Можно ли управлять наймом, если HR не считает цифры?

В одном из недавних проектов, где я оптимизировала HR-процессы и выстраивала управляемый процесс найма, столкнулась с неожиданной ситуацией. Мы внедряли в т.ч. инструменты, которые должны были повысить эффективность подбора - воронку, метрики, аналитику, причины отказов. И вдруг рекрутер отказался вести аналитику. Не из-за перегрузки, а потому что “это ничего не даст”. 
Ну, зумерам наверное так можно)) 
Для собственника, кстати, это тоже не выглядело проблемой. Зачем считать?

Популярное по теме
90 чек-листов по всем направлениям для HR и бизнес-тренеров: подборка от экспертов hrtime.ru
Полезные инструменты по подбору, оценке персонала, обучению, консалтингу, разработке СОТ, корпоративной культуре, коучингу, кадровому учету и карьерному консультированию в одном месте.

Найм без аналитики - это как продажи без CRM. Можно чувствовать, что что-то не работает, но невозможно понять, где именно теряется результат.
Без цифр всё держится на интуиции и о реальном управлении речи не идет.

Я убеждена, что управляемый найм - это технология, построенная по тем же принципам, что и продажи.
В найме тоже есть воронка, конверсии, источники лидов и этапы сделки.
Кандидат продаёт свои компетенции и потенциал, а компания возможности, культуру и смыслы. И если этот процесс не измерим, он перестаёт быть управляемым.

Интересно наблюдать, как внедрение аналитики буквально меняет динамику компаний: появляется прозрачность, прогнозируемость, растёт скорость подбора и качество решений. Цифры становятся инструментом роста.
Но сопротивление цифрам встречается чаще, чем кажется. Особенно там, где решения по найму всё ещё принимаются “по наитию” .

Как думаете, это вопрос зрелости компании... или вопрос того, насколько сам HR готов мыслить как бизнес и смотреть на найм через призму результата, а не процесса?

Было ли у вас такое, что рекрутер или специалисты hr сопротивлялись цифрам? Что говорили? “Не надо микроменеджмента”?  “Мы и так всё видим”?
Как вы это прошили - через убеждение, через регламент или через замену людей?

Поделиться статьей
Интересует стоимость подбора?
Опишите кратко вакансию: сфера, требования, уровень позиции и я дам оценку
Ирина Юрьевна
Добрый день, Дарья, коллеги!
Согласна. Наем сотрудника - это продажа, работодатель продает вакансию, сотрудник продает свое время и компетенции, все основные этапы продаж здесь также работают. Для обеих сторон. Все время об этом говорю.

Аналитика и управление изменениями, в том числе в вопросах найма и кадровых ротаций, безусловно отличный инструмент.
Но он не должен быть самоцелью, кроме того, требует временных и финансовых затрат по разработке, внедрению, контролю и т.д. Наконец, аналитика существует не сама по себе. Анализируются конкретные показатели, применимые к конкретному проекту.

Здесь важно понимать, будет ли такой инструмент эффективен для конкретной компании.

Как часто и на каких позициях происходит наем? Это полноценный штат или формируются временные команды под проект? Сфера деятельности. Регион. На каком этапе жизненного цикла находится компания. Есть ли планы по масштабированию или выходу на новые рынки/продукты? Закрытие позиций может быть не только за счет найма, но и из кадрового резерва и т.д.

Если наем это единичные случаи, компания небольшая, а ядро сотрудников в целом стабильно, то стоит ли внедрять такой сложный и затратный инструмент? Просто чтобы было? Потому что это актуально?

В крупных компаниях без системной аналитики не обойтись и не только в HR.
Что касается микроменеджмента, то да, потребность в нем обычно пропадает с профессиональным опытом.
2025-11-12 12:00 1
Юлия Гладышева
Добрый вечер! Только цифры и их анализ могут показать слабые места в процессе подбора
2025-10-29 14:41 1
Иван Жданов
Очень точное замечание: управлять можно только тем, что измеряется. Мы это не придумали — это просто базовая управленческая логика.

И да, где-то это действительно упирается в конкретного руководителя HR-службы, но чаще всё-таки проблема системная. Когда в компании нет управленческого цикла, метрики не связаны между собой, каждое подразделение живёт само по себе — тогда и возникает вопрос «а зачем считать?».

А вот если есть регулярный менеджмент, управление по показателям, и эти показатели пересекаются, влияют друг на друга — вопрос «считать или не считать» вообще не поднимается. Это становится нормой.

Иногда к HR-департаменту действительно относятся по принципу: «ну есть и есть, какой-то бюджет осваивают». Не воспринимают как бизнес-функцию, как партнёра. А ведь считать нужно всё: и время закрытия вакансий, и стоимость подбора, и конверсию, и качество адаптации. Не просто считать, а анализировать отклонения, работать с ними, принимать решения, запускать проекты по улучшению.

Но для этого, конечно, нужна зрелость — и системы, и людей внутри неё. Без неё никуда.
2025-10-29 10:07 2
Наталья Пономарева
Здравствуйте, коллеги! Спасибо за вопрос, Дарья!
Полностью согласна с вашим наблюдением — найм без аналитики действительно превращается в интуитивный процесс, где сложно управлять результатом.

При этом важно учитывать масштаб компании. В небольших бизнесах до 50 человек глубокой HR-аналитики может и не быть — достаточно отслеживать базовые показатели: текучесть, причины увольнений, удовлетворённость персонала, выполнение KPI. Эти цифры уже дают понимание, где «тонко» и куда направить усилия.

А вот в компаниях с численностью от 200–250 сотрудников аналитика становится критически важной. Без неё невозможно выстроить предсказуемые процессы и системное развитие. Это как со стратегией: пока команда маленькая, можно “держать в голове”, но при росте сети без цифр, прозрачности и общей картины управлять становится просто невозможно.

Так что вопрос не только зрелости компании, но и готовности HR мыслить как бизнес — видеть найм и управление людьми через призму результата, а не только процесса.
2025-10-28 21:56 4
AЛЛА АЛФЁРОВА
Добрый день!
Пожалуй отвечу на вопрос Дарьи, что нет. Управлять наймом можно только работая с аналитикой подбора.
Когда HR не работает с цифрами, управление наймом превращается скорее в ощущение, чем в процесс. Можно интуитивно понимать, где «проседаем», но без данных это всегда догадки. А бизнесу нужны не догадки, а прогнозы и решения. Цифры — это не про бюрократию, а про возможность влиять: видеть, где теряются кандидаты, почему затягиваются сроки, где реально стоит усиливать ресурсы.
Но важно помнить: аналитика ради отчётности — не панацея. Гораздо ценнее, когда HR использует данные как инструмент диалога с бизнесом. Когда цифры помогают не «отчитаться», а объяснить, как сделать процесс быстрее, дешевле и точнее. В этом случае аналитика становится не нагрузкой, а опорой.
Современный HR, который умеет мыслить метриками, становится стратегическим партнёром, а не сервисной функцией. И дело не в том, чтобы «всё посчитать», а в том, чтобы понимать, какие цифры действительно отражают реальность найма и как на них опираться в управлении. Только тогда цифры начинают работать — и HR становится лицом влияющим на бизнес-решения, а не исполнителем задач по найму персонала.
Успехов и системности в найме!
2025-10-28 18:53 6
Максимилиан Бакиров
Добрый вечер.
Я с вами согласен, что мы не можем отследить, померить, на то мы не можем повлиять и тем более понять эффективность.

Тут я думаю совокупность двух моментов.
Рекрутер отказался из-за каких личных мотивов.
А какие могут быть мотивы в бизнесе... деньги, прямые или косвенные.
Возможно у него там свои скрытые интересы.

Второй момент не зрелость рекрутера, старая закалка, не желание принимать реалии времени, комплексы, страхи, блок в голове.

Ну общая не зрелость компании. А это всегда исходит от собственника.
Поэтому тут либо на собственника выходить и его проверять, либо вообще не сотрудничать с такими компаниями.

Кстати в моем опыте периодически попадаются компании, которые работают без CRM, вот такие чудеса))
2025-10-28 16:45 2
Анна
Дарья, здравствуйте!
Поддерживаю вас, сложно без конкретики и цифр управлять эффективностью, воронками и в целом считать даже бюджет, который бизнесу необходимо заложить на подбор.
В идеале работодатель должен выделить штатную единицу или аутсорсинг HR-аналитика, или брать разовые аудит услуги, если нет бюджета для штатного, ибо для обычного HR-менеджера будет тяжеловато вести всё и сразу, особенно если это комплекс формата HRG или HRD.
Я бы посмотрела что в текущей точке сборки происходит и выдвинула собственнику несколько предположений на выбор с аргументами ЗА, пусть выбирает, иногда их сложно переубедить, к сожалению. Также часто работодатели повисев в критических точках возвращаются и благодарят, говорят что я была например права и оплачивают услугу.
Лучше убирать с пути бизнеса всё, что тормозит рост прибыли и съедает лишние деньги.

С уважением,
Анна
2025-10-27 22:20 2
ОК-Консалтинг
Позвольте в дополнение к уже написанному поделиться золотым правилом эффективного менеджмента, а именно принципом "ТРИ НЕ".
Не управляется то, что не определяется.
Не измеряется то, что не управляется.
Не улучшается то, что не измеряется.
Если мы правильно поняли посыл, то Вас, Дарья, пригласили для определённых улучшений. Из Вашего поста видно, что у Заказчика напрочь отсутствует Управляемость, ибо точно неопределенно чем именно управлять. Нет структурированных и описанных бизнес-процессов. Соответственно и нет измерителей. А, соответственно, нет измерителей - невозможно правильно определить улучшения. Что и на сколько или во сколько улучшить!!!
Уверены, что данная формула поможет более конструктивно общаться с Заказчиками!
Ещё раз всем добра!
Павел и Артемий.
2025-10-27 21:00 3
ОК-Консалтинг
Дарья, Коллеги, всем доброго времени суток!
Дарья, буквально несколько дней назад мы раскладывали в Вашем же вопросе баланс интересов. Мы привели логику развития бизнеса (в идеале) состоящую из пяти стадий: https://hrtime.ru/material/balans-interesov-biznesa-i-sotrudnikov-v-rabote-hr-gde-prokhodit-gran-156902/
Так вот на первой стадии развития бизнеса экономика не существенна для бизнеса в принципе. Там важно занять нишу. Аналитика по подбору просто ни к чему, потому что персонал реально набирается исключительно по наитию.
Также цифры, логика и экономика не работает на третьей стадии развития бизнеса. Она как раз таки работает в обратную сторону "против бизнеса". Бизнес считает, но не экономику, а экономию. Работы ничто, главное универсальные солдаты!
А вот на четвёртую и пятую стадию уже бизнесу без экономики, ретроспективы, анализа не добраться.
Вероятно, Вы как раз столкнулись с бизнесом из третий стадии развития! У нас просто нет культуры менеджмента и культуры HR в полноценном объёме. А считать, по факту, нужно всегда!
Всем добра! Павел и Артемий.
2025-10-27 20:47 2
Георгий Павленко
Нельзя.
Мы можем управлять только тем, что можно посчитать

У меня в практике не было, чтобы хороший HR работал без цифр
2025-10-27 19:37 1
Александр Тимошин
Дарья, здравствйте!
На Ваш вопрос "Можно ли управлять наймом, если HR не считает цифр" может быть два типа ответов.
Вариант 1. Можно
В бизнесе не только HR управляет без цифр , а также и другие функционалы и руководители. Или они думают, что опираются на цифры, хотя те цифрв, которые используют имею слабое отношение к существу вопроса/задачи.

Вариант 2. Нельзя.
В этом случае возникает вопрос - Какие цифры нужны и как их совместно анализировать, чтобы получать желаемый эффект.
А еще вопрос где их взять, как собирать и анализировать
В общем много работы, которую если раньше не делал, то и делать как-то не хочется.

Тогда начинается управление методом перебора вариантов.
Цифры в этом случае не считают, чтобы не было страшно)
2025-10-27 18:19 5
Ваш HR
Опыт управления персоналом в компаниях: производство и продажа ТНП (более 500 человек, 2 завода, Торговый дом, УК - распределенная команда Москва, МО, Свердловская обл.) транспортная компания, старт - ап проект; ГК по продаже оборудования, инструмента и з/ч; ГК по проектированию, производству и монтажу СПК
2025-10-27 16:59 0
Мария Лунина
Дарья, добрый день) Полностью согласна, что без цифр управлять наймом нельзя. Но важно учитывать, что рекрутеры не аналитике, как идеи, сопротивляются - они сопротивляются нагрузке без выгоды для себя. Для них это выглядит как доп. работа, больше контроля, больше ответственности, но ни рубля сверху. Плюс страх, что цифры вскроют узкие места, и придётся работать ещё больше))

Поэтому в таких кейсах я начинаю с объяснения личной выгоды: аналитика = аргументы в переговорах с заказчиком, возможность защищать свою загрузку, влиять на приоритеты, просить ресурс, доказательно показывать результат...
Если человек всё равно саботирует, это уже история про зрелость и ценности. Тогда либо договариваемся и фиксируем новые правила, либо меняем сотрудника. Иначе одна «заражённая овца» действительно будет тормозить рост всей функции.

С уважением, Мария
https://t.me/eclair_career
2025-10-27 14:39 3
HR - Агентство NEW FORMAT
Здравствуйте, Дарья!

На наш взгляд управлять наймом без цифр невозможно это все равно что вести продажи без той же CRM да можно интуитивно чувствовать, где теряется результат, но опять же нельзя точно понять и исправить. Воронка подбора, конверсии, источники кандидатов и причины отказов это все таки не лишняя бюрократия, а скорее инструмент, который даёт прозрачность, показывает, что работает, и естественно позволяет принимать решения на основе данных, а не догадок. Сопротивление аналитике чаще всего связано не с перегрузкой, а с нежеланием мыслить как бизнес и смотреть на найм через призму результата. Решить это можно, показывая прямую выгоду цифр или закрепляя аналитику как обязательный стандарт, ведь там, где она становится нормой, растут скорость закрытия вакансий и качество найма.
2025-10-27 14:14 9
Показать все комментарии
avatar-default-icon
HR бизнес-партнёр и консультант для бизнеса. Эксперт с опытом 16 лет
Автор статей
Автор 7 публикаций
Вас также может заинтересовать
HRTime_faces
168 специалистов сейчас на сайте Опишите задачу. Исполнители откликнутся сами.
Мы используем файлы cookie и рекомендательные технологии. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie (подробнее), а также с пользовательским соглашением.
Согласен
X
Файлы cookie представляют собой файлы или фрагменты информации, которые могут быть сохранены на Вашем компьютере или других интернет-совместимых устройствах конечного пользователя (например, смартфонах и планшетах) при посещении Вами наших веб-сайтов или использовании наших веб-сервисов. Эта информация в большинстве случаев представлена в виде алфавитно-цифровых строк, которые однозначно идентифицируют Ваш компьютер или конечное пользовательское устройство, однако может содержать и иные сведения. На наших веб-сайтах или веб-сервисах мы используем различные типы «cookies» (небольшие текстовые файлы, которые размещаются на Вашем устройстве). Перечень используемых нами файлов cookie, описание целей их использования и дополнительная информация о соответствующих файлах cookie представлена в Инструменте управления файлами cookie, размещенных на соответствующих веб-сайтах и в веб-сервисах нашей компании либо в представленных в них текстах согласий или договоров.