Существует ли проблема эйджизма на постсоветском рынке труда? Только честно

Есть личные наблюдения и опыт моих знакомых по поиску работы на специализированных сайтах. Особенно вакансии в творческой сфере (дизайн, маркетинг, создание видео-контента). Кандидат обладает отличным профессиональным бэкграундом, ищет работу на условиях удаленки, отзывется на вакансии, но не получает приглашений на собеседование. 
И этот же кандидат, с таким же бэкграундом и навыками, изменив возраст в строке , тут же получает приглашения на собеседование. 

Популярное по теме
90 чек-листов по всем направлениям для HR и бизнес-тренеров: подборка от экспертов hrtime.ru
Полезные инструменты по подбору, оценке персонала, обучению, консалтингу, разработке СОТ, корпоративной культуре, коучингу, кадровому учету и карьерному консультированию в одном месте.

Уважаемые HR,  пожалуйста, поделитесь вашим мнением, по каким причинам кандидата в возрасте 40+ относят к аутсайдерам на рынке труда. И не имеют никакого значения ни опыт работы, ни квалификация, ни рекомендательные письма. Его/её  даже не приглашают на собеседования.  Что отпугивает в возрастных кандидатах и есть ли решение как с этим бороться? Или кандидат 40+, действительно, никому не нужен ? 

Поделиться статьей
Интересует стоимость подбора?
Опишите кратко вакансию: сфера, требования, уровень позиции и я дам оценку
Михаил Минин
К сожалению, проблема эйджизма, т.е. дискриминации по возрасту, существует не только на постсоветском рынке труда, но и во многих других странах.

На постсоветском пространстве могут наблюдаться особенности в отношении возраста на рынке труда. Например, с одной стороны, возраст может быть воспринимаем как преимущество, так как опыт работы и стаж могут оцениваться высоко. С другой стороны, возраст может восприниматься как недостаток, так как воспринимается, что более молодые кандидаты могут быть более технологичными и лучше владеть новыми технологиями.

В некоторых случаях сотрудники могут столкнуться с проблемами на работе из-за своего возраста, такими как отказ в трудоустройстве из-за возраста, увольнение или ограничение возможностей для карьерного роста.

Однако, в последнее время ведется работа по освещению проблемы эйджизма и по снижению дискриминации на основе возраста на рынке труда. В некоторых странах принимаются законы и политики, направленные на борьбу с дискриминацией по возрасту, а также проводятся образовательные мероприятия и кампании, направленные на повышение осведомленности о проблеме эйджизма и его последствиях.




2023-02-15 05:28 0
Алексеева Галина
Добрый день, Марина.
Есть эйджизм и никуда он пока не девается. Может быть чуть сдвинулись возрастные границы в сторону увеличения. Я иногда с собственниками вступаю в диалог по поводу обсуждения ограничений возраста в вакансии. И владельцы компаний убеждают меня, ссылаясь на исследования неких ученых, что в возрасте 45+ человек не способен уже так активно работать и т.д. А когда я спрашиваю сколько им лет, получаю ответ в большинстве случаев больше 50-ти. Но, они не такие как все, они то еще огого! Мое мнение, что нельзя ориентироваться на возраст человека, нужно смотреть на этого человека, его знания и навыки, энергетику, мироощущение и только тогда принимать решение подходит он на позицию или нет. Самые эффективные команды - разновозрастные в них есть баланс и именно он дает результат.
2023-02-07 10:52 1
Айрат Мустафин
Его Величество Предубеждение. И оно работает не только на уровне рекрутера, где сплошь и рядом – мОлодежь и пОдростки, а на уровне руководителей, которые ставят задачу найти помоложе и, на всякий случай, табу на тех, кто перешагнул некие рубежи. Причем рубежи эти разные. Чаще для женщин красная линия – 40, а для мужчин – 50 лет. Такая арифметика!
Руководители из молодых не знают, что делать с теми, кто окажется старше их по возрасту. Обычно, это руководители, кому не удалось послужить срочную службу в армии. Такая данность. На всякий случай, дают такое ограничение рекрутерам или в отделы кадров.
Сами рекрутеры тоже считают (даже, если им не артикулировалось руководством), что старше 40 лет что-то происходит чудесное, близкое к трансформации из голливудских фильмов-страшилок («Волк», например. Когда человек, укушенный волком вдруг превращается в волка, как оборотень).
Для них 40 лет – старуха, а 50 лет мужская особь – глубокий старик. Почти как в произведениях классиков 19 века: «В помещение зашел старик лет 30ти».
Как с этим бороться? Сложно.
Предубеждения и стереотипы изменяются опытом, разумом, обучением.
Иного пути, вероятно, нет.
А данность учитывается и включают военную хитрость, чтобы обойти первые фильтры рекрутеров. Потом ведь опытный зам просматривает резюме. Он обычно не так часто болеет эйджизмом или у него уже есть прививка от предубеждения. А когда дойдет дело до очного собеседования, то у Вас есть все шансы доказать, что Ваш кандидат экспертен и профессионален. А возраст здесь не причем.
Я так думаю.
С уважением, Айрат Мустафин
2023-02-06 12:46 1
Лариса Романенко
Есть ли эйджизм на рынке труда? Все знают ответ... А если совсем честно, как просит автор и как уже написали об этом ниже, то немало консультантов и фрилансеров занимаются консалтингом и фрилансом именно по причине эйджизма, потому что, к своим годам наработав опыт и компетенции, в найм они уже не смогли вернуться. Причины явления – и со стороны работодателей, и со стороны соискателей. Работодатели отказывают возрастным кандидатам, чтобы не заморачиваться с ломкой своих стереотипов, а соискатели не дают себе труд соответствовать стремительно меняющимся условиям жизни вообще и рынка труда в частности. Разумеется, есть исключения и с одной, и с другой стороны, но в общей массе ситуация дикая и нецивилизованная.
В исправление ее в ближайшем будущем – не верю. Возможно, с повышением каких-то вибраций и каких-то переходов наша российская ментальность изменится, но это уже футурология и фантастика. И совсем другая история…
2023-01-16 15:23 1
Изотова Людмила
Соглашусь с Верой про запросы от руководителей. Молодые руководители боятся брать сотрудников, которые их старше. У них сразу возникает вопрос: как я могу быть авторитетом, когда я сильно младше?( Я сталкивалась с таким даже в вопросе формирования кадрового резерва, где руководство настоивало, чтобы резервисты были не старше 35 лет.
2023-01-14 07:59 2
Наталья Громова
Марина, добрый день. Среди кандидатов в возрасте 18–23 лет доля получивших хотя бы одно предложение о собеседовании составляет 85%, то в категории 31–45 лет этот показатель падает до 71%, а для 56–60 лет — до 55%. Самая низкая востребованность у людей старше 70 лет — предварительный интерес к ним возникает только в 41% случаев. При этом кандидаты, которые не указывают в резюме свой возраст, получают приглашения на собеседование в два раза чаще кандидатов старше 45 лет.
2023-01-13 10:13 2
Вера
Есть такая проблема,факт.
Есть приказ от руководителя: найти спеца до 45-50 лет, надо исполнять.
Кто скрывает возраст в резюме, должен знать, что при личной встрече он должен стать приятным сюрпризом: хорошо выглядеть, остроумно и по делу отвечать, уметь самопрезентовать себя и доказать свой несомненный профессионализм за короткое время, отведенное на собеседование.
Потому надо быть в тонусе и в хорошем эмоциональном настрое. А у молодых этого- предостаточно!
2023-01-13 09:45 3
Оксана
Как резюмерайтер со стажем, не рекомендую клиентам указывать в резюме дату рождения. Спросят на собеседовании- можете сказать, здесь уже не рекомендую что-то скрывать или лукавить. хотя по датам получения образования не сложно просчитать. В начале моей карьеры как резюмерайтера была пара примеров, когда клиент присылала резюме с фото и без возраста, а на видео- интервью появлялась дама лет на 20-25 старше той, что была на фото. И скажу вам выглядело это как подтасовка фактов... Но вопрос Марины был скорее не об этом. Западная культура оставила свой след в подборе внедрением программы инклюзивности. Многие компании столкнулись с необходимостью, навязанной конкретными KPI, разнообразить человеческие ресурсы по гендерной, рассовой и возрастной принадлежности. Но это вопрос о том, как приподнести.У возрастных кандидатов есть очень много преимуществ, которые можно продать заказчику.
2023-01-12 22:44 3
Александр Крымов
И последнее. Марина, дорогая, делюсь собственным опытом.
Вам не надо возвращаться в HR! Там одна административная работа. Лучше развивайтесь как независимый консультант и эксперт, у вас же такой опыт и потенциал!
Подумайте, как его лучше использовать и монетизировать.
Не Вы одна такая :))))
2023-01-12 21:25 2
Александр Крымов
Марина, вот прям возбудили вашими постами!
Да, у нас в ТК РФ есть раздел про запрет дискриминации по любому признаку.
Да, ТК РФ (любой работодатель это знает), имеет весьма приблизительное отношение к реальности.
Да, так везде. Не только у нас.
НО!
Проблема-то есть! И не только у нас, HR-ов, и не только у работодателей, но и миллионов квалифицированных и опытных работников, которые не могут найти места.
Почему?
Они, как правило:
А) Реально консервативны. Т.е. не могут перестроиться.
Б) Не умеют искать работу. Их учили работать, а не искать! В нашей стране эта культура вообще не развита. Даже резюме не умеют правильно составить: это же не Предложение работодателю (т.е., личная реклама), а выписка из трудовой книжки.
Ребята, у нас же появилась новая профессия: карьерные консультанты. Вон у нас на ХРТАйме целый раздел; карьерное консультирование https://hrtime.ru/search.php?ot=1&ps=14
Не надо понимать эту услугу узко: только для молодёжи, которая не знает, куда податься, или для яаппи, которые не знают, как дальше развиваться.
Зрелые люди, нуждающиеся в поддержке - прекрасный контингент.
Приведу в пример прекрасный фильм "Мне бы в небо" (Up in the Air), вообще-то про увольнения.
Там Мастер увольнений успокаивает людей, подсказывая, как они могут жить дальше...
Как наш классик Юра Визбор: "Нас гений издали заметил и даль иную показал... Там было очень хорошо, и всё вселяло там надежды, что сменит жизнь свои одежды....
Тарарам - пам-пам-пампам"
Удачи!
2023-01-12 21:20 3
Марина Рощина
Добрый день всем, кто отозвался на мой вопрос и поделился своим мнением, опытом. И, конечно, спасибо.
Когда, уважаемый коллега Иван Фатеев рассуждает об эйджизме, риторически задавая вопрос, что под ним понимать, то постараюсь сформулировать, исходя из своего опыта . Эйджизм - это социальное явление, которое проявляется со стороны потенциального работодателя и общества в целом, когда при прочих равных условиях и компетенциях работадатель отдает предпочтение и останавливает свой выбор на специалисте младшего возраста.
По роду своей деятельности часто приглашают провести гостевые лекции у студентов, общаясь с которыми я отлично понимаю, что стереотип про гибкость мышления, живость ума, компьютерную грамотность и информационную , которые лучше у молодых людей, реально стереотип, который насаждается медиа. Нет, я сейчас не старчески брюзжу и не утверждаю, что молодежь наша современная плохая . Я сейчас только про то, что склонность мыслить гибко, быть адаптивным - это не про возраст, а про характер. Молодой человек может и в юности быть стариком, не интересующимся, ленивым, тугодумом, а человек в возрасте 45+ (если это эйджистски считать возрастом) продолжает оставаться с активной позицией, интересующимся, любопытным, с живым умом и легким на подъем.
Так случилось, что периодически устаю от своего предпринимательства и эксперементирую с поиском работы, наивно думая, что найду работу мечты и смогу проститься со всеми заботами и напряжением, свойственным предпринимателю (самозанятому, все зависит от трактовки законодательства). И что же я обнаружила. Когда мне было до 45, то эйчары, получая мою анкету, приглашали на собеседования , а потом грустно ставили на мне метку - не можем предложить работу мечты, потому что вы overqualified . Я возвращалась опять в свое дело, тренировала, писала маркетинговые стратегии, вела социальные сети, писала умные статьи, уставала. Когда мне стало чуть больше 45 (девочки никогда не признаются в своем точном возрасте), то навыки мои еще выросли, профессиональной мудрости добавилось, маркетинговое любопытство никуда не делось, живость ума тоже, а результат с экспериментом по поиску работы мечты стал еще печальнее - уже и не зовут на собеседования. Одна молодая эйчар как то разоткровенничалась, что даже не знала о том, что могут быть такие термины, кейсы и решения в маркетинге, которыми я поделилась в процессе собеседования.
Вот и возникает риторический вопрос. Так в ком проблема? Почему эйчары сетуют, что нет достойных кандидатов, рынок просел, все таланты уехали, никого не найти. Может просто не умеют искать? Бояться выглядеть непрофессионалами на фоне достойных, компетентных кандидатов?

upd: отдельное спасибо Уваровой Елене за ссылки. Все очень в точку.
2023-01-12 19:02 3
Александр Крымов
Марина, а чего тут темнить и притворяться? Конечно, сталкивался, и не только с эйджизмом. А также - с сексизмом, национализмом и прочими измами. Вплоть до экзотики: я это называю регионализмом. Одни работодатели не любят коренных москвичей (впрочем, а сколько их осталось?), другие - наоборот, "понаехавших".
Признаюсь в страшном неполиткорректном грехе: я сам эйджист! Например, руководителям - заказчикам вакансий бывает некомфортно работать с подчинёнными старше себя. Вот и приходится, а куда денешься...
Вообще, всё это обычно идёт именно от заказчиков. Вот один директор заявляет, что хочет видеть главного финансиста - только женщину! Это, кстати, сексизм, или что?
Я, кстати, схитрил: подсунул резюме очень хорошего парня с прекрасным опытом. И получилось, взяли, и от проработал много лет, пока компания не разорилась (но это не по его вине).
Я могу назвать профессии, в которых эйджизм вообще отсутствует. Это квалифицированные инженеры практически любых заводских специальностей. Нам как-то пришлось аж с Урала завозить главного технолога аж хорошо за 60. Понятно, почему. Помоложе - они всё дизайнеры-креативщики, маркетологи и создатели видео-контента. А вот специалиста по производству прецизионных сплавов как-то не наблюдается.
2023-01-12 18:47 2
Иван Фатеев
Смотря что считать эйджизмом.
Если это принципиальная позиция, основанная на стереотипе, то да, встречается к сожалению. И не редко.
Но чаще, на мой взгляд, соискатели в возрасте не подходят по объективным причинам. Ведь наличие большого опыта не единственный критерий. Мир быстро меняется и бизнес вынужден адаптироваться к внешней среде. Поэтому готовность к изменениям и способность быстро осваивать новые навыки стали более важными качествами, чем уровень профессиональных знаний и опыт.
А с этими качествами с возрастом, как правило, всё хуже и хуже. Теряется гибкость, скорость.
Естественно, это касается далеко не каждого. Знаю многих опытных и даже пожилых людей, адаптивности которых позавидует большинство молодых.
Но, справедливости ради, все они давно "при делах" и работу не ищут.
Вопрос дискуссионный.
2023-01-12 17:28 4
Галина Беловодченко
Я - кандидат 40+. В прошлом году была необходимость искать работу. По натуре я человек очень активный и энергичный, поэтому активно размещала свои портфолио в соцсетях, откликалась на вакансии. Плюс у меня высокая экспертиза в проведении тренингов, организации работы контактных центров, организации стартап проектов. Итог: интерес у работодателей есть (за 4 месяца поисков работы прошла порядка 25 собеседований, получила пять офферов), НО, действительно стали активнее звонить и приглашать на встречи после того, как убрала возраст в резюме. Эйджизм есть, к сожалению. И существует он, как ни странно, не без "помощи" самих возрастных кандидатов. Потому как мнение о том, что возрастной кандидат хуже адаптируется, сложнее обучается, менее гибок в коммуникациях - увы, не беспочвенное. Говорю это, как руководитель, который неоднократно приглашал на работу таких сотрудников.
2023-01-12 15:50 4
Уварова Елена
Марина, доброго дня. Эйджизм был, есть и, к сожалению, в ближайшем будущем я не вижу перспектив попрощаться с ним. Мы почти каждый год касаемся этой проблемы и обсуждаем с коллегами на портале. Чтобы не повторяться и проанализировать тенденцию, можно посмотреть здесь: https://hrtime.ru/material/kakie-otritsatelnye-kachestva-sviazyvaiut-rabotodateli-s-vozrastom-57709/, https://hrtime.ru/material/dlia-kakikh-professiy-vozrast-skoree-plius-chem-minus-73652/, https://hrtime.ru/material/kakie-seychas-ozhidaniia-po-povodu-vozrasta-i-pola-kandidatov-69302/, https://hrtime.ru/material/chto-delat-s-sotrudnikami-starshey-vozrastnoy-kategorii-57640/, https://hrtime.ru/material/pochemu-rabotodateli-boiatsia-nanimat-vozrastnykh-sotrudnikov-i-mozhno-li-37968/
2023-01-12 13:25 6
Показать все комментарии
avatar-default-icon
Управление репутацией офф & он-лайн; формирование доверия к бренду
Автор статей
Автор 10 публикаций
Вас также может заинтересовать
HRTime_faces
207 специалистов сейчас на сайте Опишите задачу. Исполнители откликнутся сами.
Мы используем файлы cookie и рекомендательные технологии. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie (подробнее), а также с пользовательским соглашением.
Согласен
X
Файлы cookie представляют собой файлы или фрагменты информации, которые могут быть сохранены на Вашем компьютере или других интернет-совместимых устройствах конечного пользователя (например, смартфонах и планшетах) при посещении Вами наших веб-сайтов или использовании наших веб-сервисов. Эта информация в большинстве случаев представлена в виде алфавитно-цифровых строк, которые однозначно идентифицируют Ваш компьютер или конечное пользовательское устройство, однако может содержать и иные сведения. На наших веб-сайтах или веб-сервисах мы используем различные типы «cookies» (небольшие текстовые файлы, которые размещаются на Вашем устройстве). Перечень используемых нами файлов cookie, описание целей их использования и дополнительная информация о соответствующих файлах cookie представлена в Инструменте управления файлами cookie, размещенных на соответствующих веб-сайтах и в веб-сервисах нашей компании либо в представленных в них текстах согласий или договоров.