Может ли корпоративное мероприятие помочь от "текучки" персонала?

В работе столкнулась с заказчиком, который хочет провести корпоративное мероприятие для персонала в своей компании, но у него очень новая для меня цель. Его цель: снижение текучки и ПИАР бренда компании среди персонала, повышение имиджа внутри компании. Я занимаюсь организацией корпоративных мероприятий уже много лет, но по таким задачам не работала. Имидж - отчасти - да. Но текучка....

Популярное по теме
90 чек-листов по всем направлениям для HR и бизнес-тренеров: подборка от экспертов hrtime.ru
Полезные инструменты по подбору, оценке персонала, обучению, консалтингу, разработке СОТ, корпоративной культуре, коучингу, кадровому учету и карьерному консультированию в одном месте.

И у меня скорее не вопрос, а просьба подтвердить мои опасения: в деле с текучкой корпоративным мероприятием разве поможешь? Нужен ваш опыт, коллеги, хочется и заказ не упустить, и не обманывать никого. Кто-нибудь решал подобные задачи, ну, хотя бы, в комплексе с помощью корпоративных мероприятий, и если да - то каких? Заранее всем большое спасибо!

Поделиться статьей
Интересует стоимость подбора?
Опишите кратко вакансию: сфера, требования, уровень позиции и я дам оценку
Мария Волкова
Привет, коллега! Понимаю твоё беспокойство — действительно, корпоративное мероприятие само по себе не решит проблему текучести, но может стать важным элементом комплексной стратегии удержания персонала.

Давай посмотрим на ситуацию шире. Корпоративные мероприятия могут влиять на удержание сотрудников через:

Формирование привязанности к компании

Укрепление командного духа

Демонстрацию заботы о персонале

Повышение вовлечённости сотрудников

Однако важно понимать: если в компании есть системные проблемы (низкая зарплата, токсичная атмосфера, отсутствие карьерного роста), одно мероприятие ситуацию не исправит.

На основе своего опыта могу предложить следующие форматы мероприятий, которые действительно работают на удержание персонала:

Ежегодные стратегические сессии с участием топ-менеджмента

Тимбилдинги с акцентом на развитие soft skills

Программы признания заслуг сотрудников

Обучающие мероприятия с практическим применением

Социальные проекты, где сотрудники участвуют в благотворительности от лица компании

Ключевой момент — это не разовое событие, а системный подход. Рекомендую:

Провести диагностику причин текучести

Разработать комплексный план мероприятий

Включить обратную связь от сотрудников

Отслеживать метрики эффективности

Что касается PR бренда внутри компании — здесь корпоративные мероприятия очень эффективны. Они помогают:

Показать ценности компании

Продемонстрировать достижения

Создать единую корпоративную культуру

Главное — не обещать заказчику мгновенного решения проблемы текучести только через мероприятия. Предложи ему комплексный подход, где корпоративы будут частью большой стратегии удержания персонала.

Буду рада обсудить детали и поделиться конкретными кейсами, если потребуется!
2025-10-13 12:32 0
ОК-Консалтинг
Виктория, Коллеги, всем доброго времени суток!
Идея Заказчика очень даже хорошая! Действительно есть корпоративные мероприятия, которые очень даже могут повлиять на снижение (только не текучки, ибо течка и текучка не имеют никакого отношения к персоналу) текучести персонала. Правда при этом следует помнить о том, что норма текучести для организации - 10-12%.
Что за мероприятия? Это могут быть бизнес-игры по совместной выработке каких-то решений или стратегий. А также мотивационно-проектные сессии по выстраиванию взаимодействия.
Всем добра!
2025-01-25 12:03 0
Владимир Миков
Ну, под корпоративным мероприятием можно понимать все, что угодно: тренинг, фасилитационная сессия, совместное приготовление пищи рабочим коллективом))) все что угодно!
И тут возникает важный момент - не разновидность подхода, метода только лишь определяет такой результат, как снижение текучки, а то, как профессионально подготовили и провели "знаковое" мероприятие, с учетом сопровождения и работы после него! Мастерство, однако...
2021-11-08 22:56 1
Георгий Цеплаков
Здравствуйте, коллеги!

Сложный вопрос предполагает комплексный ответ:

1. Все зависит от того, что это конкретно за мероприятие. Ивент ивенту рознь. Если просто корпоратив с церемониями, разоворами, обучением, вовлечением и... отдыхом в конце - однозначно, это пустая трата времени и сил: текучка не уменьшится.

Но это может быть мероприятие, посвященное текучке. На котором руководители сделают заявления, которых давно ждут сотрудники, предложат новую программу мотивации, предложат решение вопроса, который является давней проблемой, одной из причин текучки. Но для этого, конечно, нужно провести исследование: в чем причины регулярной потери кадров.

2. Мероприятие может быть встроено в серию мероприятий по лояльности персонала, по клиенториентированности, по работе с лидерами мнений, ослаблению напряжению между подразделениями, по... другим важным вопросам. Тогда возможно достигнуть комплексного эффекта, и текучка действительно снизится.

3. Наконец, мероприятие может быть частью проекта по снижению текучки и параллельно или вместе с ним могут быть проведены реальные меры по ее снижению. Таким образом, мерпориятие выступит просто упаковкой программы по усилению лояльности и вовлеченности сотрудников
2021-11-07 15:55 0
Мария
Корпоративные мероприятия, конечно, не решают проблему текучести персонала, НО:
1. Одной из важнейших потребностей человека является - чувствовать себя частью целого. С каждым годом люди становятся более обособленными друг от друга и на самом деле более одинокими. Получили массовое развитие всевозможные KPI, обезличивающие сотрудников как личностей, век цифр и мантры «результат». В этом смысле важны и необходимы мероприятия, в которых размываются должности, происходит обмен ролями, не культивируется конкуренция, и происходит взаимодействие не работников одного ООО, а людей, связанных общими целями, идеями, интересами.
2. Если провести аналогию такого вот «корпоратива» с сеансом у психолога (только вместо пациента-индивида пациент-коллектив), то одним из достижений первых сессий будет нагнетание, вскрытие болевой точки. Имеет смысл только если собственник готов сам к непосредственному участию не в качестве только спонсора. Не в рабочих стенах людям проще быть прямее, откровеннее. Часто текучесть является следствием необъективной оценки сверху, отсюда нерационального распределения полномочий и зон ответственности, несправедливого вознаграждения, неверного восприятия важности и полезности тех или иных персон. Если эти перекосы есть, заинтересованный управленец должен их наглядно увидеть на таком мероприятии: перекладывание ответственности линейными руководителями на подчиненных, избегание принятия решений, неравное отношение к новичкам, переоцененные лидерские качества и лояльность исторически приближенных и «заслуженных» сотрудников и и.д.
Болезнь не вылечит, но с диагностикой может помочь.
3. Не всегда в конкретном отделе у сотрудников появляется тот, за кем бы хотелось следовать, массовые коллективные мероприятия - лишний повод пересечь людей из разных отделов, а значит больше шансов «зацепить» чьей-либо харизмой, воодушевить, создать нематериальный мотив или снять конфликт между людьми, которые в конфронтации только по конкретным рабочим вопросам без представления о том, кто по ту сторону монитора.
Только нередко проблема текучести в том, что энной сложившейся команде просто объективно никто не нужен (здесь и сейчас). Часто собственник или топ-менеджер строит планы существенно дальше своих подчиненных, а у последних в их сегодняшней картине мира потребности в кадрах нет, зато есть опасения (новый человек оторвёт их кусок). Возможно, тогда корпоративное мероприятие сколько-нибудь может иметь эффект, если его целью будет поделиться планами, продемонстрировать сильную позицию компании, вселить уверенность в людей в то, что им ничего не угрожает, что их ценят.
2021-01-23 03:12 0
Ольга Полежаева
Как верно заметили коллеги, одним мероприятием такие задачи не решаются. Тут нужен комплекс мер.

И формальным подходом вроде "Мы будем два раза в месяц проводить корпоративные мероприятия, и сотрудники начнут рано или поздно обожать эту компанию" — не обойтись. Не начнут.

Большое значение имеет внутренний ресурс собственника. Как он руководит компанией, как транслирует подчиненным свои ценности. Чувствует ли он этот бизнес своим детищем или воспринимает его как что-то другое.

Вот эти мероприятия для него — просто подсмотренная у приятелей-бизнесменов фишка, которую хочется попробовать из спортивного интереса? Или он вовлечен в этот процесс?

Если собственник на мероприятиях рассказывает одно, чтобы выглядеть определенным образом и формировать некий имидж. А делает другое. Это всё равно чувствуется и лезет со всех щелей.

В таком случае корпоративные мероприятия не имеют смысла — начинать работу над изменениями нужно с самого собственника, его мышления и целей.
2020-11-12 15:22 1
Ирина Князева
Я думаю, что это должно быть не одно мероприятие, а комплекс мер, построенных на мероприятиях, которые будут повышать лояльность персонала к компании. В этом случае, при правильной системе мер, возможно, не сразу, получиться снизить текучесть персонала.
И так же , наверное главное - нужно выяснить ПРИЧИНУ этой текучести. Почему люди уходят. Дать им то, что для них необходимо, что бы не покидать компанию.
Относительно корпоративных мероприятий, могу описать свой практический опыт и реальные показатели.
Когда пришло мое время писать Дипломную работу, в то время устроилась в комапнию, где гендиректор поставил передо мной задачу сплотить коллектив и повысить лояльность к комапнии при помощи ряда мероприятий. Я решила убить двух зайцев и решила тему своего диплома сделать следующей: "Социально-культурная деятельность. как средство формирования благоприятного психологического климата в коллективе". У нас была низка текутесть, но как казалось руководству, коллектив был каким-то не сплоченным))).
Я разработала ряд мероприятий, в которые, сразу скажу, НЕ входили пьянки-гулянки в ресторанах. В основном были тим-билдинг мероприятия, которые я заказывала в тренинговой компании.
После чего я провела исследования на лояльность персонала, на мотивацию и прочие показатели.
По завершению комплекса мероприятий, спустя примерно месяца 4, провела те же измерения, используя те же методики. И..динамика была хоть и не большая, но положительная!
Из чего, был сделан вывод и подтверждена моя гипотеза Дипломного проекта, что все таки комплекс мероприятий, повышает лояльность сотрудников, повышает мотивацию и взаимопонимание в коллективе.
Но опять же повторюсь, что текучесть, снижать нужно в первую очередь, выявлением ПРИЧИН и их устранением или снижением. А мероприятиями подкреплять, но опять же правильными мероприятиями, тим-билдинг, разные тренинги и т.п.
2020-06-07 23:15 3
Ольга Бондарева
Маловероятно...
2019-11-01 09:45 0
Анна Бокарева
Ввела в закладки: нужно вернуться к данной дискуссии ещё раз.
2019-10-31 07:32 0
Рыжов Алексей
Опасения верные.
Не помогут такие мероприятия.
2019-10-11 17:00 2
Ивашов Захар
На мой взгляд возможности корпоративов сильно преувеличены.
2019-10-11 09:32 0
Маловероятно.
2019-10-06 15:41 0
Ирина Царькова
Многое зависит от цели, которая поставлена перед мероприятием и от его организации. Если мероприятие хорошо и правильно готовить, будет и результат!
2019-09-23 10:23 3
Александр Шведов
Мероприятия - нет. Корпоративная культура - да!
2018-07-04 19:35 1
Юрий Шадрин
Добрый день, Виктория!
По моему убеждению корпоративные мероприятия не могут остановить текучку кадров. Здесь требуются другие инструменты.
2017-10-22 20:06 1
tatyana.daybova
Я сталкивалась в своей hr -работе, что внимание любого рода к сотрудникам, может удержать (именно на какое-то время) от ухода. Корпоратив - как общественно развлекательное мероприятие - да, люди хотят хлеба и зрелищ в конце концов. Но как мероприятие для мотивации и удержания, скорее-нет. Для этого нужны долгодействующие, целевые и системные мероприятия.
2015-12-12 15:27 1
Лидия Красикова
Корпоративные мероприятия, конечно сплочают людей, но на текучку влияет и много других факторов: условия работы, уровень з/п, отношения, как с начальником, так и с коллективом. Тем более иногда корпоративные мероприятия проводятся принудительно и это вызывает негативное отношение у работников. Таким образом, прежде чем налаживать и проводить корп. мероприятия надо тактично рассказать руководителю, что есть так же и другие факторы, на которые надо обратить внимание в первую очередь.
2015-01-30 13:21 0
Елена
Виктория, Вы в данном процессе выступаете как event-партнер?
Т.е., Вам (Вашей компании) поручено подготовить и провести мероприятие? Если так, то проводите, это ведь Ваша работа, Ваш бизнес. В чем проблема?
2015-01-16 23:13 0
Алексей

Лично я рекомендую обратиться к профессиональным экспертам со стороны.
Эксперты могут оценить со стороны, а также консультанты которые могут не только предоставить Вам консультацию , также и оптимизировать Ваш кадровый бизнес-процесс.
Собственники либо руководители самой организации в основном не полностью видят всю внутреннюю картину своего бизнеса . Здесь нужны наблюдатели со стороны. Бизнес-консультант, кадровый аудит, аналитика, обзор рынка труда, мотивация персонала как материальная и нематериальная,корпоративная культура. Корпоративные мероприятия, либо ролевые игры помогут сплотить коллектив. Сплочённый коллектив может работать даже и в суровые периоды компании.
2014-12-13 19:42 1
Александра
Думаю, необходимо разделить два понятия: корпоратив, который традиционно стал походом в ресторан и team building (построение команды), в случае правильного продуманного подхода к данному мероприятию, может стать хорошем средством или одним из средств для мотивации персонала, а значит и сокращения "текучки"...
2014-11-25 23:37 0
Светлана
Необходимо понять причины текучки прежде всего. Провести оценку корпоративной культуры и состояние настроения сотрудников. Исходя из данных, планировать и организовывать мероприятие. Корпоратив это не всегда "пьянка в ресторане".
2014-10-12 17:03 0
Антон Берсерк
Высокая текучка - это проблема управленцев среднего звена.

Корпоратив дело хорошее... только как оно сблизит людей с разными позициями?

Передерутся в конце концов....

Так что, рецепт тут один.... закатываем рукава и идем смотреть чего там творят Ваши руководители....

Именно они ближе всего к народу... и именно от них идет тот негатив, который заставляет людей разбегаться
2014-10-07 16:22 1
Ева Ив
Если у компании испорчен HR-бренд, то корпоративным мероприятием его не исправишь. Как бы наоборот не получилось. Было хорошо-стало еще лучше. При нашем менталитете к корпоративным мероприятиям нужно подходить особенно тщательно, формирование имиджа привлекательного работодателя задача которая решается не за одно мероприятие, в некоторых случаях даже не один месяц и требует комплексного подхода. Когда персонал не лоялен, как правило желающих пойти на корпоратив не много. В результате зря потраченные деньги, ну если конечно всех туда силком не загонят.
2014-10-06 13:51 1
Ирина
Если текучка персонала достигла такого размаха, что о ней забеспокоился управленец, то это скорее означает, что предприятие попало в кризис. И здесь не праздники нужны, а антикризисный менеджер со стороны. На время. И первыми его действиями будут увольнения. Нужно помочь уйти тем, кто уйти хочет. От них уже все-равно высоких показателей не добиться. Только смуту будут больше в коллективе наводить. А оставшимся, возможно, улучшить условия работы, возможно, поощрить за преданность. Соответственно, пересмотреть систему мотиваций, поощрений, наказаний. Если предприятие в целом теряет перспективность, это могут видеть и сотрудники. Значит, нужно перспективы создавать искусственно, внутри организации. И анкетирования с пожеланиями сотрудников многого не дадут. Да мало ли кто что хочет? Я тоже яхту хочу))) Но я ее не за-ра-бо-та-ла. И именно оценкой работы персонала, своевременным обнаружением "нехороших" тенденций в коллективе, предложениями по мотивациям/депремированиям сотрудников, организацией обучения/развлечения занимается HR-менеджер в организации. Поэтому клиенту нужно было предложить в качестве волшебной палочки от текучки - антикризисного менеджера, а в качестве профилактического витаминчика - не пожалеть денег, нанять на постоянную работу хорошего HR-менеджера.
2014-09-30 09:03 2
Догин
Корпоратив, снижающий текучку - это фантазия вашего заказчика. Если только не гипноз )
2014-09-12 11:25 1
Юлия
Виктория, добрый день.
Если задача стоит именно так, я бы рекомендовала сделать следующее.
Перед мероприятием я бы провела опрос персонала. Анонимный, но по подразделениям, опросник можно использовать относительно нейтральный, но показательный. Наберите в гугле "опросник вовлеченности Gallup". Это всего 12 вопросов. Как правило под опросником дают расшифровку результатов.
Опрос решит для вас несколько задач:
- вы проявите внимание к мнению персонала компании, а исследования говорят о том, что это сильный мотивационный фактор для некоторых категорий сотрудников,
- вы сделаете срез по нескольким темам (развитие, атмосфера, вовлеченность в деятельность).
Как правило, в компаниях с высокой текучкой, вовлеченность персонала низкая.
Далее на самом корп мероприятии можно сделать следующее:
1. Разбить персонал на рабочие группы по 10-15 человек, у каждой группы профессиональный модератор. Группы работают над темой - что можно было бы улучшить в компании для более эффективной работы персонала.
Второй вопрос - что вы можете предпринять, чтобы повысить свою личную эффективность.
Группы презентуют результаты, группы должны быть перемешаны по должностям и подразделениям в случайном порядке. Модератор поможет эффективной работе в группах.
Эта процедура при должной подготовке можем занять часа 3-4.
Тренер сведет результаты от групп, зафиксируются первые действия и шаги по улучшению климата в компании, например.
2. Можно использовать аналогичные коучинговые техники для работы с группами. В том числе, руководители верхнего уровня могли бы на стратегической сессии представить, прежде всего для себя, чего они хотят от своей компании и от персонала - куда идут. Результаты в рамках корп мероприятия презентовать как цели компании. От этих целей уже можно плясать рядовому персоналу - как мы можем достичь этой цели, какие проблемы нужно решать уже сейчас, чтобы точно достигли в запланированные сроки и т.д. Покреативить на тему пользы для сотрудников. Спросить сотрудников - что ценно для них.
3. Можно провести перед мероприятием опрос мотивации персонала - чего собственно люди хотят, почему работают на эту компанию, чего ждут. На самом мероприятии опять же - устроить групповую работу на тему - как мы можем удовлетворить мотивы людей, чтобы они эффективней работали на компанию.
4. Провести эти сессии, а день завершить на гольф поле групповым турниром. Это легко, просто, не очень дорого, крайне интересно и нестандартно.
После такого содержательного мероприятия люди точно поймут, что их проблемами интересуются, что они могут повлиять на развитие компании и ее деятельность (подчеркнете значимость персонала), вовлеченность повыситься, а результаты деятельности точно станут расти в денежном эквиваленте :-)
Желаю вам удачи в реализации такой замечательной цели! Я всегда радуюсь, когда заказчик хочет изменить ситуацию и готов использовать для этого различные инструменты!
2014-06-26 14:12 3
Анастасия
Иногда в крупных компаниях устраивают ярмарки , что-то в этом духе. Приглашают клиентов на свободные ознакомительные МК.
И самим весело ))
2013-12-15 22:20 0
Дмитрий Димитриев
По моему опыту как работодателя корпоративные мероприятия - даже проведенные на высоком профессиональном уровне - как правило, сплачивают сотрудников против начальства. В итоге текучка скачкообразно растет - уходят группами. Но затем, через 2-3 месяца, оставшиеся вместе со вновь принятыми могут объединиться во вполне сплоченную и стабильную структуру.
2012-03-07 16:37 1
Екатерина
Корпоративное меропиятие скорее способствует повышению корпоративного духа, сплоченности. От текучки компанию это не избавит, может даже напротив вызвать агрессию, если в компании, например, низкая зп, наплевательское отношение к людям
2012-02-14 13:05 2
Екатерина
Если я правильно понимаю, у вас консалтинговая компания. Думаю, нужно очень доброжелательно на позитиве поговорить с заказчиком, сказать, что он задумал очень нужное и правильное дело и акуратно спросить, по какой причине люди увольняются, по его мнению. Если Вы фактически скажете ему, какой он умный, а потом, благодаря Вашему вопросу, он задумается о ситуации в компании, Вы наверняка сохраните заказчика, который проведет ряд мероприятий в своей компании для снижения текучести ( возможно, этот заказ также выполнит Ваша компания).
2012-02-14 13:02 1
Элеонора
Еще и не такие бывают :) Только если руководитель не понимает или не хочет понимать причин текучки и только и ждет, что появится волшебник и чудесным образом решит проблему, вряд ли он будет удовлетворен результатами работы внешнего консультанта. Хотя, если консультанту удастся донести до руководителя причинно-следственную связь, то может быть хороший эффект.
2011-12-20 16:41 1
Виктория
Добрый день, коллеги! Всем спасибо за обратную связь. Заказчику попыталась объяснить, чем мы ему можем помочь и чем можем быть полезны в том, что его интересует. Контракт не потеряли, но явное разочарование и меньший, чем рассчитывали, бюджет - получили, к сожалению.

Просил порекомендовать специалиста по текучке, но недорогого, почему-то он верит, что кто-то снаружи появится и поможет, либо своему персоналу не доверяет, либо не понимает причин, либо просто нравится общаться с внешними консультантами.

Разве бывают специалисты по текучке? :-)

Еще раз всем спасибо!
2011-12-20 15:59 2
Виорика
Добрый день, Виктория.
Если рассуждать через образы, то:
корпоративные мероприятия - это витамины (один из возможных витаминов), а витамины - хороши для профилактики заболевания или в дополнение к лекарствам на этапе выздоровления;
текучка - это болезнь коллектива, и одними витаминами она не лечится...

P.S. - Позвольте спросить, чем закончилось Ваше взаимодействие с заказчиком?
2011-12-20 09:21 1
Елена
Коллеги,
я за честность. Какую задачу решаем? У текучки всегда есть экономические причины и рызовыми танцами с бубнами их не снимешь. Нужно проявить профессионализм и показать заказчику свои возможности и ограничения, чтобы он не питал иллюзий. Очень поможет прояснить задачу и причины обращения именно к средствам корпоративного формата, возможно, станет очевидно, что нужно совсем другое и вы сможете помочь. А просто согласиться - это все равно, что дать возможность клиенту с больным ухом прийти к хирургу и попросить отрезать, чтоб не болело :-)
2011-12-15 17:38 0
Элеонора
Наверное, ничего нового не скажу, однако высказаться нужно :)
Корпоратив проблему текучести персонала самостоятельно решить не может, НО! вопрос, дествительно в том, что служит причиной текучести персонала. Если эта проблема кроется в корпоративной культуре, которую предполагается подкорректировать (в том числе используя корпоративное мероприятие для этой цели) или в неформальных коммуникациях, которые необходимо выявить в ходе такого мероприятия, то как инструмент корпоратив использовать стОит.
Однако, как отдельное мероприятие, направленное на снижение текучести персонала, думаю, не принесет должного результата.
2011-12-13 21:50 0
Андрей Поздеев
Здравствуйте Виктория!

Согласен с предыдущим оратором. Корпоративные мероприятия решают несколько другие задачи и могут служить только как один из элементов второго эшелона для устранения текучки.
Могу сказать по своему опыту (работал в крупной западной компании в отделе международного корпоративного обучения), что корпоративное мероприятие всегда воспринимается по-разному. Одним весело, а другим в тягость – нельзя всем угодить. А еще, если говорить о корпоративах в векторе американских или европейских компаний, то они всегда воспринимаются сотрудниками как часть работы и дежурная улыбка всегда присутствует, что затрудняет диагностику мотивированности или демотивированности.
2011-12-12 20:11 3
Алексей

Виктория!

Склонен подтвердить Ваши опасения. По моему опыту проблемы текучки нельзя решить с помощью корпоративного мероприятия, так же как нельзя однозначно отнести результат на заслугу корпоратива. Возможно заказчик знает причины текучки, работает с ними и это мероприятия одна из частей этой работы, тогда вы ничем не рискуете.
Если обманывать не хочется (снимаю шляпу), сообщите заказчику то, что действительно может быть достигнуто с помощью корпоратива , т.е. на что Вы способны и пусть он посмотрит согласуется ли это с его программой по изменению текучики. Если такой программы нет, причины ему неизвестны, но ему хочется корпоратив, Вы бессильны. Так что просто проведите ему хороший запоминающийся праздник.
Дождитесь и других отзывов, может быть кто-нибудь имеет обратный опыт.
Всего наилучшего.

Алексей.

2011-11-16 16:55 3
Показать все комментарии
avatar-default-icon
Руководитель департамента персонала
Автор 2 публикаций
Вас также может заинтересовать
HRTime_faces
196 специалистов сейчас на сайте Опишите задачу. Исполнители откликнутся сами.
Мы используем файлы cookie и рекомендательные технологии. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie (подробнее), а также с пользовательским соглашением.
Согласен
X
Файлы cookie представляют собой файлы или фрагменты информации, которые могут быть сохранены на Вашем компьютере или других интернет-совместимых устройствах конечного пользователя (например, смартфонах и планшетах) при посещении Вами наших веб-сайтов или использовании наших веб-сервисов. Эта информация в большинстве случаев представлена в виде алфавитно-цифровых строк, которые однозначно идентифицируют Ваш компьютер или конечное пользовательское устройство, однако может содержать и иные сведения. На наших веб-сайтах или веб-сервисах мы используем различные типы «cookies» (небольшие текстовые файлы, которые размещаются на Вашем устройстве). Перечень используемых нами файлов cookie, описание целей их использования и дополнительная информация о соответствующих файлах cookie представлена в Инструменте управления файлами cookie, размещенных на соответствующих веб-сайтах и в веб-сервисах нашей компании либо в представленных в них текстах согласий или договоров.