Как в вашей компании проходит адаптация новых сотрудников?

Адаптация - вроде такая само собой разумеющаяся вещь.
Однако, после того, как я всерьёз занялась этим вопросом, я поняла, что ни разу в своей жизни не встречала полноценной адаптации.
Ни в государсдарственных структурах, ни в коммерческих не было организовано адаптации для новых сотрудинков по всем правилам, с тем, чтобы получить лояльного сотрудника.

Популярное по теме
90 чек-листов по всем направлениям для HR и бизнес-тренеров: подборка от экспертов hrtime.ru
Полезные инструменты по подбору, оценке персонала, обучению, консалтингу, разработке СОТ, корпоративной культуре, коучингу, кадровому учету и карьерному консультированию в одном месте.

Тема адаптации меня не волновала, пока не пришлось готовить тренинг «адаптация и наставничество». Причём первоначально в запросе на тренинг под адаптацией понималось наставничество. На интуитивном уровне чувствовала, что это неправильно, и далеко не одно и то же. Однако, тренинг однодневный, успеть бы, рассказать про наставничество, и отработать необходимые навыки, так что не до адаптации было.

Тренинг создала и провела, а чувство дискомфорта осталось. Тема «Адаптация» не давала покоя. Возникло желание, так, для себя, для души, сделать полноценный двухдневный тренинг «Адаптация и Наставничество». Чтобы содержание отвечало заявленной теме.

Стала читать про адаптацию. Чем больше читала, тем больше понимала, что ни в одной компании, в которой работала, полноценной адаптации не было. Или вообще не было. Последнее место работы было просто «шедевром», ярким примером: «Как не надо работать».

С удивлением для себя узнала, что:

  • адаптация может проходить полгода, а то и год;
  • сотрудник проходит определённые стадии адаптации (почти как в «пирамиде Маслоу»);
  • может быть разный результат адаптации.

Очень понравился результат – «мимикрия». Стало понятно, почему есть лояльные сотрудники, которые любят свою работу, преданы компании, душой болеют за дело, а есть те, кто ходит на работу за деньгами, грубо говоря, «штаны протирать». И самое главное, что виноват в этом их начальник, который собственно отвечает за подчинённых, а значит и за результат адаптации.

За 12 лет моей работы в коммерческих структурах, я работала в 7 компаниях. Хотя работала, возможно, громко сказано, из двух я сбежала, не дождавшись окончания испытательного срока, уже на том этапе всё стало понятно.  Многие компании почему-то забывают, что испытательный срок нужен не только  «посмотреть» на сотрудника, но и сотруднику «посмотреть» на компанию. 7 не такое большое количество, чтобы делать вывод: «Нигде нет адаптации».

Поэтому интересно, это мне так «везло», или же это общая тенденция?

Небольшой опрос по организации адаптации:

  • В вашей компании есть план адаптации нового сотрудника?
  • Кто курирует нового сотрудника и заполняет этот план?
  • Кто отвечает за результат адаптации?
  • Как выглядит план адаптации персонала?
  • Есть промежуточные встречи во время испытательного срока?
  • У сотрудника берут обратную связь о том, как ему на новом месте?
  • Какие вопросы задают во время обратной связи?
  • Как организованы эти встречи?
  • Кто их проводит?
  • С какой целью проводятся промежуточные встречи, что происходит после них?
  • Какие ещё адаптационные мероприятия проводятся в вашей компании, что я не учла?

Буду признательна за ваши ответа.

Поделиться статьей
Ищете тренинг для персонала?
Ответьте на несколько вопросов и я пришлю вам расчет бесплатно
Зыкин Дмитрий
Спасибо автору за организацию дискуссии. Многое для себя переосмыслил.
2019-10-09 10:04 0
Александр Шведов
Марина!
Отличный список вопросов по теме. Фактически готовый чек-лист для внедрения адаптации. Вариантов много, нужно выбирать по каждому пункту, что приживется в Вашей компании, что легче воспримется. Пробовать. Исправлять. Объяснять для чего. Вовлекать персонал.
Я могу привести локальный ример из практики. Мы в рамках адаптации, ввели через месяц после приема на работу, мероприятие "Кофе с ГД". В кафе недалеко от работы. После обкатки выяснили. Кандидаты очень нервничали, так как им четко и детально перед мероприятием не довели его цель. Тогда сотрудникам стали разъяснять какая цель мероприятия, как оно проходит, как к нему подготовиться. Ходить в кафе тоже оказалось неэффективно (большая потеря времени ждать когда приготовят кофе+дорога). Стали по месту работы организовывать в презентабельной переговорной комнате. При этом на время общения, никто не мог отвлечь ГД. И стали это делать через 2 недели после выхода сотрудника на работу, а не через месяц.
В итоге сформировался действенный инструмент. ГД подчеркивал, что ему важен каждый принятый сотрудник, любой должности. Он готов выделить для него свое время, ответить на его вопросы, получить обратную связь, предложения (пока у него "свежие" впечатления и взгляд не замылился).
Кстати, сразу после Кофе с ГД, добавили еще и получасовой обмен мнениями по кандидату в составе ГД, руководитель подразделения, HR-руководитель.
2018-07-04 20:21 0
Марина
Юлия, спасибо за ответ. ЗдОрово! Можно поподробнее: что за журнал адапатции и о чем еженедельно говорите с сотрудниками, цель какая? Ваш опыт очень интересен, если не против - буду рассказывать о нём на занятиях по адаптации )))
2015-08-05 14:10 0
Финогенова Юлия
Добрый день. Первоначально мы проводит для сотрудника Welcome-тренинг в формате вебинара (так как у нас компания с развитой региональной сетью). Далее новый сотрудник поступает к наставнику и ведется журнал адаптации, в конце каждой недели общаюсь с сотрудником и узнаю результаты. Плюс обязательно памятка новичку с информацией о компании (история компании, руководство, житейские мудрости)
2015-08-05 13:29 0
Лидия Красикова
Александр, простите уточню, а 2, 5 миллиона - это з/п за какой-то период или потерянную выгоду просчитывали?
2015-03-21 00:07 0
Александр Крымов
Коллеги,
абсолютно согласен: ничего не выйдет без благословления Первого Лица.
Которое должно дать добро на реализацию и введение в постоянный режим практики адаптации и испытания (об этом всё время забываем!).
Как убедить?
Показать экономическую эффективность.
Посчитать, сколько работников были наняты и уволены по причинам неадекватной адаптации (испытания). Сумма затрат на их найм и содержание + замену.
Когда я это сделал предыдущий раз в одной крупной компании, по году вышло около 2,5 млн. руб. Тогда все и задумались :))))
Попробуйте!
2015-03-20 23:58 0
Лидия Красикова
Марина, а 1000% согласна, что рыба гниет с головы. Ну а что если это "гниение" идет от самой главной головы? В моей практике, хотя больше чем уверена, что у каждого из Вас встречался такой руководитель,который хотел обучаться,но ему не давал этого сделать его вышестоящий руководитель. Что делать в этой ситуации? Делимся опытом. И заранее приношу извинение разработчикам сайта, что 2 темы объединила в одну.
2015-03-20 23:37 0
Марина
Лидия, БРАВО! "дают руководителям инструкции"
Вывод - руководителей надо учить. К компетенциям руководителя относится и умения адаптировать новый персонал.
Опять сводится всё к тому, что в первую очередь надо учить руководителей. Это как пословице: "Рыба тухнет с головы". Голову не научим, получим сразу же много отрицательных последствий: нелояльных сотрудников, текучку и тому подобное...
2015-03-20 22:33 0
Лидия Красикова
Антон, простите я не совсем в курсе, но работая фрилансером, Вы проводите процесс адаптации на территории работодателя, я правильно поняла? Я только веду тренинги и подбором не занимаюсь, поэтому мне трудно представить эту картину.
2015-03-20 22:11 0
Лидия Красикова
Коллеги, тогда опять мы сводим все к вопросу компетенции и подготовке руководителя ( об этом писала в другом материале Марина Осокина). Если никто не против, то давайте о работе самого руководителя. Как ему действовать? Ему дают инструментарий (типа инструкции), как проводить адаптацию?
2015-03-20 22:08 0
Александр Крымов
Антон, я согласен, что ваша схема работает, и иначе не получится.
Но Вы пишете о ручном управлении адаптацией (кстати, не забудем, что есть оборотная сторона: испытание:))), которое возможно, когда в компании одновременно проходят адаптацию 1-2 человека в месяц.
Когда в компании одновременно в разных отделах проходят адаптацию человек 10, так не получится. Необходимо создавать регламенты, определяющие ответственных, а задача HR - контролировать их выполнение.
А главные - руководители подразделений, которые и востребовали себе новых работников, и отвечают за их адаптацию/испытание и дальнейшую работу.
2015-03-20 22:03 0
Антон Берсерк
Персональная работа.

Я лично 3 дня разговариваю с человеком и показываю ему все от и до. Не отходя от него ни на шаг. Потом плавно передаю его наставнику и в течение месяца встречаюсь с ним раз 5. Потом еще пару месяце, но уже не так часто.

Сбоев не было ни разу.
2015-03-20 18:01 0
Марина
Контрольные точки - это само собой. Но процесс адаптации и оценка компетенций сотрудника - это все же разные вещи.
И тут все не однозначно.
Если мы берём профессионала, отбирали долго, выбирали, то какие могут быть контрольные точки? Ему ставят задачу - он выполняет.
Если я вдруг завтра все-таки пойду работать внутренним тренером -- тренинг продаж я проведу через неделю. Неделя нужна - подготовить узкоспециализированные задания и игры. Я покажу результаты, но это не значит, что я адаптируюсь к компании.
Если же мы берём человека без проф.подготовки, то должен существовать план обучения. И тогда контрольные точки заложены в плане. И опять - это не адаптация, это обучение, наставничество.
Правильный (желаемый для компании) результат адаптации, когда сотрудник по окончании испытательного срока собирается работать в компании "всю оставшуюся жизнь".
Я сталкивалась с таким: "Только нашла работу, снова искать - сил нет, ладно, я тут поработаю полгодик". Это ужасный результат адаптации и испытательного срока. Это значит - компания проверку не прошла. "Здравствуй, текучка!" Сотрудника оставляем, значит он нас устраивает, а мы его нет.
А вот теперь вопрос: кто отслеживал на протяжении испытательного срока, что происходит с сотрудником. Почему он принял такое решение? Где компания его упустила?
Адаптация, когда компании не безразлично, что думает сотрудник, лоялен он или нет - это уже корпоративная культура.
2015-03-20 14:39 0
Лидия Красикова
Марина, тут я так понимаю и возникает столкновение взглядов руководителя отдела и директора по персоналу, верно? А что если сотрудник не дотягивает? Может вводить на протяжении испытательного срока контрольные точки?
2015-03-20 14:23 0
Марина
Лидия! Я думаю, что отвечать (типа перед генеральным директором) должен руководитель отдела персонала. А адаптировать непосредственный руководитель. Таким образом, рук.одт.персонала спрашивает с руководителя нового сотрудника. Если тот не справляется - это повод намекнуть ему, что не хватает компетенций руководителя.
А это уже пересекается с моим вопросом, как убедить руководителей учиться самим.
2015-03-20 14:18 0
Лидия Красикова
А в продолжении темы. Так кто должен быть ответственным за адаптацию персонала и кто ее осуществлять?
2015-03-20 13:13 0
Марина
Во время адаптации сотрудник проходит ряд стадий, похожих на стадии пирамиды Маслоу. Компании нужно, чтобы человек показывал результаты, был эффективным сотрудником. Но! До тех пор, пока он не пройдёт первые ступени, нем смысла ждать от него результатов и высокой эффективности.
Первая ступень помните? Еда, вода, тепло - это то, что надо решить и на рабочем месте. Сотрудник пришёл первый день на работу, его предупредили, что надо принести свою чашку? Или что ничего не надо приносить, потому что есть одноразовая посуда и бесплатная столовая.
Вторая ступень - безопасность. Отчасти адаптация в коллективе, "узнавание" людей вокруг - на предмет, с кем "дружить", а к кому "на пушечный выстрел не подходить". Создание дополнительных стрессов в этот момент приводит к тому, что сотрудник ставит "минус" компании. Он же тоже её оценивает. Невольно навешивает ярлычки.
Далее - социум, общение с коллегами, принятие в коллективе.
Думаю понятно, что эти три ступени можно пройти очень быстро - это всё зависит от руководителя. Познакомил с правилами внутреннего распорядка, рассказал, что принято, а что нет в компании. Представил коллегам, рассказал о том, с кем как общаться - решил вопрос безопасности. Назначил наставника или наставников, которые будут опекать первое время - решил вопрос с принятием в коллективе.
На всё это нужно два - три дня, максимум неделю.
Новичок попадает в комфортную обстановку и начинает работать. А не привыкать и подстраиваться на протяжении всего испытательного срока.
2015-03-20 12:05 0
Мария Туровцева (HRTime.ru)

Коллеги, вот старый топик на эту же тему - "Кому и для чего нужна адаптация персонала".
Много интересных наблюдений.

2015-03-19 21:44 0
Александр Крымов
Здравствуйте, Марина!
Вы подняли очень важную тему. Я веду тренинги по адаптации персонала уже 10 лет, хорошо знаком с системами адаптации (или точнее, с их отсутствием :(( в самых разных компаниях, от банка до завода.
Для начала, практически все путают 2 связанных понятия: адаптация и испытание. А некоторые полагают, что это одно и то же. На самом деле - 2 стороны одной монеты. Надо и помочь сотруднику быстро адаптироваться, и проверить, насколько он состоится в будущем. Одно, на самом деле, противоречит другому. Т.е., и объясни - научи, и одновременно оцени и проверь.
В предыдущих ответах затронули, пожалуй, все важные темы. Я добавлю методику, которую используют в одной очень продвинутой компании. Но она - скорее про испытание.
Они называют это "карантином". В эти условия помещаются все новички (кроме топ-менеджмента, но он у них практически всегда - из своих).
Проверяются: мотивация, отношение к работе, точность, дисциплина и т.д., всего дюжина позиций.
Новичок не знает, что его проверяют.
Для каждой позиции даётся практическое задание. Например, просьба задержаться после работы или выйти в выходной день. И то и другое - неожиданно и без времени на размышление. Если человек не готов менять свои планы - это оценивается как негатив.
А вот как проверяются самостоятельность и коммуникативные качества. Новичка просят отнести документы в такой-то отдел. На вопрос "А где это? И кому отдать?" руководитель отмахивается, дескать, мне некогда сам разбирайся. И вся фирма тайком ехидно наблюдает, как новичок мечется по этажам; помогать ему не принято...
Жёстко? Да. А бизнес - вообще вещь жёсткая.
2015-03-09 15:20 0
 Татьяная

Коллеги, здравствуйте!
Начну как и многие, по моему опыту работы в отделе персонала разных Ко, кроме системы адаптации, упускается не менее важный аспект - это обучающая программа минимум для руководителя и наставника.
Сотрудника HR департаментов четко понимают, что помогает "новичку", как считать его дискомфорт или ступор от чего-либо, чего категорически нельзя говорит на этом этапе (т.к. человек пока не ориентируется, важное ли замечание было озвучено или начальник/наставник просто вспылил, и сказанное надо поделить на 3). Для четкого понимания, достаточно вспомнить себя в роли адаптирующегося.

2015-03-04 11:54 0
Марина
Марина, из Екатеринбурга, то, что вы написали - это только половина адаптационных мероприятий.
То, что Вы описали - это то, что нужно компании от сотрудника. Это есть почти во всех компаниях.
Когда вы приезжаете зимой из снежной России в теплый Египет - организм может начать капризничать. Мы тогда говорим - акклиматизация началась.
Так вот, новый сотрудник в новой компании тоже должен акклиматизироваться. Задачи адаптации - помочь ему это сделать как можно быстрее.
Оценка должна быть не только сотрудника, но и сотрудник оценивает компанию.
На выходе нам нужно получить льяльного профессионала, который более душой за компанию, а не человека, который говорит: Деньги платят и супер, делаю вид, что работаю и люблю компанию.
2015-03-03 11:45 0
Marina
Добрый день!
Хочу поделиться как проходила адаптация новых сотрудников в моей бывшей компании. Нигде я не встречала более углубленную адаптацию.
Примерно месяца 3 мы (отдел персонала) вместе с руководителями подразделений разрабатывали адаптационные модули для новых сотрудников. В них были заинтересованы все: руководители – в целях получения эффективного сотрудника, отдел персонала – лояльного коллегу.
Были разработаны 3 модуля: для руководителей, для офисного и полевого персонала.
Включали они следующие этапы:
1. С чем должен новый сотрудник ознакомиться в 1 день (общие положения компании, функциональные обязанности и т.д.)
2. Первая рабочая неделя (ознакомления с общими положениями компании ..)
3. Первый месяц работы (введение в должность и специфика работы, критерии оценки результатов работы (заполняется непосредственным руководителем)
4. Решение по окончанию испытательного срока: 1. Положительная оценка руководителя. 2. Экзамен стандартам и ценностям компании. Рассылка по почте об успешном прохождении испытательного срока.
Модуль дополняется специфичными пунктами до выхода сотрудника и выдается в первый рабочий день.
За каждым пунктом этапов закреплен ответственный, при прохождении которых ставит подпись.
Модуль рассчитан на время испытательного срока, который длится как стандартно 3 месяца, так и мог быть сокращен по результатам работ (отслеживалось также по модулю).
Курирование адаптации было моей задачей, менеджера по персоналу. Встречи с новым сотрудником проходили 1-2 раза в месяц (в зависимости от этапа и должности) либо в неформальной обстановке, либо как запланированная встреча в конференц-зале.
Во время встречи брала обратную связь (что нравится/не нравится, что не понятно, где нужна помощь..) и заполняла таблицу для руководства. Отмечала на каком этапе находится сотрудник, комфортно ли ему в коллективе, насколько соответствует корп. ценностям компании и есть ли возможность сокращения испытательного срока.
Поначалу такая адаптация встречалась с отторжением нового сотрудника, так как такая система для него новая. Но человек все больше чувствует свою значимость и заинтересованность в своей личности. Как результат, мы получаем либо «своего» человека в компанию, либо человек «отсеивается».
2015-03-03 08:59 0
Игнатенко Татьяна
Марина, добрый день!
За 15 лет работы в разных организациях, ни разу не столкнулась с действующей системой адаптации. К сожалению.
Сейчас сама в кадрах, есть отдел по подбору и адаптации. Но по факту, "адаптацию" сотрудников офиса проводит непосредственный руководитель. И то, первые пару дней, без четкого плана. Дальше сотрудник работает по максимуму, пытаясь себя показать и одновременно освоиться в новой среде. Все понимают отрицательные стороны такого подхода, но изменений нет.
Есть еще колл-центр, там работает большая часть сотрудников. После 4-х дневного обучения новый сотрудник выходит на работу, с ним три месяца (до конца испытательного срока) работает наставник. На него и ложится основная нагрузка по адаптации. Но, все таки, он больше помогает освоиться с программой и научиться общаться правильно.
Раньше менеджер отдела по подбору и адаптации встречались с новым сотрудником через 3 дня, 1 неделю и 1 месяц. Встречи происходили один на один в переговорной. Менеджер интересовался, как дела, что нравиться, что не нравиться... Но потом от этой практики отказались. Т.к. реальной информации получить не получалось, а времени занимало очень много (большая текучка в колл-центре).
2015-02-26 15:20 0
Попова Оксана
Марина, добрый день!
По существу вопроса - только тезисно о наиболее "затронувшем", все остальное - это уже целый проект "Эффективная программа адаптации на предприятии"... Рассматриваю с точки зрения "предприятию во благо":
1. Когда нет плана адаптации работника к должности - считайте, нет и программы адаптации на предприятии, потому что все тогда осуществляется только "наскоком" и положительных результатов не приносит.
2. Курировать (в значении контролировать) должен только непосредственный руководитель - это изначально формирует субординационный рабочий механизм, а координировать (в плане профессиональном) может назначенный наставник... НR во всем этом хорош как некий "надзорный" орган, причем тесно и плодотворно сотрудничающий и с непосредственным руководителем, и с наставником - тогда эта "связка" очень эффективна.
3. Полагаю, самый некорректный вопрос "Кто отвечает за результат адаптации?" = человеческий фактор - самая большая группа риска в силу своей непредсказуемости... Поэтому вопрос, по моему мнению, требует переформата = Кто отвечает за надлежащее исполнение плана адаптационных мероприятий?... Ответ напрашивается сам по себе: со стороны организации - "тройка" в лице непосредственного руководителя, наставника и HR-а сообразно возложенным полномочиям... Для объективности оценки "надлежащее исполнение плана" на предприятии должны быть разработаны количественные и качественные критерии = значимые для самого предприятия показатели...
Однако, как показывает опыт и многолетняя практика - даже при выстроенной системе адаптационных мероприятий ни одна организация не застрахована от "вдруг" нового работника = передумал/обстоятельства изменились/другую работу предложили/иное.... Поэтому 50 % ответственности - только на совести самого работника.. Для себя определила - существует некая "точка совпадения интересов" работодатель-работник... - вот в этой фазе адаптация проходит замечательно...., при несовпадении - все зависит от степени несовпадения...
4. И промежуточные встречи, и обратная связь, и промежуточное тестирование должны быть - в каком виде, как часто, и в каком объеме - вопрос требующий "индивидуализации" и зависит от совокупности многих факторов: целей и задач предприятия, фазы его жизненного цикла, численности предприятия, уровня должности, ценности конкретного работника и т.д. и т.п....
С уважением,
Оксана Попова
2015-02-25 12:22 0
Марина
Лидия, спасибо за ответ.
Парадокс правда? Непосредственный руководитель отвечает за процесс адаптации, как он протекает, какие мероприятия происходят, за "вливание" в коллектив и тому подобное. Как он может быть ответственным? Ему самому может понадобиться помощь. Логично, что отвечать за результат должен самый главный по человеческим ресурсам.
2015-02-25 11:13 0
Лидия Красикова
Марина здравствуйте!

Что касается адаптации, согласна. У нас под ней понимают "мы на Вас посмотрим, а потом решим". Уже изначально человек испытывает стресс, так как пришел на новую работу. А тут еще руководитель на время испытательного срока испытывает человека на прочность. И как ни странно, во многих организациях - это тоже считается частью процесса адаптации.
Конечно не все организации такие, но многие. Здесь я бы сказала, как повезет. Рыба всегда гниет с головы.
Что касается ваших вопросов, то я работаю фрилансером и точно могу сказать, что в каждой фирме все по разному. Но в большинстве случаев ответственным делают директора по персоналу, хотя он перекладывает эту обязанность на непосредственного руководителя.
2015-02-25 10:54 0
Показать все комментарии
avatar-default-icon
Автор настольной бизнес-игры "Галактическая товарная биржа", ведущая трансформационных игр, бизнес-тренер по проадажм, управлению персоналом.
Автор статей
Автор 18 публикаций
Вас также может заинтересовать
HRTime_faces
212 специалиста сейчас на сайте Опишите задачу. Исполнители откликнутся сами.
Мы используем файлы cookie и рекомендательные технологии. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie (подробнее), а также с пользовательским соглашением.
Согласен
X
Файлы cookie представляют собой файлы или фрагменты информации, которые могут быть сохранены на Вашем компьютере или других интернет-совместимых устройствах конечного пользователя (например, смартфонах и планшетах) при посещении Вами наших веб-сайтов или использовании наших веб-сервисов. Эта информация в большинстве случаев представлена в виде алфавитно-цифровых строк, которые однозначно идентифицируют Ваш компьютер или конечное пользовательское устройство, однако может содержать и иные сведения. На наших веб-сайтах или веб-сервисах мы используем различные типы «cookies» (небольшие текстовые файлы, которые размещаются на Вашем устройстве). Перечень используемых нами файлов cookie, описание целей их использования и дополнительная информация о соответствующих файлах cookie представлена в Инструменте управления файлами cookie, размещенных на соответствующих веб-сайтах и в веб-сервисах нашей компании либо в представленных в них текстах согласий или договоров.