Что сейчас важнее при приеме на работу: диплом или знания?

Работая руководителем и принимая специалиста на работу, я вдруг поняла, что за последние 3 года на стадии собеседования ни разу не спросила про официальные дипломы, сертификаты, и иные подтверждения профнавыков. Для меня гораздо важнее знания и опыт человека, чем красиво оформленная бумажка с печатью.
 
И мои дипломы также лежат на полке, куда я их красиво определила после того, как мне их вручили. Когда у меня их последний раз просили предоставить? Если честно - уже не помню. 
 

Популярное по теме
90 чек-листов по всем направлениям для HR и бизнес-тренеров: подборка от экспертов hrtime.ru
Полезные инструменты по подбору, оценке персонала, обучению, консалтингу, разработке СОТ, корпоративной культуре, коучингу, кадровому учету и карьерному консультированию в одном месте.

При этом я сейчас не говорю про те моменты, где подтверждение знаний документов необходимо по законодательству. То есть у меня есть понимание, что диплом обязательно должен быть у врача, юриста, учителя - как фактор доступа к определенному виду работ. Я про дополнительные навыки, которые мы получаем после основного образования.

Что это: мой личный опыт или общая тенденция 21 века? Насколько важен сейчас и в каких ситуациях диплом, сертификат либо какое-то иное бумажное подтверждение навыка. 

Поделиться статьей
Интересует стоимость подбора?
Опишите кратко вакансию: сфера, требования, уровень позиции и я дам оценку
Воропаева Ольга
Еще добавлю. Кроме ранее перечисленного, значение диплома, а точнее образования, которое этот диплом подтверждает, заключается в том, чтобы дать хороший фундамент для получения опыта и навыков. Так хороший программист не может обойтись без фундаментальных знаний, например, высшей математики, алгоритмов и структур данных. Даже годичные курсы не успевают дать такие знания. Конечно, последовательность получения опыта и образования может быть разной. Кто-то сначала получает образование и затем нарабатывает опыт, а кто-то, наоборот, сначала приобретает опыт, определяет свои пробелы в знаниях и затем целенаправленно идет учиться, закрывая эти дельты.
Фундаментальные знания развивают общий интеллект человека и бесценные Soft Skills, о которых мы так много говорим, от умения работать с информацией до способности договариваться. Образование не только предоставляет технические знания, но и способствует развитию критического мышления, коммуникативных навыков и других важных качеств, которые необходимы для успешной профессиональной деятельности. И сейчас, мы видим насколько сильно снижается этот уровень даже у тех, кто имеет образование, что говорить о тех, кто приходит просто после курсов.
При этом, естественно, образование будет являться базой, а отбор персонала будет проводиться с учетом релевантности опыта и навыков.
2024-07-31 10:20 2
Воропаева Ольга
Оксана, коллеги! В последние время среди молодых людей в возрасте от 15 до 30 лет стала популярной мысль, что диплом — это всего лишь формальная и ненужная бумажка. Одной из причин такого отношения, в том числе, является недостаточное внимание или даже пренебрежение работодателей к диплому. Это приводит к очевидному снижению уровня образования у соискателей.
Когда я говорю про диплом, я имею ввиду не столько "корочку", сколько его вкладыш. В нем вы сможете увидеть предметы, которые изучал кандидат, и общую динамику его оценок. Это позволит вам задавать конкретные вопросы по дисциплинам, где у кандидата стоят отличные оценки, и проверить, действительно ли эти оценки соответствуют действительности. Вы сможете получить объяснения по поводу низких оценок и выяснить, кто или что могло повлиять на такие результаты. Эта информация может быть очень ценной и часто такие вопросы бывают неожиданными для кандидата на собеседовании, что делает процесс отбора более качественным и результативным. Поэтому я не согласна с тезисом, что в одних сферах диплом важен, а в других нет. Конечно, значимость диплома тем выше, чем моложе кандидат.
Более подробно про значение диплома я писала в статье "Анализ диплома кандидата как часть биографического метода оценки персонала на собеседовании" на HRTime.
2024-07-31 10:06 2
Екатерина Телицына
Оксана, коллеги, здравствуйте!
Оксана, согласна с вами про важность наличия диплома у врача, юриста, учителя. Я же отвечаю про другие специальности.
Дипломы, сертификаты нужны для конкурса в гос компаниях или компаниях с гос участием. Бизнес смотрит на опыт, решенные задачи, личностные качества. Наверняка, у коллег-рекрутеров тоже методы оценки компетенций преобладают над проверкой дипломов и сертификатов.
2024-07-31 09:00 0
Екатерина Парипа
Здравствуйте, коллеги!
Согласна с комментариями ниже)
Тут нужно смотреть на определенную отрасль. Где -то и в наше время еще требуют наличие диплома) Но знания и навыки всегда будут важны.
Допустим, если вы с дипломом, но без определенных навыков, то вряд – ли вам будут рады)
2024-07-30 20:52 1
Иван Кузьмин
Получается, что практика без теории лидирует. Интересно, что это явление характерно только на постоветском пространстве. А потом мы все удивляемся почему у нас низкое качество образования, виним во всем ЕГЭ, реформы.. А они здесь и не причем.
Между прочим, еще А. В. Суворов говорил: "Теория без практики мертва, практике без теории слепа".
2024-01-09 12:41 2
Татьяна
Все зависит от вакансии, на которую претендует кандидат. Ну не берут на работу юриста бзе юридического образовани или главбуха без бухгалтерского/финансового/экономического. Мой клиент - строительная компания- даже прораба без образования ПГС не берут на работу с опытом больше 10 лет. Ну вот если это менеджер по продажам, в этом случае важнее деловые и личные качества и предыдущий релевантный опыт, чем образование. Хотя грамотную речь и широкий кругозор менеджера никто не отменял.
2023-12-11 16:38 3
Ирина Князева
Добрый день, Оксана, коллеги!

Обычно работодатели ожидают наличия как диплома, так и соответствующих знаний и навыков.
Исследования (опрос) компании "Альтернатива" в 2020 году показал, что около 61% российских работодателей считают знания и навыки более важными, чем наличие диплома.
Несмотря на это, диплом все еще имеет значение и часто является одним из обязательных условий приема на работу, особенно если есть требования лицензирования или сертификации в определенных профессиональных областях.

Преимущество получения работы, скорее будет иметь соискатель, который имеет как диплом, так и актуальные знания и навыки, которые соответствуют требованиям рынка труда.
2023-12-06 02:13 6
Имаева Александра
@Лариса Романенко, классный пример! Это прям то, что я пытаюсь донести до своего ребенка :))) Первый вариант - пробьется САМА, без диплома или с ним, сейчас или попозже, когда поймет, что ей необходимо, каких знаний/навыков не хватает, что, где, с кем ей добрать их. Второй вариант - "мамкина дочка" - да, хорошо закончила школу, да поступила в ВУЗ, но необходимо постоянно заставлять, убеждать, рекомендовать и тд. Как консультант по поиску работы не вижу 100% прямой зависимости между хорошим образованием и успехом/удовлетворенностью. Сильно зависит от самого человека.
2023-11-30 09:21 4
Имаева Александра
Оксана, добрый день! Те, кто учился педагогике - знают, что есть разница между знаниями (теория), умениями (знаю, как делать) и навыками (делаю на автомате). Поэтому я голосую за навыки и результаты, а не образование или опыт, исчисляемый годами, проведенными на работе.

Работодателям важно:
- не что сотрудник делает, а КАК
- постоянное обучение и развитие (оценивают, чему обучился, где, зачем, и что применил потом в работе)

В защиту образования - есть - хорошо, еще лучше - если оно - высшее, еще лучше, если оно-качественное (рейтинговый ВУЗ).
2023-11-30 09:15 3
Елена Берилло
Оксана, здравствуйте.
Совершенно согласна с Вами, тенденция последних лет показывает, что все больше работодателей обращают внимание на практические умения и опыт кандидатов, а не только на наличие диплома или сертификатов.
Это не значит, что формальное образование теряет свою ценность полностью. Во многих отраслях, особенно там, где требуются специализированные знания и навыки, такие как медицина, право, образование, диплом по-прежнему является обязательным условием.
Однако, в отраслях, где технологии и требования к профессиональным навыкам развиваются быстро, например в IT, дизайне, маркетинге и других, работодатели часто предпочитают опыт и навыки, которые можно сразу применить на практике, и не всегда требуют наличие диплома.
Конечно, важность диплома все еще может варьироваться в зависимости от региона, отрасли и конкретной компании. Но наблюдается общая тенденция к оценке кандидатов на основе их реальных навыков и достижений, а не только формальных критериев образования.
2023-11-29 05:04 6
Галина Кадубовская
Добрый день, коллеги. Поделюсь исключительно своим мнением.
Считаю, что получение высшего образования - важный этап в жизни. И не столь важно, будет ли этот диплом стоять на полке или показываться работодателю. Во время обучения в вузе закладывается система мышления, умение думать и решать возникающие проблемы определенным образом.
2023-11-28 12:03 5
Лариса Романенко
Проиллюстрирую на личном примере. Встретила одноклассницу. У обеих дочери примерно одного возраста, около 25 лет. Приведу два наших мнения (не буду говорить, кому какое принадлежит, это неважно).
Первое мнение. «Дочь, несмотря на высокий IQ и аттестат зрелости Лицея Вышки (т.е. дорога в Вышку была практически открыта), отказалась получать высшее образование. И, дождавшись, когда ей исполнится 18, пошла работать. Через 2 месяца стала руководить сменой. Через полгода сменила работу, стала менеджером через месяц. Сейчас руководит командами, открывает стартапы, работает в одной сфере, профессиональный и сильный лидер».
Второе мнение. «Заставила дочь хорошо закончить школу и сдать ЕГЭ. Убедила поступить в хороший вуз и получить хороший диплом. Порекомендовала пойти на работу в хорошую компанию. И недавно дочь сказала мне спасибо».
Вот два мнения. В первом случае диплом нахрен (уж извините) не нужен. Эта девочка если и будет учиться, то на каком-то прикладном непродолжительном курсе для получения какого-то особого навыка, который она не может получить на практике.
Девочке из второго примера диплом жизненно необходим. Это ее путь.
Вот и что сейчас важнее при приеме на работу: диплом или знания? ))
2023-11-27 18:47 5
Наталья Кретова
Оксана, коллеги, здравствуйте.

О том, когда смотреть на полученный работником диплом, во многом, определяющим будет:
а) отрасль, в которую принимается кандидат,
б) непосредственно сама должность.

Так на гуманитарные должности наличие диплома, в ряде случаев, не будет притчей во языцых, а, например, при найме работников для работы в атомной или строительной отраслях, закупках - собеседование с кандидатом, начнется именно с диплома т.к. у меня был в практике пример, когда искали специалиста с конкретным кодом полученного образования и, остальные кандидаты, даже, при наличии релевантного опыта не рассматривались, т.к. работа была связана с получением организацией разрешений, на право ведения деятельности.
2023-11-27 17:24 2
Мария Вячеславовна
Оксана, коллеги, добрый день.

В последнее время у каждого появилась возможность получить дополнительное образование, повышение квалификации, пройти всевозможные курсы, вебинары, с последующим получением сертификатов и дипломов. И это замечательно.

Работодатели продолжают обращать внимание на раздел "образование".

Соглашусь, не все проверяют наличие документов о дополнительном образование, но между двумя кандидатами (с одинаковыми навыками и опытом), преимущество может быть отдано именно специалисту, у которого есть официальное подтверждение.

Кроме этого, у многих компаний наличие подтвержденного обучения - обязательное требование.

Если мы говорим о специалистам среднего звена и выше, полагаю, дополнительное обучение есть и всегда будет дополнительным плюсом.
2023-11-27 14:46 4
Сергей
Оксана, здравствуйте! Мой вариант. А разве это так важно? Сейчас многое определяет опыт, который тоже приходится приобретать через учебу и не обязательно в каком-то учебном учреждении. Поэтому здесь в качестве подтверждения квалификации выступает качество работы исполнителя. Всё остальное для работодателя уже не важно.
2023-11-26 18:32 2
Дмитрий Ерин
Оксана, добрый день! На мой взгляд, вы абсолютно правы, причем это было всегда. Сотрудник выполняет работу не с помощью диплома, а с помощью навыков, соответственно, их и нужно оценивать. И не всегда между "бумажкой" и реальными знаниями и умениями есть корреляция.
Другое дело, что далеко не все HR умеют оценивать компетенции, поэтому оценка человека сводится к формальным критериям - годы стажа, дипломы, формальный опыт на должности. А на практике было миллион примером, где специалист с 2 годами опыта гораздо компетентнее, чем тот, у кого 10 лет, потому что тот, второй за это время не развивал себя. Были люди на собеседованиях, которые кичились всякими сертификатами о международных тестах и ВУЗах, но при этом не могли с ходу рассказать о себе на английском языке. Ну, и куда его этот диплом в работе?

В общем, если нам нужны знания, умения и навыки, то их и надо стараться оценивать, а не идти по простому пути)
2023-11-26 15:41 2
Валентин Шумовский
Оксана, принципиально я на Вашей стороне, поскольку три моих последних трудоустройства стали проблемой для HR - приходилось переписывать должностную инструкцию, убирая из нее обязательное требование к наличию высшего образования у ЛПР.
Однако здесь есть один принципиальный, на мой взгляд, момент. Много зависит от того на какой системный уровень ориентирована позиция. Если уровень решения задач - да, знаний и опыта достаточно, остальное можно нарастить. Если же уровень решения проблем -нужен интерфейс контроля уровня владения системным мышлением, социальными навыками и способности оперировать контекстом. Диплом (по крайней мере большинство до недавнего времени) является, в определенной мере, подтверждением того, что человек хотя бы в общих чертах понимает что это такое и это понимание можно как-то "докручивать". Без диплома - совсем лотерея. Или необходимо иметь проработанный набор механик, позволяющий получить достоверную информацию по этому поводу до подписания ТД а не после испытательного срока. Кейс-интервью какое-нибудь, или специально под это проработанный опросник. На уровне решения проблем не всякий опыт полезен и далеко не все (особенно сейчас) знания, но не проверять предрасположенность к именно такой деятельности очень рискованно, поскольку сильно выросла цена ошибки.
2023-11-25 18:37 3
Андрей Ващенко
Самое главное умение вызвать доверие у нанимателя. А чем именно дипломом, демонстрацией знаний, красивым резюме или чем то еще не важно. Я видел умников не получивших работы - потому что они напугали работодателя. Видел пустышек которые получали шикарный офер. Умение управлять доверием ключевой навык и супер компетенция - важная в любых сферах деятельности людей. И особенно в том как и за сколько продавать свой труд
2023-11-25 12:12 3
Влад Яковлев
Добрый день, Оксана!

Последние 5 лет в ИТ сфере наметилась устойчивая тенденция к требованиям практического опыта и знаний без обязательного документального подтверждения. Однако, это не касается гос. компаний, где для того, чтобы занять руководящую должность по прежнему наличие высшего образования обязательное требование.
На мой взгляд, повторяя классика: в человеке все должно быть прекрасно. Поэтому отлично, когда у тебя есть и диплом и знания и опыт. ))
2023-11-25 09:19 2
Екатерина Толкова
Благодарю, что подняли насущный вопрос! В нынешних реалиях, основываясь на своём практическом опыте, большинство организаций запрашивают именно опыт работы, дают тестовое задание для оценки уровня компетенций. Однако, структурные подразделения (ОВД, почта России) до сих пор ориентируются на «цвет» диплома и отметки.
2023-11-25 03:54 2
Татьяна Мурашко
Оксана, здравствуйте!

Спасибо за актуальную тему обсуждения 👍

Действительно, на лицо изменения в подходе к оценке знаний и навыков специалистов.

Мои клиенты часто подсвечивают свой страх влияния отсутствия диплома о высшем образовании на их карьеру.

Однако, практика показывает что, всё больше организаций и руководителей ориентируются на фактическую компетенцию и опыт кандидата, а не только на его официальные документы.

Это связано с развитием современных технологий, доступностью онлайн-образования, а также пониманием, что практические навыки и опыт работы часто более важны, чем формальное образование.

Тем не менее, следует отметить, что в определенных сферах дипломы и сертификаты могут иметь обязательное значение в соответствии с законодательством или профессиональными требованиями.

Это касается таких профессий, как медицина, юриспруденция, образование и другие, где наличие определенного образования является обязательным условием для получения лицензии или права на работу.

В целом, существует тенденция к большему признанию практических навыков и опыта работы, особенно в сфере информационных технологий, разработки программного обеспечения и других смежных областях.

Множество специалистов приобретают знания и навыки самостоятельно или через онлайн-курсы, проектную работу и практический опыт.

В итоге, решение о том, насколько важны дипломы, сертификаты и другие бумажные подтверждения навыков, зависит от конкретной организации, ее требований и нормативных актов.

Важно учитывать как формальное образование, так и практические знания и опыт, чтобы привлечь лучших специалистов и обеспечить эффективную работу команды.

С уважением, психоаналитик бизнеса и карьерный стратег, Татьяна Мурашко
2023-11-24 21:31 3
Елена
Оксана, добрый день!
На Ваш вопрос нельзя ответить однозначно. В каждой конкретной ситуации работодатель / рекрутер должен подходить к этому вопросу индивидуально. Приведу два противоположных примера. Вариант один, ищем физика-ядерщика / инженера на позицию где его работа будет, в том числе, связана с эксплуатацией объекта повышенной опасности. Ответ однозначный - необходимо профильное высшее образование. В данном случае, багаж знаний позволит ему принять правильное решение в критической ситуации которая не описана подробно в инструкции. Вариант два, ищем системного администратора в офис, приходит молодой человек, который еще в школе начал подрабатывать в этом направлении, практически с закрытыми глазами настраивает требуемое Вам ПО, имеет 10-и летний опыт, множество сертификатов о прохождении различных ИТ-курсов, быстро и легко находит ответ на непонятные ему вопросы в интернете. Такого работника можно смело брать даже при отсутствии высшего образования. Его практического опыта и знаний вполне достаточно для решения его рабочих задач.
2023-11-24 18:53 3
Наталия Кобзева
Оксана, здравствуйте!
Думаю на этот вопрос нет однозначного ответа. Ибо в разных ситуациях поиска работы важную роль может играть каждый из факторов. И вариантов множество.
Но в целом я согласна с точкой зрения, что сам документ об окончании обучения - больше уже формальность.

А важнее:
🟢знания и опыт, которые кандидат готов предложить работодателю;
🟢набор компетенций и личностные качества, релевантные должности или требованиям рынка;
🟢 желание и заинтересованность в конкретном виде деятельности и т.д.

При этом роль образования - оргомна! Поэтому учиться нужно несомненно. Иначе как развиваться и не впасть в объятия застоя)
2023-11-24 16:57 5
Евгения Каханкова
Образование может быть фундаментально разным, в разных направлениях. Если оно есть, то конечно лучше, чем когда его нет. Другой вопрос, отношение к высшему образованию каждого конкретного студента: кто-то участвует активно в конференциях, семинарах, регулярно посещает лекции, а кто-то прогуливает и игнорирует дополнительные активности, где масса новых и полезных знаний.
Учиться нужно постоянно, развивая свои навыки, обновляя информацию в той или иной сфере деятельности, так как новые технологии и новая реальность развивается быстрее, чем это было раньше.
Навык учиться самостоятельно появляется именно тогда, когда студент обучается в университете. Он понимает, что ему нужно узнать, где это найти и что для этого сделать, что в дальнейшем конечно будет помогать ему в любой работе: по специальности или нет. Многие получили профессии экономистов, юристов и прочие, но работают продавцами. От наличия у них за плечами высшего образования, их работа не будет хуже, а только наоборот. Знание - сила!
И, как говорил один известный классик, о которых многие тоже позабыли, "ученье- свет, а неученье-тьма".
2023-11-24 16:15 4
Пилипчук Алексей
Добрый день,
Соглашусь с мнением, что дипломы отошли на второй план. Даже и не вспомню, когда меня лично на собеседовании спрашивали про диплом.
С другой стороны, он вроде как должен быть, т.к. 90% работодателей хотят видеть сотрудников с высшим образованием.
Получается замкнутый круг какой-то((((
Плюс в целом, у нас сформировался скепсис к качеству образования и что за этим стоит. Я уже не говорю про доп. корочки, которые никто и никогда не просит показать, если это не корочка, дающая допуск при работе с сосудами под давлением.
Также слышал такую тенденцию, что многие ИТ-ки предпочитают не идти на вышку, а сразу идти набираться опыта. Т.е. вместо 5 лет учебы, они уже будут вполне себе мидлами.
Но, я также как и Инесса считаю, что высшее образование важно и нужно. Оно дает большой кругозор, помагает научиться общаться в социуме, да и уровень занний в некоторых вузах очень и очень высокий. В будущем это точно пригодится.
2023-11-24 16:05 4
Степанова Ирина
Добрый день. На мой взгляд диплом нужен номинально (формально), есть компании, которые требуют, чтобы было высшее образование и без него никак.
Но за 13 лет работы руководителям, про диплом я спрашивала только у тех, кто только что окончил ВУЗ (ну или 1-2 года назад) , тему диплома, сами писали или нет, ну и вообще, что-то осталось в голове после 5 лет обучения.
В последнее время нормой жизни стало менять профессию каждые 3-5 лет, все поголовно проходят переподготовку. С учетом опыта работы в онлайн-школе, могу сказать точно, что получение диплома о переподготовке/ повышении квалификации не равно получению знаний , к сожалению.
Опытный руководитель всегда видит, что из себя представляет кандидат, на сколько его знания и опыт соответствуют красиво написанному резюме . У некоторых по 3-5 дипломов, а в голове пусто.
2023-11-24 15:26 4
Диана Мамедова
Здравствуйте! Знания и, я бы подчеркнула - опыт. Не зря же система обучения взрослых строится по схеме 70-20-10, где только 10% приходится на формальное обучение, а 70% - на практику. Не применил - забыл)) даже если было супер крутое обучение, общепризнанное на мировом уровне и т.д.
Плюс, теория есть теория - когда начинается применение на практике, нужно много адаптировать. И это как раз самое ценное
2023-11-24 12:04 4
Инесса Шелест, IT HR
Здравствуйте, Оксана!
Дипломы важны всегда, но не определяют на 100% его реальный опыт, навыки и т.п. после получения дипломов.
Соответственно, важно понимать что опыт, реальные навыки и способность решать необходимые задачи---это определяющий фактор. И он не исключает наличие дипломов.
Дипломы дают хорошую фундаментальную теоретическую базу, кругозор в профессии.
Я уже отвечала здесь (на ресурсе) о особенностях оформления, если нет диплома. Такая возможность действительно есть.
НО, я глубоко уверенна, что нельзя пропагандировать тему что дипломы не нужны. Они очень важны для формирования сильных специалистов.
2023-11-24 11:49 4
Показать все комментарии
avatar-default-icon
Коучинг для предпринимателей и руководителей, консалтинг для бизнеса.
Автор статей
Автор 15 публикаций
Вас также может заинтересовать
HRTime_faces
178 специалистов сейчас на сайте Опишите задачу. Исполнители откликнутся сами.
Мы используем файлы cookie и рекомендательные технологии. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie (подробнее), а также с пользовательским соглашением.
Согласен
X
Файлы cookie представляют собой файлы или фрагменты информации, которые могут быть сохранены на Вашем компьютере или других интернет-совместимых устройствах конечного пользователя (например, смартфонах и планшетах) при посещении Вами наших веб-сайтов или использовании наших веб-сервисов. Эта информация в большинстве случаев представлена в виде алфавитно-цифровых строк, которые однозначно идентифицируют Ваш компьютер или конечное пользовательское устройство, однако может содержать и иные сведения. На наших веб-сайтах или веб-сервисах мы используем различные типы «cookies» (небольшие текстовые файлы, которые размещаются на Вашем устройстве). Перечень используемых нами файлов cookie, описание целей их использования и дополнительная информация о соответствующих файлах cookie представлена в Инструменте управления файлами cookie, размещенных на соответствующих веб-сайтах и в веб-сервисах нашей компании либо в представленных в них текстах согласий или договоров.