Как решить проблему с дефицитом рабочих профессий?

Доигрались с кадрами: заводы заманивают рабочих айтишными зарплатами, но желающих нет. Российский рынок труда резко развернулся в сторону «синих воротничков» и инженеров. Стране катастрофически не хватает рук в производственной сфере.

Популярное по теме
90 чек-листов по всем направлениям для HR и бизнес-тренеров: подборка от экспертов hrtime.ru
Полезные инструменты по подбору, оценке персонала, обучению, консалтингу, разработке СОТ, корпоративной культуре, коучингу, кадровому учету и карьерному консультированию в одном месте.

По оценке заместителя председателя правительства РФ Татьяны Голиковой, в производственной сфере на одного соискателя приходится 10 вакансий.
По данным интернет-сервиса Авито.Работа, в текущем месяце число вакансий увеличилось на 172% в сравнении с тем же периодом прошлого года. В разы (в три, где-то и в пять раз) вырос спрос на такие кадры, как крановщики, фрезеровщики, токари, слесари, сварщики… 

С окладом более 100 тыс рублей уральские заводы ищут-ищут, но никак не могут найти токарей, фрезеровщиков, зуборезчиков, электросварщиков (3-6 разрядов), инженеров-технологов и прочих технарей.

С этой проблемой у моего заказчика я столкнулся еще год назад, когда вакансии токарь-универсал, фрезеровщик-универсал мы не могли закрыть более полугода.
В результате решились на дорогостоящее решение - модернизация производства и замена универсальных станков на обрабатывающие центры с ЧПУ (благо парк станков не более 2-х десятков). Но и это привело к вложениям более 100 млн. руб. Не каждое предприятие может себе позволить такие траты в сложное время.

Вторым решением было заключение прямых договоров с колледжами на прохождение производственной практики опереаторами и программистами станков с ЧПУ. Получили практикантов, которых обучали своими силами и часть из которых осталось работать на предприятии.

С тех пор ситуация на рынке труда рабочих специальностей только усугубляется.
Коллеги, поделитесь своим опытом - как вы, в такой непростой обстановке, помогаете промышленным предприятиям решать проблему дефицита рабочих кадров?

Поделиться статьей
Интересует стоимость подбора?
Опишите кратко вакансию: сфера, требования, уровень позиции и я дам оценку
Инесса Шелест, IT HR
ещё вспомнила из собственного опыта...
Давно это было...2009--2011... у меня было много проектов по запуску новых Торговых центров (100-250чел), целых сети аптек (по 5-15чел на 1 аптеку).
Фарматевтов собирали за 1 лекцию (4-7часов) в ВУЗе по 45-55 человек.
Работников для Торгового центра за 1 день тоже около 50 чел. на разные должности (от работника зала до руководителя отдела, категорийного менеджера). За счёт ярмарки вакансий в необходимой локации и раздачи листовок в нужной локации.
2023-10-06 16:39 0
Инесса Шелест, IT HR
Здравствуйте, коллеги.
В решении данной проблемы наилучшие результаты и что очень важно, стабильные результаты показывает сотрудничество с профильными учебными заведениями.
Система сотрудничества с ВУЗами и поддержки обучения должна быть максимально ориентирована на привлечение молодых практикантов, стажеров, специалистов.
2023-10-06 16:26 0
Вера
Павел, причем вера в себя и научно-тех прогресс или регресс( как угодно).
Радоваться тому, что людей заменят работы, но я то ( замечательный) без работы не останусь - так себе перспектива. И зачем рекрутер при роботах- обьясните сообществу (как говорят на суде- по существу).
Радоваться не совку, но научно-тех регрессу просто так, пуская эмоции- проф. подход?
2023-07-25 17:37 0
Ольга Енютина
Коллеги, вдохновилась новыми идеями и поплохело от идей вспомнить совок.
Полагаю, что здравый смысл победит. 100 000 рублей говорите много? В доллары или евро переведите. Это чуть больше или равно пособию по безработице в других странах. Мигрантам сейчас в Китае и ОАЭ выгоднее работать чем в РФ.
2023-07-25 16:42 1
Ирина Трофимова
Мне кажется , решения в сфере HR - как найти рабочих - лежат на операционном уровне принятия решений. Если выйти за рамки функции , то здесь может быть и модернизация производства , как писали коллеги выше , и запуск новой бизнес - модели с учетом жизненного цикла продукта и компании. Если мир меняется , то как долго будут существовать товары и услуги , компетенции и навыки сотрудников. В нашем регионе тоже обсуждают несколько решений и мероприятий, но похоже они все носят краткосрочный характер. Никто не спрашивает молодых , а как они будут выбирать работу? А их выбор очень отличается от того , как мы выбирали профессию и работу. И вот этот сдвиг в модели выбора никто не хочет замечать.
2023-07-25 11:34 1
ОК-Консалтинг
Вера!
Как-то грустно Вы взглянули на светлое будущее 😃
HR никогда не останется без работы! Просто вырастет уровень требований к подготовке и уровень стоимости HR. Пока на предприятии будет оставаться хотя бы 7 человек, без hr-специалиста обойтись невозможно!!!
Верьте в себя 🙂
2023-07-25 11:26 1
Вера
Здесь прямо пошли лозунги и декларации. Оптимальнее всего предложение у Павла Бормотова- всех выкинуть и нанять машины с одним контролером. Вопрос: это и есть счастливое безоблачное будущее для рынка труда?
После всей этой дискуссии появилось понимание: пусть лучше мы будем ругаться, решать проблемы с ПТУ и гастарбайтерами, чем заменить рынок труда машинами и самим сгинуть, как HR, в небытие.
2023-07-25 10:11 1
ОК-Консалтинг
Всем доброго времени суток!
Рудольф, мне кажется, что Вы сами же и ответили на свой же вопрос. Знаете как приятно зайти на Немецкий МТК. Там, где работают всего 7 синих воротничков! Они запускают производство в 8.30 утра и останавливают его в 16.30. Их основная задача дать электронную команду на замену коронок и переход линии по выпуску труб для энергообмена.
И мы давно уже живём в веке информационном, а мануфактурный век себя изжил. И тот, кто до сих пор старается хвататься за "ручное управление", то живёт пять за год.
Более того, такие руководители просто не умеют считать деньги и продолжают жить в кг. и км. В штуках и объёмах.
Простая производственная экономика. Один станок ЧПУ способен заменить до 20 работников или даже 30, если в три смены.
30 х 60 = 1,8 млн./мес. + Социалка 30,02 по минималке = 2.4, если есть регионалка = 2,5 млн./мес. Без отпускных и доп выплат по колдоговору и выслугам - 30 млн./год
Вы говорите 100 млн. потратили? Сколько лет нужно на то, что бы их отбить? Максимально 1 год и 4 месяца. Т.к. с ЧПУ происходит молниеносное снижение себестоимости, рост маржинальности и показателей рентабельности производства. Меньше административно-хозяйственных затрат. В среднем по статистике на 1 работника производства в год уходит порядка 15 т.р. на расходники и средства первой необходимости. Также, в след за сокращением человеческих ресурсов производственных, сокращаются ресурсы и ИТР. Итого до 50 млн. в год.
Жаль, что мы все с вами настолько финансово безграмотные. Даже финансисты и экономисты.
Классная тема!
Всем успехов!
2023-07-24 17:46 4
Aлла Алфёрова
Рудольф, благодарю за вопрос! Да соглашусь, проблема поиска рабочего персонала стоит очень остро! И год от года она только углубляется. То что было 3 года назад ужу не сравнимо с сегодняшним днем. Что было 10 лет назад и казалось сложно решаемым сейчас уже выглядит каквполне решаемая ситуация. Год от года потребности бизнеса растут, а мотивация к простому рабочему труду только падает,
О причинах не будем - на этом Ресурсе уже не раз о них писалось.
О практических способах, где и как найти
1.Однозначно Учебные заведения. Выходим на руковлство заведений, заходим в чаты черех админов.
2.Создаем не просто лучше условия чем у конкурентов, но и....организуем рационально труд. Экономика нужна прибыльная для создания Супер условий.
3.Сарафан в их среде - все так же работает как и 10 лет назад. Акции, премии за приведенного и отработавшего в компании от 1 месяца коллегу.
4.Расширяем географию поиска. Организуем переезды и создаем условия для проживания.
2023-07-22 21:47 7
Владимир Хмелев
Если "сломался" привычный и простой способ поиска работников, то нужно найти новый способ поиска работников)

Только многим рекрутерам не хочется думать и применять эти новые, креативные, способы, а их работодателям и заказчикам похоже нравится верить, в то что кандидаты на работу просто кончились, подчистую (со слов рекрутера). И тупо закрывать бизнесы, не найдя себе рабочих... :(

Пример: позавчера я разговаривал с одним своим клиентом с прошлого года. Он кормит народ (в столовой и в банкетном зале), а также - оказывает услуги корпоративного питания с доставкой очень крупным и известным компаниям.

После нашего взаимодействия и по моему совету он поднял цены на свои обеды, а также "шагнул" в сторону Москвы (из другого региона). Товарооборот вырос на 50%.
И наверняка вырастет еще, не меньше. У него есть конкретные планы до 2026г.

Естественно встал вопрос о кадрах. Естественно он его поручили штатному HR. Естественно она жалуется на низкий отклик на ее вакансии и на "невозможность" закрыть все вакансии...

Спрашиваю: "А как и где она ищет?"
Отвечает: "Стандартно! хэхэру, работару, авито..."

При этом у них довольно много рабочих мест именно для мигрантов.

Говорю:
Вот вам идея для вашего HR, где и как находить МНОГО гастарбайтеров:
Надо точно узнать, где и когда они бывают. Круглый год. Например - в миграционных центрах, в медцентрах, где проходят медосмотры, в хостелах и общежитиях... Им ТАМ нужно в руки раздавать бумажный буклет, который написан на их(!) языках (узбекский, таджикский, киргизский, казахский и т.п.) и в котором написаны ваши "вкусные" вакансии, а также - предложение "Приведи друга/родственника и получи подарок или премию!"

В тексте сделать упор на то, что вы - давно на рынке, надежный работодатель, своевременно выплачиваете зарплату, есть доп. "плюшки" типа питания, и трансфера, предоставления жилья и т.п.

Уверен, что такой способ привлечения кандидатов будет гораздо эффективнее, чем хедхантер.

Раздавать можно или самой HR, или промоутерам (хуже), или промоутерам той же национальности (тоже хуже, потому что их самих нужно будет контролировать)
чтобы буклеты тупо не выкидывали в урну за углом.

У нас так один местный банк увеличил число клиентов на переводы денег в страны СНГ.

Конечно, HR может возразить, что она - не промоутер и что не будет сутками тусить в специфической среде мигрантов, не владеющих даже русским языком... Что она нанималась на другие задачи...

Но! Если ее прямая функция - быстрое закрытие всех вакансий компании - систематически не исполняется, то какова ее польза для этой компании в таком случае? Нуждается ли компания в таком HRе?

Это очередной пример того, как принимать правильные управленческие решения!

Задумайтесь: если ВСЕ компании сейчас - в совершенно равных условиях, то почему одни из них - все-таки решают все задачи бизнеса, а другие нет, то на кого пенять? На внешнюю среду? На мигрантов, не умеющих читать вакансии на русском языке на хэхэру? На государство? На поколения XYZ?)))

Эволюция в бизнесе - такая же, как эволюция в природе. Выживает тот, кто быстрее и лучше других приспосабливается к... ЛЮБЫМ изменениям во внешней среде!)
2023-07-22 07:06 4
Лариса Романенко
Прочитала вчера Ваш вопрос и с глубоким вздохом закрыла страницу =(( С болью, с сожалением, с разочарованием, что государство позволило этой ситуации произойти…
И нет для нее быстрого решения, чтобы бизнес получил быстрые результаты, как того требует сегодняшнее время. Все предложенные коллегами решения - вдолгую, с отсроченным негарантированным результатом, с участием государства и гос.программ (со всеми рисками оных). А в моем окружении - несколько бизнесов, которые закрылись из-за отсутствия кадров. И какие в этой ситуации нац.проекты, колледжи, УПК?
Даже быстрые (относительно быстрые по сравнению с нац.проектами) решения, которые можно предложить в этой ситуации (осваивание работниками смежных профессий, переобучение с близких смежных профессий на требуемые, вахтовый метод, привлечение работников из соседних регионов) требуют и времени на реализацию, и солидных бюджетов.
Проблема огромная. Решения, на мой взгляд, на данный момент не существует. Несмотря на перспективы и стратегии, бизнесу от этого не легче. И, как обычно, каждый предприниматель будет решать проблему самостоятельно. Что ж, на то они и предприниматели))
2023-07-21 12:42 2
Владимир Хмелев
Проблема - комплексная. Причин такому положению дел - множество.

Перечислю некоторые из них:
1. После Второй Мировой Войны СССР был на 2-м месте в мире по производительности труда. (Сейчас - на "почетном" 3-ем месте! С конца(!) мирового рейтинга!)
Тогда много строили и без китайских экскаваторов и подъемных кранов, без американских компьютеров и интернета, без смартфонов у каждого, без гастарбайтеров из южных республик (они потому что тоже восстанавливались после войны).

За копейки вся страна вкалывала как "папа Карло", выполняла 5-летние планы - за 3 года "по-Стахановски"! За копейки! Жили буквально в сараях и в коммунальных квартирах без удобств. Почему так?

Потому что была Великая национальная идея, разделяемая ВСЕМИ! Все миллионы человек, от мала до велика, верили(!) в то, что смогут быстро наладить мирную жизнь себе и детям и построить коммунизм, к 1980му году.

Вся экономика огромной страны, заводы, колхозы, образование, медицина - были полностью восстановлены всего за 7 лет! Без огромных госбюджетов. Без субсидий и дотаций. Без бесконечной болтовни из телевизора. Не было дешевых кредитов, если что и покупали из-за рубежа, так за золото или за зерно.

Наши деды и отцы при этом еще и помогали материально всем странам "Варшавского договора" и еще половине мира (Кубе, странам Азии, Африки, Ближнему Востоку).

Была сильная воля победить у Сталина и его правительства. Были жесткие, но в целом правильные управленческие решения.

Нефть и газ тогда еще в Западной Сибири не нашли и НЕ было соблазна их продавать и жить лишь на нефтегазовые доходы. Жили на то, что производили сама наша промышленность и сельское хозяйство.

А потом пришел Хрущев. Нашли нефть и газ. В страну потекли "нефтедоллары". Поиграли в "холодную войну", которая развила только оборонную промышленность, но убила все остальные отрасли.

Потом, при Брежневе так и не наступил коммунизм, и вся страна постепенно пришла к разочарованию и к полному развалу плановой экономики и почти всей промышленности.

Горбачев ее только добил.

Ельцин сдал без боя почти все наши отрасли и рынки - иностранным производителям.
И что теперь?

Какая у нас сейчас национальная идея? Нет ее!

Что у нас вместо плановой экономики? Ничего! Каждый сам за себя. Кооперации - нет никакой, почти все республики бывшего СССР, как черт от ладана отмахиваются от сотрудничества.

2. За эти годы и вся планета поменялась! Построено так много заводов и фабрик, и таких производительных, что их продукции сейчас так много, что нет столько потребителей, чтобы всю ее купить! Сейчас ТАМ произвести что-либо легче, чем потом продать!

Поэтому появилось мировое разделение труда и производство "мигрирует" из одной страны в другую, пример: то из США в Китай, то обратно.

Появились современные технологии, интернет, сотовая и спутниковая связь, логистика...
Китайцы очень сильно "поднялись" за счет того, что стали "всемирной фабрикой" по производству всего на свете. И у них безупречно поставлена именно кооперация, логистика, использование самых передовых технологий (своих и "заимствованных")

А Россия в этом процессе как участвует? Да почти никак. Она в основном по-прежнему продает всему миру сырье и полезные ископаемые в непереработанном виде. И за вырученную валюту покупает почти всё... Включая элементарный картофель для посадки...

Если к нам и попадали за последние 30 лет современные производства из-за рубежа, то это были "отверточные" сборки автомобилей из их же машинокомплектов или автоматизированные линии на пищевых производствах, которые создавали минимум рабочих мест.

А куда девались наши бывшие рабочие из СССР? Они не могли оставаться без работы, без еды и уходили кто куда. Иных уж нет, а те - далече. Их уже точно не вернуть. Они и наставниками для молодежи быть уже не смогут. Да и отстали уже от прогресса

3. И наши человеческие ресурсы тоже сократились и изменились по поведению. Их и за деньги "пахать" на заводе не заставишь, и без денег - тем более. Что и видно по большому числу вакансий, и по обещаниям "бешенных" зарплат, жилья, компенсаций релокации

4. Экономика России - это на 60-80% экономика госкорпораций и холдингов в их составе. См. Ростех, Газпром, Сбербанк, Ростелеком, Росатом и т.п. Они как "пылесосы" и дальше будут "высасывать" себе лучшие кадры, а всем остальным придется довольствоваться "крохами с чужого стола"

Что же делать всем остальным?

1) На мой взгляд, самое главное сейчас: это повышать производительность труда с каждого сотрудника, принимая правильные управленческие решения руководителям.

Приведу пример из своей повседневной деятельности: торговый представитель в отечественной дистрибьюторской компании может посещать 5-7 магазинов и кафе в день и с горем пополам "приносить" оттуда в среднем 1,5 заявки/заказа в день. Со скидками, отсрочками и ретро-бонусами...

В это же самое время, на той же территории, тем же клиентам, торговые представители иностранной компании продают в 45 магазинов в день без скидок, откатов, отсрочек платежа.

У кого из них производительность труда и прибыль выше? Кто может платить зарплаты выше рынка? Кто в конечном итоге побеждает в конкуренции? Кто виноват, что в отечественной компании так построен процесс продаж, что продавец может едва продать 1,5 раза в день? :(

Так же и на заводах. Если заводы неконкурентоспособны по объему производства и по качеству выпускаемой продукции, по объему сбыта, то это не всегда рабочие виноваты. Низкие зарплаты в этом случае - это явный признак того, что руководству завода пора на пенсию.

Вот реальная история о том, как передовой завод с высокими ценами победил десятки других заводов с низкими ценами: https://hrtime.ru/material/kak-prodavat-khleb-realnaia-istoriia-sozdaniia-odnogo-fmcg-brenda-na-ko-23391/

А почему победил? А потому что обладал необходимой управленческой волей и успешно воплощал в жизнь правильные управленческие решения! Покупал передовое оборудование, обеспечивающее при более высокой производительности труда стабильно высокое качество!
Заставлял маркетинг (без рекламы!) и отдел сбыта продавать свои дорогие товары, не боясь того, что рынок "не захочет" такого!

2) Что еще нужно сделать? Забыть о том, что на заводах должны быть 1-10-100-тысячные коллективы.
Это было нужно в ХХ веке, когда были другие технологии и когда большому числу начальников пожизненно нужны были их "кресла" и должности. "Руководить" этими тысячами человек.

Это нужно было и государству, для обеспечения его социальной роли, низкого процента безработицы...

Сейчас время другое. И ту же работу, которую раньше делали сотни и тысячи рабочих, могут делать машины под управлением единиц хорошо обученного персонала.
Мне показывали как-то ролик, в котором одна машина производит 8 блоков сигарет (80 пачек) за 1 минуту! Там в целом цехе работает всего 6 человек в смену! Какая себестоимость тогда будет у такой пачки сигарет? А за какую сумму она продается в рознице? :) Вот поэтому табачники по сей день - самые прибыльные компании в России среди даже всех иностранных компаний!

Т.е. даже с учетом "кадрового голода" и "демографической ямы 1990х годов", найти нужное количество работников на заводы можно. Если...

3) ...поднять авторитет в обществе рабочего человека. Как в СССР: пропагандой, образованием, наградами, реальными, а не лишь декларируемыми карьерными перспективами...

Молодежь же сейчас больше мечтает о блогерстве и коучинге)) Нельзяграм пока побеждает))
И нацпроекты по выращиванию "младопредпринимателей". Я считаю, что не меньше усилий и средств нужно направлять на создание массы "синих воротничков".
Кстати, ментально, по нашей исторической памяти, туда должно прийти даже больше желающих! Потому что многим, из тех кто рванул в "бизнесмены", скорее подавай "стабильность"/ "синицу в руке, а не журавля в небе"!
2023-07-20 18:04 5
Влад Яковлев
Здравствуйте, Рудольф!

Спасибо вам за очень актуальный вопрос. На мой взгляд, наиболее правильным решением этой ситуации является заключение прямых договоров с колледжами и создание своих колледжей. Раньше у каждого среднего размера завода, не говоря о крупных, была своя инфраструктура, видимо настал момент восстанавливать эти механизмы. Кроме того, в школах, в старших классах возродить институт УПК.
2023-07-20 17:07 3
Вера
Как решить: как решали прежде. Открывать ПТУ, лучше, при крупных заводах. Так же в городах, где ранее были закрыты эти самые ПТУ, просто вернуть их и слегка реформировать.
Сейчас это все решается за счет привлечения граждан СНГ, это практика.
А вообще- это должно быть гос. программой, как сейчас решают вопрос с мед. кадрами: открывают мед. институты и дают гражданство врачам из всех стран мира, желающих остаться в РФ.
2023-07-20 16:13 2
Показать все комментарии
avatar-default-icon
Эксперт по систематизации бизнеса. Бизнес-тренер. Развитие бизнеса в B2B.
Автор статей Спецзаказы
Автор 27 публикаций
Вас также может заинтересовать
HRTime_faces
190 специалистов сейчас на сайте Опишите задачу. Исполнители откликнутся сами.
Мы используем файлы cookie и рекомендательные технологии. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie (подробнее), а также с пользовательским соглашением.
Согласен
X
Файлы cookie представляют собой файлы или фрагменты информации, которые могут быть сохранены на Вашем компьютере или других интернет-совместимых устройствах конечного пользователя (например, смартфонах и планшетах) при посещении Вами наших веб-сайтов или использовании наших веб-сервисов. Эта информация в большинстве случаев представлена в виде алфавитно-цифровых строк, которые однозначно идентифицируют Ваш компьютер или конечное пользовательское устройство, однако может содержать и иные сведения. На наших веб-сайтах или веб-сервисах мы используем различные типы «cookies» (небольшие текстовые файлы, которые размещаются на Вашем устройстве). Перечень используемых нами файлов cookie, описание целей их использования и дополнительная информация о соответствующих файлах cookie представлена в Инструменте управления файлами cookie, размещенных на соответствующих веб-сайтах и в веб-сервисах нашей компании либо в представленных в них текстах согласий или договоров.