Как определить адекватность клиента?

Бывает, берешь в работу  заявку от клиента, подписываешь договор, в заявке просишь указать подробный портрет данной вакансии. Проходит пара дней - начинается агрессия от клиента. А у нас в разработке 48 резюме... А клиент требует разорвать договор. А еще и нажалуется в HRTIME- это самое страшное... 
Что делать?  
 

Популярное по теме
90 чек-листов по всем направлениям для HR и бизнес-тренеров: подборка от экспертов hrtime.ru
Полезные инструменты по подбору, оценке персонала, обучению, консалтингу, разработке СОТ, корпоративной культуре, коучингу, кадровому учету и карьерному консультированию в одном месте.

 

 

Поделиться статьей
Интересует стоимость подбора?
Опишите кратко вакансию: сфера, требования, уровень позиции и я дам оценку
Инесса Шелест, IT HR
Здравствуйте.
Анна, мне очень жаль что Вы оказались в такой ситуации. Хочу Вас поддержать---не расстраивайтесь! Учиться на ошибках это не позорно. Никто не застрахован он недобросовестных клиентов.
Мой совет: спокойно проработайте и свои ошибки, чтобы в будущем их не повторить.
Ваша инициатива о создании чёрного списка клиентов разумна, но в ней есть масса противоречий: клиент может успешно сотрудничать с другим исполнителем и "клеймить" за то, что с кем-то не удалось построить сотрудничество будет выглядеть нелогично.
Но вцелом до подписания договора будет ценным видеть статистику по клиенту: количество опубликованных проектов, количество подписанных договоров, количество оставленных отзывов от него и о нём, др.
2024-06-11 11:45 1
Анна Тарасова
Как я и предугадала, несмотря на все наше старание- негативный отзыв получен. Все, что написано Ефимовой Галиной из Саратова- все перевернуто с ног на голову.Друзья- не берите в работу ГАЛИНУ ЕФИМОВУ из Саратова!
Перед работой был подписан договор согласно которого мы работали. Главное требование- подбор менеджера по туризму- С ОПЫТОМ работы. Мной были подобраны 8 кандидатов (восемь) Выбор большой. Два кандидата - с хорошим опытом. Остальные- с маленьким и не прописанным документально. 1- старая! 2- до истерики мужу не нравится!
После этого- я написала в HRTIME - про неадекватность клиентов. Галина пыталась отследить всю работу за мной. Вместо совместно построенной работы были звонки с некорректными разговорами в любое время дня и ночи.
О зарплате- в заявке написала Галина- оклад 60 тр и +++ % с продаж.
О ее характере знает город Саратов. Много кандидатов просто отказываются к ней идти. Ее характеристики ,данные остальным 6 кандидатам даже не выдерживают никакой критики.А девочки все с хорошим образованием, коммуникабельные и контактные. Да, денег на поиски 6 кандидатов для ублажения этой женщины я истратила много больше того аванса, который ей был проплачен. Мое предложение остается в силе- создать в HR черный список из таких клиентов ,как ГАЛИНА ЕФИМОВА из Саратова.
2024-06-11 09:58 0
Aлла Алфёрова
Добрый день, уважаемые коллеги!

Адекватность клиента в очень большой степени можно понять, когда проводим развернутую беседу с клиентом по его болям, потребностям, целям и т.д. Как правило около 90% ИНФ мы понимаем. И понимаем, стоит ли нам идти в Договор с клиентом. Однако, на случай вот этих 10% я уже давно стала с клиента брать предоплату от 20 до 50% от общей стоимости. И здесь уже я говорю клиенту о своих болях: о том что клиент может вдруг найти сотрудника через знакомых или коллег, а я уже затрачиваю Ресурсы немалые на вход в Вакансию. И Адекватные клиенты всегда соглашаются, по крайней мере у мере так, неадекватные же отсеиваются сами. Клиент всегда сам четко понимает уровень своего серьезного настроя на сотрудничество.
2024-06-06 14:28 5
Влад Яковлев
Здравствуйте, Анна!

Соглашусь с большинством ответов коллег, здесь уже прозвучавших. На мой взгляд, наиболее значимым является уровень коммуникаций и доверия с вашим клиентом, также имеет значение уровень клиентоориентированности с обеих сторон, как это ни странно прозвучит. Что касается негативных отзывов - это тоже обратная связь, и она нам помогает, при правильном к ней отношении. Удачи вам.
2024-06-06 03:53 0
Иванова Галина
Здравствуйте, Анна!
Адекватность заказчика я оцениваю по категоричности к требованиям по заявке. Мне важно понять: закрою ли я вакансию за 2,5 недели максимум или нет. На встрече с клиентом задаю много уточняющих вопросов, которые и позволяют узнать адекватность заказчика. Работать ради ради работы я не намерена, поэтому реже беру вакансии в работу, чем коллеги. Писать потом аналитические записки с аргументацией изменить условия в заявке, опираясь на анализ рынка - неинтересно.
2024-06-05 14:05 1
Екатерина Парипа
Добрый день, Анна. Вопрос достаточно интересный, но происходит эта оценка с опытом специалиста, а также что вы понимаете под словом "адекватность", т.к. у каждого своя и каждый по своему её оценивает. Но обычно, если на первой встрече знакомства и обсуждения профиля, на 2 этапе брифования обычно в 80-90% видно, что за "фрукт" этот клиент. Естественно бывает исключения из правил, но думаю на платформе надо раздел, который виден был бы исполнителям, чтобы точно не попасть другому исполнителю в такую же историю. По в договоре лучше прописать, на какой день предоставляете первых кандидатов по соответсвующей заявке.
2024-06-05 13:16 0
Валентин
На 100% никак, но у каждого из нас (исполнителей) есть возможность задать заказчику вопросы, которые для нас важны. Например, с кем из рекрутов он работал, если прекратил с ними работу, то почему?

А на основе полученной информации можно сделать выводы о дальнейшем сотрудничестве.

P.S. А договор на то и договор, что в нем есть раздел "Ответственности сторон".
2024-06-04 19:30 3
Олег Дьяконов
Ну никто же не удивится рассказу, если после первого свидания сразу выйти замуж и потом разочароваться. В бизнесе, как и в личной жизни, нужно сперва собрать побольше информации и пообщаться. Понятно, что за клиента никто не собирается замуж (хотя, знаете, случаи разные бывают, конечно), но после краткого письменного запроса с его стороны вы высылаете договор, а потом идут капризы.. Мало данных было у вас для того, чтобы либо быть готовыми к такой ситуации и подстраховаться, либо, вообще принять другую стратегию во взаимодействии с новым клиентом. Вплоть до отказа работать с вашей стороны. А что? Нас выбирают, мы выбираем.. И это , бывает, не совпадает...
2024-06-03 16:52 2
Однорал Олег Игоревич
Здравствуйте. Очень актуальный вопрос. Заранее понять - почти никак. То. оч ем говорят коллеги ("видно через 15 мин.) ну это обычно прям тяжелые граждане с нестабильной психикой. Да, такие сразу показывают своё лицо. Но остальные могут проявиться - и обычно так и происходит, когда приходит время платить. Тогда сразу могут возникать непонятные претензии, сплошь не по договору, в духе "а вот я думаю... а вот мне надо было...". И это никак не выявить сразу, ибо рынок РФ так устроен. Деловая этика как феномен в принципе отсутствует. Как-никак наследие 90-х. Поэтому очень многие с удовольствием обманут, попытаются не выполнить свои обязательства, еще и вас обвинять будут. И это скорее норма. От крупного бизнеса и государства с вечными откатами и взятками, до мелких контор, играющих по тем же правилам и тоже не теряющих возможности отказаться от выполнения своих обязательств. В данном случае рекомендую быть максимально прагматичной и критичной ко всем заказчикам. Может не ожидать всё время обмана, но быть на чеку и сразу его выявлять. И не поддаваться на психологическое давление в виде агрессии/обвинений. Обычно это верный признак лживого заказчика, который хочет обмануть и лишь следует принципу - "лучшая защита - нападение". А выход - всё фиксировать юридически и выполнять работы на 100% в соответствии с договором. И тогда нелепые "а я хочу уборщицу с голубыми глазами, а не карими", или "у кандидата на администратора не достаточно бархатный тембр голоса (реальный пример из практики)" не будут иметь никаких последствий для Вас. Ни в качестве отзывов, ни в контексте повода не платить за оказанные услуги. А если кто-то решит отзыв оставить - в Вашем распоряжении система арбитражного судопроизводства. Вы удивитесь, как быстро улетучивается вся агрессия и беспочвенные обвинения после получения досудебной претензии и угрозы продолжить разбирательство в суде.
2024-06-03 12:25 2
Лия Новикова
Коллеги доброго дня!
На моей практике действительно по первому диалогу неадекватного клиента видно. Однако бывает всякое.
У меня перед тем как взять в работу вакансию обычно 2 диалога происходит. Первый стандартный по вакансии требованиям итд.. потом беру паузу в 3 дня, смотрю рынок и возвращаюсь к клиенту с рекомендациями и прогнозами, тут уже точно будет видна адекватность или неадекватность) Паузу беру всегда, даже если знаю рынок очень хорошо и есть свежая база.
2024-06-02 22:52 3
Илья Булашов
Добрый день, Анна. Вопрос интересный, но приходит эта оценка с опытом специалиста, а также адекватность у каждого своя и каждый по своему её оценивает. Для кого-то это адекватное поведение, а для кого-то просто не приемлемое поведение. Выявите их для себя, научитесь считывать, прорабатывать и фильтровать. В любом конфликте, виноваты обе стороны, в вопросе не совсем подробно описана ситуация, поэтому можно только догадываться. Агрессия клиента не с пустого места появилась, значит что-то вы не сделали, не проговорили или не указали при начале работы, проведите работу над ошибками, порефлексируйте над ситуацией. Нужно считывать клиента с первых взаимодействий, делать выводы и принимать решение, работать или нет с ним, а если начали, то работайте, сглаживайте конфликты и старайтесь найти выход, а если не получается, то отпустите, всё что не делается к лучшему, нормальной работы уже не будет. Успехов и удачи вам!)
2024-06-02 13:49 3
Анна Короткова
Здравствуйте, Анна и коллеги!
А на этапе первичного общения с заказчиком все было гладко?
По моей практике,весь не адекват показывает себя в всей красе в первые 15 минут общения Было ли оговорено при общении, через какой промежуток времени у него появиться первые кандидаты на втором собеседовании? У меня это прописано в договоре Создать черный список таких заказчиков было бы отлично
2024-05-31 14:07 3
Ирина Юрьевна
Добрый день, Анна, коллеги!
Агрессивность, адекватность, сдержанность, резкость, много, мало, дорого и т.д. - это оценочные суждения, которые по своей природе субъективны. Вполне возможно, что агрессивными какие-то коммуникации кажутся только одной стороне.

Другие важные моменты, которые не озвучены в кейсе:
Изменилось ли что-то в поведении заказчика с начала общения, в какой момент, например, до и после подписания договора, или его подходы к коммуникациям изначально были такими.
Предусмотрены ли условиями договора сроки и форма предоставления данных от заказчика, было ли у заказчика сформировано понимание необходимости представления таких данных на стадии переговоров.
С какой степенью настойчивости и по каким каналам (звонки, мессенджеры, эл.почта) вы просили его предоставить эти данные, возможно, заказчик воспринял это как назойливость.
На каком уровне шли коммуникации с просьбой предоставить данные: между равноценными позициями, например, директор-директор/менеджер-менеджер или по диагонали, например, директор-линейный сотрудник.
Наконец, множество проектов/задач есть не только у рекрутера, но и у самого заказчика, о которых вы не знаете. Вполне возможно, что в своей иерархии задач договор с вами на данном этапе он поставил не на приоритетное место.
В данной ситуации вы можете либо уточнить у заказчика причины его негативных реакций, либо расторгнуть договор, как вам предлагают.
Ну и классическая проблема исполнителя - овербукинг, когда в работу берут больше проектов, чем могут реализовать в сроки и с надлежащим качеством. Это не ваш случай?
2024-05-30 21:45 3
Пётр Коробицын
Здравствуйте, коллеги!
В таких ситуациях важно сохранять спокойствие и действовать по плану. Во-первых, сразу уточняйте все детали вакансии и фиксируйте их в договоре. Во-вторых, держите клиента в курсе хода работы, чтобы он видел вашу активность. И наконец, при первых признаках недовольства постарайтесь выяснить причины и предложить возможные решения. Ну и предоплата, действительно, хороший способ обезопасить себя в случае подобных ситуаций.
Анна, желаю Вам разобраться в данной ситуации! Именно сейчас опыт взаимодействия с подобными клиентами поможет Вам решать подобные ситуации легче в будущем.
2024-05-29 20:15 4
Анна Тарасова
Исходя из нашей беседы можно обратиться к HRTIME.RU ? Может попробовать создать Черный список из таких клиентов??Если они не добросовестно поступили однажды- такое будет повторяться .
2024-05-29 18:01 5
Вера
День добрый!
И не такое бывает. Вы взяли предоплату? Тоггда не так обидно отбиваться от агрессии и нападок.
Один мой клиент передумал брать на работу отобранного кандидата, отложил до осени подбор, а платить мне не хочет. Даже 50% от сумммы, хотя по договору должен 100%.
Молчит, как хорек. Что делать при этом, самой проявлять агрессию?
2024-05-29 17:53 5
Марина Климычева
Здравствуйте, Анна.
Из вашего поста не очень поняла откуда агрессия у клиента? Очень односторонне показана ситуация и без деталей. Что его стригерило на агрессию.
В целом, я не считаю, что клиент всегда прав, для этого и есть договор. Но что касается меня, то я оказываю качественную услугу и у меня таких ситуаций было всего 2. И я предпочла просто вернуть деньги, нежели чем спорить
2024-05-29 16:50 5
Ковалева Наталья
Коллеги, приветствую!

На мой взгляд, оценка адекватности клиента находится вне рамок наших компетенций и может быть субъективной. А вот соблюдение взаимных договоренностей - это объективная реальность, которую невозможно фальсифицировать. Соблюдаем максимальное спокойствие и аппелируем к условиям договора!
2024-05-29 16:40 5
Инесса Шелест, IT HR
Здравствуйте, Анна, коллеги!
Прочитала комментарии Александра и Натальи... и действительно. если "клиент всегда прав" даже если он не прав....
мой совет---- не спешить подписывать договор. Я такое практикую иногда, если есть ощущение что что-то не так. Доверяю своим предчувствиям. Это приходит с опытом, конечно...
А в Вашей ситуации---посмотрите критично на условия договора, все ли договорённости Вы соблюдали за те несколько дней "сотрудничества" и предложите клиенту урегулировать всё "полюбовно" раз совместной работы не получилось не начавшись.
2024-05-29 11:48 5
Наталья Кретова
Анна, коллеги, здравствуйте. Поскольку мы живем в истории, что клиент всегда прав, остается только работать в рамках правового поля. В отношении клиентов с этого ресурса и их жалоб - такое может быть с клиентами от любого агрегатора, на это повлиять нельзя. Адекватность клиента при начале работы - не измерить, она проверяется только в процессе работы.
2024-05-29 06:47 5
Александр Тимошин
Анна, коллеги! Здравствуйте!
Анна, Вы использовали для описания клиента слово "агрессия"
Вопросы.
- Проявлялась ли в каком-то виде агрессия на стадии подписания контракта?
- Агрессия проявляется через обвинение в невыполнении каких-то обязательств или по форме общения?
Коллеги выше написали, что если есть подписанный контракт, то нужно сразу смотреть, что там написано по этому поводу.
Если ситуация с таким клиентом позволяет то, стоит попробовать поговорить о причинах недовольства.
А также о том, что Вы уже сделали.
На мой взгляд, также важно сначала различить проявленную агрессию как личностную особенность или как разное понимание подписанного контракта.
И потом уже предпринимать какие-то шаги.
2024-05-28 16:28 6
Инесса Шелест, IT HR
Анна, я встречала разных клиентов)
Просто в какой-то момент стала спокойней реагировать.
Воспринимаю такие ситуации с улыбкой, возможность "бодрого поднятия тонуса")).
Рецепт--До старта работ проводите полную оценку всех возможных рисков.
Лучше отдохнуть между проектами, чем "отправлять ракету в космос без топлива"))))
Кстати, если сотрудничество не состоялось, то какие клиент может иметь претензии к Вам? Он и отзыв о Вас писать не может.
2024-05-28 15:47 1
Роман Сюров
Действуйте в рамках законодательства. Не оплатил работу - да, неприятно. Тогда суд. И огласка. Движение двустороннее.
2024-05-28 15:19 2
Анна Тарасова
Инесса, спасибо за ответ! Ваши рассуждения подойдут адекватному клиенту. Я также рассуждаю. Но за действия этого человека отвечать не берусь. Полагаю ,что эту неадекватность включают, когда не хотят проводить постоплату- это первое. Или манера работы такая- это второе(
2024-05-28 14:58 2
Инесса Шелест, IT HR
Здравствуйте, Анна и коллеги!
Анна, если за пару дней уже пул кандидатов--48 человек, то Вы--молодец!
И не стоит расстраиваться. Надо выяснять срочно причины недовольства клиента.
Если договор подписан, в нём же прописаны все договорённости и сроки на каждом этапе.
Задайте вопрос клиенту: "Чем он не доволен? Причины?"
Нелогично если и кандидаты есть и договор подписан... а он не доволен.
2024-05-28 14:37 3
Показать все комментарии
Вас также может заинтересовать
HRTime_faces
175 специалистов сейчас на сайте Опишите задачу. Исполнители откликнутся сами.
Мы используем файлы cookie и рекомендательные технологии. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie (подробнее), а также с пользовательским соглашением.
Согласен
X
Файлы cookie представляют собой файлы или фрагменты информации, которые могут быть сохранены на Вашем компьютере или других интернет-совместимых устройствах конечного пользователя (например, смартфонах и планшетах) при посещении Вами наших веб-сайтов или использовании наших веб-сервисов. Эта информация в большинстве случаев представлена в виде алфавитно-цифровых строк, которые однозначно идентифицируют Ваш компьютер или конечное пользовательское устройство, однако может содержать и иные сведения. На наших веб-сайтах или веб-сервисах мы используем различные типы «cookies» (небольшие текстовые файлы, которые размещаются на Вашем устройстве). Перечень используемых нами файлов cookie, описание целей их использования и дополнительная информация о соответствующих файлах cookie представлена в Инструменте управления файлами cookie, размещенных на соответствующих веб-сайтах и в веб-сервисах нашей компании либо в представленных в них текстах согласий или договоров.