и ДВ особенно часто начала сталкиваться с кандидатами, которые вернулись с СВО и трудоустраиваются на открытую коммерческую позицию. Кандидаты с аналогичым профессиональным опытом ранее, демонстрирующие соответствующие навыки и компетенции. 
(*по каким причинам они трудоустраиваются сейчас, чем они занимались ДО - в данном вопросе не важно) 
 

Популярное по теме
90 чек-листов по всем направлениям для HR и бизнес-тренеров: подборка от экспертов hrtime.ru
Полезные инструменты по подбору, оценке персонала, обучению, консалтингу, разработке СОТ, корпоративной культуре, коучингу, кадровому учету и карьерному консультированию в одном месте.

Для меня очевидно, что такой опыт как СВО не может пройти бесследно для психики, а может и может, нужны ваши мнения. По крайней мере, негативный прецедент уже случился у одного партнера. 

Встречаетесь ли вы с такими кейсами? Используете ли какие-то конкретные тесты или стандартные? Нужно ли использовать дополнительные инструменты оценки? 

Поделиться статьей
Интересует стоимость подбора?
Опишите кратко вакансию: сфера, требования, уровень позиции и я дам оценку
Однорал Олег Игоревич
Здравствуйте. Полностью согласен с Марией. Абсолютно на всех убийство других людей и существование в постоянном сильнейшем стрессе оказывает безусловное влияние. Тем более абсолютно неподготовленные.
Опросник MMPI в данном случае вполне релевантен. Но необходимо несколько инструментов,для более точного выявления.
Также, стоит понимать социальный контекст - подавляющее большинство как наемников, так и мобилизованных - это вахтовики, рабочие, строители. Не офисные сотрудники или инженеры-программисты. А наименее "статусные" позиции. И для них смена условий будет очень заметна. Там они получали 100000-200000, при этом далеко не все и не всегда ежедневно в атаки ходили. Для многих служба была "не пыльной", а деньги -значительными. Здесь же им снова будут предлагать рабские копеечные вахты без выходных - тоже стресс.
Про "гвозди делать" и прочее обывательско-романтическое понимание говорить не буду. Параллели с Чечней неуместны, абсолютно другая война, другой контингет.
Резюмируя: полезно также оценивать стрессоустойчивость и проявления стресса (Бостонский тест на стрессоустойчивость, комплексная оценка проявлений стресса Щербатых и др.) Чтобы понимать насколько человек изначально устойчив к стрессу и насколько сильно он на него повлиял.
2024-02-11 19:36 1
Елена Урина
Добрый день, коллеги!
Считаю, что тестировать кандидатов стоит только в том случае, если работа связана с особой опасностью или требует реакции, например (строители с работой на высоте, работа связанная с оборудованием, которое может вызывать травмы, водители) и др. Сотрудников в офис принимать на равных условиях. Если человек не совсем адекватен, то на собеседовании уже будет заметно, был такой опыт. В остальном, влившись в дружный коллектив коллег, сотрудник после СВО скорее сможет адаптироваться к мирной жизни и как говорили коллеги ранее, сможет проявить свои лучшие качества ответственности и упорства в достижении результата.
С уважением, Елена Урина
2024-02-11 18:58 1
Наталья Кретова
Александра, добрый день. На мой взгляд, давать тесты таким кандидатам - не совсем корректно. Работодатели должны осознать, что мы принимаем этих людей такими, какие они есть и не придумываем тесты на конфликтность , а оцениваем профессиональную составляющую. Потому, как итак понятно - мягкими. адаптивными и пушистыми - они не будут, это люди посмотревшие смерти в лицо. Поэтому смотрим правде в глаза, оцениваем проф уровень, потом, в компании, поддерживаем и незаметно корректируем, причем всех.
2024-02-11 06:13 0
ОК-Консалтинг
Александра, Коллеги, всем доброго времени суток!
Александра, рекомендую обязательное тестирование по миннесотскому опроснику. При чём версия расширенная. MMPI. Это единственная методика, которая способна показать всю внутреннюю составляющую психики.
Большой опыт работы с ветеранами БД. Да и сам участник + образование.
А нам всем ещё придётся пережить очень многое после окончания...
Всем добра и успехов!
2024-02-10 16:26 2
Вера
У меня был начальник, прошедший Чечню. Могу сказать, что характер у него был и гибкий, но очень сильный. К нему периодически приходили друзья- полчки из военного братства. Наоборот, было понятно, что этих ребят не согнешь и не сломаешь. Все работали, не боялись трудностей, преодолевали преграды.
Потому, считаю, что после всего пережитого, "гвозди делать можно из этих людей", а что касается срывов, так это чаще встречается в веренном мне автосервисе,например, среди довольно квалифицированного персонала. Алкоголь, наркотики-зло, которое ломает всех и каждого, с остальными проблемами по плечу справляться человеку, наделенному интеллектом, знаниями и проф. навыками.
2024-02-10 09:09 3
Мария Алексашина
Александра, добрый день.
Тема интересная и актуальная. Спасибо, что делитесь опытом и мнением.

Как специалист с психологическим образованием по специальности "Общая психология и психология развития", а также, "Общая психология и психология управления персоналом", + при наличии опыта более 10 лет в сфере подбора, отвечаю на основании понимания работы психики и опыта работы с различными слоями населения.

На мой взгляд, люди прошедшие через СВО, необходимо обязать проходить медицинское освидетельствование и запрашивать справки от психиатра и невролога, т.к. все, кто прошёл через зону боевых действий имеет ПТСР или КПТСР.

С учётом, того, что бОльшая часть населения прошедшая через СВО, не имеет специализированной военной и психологической подготовки, а соответственно могут иметь угрозу для мирного населения.

Дискриминация по типовым параметрам здесь отсутствует, однако, речь идёт об элементарной безопасности рабочих на местах, кто может подвергаться неуправляемой и непредсказуемой реакции со стороны бывших участников СВО, т.к. наличие КПТСР и ПТСР искажает реакции на действительность происходящего и напрямую влияет на работоспособность и стрессоустойчивость человека в обычных условиях.

Также, напомню, что и без участия в СВО людям свойственны когнитивные искажения, которых насчитывается от 12 основных, которые человек может распознать самостоятельно до 200 в совокупности, которые выделяет Даниель Канеман.
А теперь, к этому перечню добавьте, вышеупомянутые КПТСР и ПТСР.

С уважением, Мари.
2024-02-09 12:42 2
Ольга Санина
Добрый день, коллеги! Согласна с Инессой в том, что не правильно будет выделять кандидатов, вернувшихся с СВО, в какую-то отдельную группу. По меньшей мере это уже пахнет дискриминацией.
И еще больше согласна с Владимиром Действительно, многие руководители не хотят работать с персоналом, ожидая, что получат сразу готового, устраивающего по всем позициям.
Много раз сталкивалась на практике с тем, что руководитель увольнял сотрудника только потому, что он ему не нравится. Вот просто не нравится и все. "Ну какой-то он не такой", - отвечали они на мой вопрос, почему расстаются с тем или иным новичком. И это не смотря на то, что мы совместно разрабатывали профили должности, определяли требуемые компетенции и навыки.
И, возвращаясь к теме вопроса, сложными кандидатами могут оказаться и те, кто не был на СВО. Здесь нужны не тесты при приеме, а грамотный онбординг и развитое наставничество.
2024-02-09 08:32 4
Инесса Шелест, IT HR
Здравствуйте, Александра, коллеги!
Моё мнение---не должно быть каких-то особых тестов для этих людей.
Выделяя их в отдельную гркппу мы будем делать ошибку, они такие же, как и все остальные.
У некоторых востановление происходит более длительно, это особенности каждого человека. Работа новая и социум способны ускорить адаптацию к мирной нормальной жизни.
Наша задача не отделять их в отдельную группу с отдельными тестами и т.п., а относиться с пониманием и не напоминать им откуда они вернулись. Мне кажется, психика человека, как ИИ, со временем сама стирает то, что хочется забыть.
С уважением, Инесса Шелест
2024-02-08 20:20 4
Владимир Хмелев
У меня был опыт работы с реально контуженным, пришедшим, правда, с фронта в Чечне.

Причем он мне не подчинялся напрямую, т.к. работал вообще в другой, в дистрибьюторской компании, у него были свои: супервайзер, начальник отдела продаж, свой тренер по продажам.

Но он был единственный, кто мог физически продавать товары, сбытом которых управлял я как представитель производителя, и поэтому мне пришлось найти к нему "ключик", пришлось обучать и мотивировать его на протяжении... целого ГОДА.

В результате он не только начал нормально разговаривать с нашими общими клиентами, но и стал лучшим продавцом-сейлз-агентом в своей компании!

Вот тут написано подробно, как это было сделано: https://hrtime.ru/material/keys-iz-otstaiushchikh-v-zvezdy-ili-kak-vyrastit-uspeshnogo-prodavtsa-87025/

Хотелось бы заострить внимание на том, что руководители часто ищут "тепличных" условий в работе со своим персоналом.
Их реплики: "Этот - наглый, этот - тупой, этот - ленивый, этот - жадный до денег... И т.п." Давайте, HRы, мне других работников, идеальных!

Но проза жизни сейчас такова, что придется довольствоваться теми кадрами, какие есть, не до жиру! Руководителям пора учиться успешно управлять любыми(!) сотрудниками, примерно, как хороший командир в армии умеет добиваться любой(!) поставленной задачи от любого(!) бойца из имеющихся в наличии. У него просто нет другого выбора! И не за деньги
2024-02-08 16:20 5
Показать все комментарии
avatar-default-icon
Ваш HR-партнер | Подбор персонала по РФ и СНГ | Обучение, оценка, аудит
Автор статей
Автор 141 публикаций
Вас также может заинтересовать
HRTime_faces
193 специалиста сейчас на сайте Опишите задачу. Исполнители откликнутся сами.
Мы используем файлы cookie и рекомендательные технологии. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie (подробнее), а также с пользовательским соглашением.
Согласен
X
Файлы cookie представляют собой файлы или фрагменты информации, которые могут быть сохранены на Вашем компьютере или других интернет-совместимых устройствах конечного пользователя (например, смартфонах и планшетах) при посещении Вами наших веб-сайтов или использовании наших веб-сервисов. Эта информация в большинстве случаев представлена в виде алфавитно-цифровых строк, которые однозначно идентифицируют Ваш компьютер или конечное пользовательское устройство, однако может содержать и иные сведения. На наших веб-сайтах или веб-сервисах мы используем различные типы «cookies» (небольшие текстовые файлы, которые размещаются на Вашем устройстве). Перечень используемых нами файлов cookie, описание целей их использования и дополнительная информация о соответствующих файлах cookie представлена в Инструменте управления файлами cookie, размещенных на соответствующих веб-сайтах и в веб-сервисах нашей компании либо в представленных в них текстах согласий или договоров.