Зачем заказчику формальные документы от спикера / тренера?

Как спикер  и бизнес-тренер в этом году я столкнулся с совершенно новыми для себя требованиями о предоставлении документов моего юрлица. Заказчика интересует не то, насколько я хорош как спикер и тренер, не то, какие занятия я провел, чему научился, как вырос за прошлые годы. Заказчика интересуют формальные документы, которых у меня может и не быть. И не должно быть иногда. Зачем им это?

Популярное по теме
90 чек-листов по всем направлениям для HR и бизнес-тренеров: подборка от экспертов hrtime.ru
Полезные инструменты по подбору, оценке персонала, обучению, консалтингу, разработке СОТ, корпоративной культуре, коучингу, кадровому учету и карьерному консультированию в одном месте.

Итак,  в 2025 году как спикер и бизнес-тренер в этом году я столкнулся с совершенно новыми для себя требованиями о предоставлении документов моего юрлица.  У меня ООО, есть ИП.
Сразу нескольких заказчиков попросили прислать длинный список документов:

Для юридического лица
1. ИНН (свидетельство о постановке на налоговый учет);
2. ОГРН (свидетельство о внесении записи в единый государственный реестр);
3. Протокол/решение о создании общества;
4. Протокол/решение о назначении руководителя, его пролонгация;
5. Устав;
6. Справка из ФНС об исполнении обязанности по уплате налогов;
7. Cправка с реквизитами (наименование компании, адрес, телефон, ИНН, ОГРН, коды ОКВЭД, информация об учредителях, информация о руководстве);
8. Договор аренды офиса (юридич.адрес);
9. Штатное расписание;
10. Договор аренды склада;
11. Доверенность или приказы на право подписи первичных документов, если в документах будет расписываться лицо по доверенности;

Получается, заказчика интересует не то, насколько я хорош как спикер и тренер, не то, какие занятия я провел, чему научился, как вырос за прошлые годы. Заказчика интересуют формальные документы, которых у меня может и не быть. И не должно быть иногда. 

Удивительно, как через эти требования нас толкают во вчерашний день. Зачем мне офис, если я все время преподаю, в командировках и мое рабочее место в компе? Зачем мне аренда склада, если у меня скорее домены, аккаунты, каналы и прочее..

Особенно меня убило требование в феврале предоставить декларацию УСН, которую надо сдать до 30 марта 2025 года, то есть срок сдачи ее еще не наступил. 

Зачем им это?

Поделиться статьей
Ищете тренинг для персонала?
Ответьте на несколько вопросов и я пришлю вам расчет бесплатно
Андрей Аксенов
Виталий, доброго дня!
Коллеги уже описали большинство правильных ответов, я добавлю как говориться "свои 5 копеек".
Сталкиваюсь с такими требованиями время от времени.
Часто, менеджер просто берет шаблон документов и НЕ ДУМАЯ высылает его вам, вы же будущий контрагент. А занимаетесь вы логистикой-доставкой, обеспечением производства комплектующими или ... консалтингом, ему/ей всё равно.
Поэтому в переписке мягко указываем на невозможность предоставить документ о складе или иное не относящиеся к нам требование.
Также менеджер, ведущий вас как контрагента зачастую не знает отличие самозанятого от ИП или ООО. Поэтому идет ещё одна неразбериха.
И наконец, часто, выбор тренера или спикера идет по внутреннему регламенту, иногда похожим на тендер. Кто первым сдал пакет документов, тому и тренинг.
Я знаю это не по наслышке. Не важно кто вы и что можете, важно что у вас "документы в порядке".
Всех благ и да поможет вам стрессоустойчивость!
2025-06-02 20:52 0
Мария Лунина
Коллеги, привет! Почему заказчики требуют такие документы? Здесь важно понимать несколько моментов:

Во-первых, для крупных компаний соблюдение формальностей — это элемент безопасности и контроля. Каждый подрядчик, с которым они работают, должен пройти внутренний комплаенс, и наличие полного комплекта документов — это гарантия, что вы не окажетесь проблемным контрагентом в глазах налоговой или других проверяющих органов.

Во-вторых, многие из этих компаний обязаны отчитываться перед собственными акционерами, государством или международными партнерами. Отсюда и требования к прозрачности. Например, запрос на подтверждение уплаты налогов связан с тем, что компании хотят избегать риска работы с недобросовестными подрядчиками, которые могут оказаться в списке неблагонадежных организаций.

Кроме того, такие запросы часто связаны с внутренними регламентами службы безопасности или бухгалтерии, которые просто следуют установленным процедурам. Для них важно, чтобы все договора и платежи были формально обоснованы, иначе в случае аудита это может стать серьезной проблемой.

Ну и наконец, важный момент — риски по НДС. Если ваша компания находится на УСН, то для контрагента это может быть вопросом оптимизации налоговой нагрузки. Они хотят убедиться, что вы действительно имеете право работать без НДС, а не пытаетесь сэкономить на налогах, обходя закон.

Понимаю, что многие из этих требований кажутся устаревшими, особенно если вы ведете цифровой бизнес, не имеете офиса и не храните товары на складе. Но, к сожалению, корпоративные процессы меняются медленно, и пока реальность такова, что даже тренеру или спикеру иногда нужно быть готовым к такому уровню формальностей.

Если вам важно избежать этих сложностей, возможно, имеет смысл рассмотреть другие формы сотрудничества, например, самозанятость или работу через платформы, которые берут на себя всю бюрократию.
2025-05-08 14:40 0
ОК-Консалтинг
Виталий, Коллеги, всем доброго времени суток!
Абсолютно в любом бизнесе для заключения сделки требуется подтверждающий комплект документов надёжности партнёра или контрагента. Мы ничем не отличаемся от других сделок. Нас также подняли с биржы или по другим контактам.
И нам также необходимо подтвердить себя юридически и квалификационно. Я всегда сразу к Договору прилагаю весь комплект документов.
Всем добра!
2025-04-26 10:44 2
Алексеева Галина
Добрый день, Виталий!

Формальные документы от спикера или тренера помогают заказчику удостовериться в его надежности как партнера, то что сразу приходит на ум в этом случае для крупных компаний такие требования особенно важны из-за строгих внутренних регламентов. Я с такими запросами встречаюсь уже не первый год. Но у Вас запросили очень внушительный список)) Особенно порадовал склад. Думаю, что если поговорить с Заказчиком и объяснить абсурдность некоторых документов, то список уменьшится в разы. Юристы автоматом всем кидают полный список и не задумываются.
2025-04-03 20:28 2
Александр Крымов
Ребята, всё правильно, безопасники и юристы на воду дуют, у них работа такая. Лучше перебдеть.
Но не забудем и о Её Величестве Бухгалтерии.
Я самозанятый, и исправно по каждому договору посылаю счета (не все просят) и чеки.
Последнее время работаю чаще с периферийными компаниями.
Посылаю сканы договоров и актов с факсимиле подписи.
Но иногда просят прям чтоб на бумаге, и подпись была живая (ручкой синего цвета). Пришлите почтой заказным письмом.
Зачем? Никакие законы этого не требуют. Тем более, суммы-то пустяшные на фоне общих денежных потоков компании, которая занимается добычей полезных ископаемых. Я - точно не 10 самосвалов.
Ну ладно, бухгалтерская душа - потёмки...
2025-03-23 16:47 2
Максим Страхов
Добрый день!

Был похожий опыт, поэтому понимаю и сочувствую.

В моём случае это была крупная компания, где юрист и безопасник соревновались в тщательности проверок. Позже выяснилось, что руководитель ранее столкнулся с негативным опытом: он заказал тренинг у недобросовестного подрядчика, и теперь старался максимально обезопасить себя от репутационных рисков. Но проверки в итоге проходили скорее формально и механически, чем с пониманием сути.
2025-03-23 15:41 2
Светлана Софиева
Виталий, коллеги, доброго времени суток.
Ситуация знакомая! Многие заказчики усиливают требования к документации из-за внутренней политики, комплаенса или рисков при работе с подрядчиками.

В крупных компаниях это стандартная практика – проверка юрлица перед заключением договора. Возможно, заказчик просто действует по регламенту и не задумывается, насколько это уместно для тренера/спикера.

Но вот что можно сделать:
- Уточнять заранее, какие документы действительно обязательны. Иногда просят «по максимуму», но на деле нужен только ИНН, ОГРН и договор.
- Объяснить, если каких-то документов нет и почему. Например, если аренды офиса нет, можно предложить альтернативу – адрес регистрации юрлица.
- Предложить договор на физлицо или самозанятого. В некоторых случаях это снимает часть бюрократии.

Было бы полезно узнать, какие именно компании требуют такие пакеты документов. Возможно, это новая тенденция на рынке B2B-обучения.



2025-03-17 15:57 2
Алексей Дракин
Виталий, здравствуйте!

Думаю, что таким образом крупные компании оправдывают огромное количество дармоедов, которых они кормят. А те в свою очередь сочиняют избыточные требования, чтобы показать, что они имеют какую-то ценность для бизнеса. Вот и ...... сидят такие козявки и пишут указявки. Именно поэтому производительность труда у нас в три раза меньше чем в развитых странах.

Кажется, что ИИ скоро сможет заменить армию юристов и безопасников, но они будут сильно сопротивляться придумывая новые угрозы, которых в принципе нет.
2025-03-16 10:47 1
Оксана Кречик
Виталий, добрый день.
Я в таким сталкивалась в крупных компаниях, у которых прописаны жесткие регламентвы подписания договора и проверки контрагента. У них большой штат сотрудников, и обычно созданы единые правила для всех, и не важно, заключаешь ты годовой контракт на поставку чего-то габаритного или заключаешь договор на консультацию на 10000 р. Правила для всех одинаковые.
2025-03-14 22:35 1
Воропаева Ольга
Виталий. здравствуйте. На мой взгляд, такая реакция компании, на мой взгляд - это частный случай. Скорее всего они "обжегшись на молоке, дуют на воду" . В практике конкретного человека была ситуация, когда ему предъявили при аудите такие требования и назначили штраф. Чтобы снять с себя полностью ответственность за работу с контрагентами, он начал запрашивать избыточный объем документов. Поскольку очевидно, что для вашей специализации такой набор не нужен. Проверку вас как контрагента можно сделать и при меньшем объеме документов, части документов у вас просто может не быть.
2025-03-13 09:52 6
Безрутченко Юлия Вячеславовна
Соглашусь с коллегами, что время сейчас такое :). Что это значит. С одной стороны, много действительно незаконных предпринимателей. Которые скрывают налоги. И тогда компания попадает в крайне не приятную ситуацию. Как со стороны налоговой, так и со стороны банка, так и со стороны правоохранительных органов. И запрос списка документов может компанию обезопасить. Не дай бог, компания попадет под красный свет "светофора"! Хлопот не оберешься. Иногда легче с правоохранительными органами разобраться, чем вывести компанию из красного света. А это означает блокировку всей деятельности, на минуточку.
С другой стороны, многие (как ни странно) компании до сир пор не знают что за зверь такой "плательщик налога на профессиональный доход" в простонародье - самозанятый??? И действительно отказываются с ними работать. А работать с ними надо уметь. Малый и микробизнес умеют, как ни странно. А вот чем крупнее, тем страшнее им.
У меня есть юрлицо, но для тренингов и консультаций специально зарегистрировалась как не юр лицо. Несколько лет была самозанятой, но стала сталкиваться с такими же проблемами отказа. зарегистрировалась как ИП, но осталась на нпд. Ни проблем, ни вопросов нет. Только однажды с крупным промпредприятием был казус. С договоре с разделе о цене при согласовании поставили, что у меня нет НДС по статье НК при УСН. Пришлось объяснять, что у меня в данном случает эта статья не действует, а действует закон про самозанятость. Увидела поднятые брови юриста и бухгалтера, но т.к. записали статью на основе которой у меня нет НДС дело и уладилось.
Поэтому подумайте про ИП на НПД. Преимуществ больше, чем просто на НПД. А по сути для вас изменений не будет. Сама жалею, что не сделала этого раньше.
2025-03-13 09:16 4
Александр Крымов
Виталий, буду прост: дураков везде хватает.
Что означает, когда компания требует всё Вами перечисленное? Да очень просто, во главе стоит Главный Бухгалтер в обнимку с Юристом. Их задача - Как Бы Чо Ни вышло! Держать и не пущщать!
А ещё СБ есть. Там вообще кошмар. Перероют всю вашу подноготную, а потом в суд потащат за попытку фальсификации и жульничества.
У этой банды нет цели заработать и сделать бизнес эффективнее. Их цель - не допустить ничего такого, за что их потом поругают. То есть, ничего вообще.
Мне один заказчик, госкомпания, недавно отказал по простой причине: они хотят, чтобы я был ООО, или хотя бы ИП. А я - Самозанятый! 422-ФЗ. Начальство сверху сказало: не-а. Какие там ишшо самозанятые!
Не знаю, какой заказ, на какие услуги у Вас там был. Это не важно. В любом случае это предприятие управляется не менеджерами и предпринимателями, которые хотят эффективности. Оно управляется бухгалтерами и юристами.
То есть, согласно Ицхаку нашему Кальдерону Адизесу, - на стадии дряхления и смерти.
Ваша помощь по-любому им уже не поможет.
Только греха не оберётесь.
RIP
2025-03-12 21:30 4
Екатерина Телицына
Виталий, коллеги, здравствуйте!
Я тоже была в недоумении в прошлом году, когда увидела список документов как ИП, которые надо предоставить для заключения договора. На сбор всего ушло 2 дня. Я сотрудничала с корп университетом, поэтому про причину такого списка мне ответили «это попросили юристы».
Виталий, думаю, это особенности внутренних процессов заказчиков по взаимодействию с внешними провайдерами.
2025-03-12 18:30 2
Виктория Пронина
Добрый день! Заказчик хочет проверить Вас, как добросовестное юр лицо, если Вы таким являетесь. Если Вы не юр лицо, то и проверить Вас в данном случае не представляется возможным. После получения информации об отсутствии у Вас регистрации как «юрика», скорее всего запросит рекомендации.
2025-03-12 16:36 1
Индустрия Стратегии
Всем добрый день.
Я с таким еще не встречалась. Очень интересно было почитать комментарии коллег. И честно говоря, для меня все равно многое осталось вопросом. Мы живем в век, когда выгоднее снять конференц-зал, подходящий именно для той или иной встречи, нежели арендовать свой ( это я на личном опыте знаю), я и думаю, что многие из моих коллег - продаем интеллектуальную работу, нам действительно не нужен офис, мы и выбрали такую работу, чтобы работать из любой точки мира и в любой точки мира , а не в офисе с 8-17...
Это вообще никак не характеризует меня как серьезного или не серьезного тренера.
Наверное, единственное, с чем согласна - это тендеры. Это их требования и если мы хотим с ними работать, то идем на их условия.
Хотя , я сотрудничаю, с одним крупным заказчиком из гос.сектора и ничего , кроме договора и стандартных юр документов мы не предоставляли.
Хочется вспомнить, что мы как-будто должны уходить от бюрократии, а получается наоборот
2025-03-12 16:29 2
Aлла Алфёрова
Виталий, Добрый день!
Понимаю ваши Эмоции! Собрать пакет документов-это Время и Труд! Хорошо, если этот пакет уже подготовлен полностью, однако бывают случаи когда нужны доп.документы.

Однако, у этой ситуации естьи обратная сторона. Те Исполнители, которые предоставляют пакеты документов как бы проходят Фильтр-Отбор и тем самым повышают свои шансы на получение Проекта.

Более 10 лет тому назад сама в качестве HRD в крупной компании запрашивала у Агенств длинный перечень документов для участия в тендере. Так вот из 7 компаний, участников тендера предоставили полный перечень только 2. На одном из Агенств тогда и остановились.

Спасибо за важную для нас тему!
2025-03-12 13:49 8
Наталья Кретова
Здравствуйте. Не открою тайны, а может открою. С прошлого года, многие компании запрашивают такие пакеты документов не только от тренеров, но и других исполнителей: по подбору, постановке систем мотивации, описанию бизнес - процессов.
Я столкнулась с такой практикой и когда спросила, а вам зачем, мне главный бухгалтер то ли в шутку то ли в серьез сказала "много тут вас таких ходит, а мне потом думай как аудит пройти". Мы с ней посмеялись, потому, что в хороших отношениях, но в каждой шутке, есть доля правды.
2025-03-12 11:10 6
Пётр Коробицын
В дополнение к своему ответу ещё напишу, что, возможно, стоило у заказчику напрямую уточнить, зачем ему именно такой пакет документов нужен. Подобный опыт может встретиться Вам и в будущем, и стоит быть во всеоружии, чтобы работать с разными типами клиентов – как с теми, кому важен на первом месте опыт, так и с теми, кому важны официальные документы на первом этапе сорудничества.
2025-03-12 10:40 4
Инесса Шелест, IT HR
,,, ещё хочу добавить.
Часто потенциальные контрагенты задают вопросы для того, чтобы понимать:
+ какой объём загрузки можно поручить--- вопрос о штате сотрудников
Какие ещё другие услуги предоставляете и какие специалисты в команде есть.
+ есть ли свои помещения, локации для проведения треннингов --- вопрос о офисе
Спасибо за хорошую тему для дискуссии.
2025-03-12 10:39 3
Пётр Коробицын
Добрый день! Единственное, что действительно приходит на ум – проверка контрагента. Вероятно, заказчик хотел узнать, насколько Ваша компания добросовестна, не является ли она "пустышкой" или "однодневкой", а информация из открытых источников (Контур.Фокус, например) оказалась неполной по его мнению.
Также, возможно, это было необходимо для оформления договоров. Также, как будущая защита для компании в случае, если у Вас в ходе партнерства окажутся какие-либо прецеденты, требующие судебного разбирательства.
А то, что у Вас попросили тех документов, что у Вас нет – можно объяснить заказчику ситуацию, что Вы работаете преимущественно в онлайне, поэтому ни склада, ни чего-либо еще у Вас нет. Конечно, это нужно сделать в случае, если Вы заинтересованы в работе с таким клиентом.
В целом, я бы не реагировал на это так остро и, конечно же, помимо таких документов предоставил бы и документы, подтверждающие опыт спикерства и тренерства.
2025-03-12 10:36 1
Инесса Шелест, IT HR
Здравствуйте, Виталий и коллеги!
Виталий, первое что я бы порекомендовала:
+ предоставить то, что есть в наличии, а остальное-- сообщить что у Вас нет (склад, дог-р аренды офиса и т.д.)
+ спрашивать обязательно надо насколько это для них важно и почему
+ Не надо забывать, что многих наших заказчиков на этапе старта работ представляют юристы, бухгалтера, ассистенты, секретари и т.п. А для них задача получить ВСЁ-- значит получить ВСЁ, не вдаваясь в подробности:). Многие из них не знают что им надо, поэтому запрашивают ВСЁ, на всякий случай:) чтобы было:)
+ когда у меня спрашивают--я спокойно реагирую и предоставляю
+ это может быть ещё связано с желанием проверить контрагента до старта работ---это правильная практика
+ ещё это часто говорит о серьёзности потенциального заказчика, который заранее продумывает каким образом будут происходить взаиморасчёты. И он соответственно заранее встраивает взаимодействие с Вами в свои бизнес-процессы, закрепляя ответственных.
2025-03-12 10:28 4
Показать все комментарии
avatar-default-icon
Стратегия. Продажи. Сервис. Мотивация. Привлечение и удержание персонала.
PRO Автор статей
Стаж работы Более 10 лет
Отзывов от клиентов 1
Публикаций 8
Рейтинг в профразделах
KPI 24 место
Корп.культура 37 место
Консалтинг 41 место
Вас также может заинтересовать
HRTime_faces
178 специалистов сейчас на сайте Опишите задачу. Исполнители откликнутся сами.
Мы используем файлы cookie и рекомендательные технологии. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie (подробнее), а также с пользовательским соглашением.
Согласен
X
Файлы cookie представляют собой файлы или фрагменты информации, которые могут быть сохранены на Вашем компьютере или других интернет-совместимых устройствах конечного пользователя (например, смартфонах и планшетах) при посещении Вами наших веб-сайтов или использовании наших веб-сервисов. Эта информация в большинстве случаев представлена в виде алфавитно-цифровых строк, которые однозначно идентифицируют Ваш компьютер или конечное пользовательское устройство, однако может содержать и иные сведения. На наших веб-сайтах или веб-сервисах мы используем различные типы «cookies» (небольшие текстовые файлы, которые размещаются на Вашем устройстве). Перечень используемых нами файлов cookie, описание целей их использования и дополнительная информация о соответствующих файлах cookie представлена в Инструменте управления файлами cookie, размещенных на соответствующих веб-сайтах и в веб-сервисах нашей компании либо в представленных в них текстах согласий или договоров.