Подбор персонала в стартап: когда заказчик не знает, чего хочет

Поступил запрос на подбор менеджера по продажам рекламы в электронный журнал.  Старт-ап, работа без оклада и оформления, чисто сдельная оплата труда.  Встретились с заказчиком для обсуждения деталей и оказалось, что заказчик еще сам не знает, что ему нужно, проект еще по факту не работает.

Популярное по теме
90 чек-листов по всем направлениям для HR и бизнес-тренеров: подборка от экспертов hrtime.ru
Полезные инструменты по подбору, оценке персонала, обучению, консалтингу, разработке СОТ, корпоративной культуре, коучингу, кадровому учету и карьерному консультированию в одном месте.

Сам  заказчик трудится на госслужбе экономистом, но придумал идею журнала. 

Ни одного сотрудника, равно как и ИП еще не существует. Воронку продаж не знает, сам еще не пробовал продавать рекламу в журнале, но уже ставит планы будущему сотруднику. 

Вместо обсуждения нюансов подбора, задавал мне вопросы - сразу уволиться со службы или повременить? А если уволиться, то сразу ИП открыть? 

А дизайнеру как лучше платить - сделка или оклад? А продажнику как лучше условия поставить? А возраст какой лучше? А сотрудник (без оформления, оклада и вообще понимания, выстрелит этот проект хотя бы раз или нет) долго у меня будет работать или сбежит на второй день? Мне нужны гарантии,что будет работать. 

Короче, много говорит, и хочет получить консультацию по всем вопросам своего старт-апа. На многие мои вопросы вообще не имеет ответа, потому что деятельность, как таковая даже не начиналась еще.  

Консультацию не дала (да и не во всех вопросах я специалист), сотрудничество отменила. Хотя до встречи уже понимала, где и как я смогу найти ему менеджера по продажам. Кроме сложностей такой заказ ничего не принесет. 

А вы что скажете? Как бы поступили вы?

Поделиться статьей
Интересует стоимость подбора?
Опишите кратко вакансию: сфера, требования, уровень позиции и я дам оценку
Анна Музалевская
Мария - в данной ситуации без предоплаты и прописания в договоре оказания услуг по подбору персонала (я работаю только официально, "в белую", через своё ИП) согласия заказчика, что риски он понимает и сам несёт ответственность за них, работать бы не стала, это первое.
Второе, я бы даже не стала называть пока это стартапом (как я понимаю, у человека появилась идея и средства для выполнения), а пока просто идея о бизнесе, обычно, как уже написали коллеги, нужно попробовать "обкатать " её самому или совместно с другими энтузиастами безвозмездно с перспективой возможного получения прибыли в дальнейшем, т.к. не понятно есть ли нормальный бизнес-план и хоть какая-то бизнес модель.
И обычно подобным стартаперам я рекомендую изучить для начала книгу Стива Бланка и Боба Дорфа "СтартUP" - простой и доходчивый материал с рекомендациями по созданию стартапов.
2019-03-10 14:19 3
Строительные таланты
Относительно работы со стартапами, как кто-то уже выше упоминал, конечно необходима предоплата, но не все готовы, то минимум, что вы должны сделать это четко вслух проговорить все условия договора, не надеяться, что ваш договор кто-то изучит, и фиксировать каждый результат. И да вряд ли получится ограничится только подбором, скорее всего это будут регулярные консультации и их тоже надо включить в стоимость услуг.
2019-02-21 11:11 1
Maxim Matvienko
Мария, похоже, что парню самому нужна карьерная консультация или лучше ментор : )
Абсолютно согласен, что рекрутеру тут делать нечего, т.к. заработать будет крайне сложно. Только, если есть личная симпатия к человеку и желание помочь.
В любом случае это опыт, считаю, что правильно сделали, что согласились встретиться.
2019-01-20 12:49 2
ОК-Консалтинг
Здравствуйте, Мария!
Когда у человека есть некая идея и он чувствует её "запах", то он начинает двигаться к ней. Но часто так бывает, что человек не владеет всеми технологиями стратегических разработок, не умеет выстроить BSC и разделить зоны ответственности и влияния. Не может точно сформулировать архитектуру бизнеса: компетенции и культуру. Но он начинает искать ответы. Начинает обращаться за помощью. Ему показалось, что лучший вариант - это помощник менеджер. И он хотел понять: правильно или нет?
Для таких случаев на будущее очень рекомендую взять на моём сайте инструмент в разделе "Статьи". Называется: "Свой лояльный персонал или вершина руководителя". Всем остальным коллегам он будет также полезен. Сайт найти легко по имени и фамилии.
С уважением к Вам и Вашему делу
Управляющий партнёр по организационному развитию
Oxford-Консалтинг
Павел Бормотов
2019-01-18 17:38 2
Дина
Добрый день!
Абсолютно правильно сделали - рыба гнеет с известного места... Одно дело, если заказчик не до конца имеет представление о вакансии (и здесь работаем мы) - совсем другое, если он вообще не созрел до открытия собственных проектов бизнеса и не понимает, что это будет и как оно должно работать. Это утопия, к сожалению...
2019-01-16 16:22 1
Анастасия Гузенко
Стартапы, как таковые - мне интересны. Но при подборе персонала в данные проекты я использую схему с бОльшей предоплатой, чем в других случаях.
Нужно понимать, что стартап в любой момент могут свернуть и т.п. - т.е. по независящим от Вас факторам вы останетесь без оплаты. Поэтому золотое правило - предоплата.
Мне часто встречаются очень интересные проекты, которые только вышли на рынок. И радует тот факт, что большинство руководителей имеют четкое представление о том, чего хотят, каким бюджетом располагают и т.п.
2019-01-15 15:21 4
Анастасия Гузенко
Мария, добрый день!
Последнее время вообще не беру в работу проекты, по которым не предусмотрен оклад и соц.гарантии для будущего специалиста. Аргументирую это тем, что любая работа должна быть оплачена и должны быть гарантии для специалиста (ему тоже кушать хочется). Часто задаю заказчику встречный вопрос - "Вы бы сами пошли на предлагаемые условия?". На что слышу вполне логичный ответ - нет.... Отсюда все выводы...

Что касаемо Вашего случая - посоветуйте заказчику привлечь к своему проекту родственников - пусть работают бесплатно))
Я охотно консультирую заказчиков, но в рамках подписанного договора. Без него - нет, это мое время и мой заработок.
2019-01-15 15:09 2
Васильева Дарья
Это действительно интересная аудитория заказчиков, ко мне часто обращаются такие ребята из бизнес - школ. Когда я принимаю решение брать проект в работу, то сразу понимаю тот факт, что " приключения" будут. И конечно исключительно с предоплатой 70-100% ( это вопрос безопасности и комфорта своего) , т.к. все слишком не стабильно. Не смотря на все, именно с этими заказчиками можно получить интересный опыт, что-то понять о себе, о людях, о бизнесе. Но есть и те, кто будет только говорить и до дела там скорее всего не дойдет)). Таких я уже научилась видеть, сразу со встречи понимаю серьезность намерений.
2019-01-14 14:08 4
Мария Воробьева
Коллеги, спасибо за ваши советы и мнения. Склонна больше согласиться с Шамилем. За каждым советом стоит обращаться к специалистам по профилю. В данной же ситуации меня смутило даже не невозможность найти нужного кандидата, а отношение несерьезное со стороны заказчика. Честно, я не уверена, что кандидат, придя работать к нему вообще что-то заработает и что проект не рухнет, не успев начаться.
Любая вакансия, самая сложная, с невыгодными на первый взгляд условиями, редкими специалистами- закрываема, это 100%. Вопрос времени и правильно выбранной стратегии. Но здесь я и вакансии то как таковой не увидела. Нет ни работодателя, ни работы, есть идея, которую не очень ясно как реализовывать будут. Тут больше единомышленники нужны, а не наемные работники.
Моя репутация мне тоже дорога. Отправить человека "работать" не будучи уверенной в заказчике- не могу. Да и заказчик еще не начав сотрудничество,уже требует, чтобы "сотрудник работал долго, а не сбежал сразу". И это, он считает, вопрос грамотного подбора с моей стороны. Его ответственности как бы нет.
Исходя из этих размышлений и пришла к выводу- лучше не связываться.
Всем спасибо еще раз. Была рада услышать мнение профессионалов ))
2019-01-10 21:53 4
Екатерина Глебовская
Мария, здравствуйте! В подобных случаях я даю общую консультацию по вакансии бесплатно (помогаю сформировать заявку, информирую по состоянию рынка труда по актуальным вакансиям, по срокам подбора). На остальное озвучиваю стоимость консультации.
2019-01-09 18:12 1
Воропаева Ольга
Мария, если вы пишите, что знали, кто нужен этому заказчику и где взять такого человека, то, возможно, вы напрасно отказались от заказа. Согласна с Шамилем, что нужна 100% предоплата. Возможно доход был бы не велик, но опыт бесценен.
Я бы взяла стандартные требования к работе аналогичного менеджера по продажам и предложила бы заказчику, отталкиваясь от типовых задач , сформулировать требования к своему сотруднику. А дальше он может корректировать требования как хочет. Если вы боитесь, что требования будут меняться слишком часто в процессе подбора, то ограничьте количество возможных изменений, скажем 2-3 до результата.
За соискателей мы не вправе принимать решение, каждый их них уже взрослый человек. Возможно для кого-то такая работа - наилучший шанс проявить себя, кто-то может взять работу по совместительству, как дополнительный доход.
2019-01-09 17:47 2
Шамиль Тагиров
Ситуация интересная. Радует, что человек хочет развивать свой бизнес, то есть развивать экономику России. Плохо, что он зря потратил Ваше время, желая получить консультацию по развитию бизнеса бесплатно. Для этой цели существуют консультанты по оргразвитию. Они такие консультации могут дать, и это их хлеб.

Среди моих клиентов есть и такие "стартаперы". Времени отнимают много доход приносят небольшой. Но я не отказываю, потому что они обратились по рекомендации.

По поводу ситуации. Сложившаяся практика такова, что такие бизнесы есть, где всё без оформления документов о трудоустройстве. И соискатели подходящие есть. Вы как рекрутер, наверное, их знаете. Это люди, личные обстоятельства которых таковы, что их очень неохотно берут на официальную работу.

В этой ситуации групповое собеседование - это экономия Вашего времени и удовлетворение потребности заказчика. А также - решение проблемы занятости для потенциальных соискателей. Дело благородное. Технологию группового собеседования могу выслать. Пишите в личку.

Да и ещё: я бы с такого только 100% предоплату брал.
2019-01-09 08:31 1
Ольга Купава
Согласна с Жанной, необходимо проработать этапы бизнес-проекта, возможно пройти обучение и только потом начинать подбор персонала. Ведь мы несем ответственность и перед нашими кандидатами в том числе, чтобы предлагать вакансии проверенных надежных работодателей.
2019-01-08 15:16 2
Ольга Купава
Мария, добрый день.
Полагаю, правильно сделали, что не взяли заказ. Заказа и старт-апа не вижу, к сожалению. Это только мысли и желания заказчика вслух, еще не факт, что проект будет запущен, возможно просто помониторить хочет ситуацию/получить консультацию, думаю, вы бы потратили ресурсы впустую.
2019-01-08 14:29 0
Жанна Самородова
Здравствуйте! Похоже заказчик руководствуется идеей, которую сам еще хорошо не обдумал . Он мыслит в рамках привычных категорий (видно из вопросов заказчика). Для организации своего дела нужно мышление предпринимателя, в том что вы описали я не увидела, что заказчик мысли категориями собственного бизнеса. Я бы предложила коучинг по развитию собственного бизнеса - т.е. индивидуальное обучение. А после продолжила бы работать по подбору на проект. Могу порекомендовать хорошего коуч-консультанта по развитию собственного бизнеса.
2019-01-08 14:29 2
Показать все комментарии
avatar-default-icon
Карьерный консультант, эксперт по подбору персонала
Автор статей
Автор 65 публикаций
Вас также может заинтересовать
HRTime_faces
245 специалистов сейчас на сайте Опишите задачу. Исполнители откликнутся сами.
Мы используем файлы cookie и рекомендательные технологии. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie (подробнее), а также с пользовательским соглашением.
Согласен
X
Файлы cookie представляют собой файлы или фрагменты информации, которые могут быть сохранены на Вашем компьютере или других интернет-совместимых устройствах конечного пользователя (например, смартфонах и планшетах) при посещении Вами наших веб-сайтов или использовании наших веб-сервисов. Эта информация в большинстве случаев представлена в виде алфавитно-цифровых строк, которые однозначно идентифицируют Ваш компьютер или конечное пользовательское устройство, однако может содержать и иные сведения. На наших веб-сайтах или веб-сервисах мы используем различные типы «cookies» (небольшие текстовые файлы, которые размещаются на Вашем устройстве). Перечень используемых нами файлов cookie, описание целей их использования и дополнительная информация о соответствующих файлах cookie представлена в Инструменте управления файлами cookie, размещенных на соответствующих веб-сайтах и в веб-сервисах нашей компании либо в представленных в них текстах согласий или договоров.