Требования к опыту работы - польза и вред

Задумывались ли Вы, уважаемые коллеги, почему и зачем в требованиях к персоналу указывают требования к опыту работы? Откуда есть пошла такая традиция? В чём польза и в чём негативная составляющая требований к опыту? История, вероятно, известна не многим. Тем занимательные узнать правду. Где есть истина и где есть ложь...

Популярное по теме
90 чек-листов по всем направлениям для HR и бизнес-тренеров: подборка от экспертов hrtime.ru
Полезные инструменты по подбору, оценке персонала, обучению, консалтингу, разработке СОТ, корпоративной культуре, коучингу, кадровому учету и карьерному консультированию в одном месте.

Вот варианты ответов:

  • получаем готового специалиста, его не надо дополнительно учить;
  • уже знает и умеет, быстрее войдёт в работу;
  • это так надо по системе менеджмента качества;
  • создает уверенность в количестве и качестве трудовых операций, мне как руководителю становится надежнее и спокойнее работать. 

Для начала хочется прояснить, откуда ж они взялись, эти волшебные требования. Многие помнят ЕТКС, некоторые - научную организацию труда. Особо внимательные специалисты вспомнят Интернэйшнл Стандартизэйшн (ого "эйшн" дальше тоже!) Организэйшн. Но, видимо, первоисточник требований не очевиден. 

Здравый смысл говорит, что опыт, сын ошибок трудных, позволяет мозгу делать выводы из них, чтобы в дальнейшем их не повторять. Интересное убеждение! 

Тем не менее, польза, кажется, присутствует. Стандартные результаты от работника Вы получаете, конечно, статистически более гарантированно, чем при отсутствии опыта. Работник получает в обмен стандартные компенсации для удовлетворения личных потребностей.  

Всё правильно. Всё так. Но только опыт - мешает. Потому что он основан на данных прошлого. Потому что он приводит к обычным результатам. Потому что он не может предотвратить ошибки. Потому что настоящее не равно прошлому.

Потому что сотрудник не развивается. Не развивается и компания.

Впрочем, может, туды ж его в качель, это развитие?

Поделиться статьей
Ищете работу мечты?
Узнайте стоимость решения вашей задачи, ответив на несколько вопросов
Колотова Мария
Не понятно, а смысл вопроса в чем? кого лучше брать - опытника или нет?
На самом деле здесь много факторов нужно учитывать, чтобы принимать решение о приеме опытного/не опытного сотрудника:
1) сфера деятельности;
2) этап жизни компании;
3) тип вакансии;
4) требование руководителя (ему нужно просто исполнитель или же двигатель прогресса).
Список можно продолжать бесконечно. И не нужно забывать, что каждый случай индивидуален :)
2018-10-25 07:44 0
Александр Новиков
Дарья, здравствуйте!

Клиенты хотят гарантий? Да.
Гарантирует ли опыт результат? Нет.
Есть ли какие-то невероятные компетенции у директора филиала? Нет.
2018-07-22 21:00 0
Паршукова Дарья
Абсолютно согласна с предыдущим комментарием, что есть ряд профессий, где нужен кандидат исключительно с опытом работы! Как клиент доверит кандидату позицию "Директора филиала" (например), если до этого он не решал данные задачи, если он не понимает структуру, специфику. Если за плечами нет наработанных навыков и знаний в данной области. Что он в этом случае кандидат может дать компании?
Так же, очень распространенная причина среди моих клиентов, почему они хотят кандидата с опытом работы: кандидат без опыта будет долго "раскачиваться", а им нужен сотрудник, который будет сразу показывать результат. На обучение и ввод в курс должности которого не нужно будет тратить время.
2018-07-18 08:41 0
profiler_coach
Я думаю истина в объективной оценке требований к выполняемой работе - сможет ли ее потянуть человек без опыта. Если Вы готовы дать кандидату минимум месяц, чтобы втянуться и видите перспективу, то почему бы и нет. А если Вам нужно руководить. к примеру, крупным объектом от этого зависит прибыль компании, врятли Вы это доверите человеку без опыта управления.
2018-07-17 14:13 2
Александр Шведов
Мое мнение, опыт это очень хорошо. Это ошибки, сложные ситуации, стрессы. Все это развивает и закаляет.
Но для развития мне кажется полезно наличие опыта, но не профильного. Если ты всю жизнь продавал велосипеды, то начав их продавать в новой кампании ты их будешь продавать как привык. А вот если начнешь продавать сельхоз продукцию, тут будешь смотреть на рынок свежим не замыленным взглядом, но опытным. И вот тут как раз благодатная почва для реализации творческого подхода, выработки нестандартных решений. Но для этого нужна амбициозная цель, нужно сотрудника "зарядить" на сверхрезультаты. Дать пункт назначения, но не вести за руку и не говорить как туда ему следует прийти.
2018-06-27 14:12 0
tatyana.daybova
Профильный опыт нужен, чтобы не инвестировать и не обучать нового сотрудника. При социализме конечно такого нельзя было бы представить
2018-06-22 13:19 0
Дина
Согласна с коллегами, что есть должности, на которые можно рассмотреть человека без опыта, НО при этом он должен быть еще и обучаем! В противном случае, человек без опыта лишь бесполезная растрата компании. А есть должности, которые обязательно должны иметь соответствующий опыт, потому что этого требуют цели и задачи "здесь и сейчас". А вот дальнейшего развития никто никому не запрещает. Специалист даже будучи с опытом и переставший развиваться профессионально - просто напросто деградирует, потому что очень быстро оказывается выброшенным "за борт" собственной профессии! Конечно, если это не дворник, например).
2018-06-17 19:46 2
Антонина
Опыт расширяет возожные навыки и способы действий в рабочих ситуациях. Дальше стоит оценить насколько именно Вам полезен этот опыт, или не полезен. Например, Вам нужен фигурист, а пришел устраиваться на работу бобслеист. Можете конечно его научить за пять лет фигурному катанию, но может фигуристов поискать?
Дальше уже вопрос личностных качеств. Если Вам нужен более гибкий человек, который способен быстро надстраивать новые навыки на основе своего опыта - изучать нужно уже не опыт, а именно соответствующие качества.
Опыт менеджера, не способного занимать активную позицию (а ведь это уже особенность личности) не перекроет тот же опыт другого, более активного менеджера.
2018-06-01 16:47 0
Айрат Мустафин
Опыт опыту рознь. Согласен с коллегами, что каждый раз нужно решать задачку заново. В одном случае опытом заказчик называет аналогичное название должности, в другом обозначает точное соответствие и сфере, где этот опыт реализовывался. Например, искали продажника в сфере сухого фаст-фуда. Не нашли, а рекрутер убедил, что с задачей справится человек, который продавал просто кошачью еду. И кандидат справился. Заказчик был доволен. Опыт приравнивается порой и к стоимости на рынке. Опыт по времени или по эффективности. Вот дискутабельным может быть почему именно 3 года, а не 2 года и 9 месяцев, или 3 года и один месяц и ещё неделя? Откуда цифровой ценз?
На собеседовании и узнаётся как опыт или его объём упаковать, и , действительно, ли он в той ситуации, которую описал Заказчик соответствует с опытом кандидата. Если степень совпадения неполная, то можно ли научить? А есть ли флексибельность (гибкость) и обучаемость у кандидата или он жёсткий (ригидный)? А сколько это будет стоить по деньгам, огрхлопотам и времени?
Опыт - это одна из опций в поиске и выборе, но далеко не жёсткая.
С уважением, Айрат Мустафин
2018-06-01 11:00 0
Белова Полина Геннадьевна
Добрый день,
опыт работы должен предъявляться к тем должностям, где это необходимо. В одном случае, опыт может действительно помешать, например, требуется специалист по продажам в молодую, перспективную и растущую компанию, взять работника с большим опытом (и может быть возрастом) из крупной компании не лучшее решение, он может затормозить процесс развития компании, пытаясь внедрить бюрократические процессы. В другом случае, он может сильно помочь, когда в компанию нужен человек, который имеет опыт и способен построить процессы. Это все индивидуально и зависит от компании, её стратегии развития, целей, корпоративной культуры, а также уровня должности.
2018-05-30 16:29 0
Ольга Купава
Александр, добрый день.
На чем основан вывод, что работники с опытом перестают развиваться и уж, тем более, перестает развиваться компания?
Как уже высказались коллеги, действительно, опыт необходим для того, чтобы претендовать на некоторые должности. И это Закон.
К врачу без опыта, согласна с Ольгой, не каждый готов пойти.
При изучении профессиональных стандартов также увидите требования к опыту работы.
Например, "бухгалтер" - "при специальной подготовке по учету и контролю не менее трех лет", "главный бухгалтер" - ".....при наличии высшего образования - не менее трех лет из последних пяти календарных лет".
Нежелание обучаться, постоянно развиваться, это на мой взгляд, обусловлено особенностями кандидата, а не опытом. На собеседовании специалист проверяет данную компетенцию.
2018-05-30 16:02 0
Мошкина Елена
Добрый день. Я за опыт, если это хороший опыт. А-то ведь бывает опыт просиживания брюк в госструктурах, который не очень понятно как монетизировать.
2018-05-29 11:47 4
Александра HR
Опыт однозначно Важен. Но надо смотреть на каждую ситуацию индивидуально. Есть специфика такая как медицина, и если это врач, то однозначно нужен опыт, если это продажник для продажи услуг/оборудования и т.д., то здесь есть возможность обучения сотрудника (если кто-то готов обучать из сотрудников компании).
Я как правило, всегда подхожу индивидуально к ситуации, например в строительную компанию продажник или тот же РОП имеют опыт в предыдущих компаниях строительных, но они имеют опыт общий и знают много чего из строительной сферы, но придя в новую компанию в этот же сегмент, ему всеровно придется учиться чему-то новому, элементарные стандарты, структура и т.д., просто от каждого индивидуально зависит как быстро он обучается. Как-то так )
2018-05-23 22:29 2
Полина Храмцова
Не согласна с черно-белой парадигмой, которую навязывает вопрос. Опыт - добро или зло, нужен всегда или не нужен никогда. Я за индивидуальный подход к ситуации. Например, к врачу без опыта работы на операционный стол ложиться опасно и страшно, а вот менеджера по продажам вполне можно сделать ценным и нужным работником в короткие сроки без релевантного опыта.
2018-05-22 19:02 3
Имаева Александра
Александр, добрый день! Для меня как рекрутера - если кандидатов много - выбираем с заказчиком лучшего из тех, кто уже эффективно решал задачи, подобные нашим. Если кандидатов мало - буду обсуждать с руководителем смещение фокуса на потенциал(=сможет справиться) соискателя. В обоих случаях важным фактором остается мотивация человека, так как могу не равно хочу.
Также при получении заявки на подбор необходимо критично выделять необходимые и желательные требования. Любимый пример - с уровнем английского языка(когда он практически не используется, а требуется).
2018-05-22 09:46 1
Анастасия Гузенко
Александр, добрый день! Не согласна. Если только речь не одет о сотрудниках "старой закалки", которых сложно переучить и научить новому. Хотя этот вопрос тоже спорный.
Я считаю, чтобы претендовать на большинство должностей кандидаты должны обладать опытом. Компания может развивать имеющиеся навыки, знания и опыт. И хуже от этого не будет ни сотруднику, ни компании.
2018-05-20 22:19 1
Круглова Анна
Александр, не очень ясна проблема, которую Вы хотели бы решить, ответив на вопрос. Руководитель без опыта работы, как и хирург - опасно! Слишком много рисков. Но с точки зрения опыта, который " был когда- то, с кем-то" и априори не актуален в ситуации "здесь и сейчас" согласна, ОПЫТ НУЖНО ДОПОЛНЯТЬ ВИДЕНЬЕМ: способность преломить опыт под реальную ситуацию. Для этого нужно определённым образом настроенная аналитико-синтетическая деятельность мозга, НО - БЕЗ ОПЫТА ЭТО НЕВОЗМОЖНО!
Итог: есть список должностей, на которые, какой бы мощный учебный центр не был на предприятии, Вы не сможете передать "базу данных" человека, в виде опыта. Берем с опытом.
Ну и логично, что есть должности: операторы ПК, узкопрофильные бухгалтера, менеджеры по персоналу и др., которых лучше брать без опыта и учить самому чему надо. НО, базовые компетенции, естественно, быть должны (коммуникативность, знание с ПК) и.... именно эти вопросы может решать описанный в резюме опыт. Скрининг резюме по предыдущему опыту даст понимание, что соискатель, например, с компьютером "на ты".
Ну и третий случай: работодатель хочет взять соискателя с опытом, чтобы ОН НАУЧИЛ РАБОТОДАТЕЛЯ.


2018-05-20 22:08 0
Ольга Левшова
Потерялась в логике - почему опыт мешает? Есть ряд профессий, где без него никуда. Вот врачи, например- готовы вы как клиент прийти к врачу без опыта? И далее по списку.
2018-05-20 18:03 1
Показать все комментарии
avatar-default-icon
рекрутер, бизнес-тренер, hr-эксперт
Автор статей
Автор 4 публикаций
Вас также может заинтересовать
HRTime_faces
154 специалиста сейчас на сайте Опишите задачу. Исполнители откликнутся сами.
Мы используем файлы cookie и рекомендательные технологии. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie (подробнее), а также с пользовательским соглашением.
Согласен
X
Файлы cookie представляют собой файлы или фрагменты информации, которые могут быть сохранены на Вашем компьютере или других интернет-совместимых устройствах конечного пользователя (например, смартфонах и планшетах) при посещении Вами наших веб-сайтов или использовании наших веб-сервисов. Эта информация в большинстве случаев представлена в виде алфавитно-цифровых строк, которые однозначно идентифицируют Ваш компьютер или конечное пользовательское устройство, однако может содержать и иные сведения. На наших веб-сайтах или веб-сервисах мы используем различные типы «cookies» (небольшие текстовые файлы, которые размещаются на Вашем устройстве). Перечень используемых нами файлов cookie, описание целей их использования и дополнительная информация о соответствующих файлах cookie представлена в Инструменте управления файлами cookie, размещенных на соответствующих веб-сайтах и в веб-сервисах нашей компании либо в представленных в них текстах согласий или договоров.