Как защититься от рисков при поиске сотрудников на условиях постоплаты?

Коллеги, сталкивались ли вы с рисками при работе на условиях постоплаты? Что делать, если клиент не выполняет обязательства или отказывается платить, заявляя, что не нанял кандидата, хотя это не так? Делитесь своим опытом и подходами: какие пункты договора помогают минимизировать такие ситуации? Ваши советы и кейсы будут полезны для обсуждения!  

Популярное по теме
90 чек-листов по всем направлениям для HR и бизнес-тренеров: подборка от экспертов hrtime.ru
Полезные инструменты по подбору, оценке персонала, обучению, консалтингу, разработке СОТ, корпоративной культуре, коучингу, кадровому учету и карьерному консультированию в одном месте.

Добрый день, коллеги!
Хотелось бы услышать ваше мнение. При поиске сотрудников на условиях постоплаты всегда существует риск того, что клиент может не выполнить свои обязательства или поступить нечестно. Как вы защищаете себя от подобных ситуаций? Какие пункты включаете в договор, чтобы минимизировать эти риски?
И сталкивались ли вы с тем, что клиент говорит, что не взял сотрудника и не платит деньги после закрытия вакансии, хотя на самом деле кандидат был принят на работу?

Поделиться статьей
Интересует стоимость подбора?
Опишите кратко вакансию: сфера, требования, уровень позиции и я дам оценку
Любовь Жерновая
Присоединяюсь к коллегам по вопросу предоплаты. 100% проверка намерений заказчика. И меня на этапе становления оставляли без бонуса. Даже проверенные заказчики, с которыми работала длительное время. Потому что всегда есть соблазн воспользоваться доверительным отношением. Но все меняется и дорожает, и поиск становится сложнее. Я не делаю исключений, все нужно просчитывать, в том числе рентабельность работ. Иначе зачем это все вообще? Благотворительность? Очень смешно звучит мнение, что работа рекрутера это фикция, ха-ха! Я такие разговоры уже давно не слушаю, не воспринимаю. Это просто значит, что человек в теме не разбирается вообще, или настоящих профи не видел. Как правило это молодые и быстрые руководители стартапов, только что-то они ищут - найти не могут. Потому что, несмотря на всю кажущуюся легкость, что-то я не вижу большого потока "ресечеров" за копейки. Кто бы результат выдавал, и ответственность за 100% выход на работу специалиста, и гарантию. И все бы выполнял. И тем более чтобы они сами лихо квалифицированный персонал находили.
2025-02-05 20:10 1
Ольга Вишнякова
Екатерина здравствуйте! Работаю в сфере подбора персонала 20 лет и 18 лет как консалтинговое агентство. Предоплата да дает уверенность на первом этапе подбора рекрутеру, но не всегда является решающим фактором не выполнения обязательств и по факту трудоустройства кандидата. Я стараюсь с каждой компанией прописывать индивидуально условия подбора, а также вести своих кандидатов до прохождения ими испытательного срока. За весь период работы судебных разбирательств не было, решали все путем переговоров и 2 случая не выполнения фин.обязательств партнерами.
2025-01-30 16:22 1
Елена Берилло
Добрый день, Екатерина!
Разумеется, работа на условиях пост оплаты связана с определёнными рисками, я не работаю с подбором, но предоставляя услуги по другим направлениям работаю исключительно по предоплате.
Самое главное – это прозрачный договор. Укажите в договоре чёткие условия оплаты, включая сроки и порядок подтверждения факта выхода кандидата на работу. Добавьте пункт о том, что клиент обязан уведомить вас в письменной форме о принятии или отказе от кандидата в течение определённого срока. Включите в договор обязательство клиента предоставлять копию подписанного трудового договора или иные доказательства выхода кандидата на работу.
Предусмотрите штрафы за нарушение договорённостей, например, за отказ от оплаты в случае подтверждения трудоустройства кандидата.
Ну конечно поэтапная оплата (например, аванс на этапе начала работы, окончательный расчёт после выхода кандидата).
Фиксируйте все договорённости и важные моменты переписки с клиентом. Это поможет в случае возникновения спорных ситуаций.
И обязательно потратьте время на проверку клиента до начала сотрудничества изучите репутацию компании-клиента. Если есть сомнения, рассмотрите вариант работы по предоплате 100%.
Если клиент отказывается от оплаты, заявляя, что не нанял кандидата, при наличии доказательств трудоустройства то- суд. Здесь важную роль играют доказательства (подтверждения взаимодействий, копии трудовых договоров и т. д.).
2025-01-27 12:12 4
Инесса Шелест, IT HR
Здравствуйте, Екатерина и коллеги!
Екатерина, риски всегда есть.
Но нужно сделать всё, чтобы их минимизировать.
А для того необходимо:
+ детально прописывать Договор
+ устанавливать предоплату невозвратную
+ добавлять в Договор пункт о оплате за кандидатов, если их приняли в течении года, например, или 2:)
+ добавлять в Договор пункт о том, если поиск прекращается по инициативе заказчика в течении, например, 1 месяца, то заказчик оплачивает столько-то...
+ не давать контакты кандидатов до дня оформления
+ добавить в Договор пункт о уведомлениях Вас о принятии на работу кандидата и других действиях. И прописать сумму к оплате в случае отсутствия таких уведомлений.
Более детальная проработка того, что можно сделать для исправления надо рассматривать на реальном примере с деталями.
2025-01-26 23:36 0
Ирина Князева
Однорал Олег Игоревич (Рекрутинг Обучение Консалтинг).
Если было возможно на HRtime, то я поставила бы 2 лайка Вашему комментарию!
2025-01-24 17:46 4
Воропаева Ольга
Екатерина, когда я только начинала работать внешним рекрутером я тоже работала по постоплате. Ровно до первой проблемы. Такого, чтобы человек вышел, а мне не заплатили не было, а вот то, что я подбирала сотрудника в течении месяца, и моим кандидатам отказывали по разным причинам, а потом не оплатили выполненную часть работы, такое было. И я сразу перешла на предоплату. Сейчас можно много говорить, что и как я неверно проработала с заказчиком, но предоплата всегда защищает рекрутера от подобных проблем, и проверяет заказчика, как писала Екатерина, на серьезность его намерений.
2025-01-24 11:08 4
Однорал Олег Игоревич
Здравствуйте. К сожалению отсутствие честности у заказчика - очень актуальная проблема. Обезопасить себя на 100% нельзя. В этом плане аванс вообще является нормой в любой сфере В2В услуг, от дизайна до подбора персонала, а не некой страховкой. Да, отчасти он помогает, ибо в случае чего потеряете не 100%, а 50% от запланированного дохода. Но более правильный подход - заранее изучить заказчика, почитать отзывы сотрудников и клиентов, посмотреть выписку из ЕГРЮЛ на наличие судебных дел. Ну и, само собой, работайте только по договору и чётко фиксируйте, что есть Ваша услуга. А для заказчика, вызывающего сомнения можно и нужно предлагать 100% аванс. Это хорошо стимулирует хорошо себя вести: не хамить кандидатами, не отказывать им по совету таролога, не забывать про назначенные собеседования и тп.
И довольна странная ремарка нашего коллеги Крымова, который зачем-то попытался обосновать правомерность отказа со стороны заказчика. При подписании договора заказчик обязан оплатить услуги, зафиксированные в договоре. А «хочу - не заплачу» - это до первого иска. Ну или до первого «разговора по душам» (у нас не 90-е, но иногда и это выход)
А в РФ это норма для бизнеса - всех всегда обманывать и «кидать», даже когда это никому не выгодно. Такая уж ментальность. И заказчику, или его наемному сотруднику-кадровику, надо не забывать включать голову и четко согласовывать, что именно он хочет от подрядчика. Если он не хочет просто «скрининг» резюме, а хочет хэдхантинг - хорошо, только и цена будет в 5-10 раз выше. А то всегда хочется заплатить меньше (или вообще не платить) а получить лучшего на рынке сотрудника в свою не самую привлекательную контору.
И никакой «свой бренд» особой роли играть не будет. Если заказчик по своей сути привык со всеми работать грязно или сам не понимает, что ему нужно - есть у вас «личный бренд» и доп услуги или нет - ничего кроме проблем не получите. Так что здесь не надо искать проблему в HR-подрядчике. Заказчик не берет кота в мешке и никто не принуждает его к сотрудничеству. И если подписал договор - будь добр выполняй его. Несмотря на очень «ценное» субъективное мнение о подборе штатных HR-дядюшек и тетушек, которым что-то может не нравиться.
2025-01-23 23:47 11
Наталья Кретова
Екатерина, здравствуйте. Избежать рисков неуплаты гонорара за подбор персонала при условиях постоплаты, в текущий момент времени, невозможно, от слова совсем.
Тем не менее, самый хороший способ защиты - это предоплата. У меня на словах предоплата отваливается некоторое количество заказчиков. Сначала расстраивалась, а сейчас поняла - что лучше потеряю 15 минут на обсуждение условий предоплаты и он сольется, чем выполню проект, вкачаю свои силы и ресурсы и гарантировано пойду в суд за получением своих, честно заработанных средств.
2025-01-23 11:10 5
ОК-Консалтинг
Екатерина, Коллеги, всем доброго времени суток!
Екатерина, согласен со всеми ответами и более всего с Александром Крымовым. Важно, чтобы были не просто услуги, а дополнительно некий бренд. Пусть даже Вы ещё и не всех нефтедобытчиков знаете, но предлагаете Заказчику некую ценность.
Например, Вы не просто исследуете рынок труда в поисках кандидата, но и проводите оценку по соответствию внутренним ценностям бизнеса.
Не просто пришли к Заказчику, а проговорили с ним и согласовали "психологический контракт". Каким должен быть сотрудник в компании, с которым будет комфортно работать Заказчику. Закрепили это контракт и уже по каждому кандидату будет давать формализованную оценку.
Тогда ни у Заказчика не возникнет вопросов на тему: "А действительно ли Екатерина проводила первичное интервью?", - и ценность Ваша значительно вырастет!
Всем добра!
2025-01-23 08:48 4
Константинова Инна
Екатерина, добрый день!
Действительно, клиенты бывают разные, в том числе и недобросовестные, которые, поработав с агентством или с рекрутером, не всегда готовы оплачивать работу.
Я согласна с Екатериной, что лучший способ обезопасить сотрудничество с такими клиентами — это предоплата.
Иногда, несмотря на то, что вы подобрали подходящих кандидатов, работа над вакансией останавливается по независящим от вас причинам. Либо же клиент принимает решение взять на работу своего кандидата и требует вернуть всю сумму гонорара. В таких случаях рекомендуется включить в договор невозвратную часть предоплаты в размере 15-25% от суммы гонорара. Это позволит хотя бы частично компенсировать ваши расходы. Важно четко указать в договоре, за что именно предоставляется эта предоплата: например, за определённое количество представленных кандидатов, аналитику рынка и так далее.
2025-01-23 08:28 5
Александр Крымов
Екатерина, я никогда не был на ВАШЕЙ стороне, т.е. рекрутёра на контракте. Зато нанимал как HR таких, как Вы, в поддержку. Посмотрим на вопрос со стороны Заказчика.
А вы мне вообще зачем нужны? Выполнить элементарную работу поиска по ХХ? Так за это никакой предоплаты. Если наведёте меня на полезный контакт (не факт, что я его возьму!) - может, заплачу. А может и нет.
Я пользовался услугами фрилансеров только в одном случае: когда человек давно работает в регионе, по определённым специальностям, и уже имеет свою базу контактов, без ХХ. Вот тогда можно работать. А ресёрчершку ХХ я на малые деньги всегда найму.
Мораль: подумайте, какую именно услугу вы предлагаете Заказчику. Скрининг ХХ? Это копейки, хотя бывает, что надо, и тогда можете просить предоплату.
Подбор по ХХ включая не только отбор резюме, но и первичные интервью? А как Заказчик убедится, что вы их реально проводили?
Есть 2 рабочих варианта.
1. Вы устанавливаете с Заказчиком нормальные рабочие отношения, и просто работаете штатным рекрутером на удалёнке. Конечно, предоплата + расчёт. Может, даже фикс, без условий результата.
2. Вы - супер по профессиям в регионе! Знаете лично всех нефтедобытчиков в Уренгое (или по всей стране), которых нет на ХХ. Но это уже реальный хантинг, там другие договоры и цены.
А так, извините, ничего полезного не скажу.
Удачи!
2025-01-22 21:09 3
Вера
Екатерина, приветствую!
Хотя бы первая предоплата должна быть, по следующим вакансиям возможна постоплата, и то нет гарантии, что оплатят, если клиент захочет Вас обмануть.
Можно пригрозить клиенту отозвать своих кандидатов (трудоустроенных) или сказать, что Вы расскажете им, что данный работодатель не платит по счетам, Вам не заплатил.
Это срабатывает. Но делать этого, конечно, не хочется.
2025-01-22 20:22 6
Екатерина Глебовская
Екатерина, здравствуйте!
Для меня лучшая защита - предоплата.
Она позволяет, в частности, оценить серьезность намерений заказчика.
Много лет я работала без нее и клиентам ничего не мешало отменить запрос на подбор под различными предлогами и по разным причинам.
Судебные разбирательства по такой ситуации - дорогостоящий, длительный и часто безрезультатный процесс.
2025-01-22 19:52 7
Показать все комментарии
avatar-default-icon
Рекрутер
Автор статей
Автор 7 публикаций
Вас также может заинтересовать
HRTime_faces
197 специалистов сейчас на сайте Опишите задачу. Исполнители откликнутся сами.
Мы используем файлы cookie и рекомендательные технологии. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie (подробнее), а также с пользовательским соглашением.
Согласен
X
Файлы cookie представляют собой файлы или фрагменты информации, которые могут быть сохранены на Вашем компьютере или других интернет-совместимых устройствах конечного пользователя (например, смартфонах и планшетах) при посещении Вами наших веб-сайтов или использовании наших веб-сервисов. Эта информация в большинстве случаев представлена в виде алфавитно-цифровых строк, которые однозначно идентифицируют Ваш компьютер или конечное пользовательское устройство, однако может содержать и иные сведения. На наших веб-сайтах или веб-сервисах мы используем различные типы «cookies» (небольшие текстовые файлы, которые размещаются на Вашем устройстве). Перечень используемых нами файлов cookie, описание целей их использования и дополнительная информация о соответствующих файлах cookie представлена в Инструменте управления файлами cookie, размещенных на соответствующих веб-сайтах и в веб-сервисах нашей компании либо в представленных в них текстах согласий или договоров.