Информировать ли кандидата, если клиент повел себя некорректно?

Коллеги, я сегодня с вопросом чисто морального характера, так мне кажется.
 
Про недобросовестных заказчиков написано уже много, и в том числе, как понять, что он недобросовестный, и как себя защитить.
Не все и не всегда, на мой взгляд применимо, и мне еще учиться и учиться выстраивать взаимодействие правильно с первых шагов.
Но сегодня речь о другом.
 
 

Популярное по теме
90 чек-листов по всем направлениям для HR и бизнес-тренеров: подборка от экспертов hrtime.ru
Полезные инструменты по подбору, оценке персонала, обучению, консалтингу, разработке СОТ, корпоративной культуре, коучингу, кадровому учету и карьерному консультированию в одном месте.

Ситуация: на данном ресурсе меня нашел заказчик (имен и адресов называть не стану, может только мне с ней так не повезло).

Задача - найти парикмахеров в новый салон в Подмосковье. Стандартный график 2/2.

Заказчица даже готова была смотреть на 5/2, или работа «утро/вечер». Абсолютно адекватная, общительная, лояльная к мастерам. Постоянно на связи, обратную связь дает вовремя. И вакансия с отличными условиями.  

Договорились об оплате 50/50: за выход сотрудника и за отработку 2 недель. Решили, что этого времени хватит для принятия решения, справляетмя ли мастер со своими задачами. 

Салон новый, и матера идут неохотно, потому что не ясно, как пойдет дело. Зачем бросать наработанных клиентов (в другом салоне, на дому и прочее) и идти в неизвестность? Сомнений больше, чем преимуществ.  

Тем не менее, я нашла кандидатов. Из предложенных выбран мастер, ее посмотрели в деле. Приобщили сразу к общим мероприятиям. Кандидат работает в другом салоне, и первое время уходить не планирует. Это сразу оговаривалось на собеседовании. 

С оплатой первой части была небольшая задержка, может пара дней, такое случается, я к этом отношусь нормально.

С кандидатом постоянно поддерживала связь. Девушка благодарила меня за содействие в трудоустройстве, приглашала на открытие салона, на праздник по этому случаю. Но так как я работаю удаленно, конечно никуда не поехала. В общем всем довольна, хотя все равно еще есть сомнения в том, как будет развиваться дело дальше.  

Настало время второй выплаты. Мой кандидат работает, все идет хорошо. 

Но заказчик явно не хочет платить и начинает искать поводы. 

"Я хочу посмотреть на мастера еще пару недель", говорит. Спрашиваю: "устраивает ли мастер, как профессионал, или открылось что-то, чего она не умеет, скрыла на первых встречах? " 

Нет, претензий как к парикмахеру нет. Причина нежелания платить: мастер отказывается работать в салоне в графике 3-1-3, и работая 2/2 подрабатывает где-то еще.

Я возразила, конечно. На график 3-1-3 я бы сразу отказалась искать сотрудников. И кандидата вполне понимаю- хочет посмотреть, имеет ли смысл бросать наработанное место, салон то только открылся.

Вместо диалога заказчица просто блокирует меня и перестает выходить на контакт.

Я понимаю, что выплат можно не ждать. Печально, но факт. Судиться, спорить, тратить нервы, я не готова, больше заработаю, сосредоточившись на других проектах.

Но меня мучает вопрос: Должна ли я поставить кандидата в известность, что работодатель может оказаться нечестным и не заплатить, или пусть все идет своим чередом?

С одной стороны, возникает неприятное самоощущение себя как жалобщицы какой то, сомнения - не будет ли мой звонок выглядеть, как месть и подбивание кандидата уйти с работы? Это некрасиво, непрофессионально, наверно. Ведь кандидат мне говорит,что все хорошо. Ее пока ничто не напрягает. 

С другой стороны, я ведь в некотором роде ответственна перед кандидатом за рекомендацию этого работодателя. Не я ли говорила, как будет здорово и отрабатывала возражения и сомнения кандидата? И если открылись такие обстоятельства, то честно было бы предупредить об этом. 

Как вы думаете? Как поступаете в таких случаях?

Поделиться статьей
Интересует стоимость подбора?
Опишите кратко вакансию: сфера, требования, уровень позиции и я дам оценку
tatyana.daybova
Всё должно быть абсолютно прозрачно для всех - 3-х сторон проекта. Здесь вступает в силу правило круговой поруки - если подводят вас, то подводите вы (от этого не убежишь в сложившейся ситуации). Поэтому в период испытательного срока и адаптации открыты для диалога, мнения, сомнений все - и Заказчик и Новичок и Вы со своими предположениями, подсказками, помощью, обратной связью.
2019-11-25 17:55 0
Владимир Филиппов
Обязательно.
2019-11-02 10:35 0
Полина Серебрякова
Обратная связь должна быть всегда!
2019-11-01 08:18 0
Алексеева Галина
Добрый день, Мария.
Думаю, что стоит сказать кандидату про сложившуюся ситуацию. Правильно писали коллеги, человек, который не соблюдает договоренностей с Вами, точно так же поступит и с ней. Это уже "в крови". получилось с одним, значит можно со всеми.
Скорее вопрос не в том сказать или нет, а как именно донести эту информацию до кандидата.
2019-10-07 14:24 0
Айрат Мустафин
Информировать ли кандидата, если клиент повел себя некорректно?

Информировать ли? Все зависит от того, в чем именно некорректность. Может быть представитель компании был просто груб, но это в перспективе никак не отразится на работе кандидата. Тогда смысл сообщать о том, что товарищ был невежлив?
А вот если, некорректность поведения отражает в перспективе проблемы у кандидата, то тогда нужно оповестить с изложением резонов почему Вы так решили. Иначе это будет просто некрасивое ябедничанье.
В общем виде можно сказать, что обманувший контрагента обманет и своего работника, но на практике это далеко не всегда так. Принятый на работу кандидат может рассматриваться работодателем уже как свое, а невыполнение обязательств с вами он рассматривает как экономию средств и видит себя как умного, который обхитрил/обманул/сэкономил/облапошил/сумел найти дополнительную выгоду.

Что и как сказать – имеет значение. Когда именно сказать – тоже важно.
Ведь сообщая, что работодатель не вполне адекватный, честный и т.д. Вы косвенно сообщаете и о своей некомпетентности и непрофессионализме ( Читай: что же Вы сами не разглядели с кем имеете дело? Как Вам дальше доверять?).

Наверное. Разговор должен быть честным и отражать все как было, оставляя за кандидатом право корректировать Ваши выводы и прогнозы.

Конечно, отражение договоренностей хотя бы в переписке, если не в тексте договора – это очень упрощает перспективы взаимодействия.
Мы на просторах нашего HRTIME ресурса уже обсуждали важность черного списка работодателей, заказчиков и т.д.
Сообщение информации о таком Заказе и заказчике быстро охладит пыл такого горе-предпринимателя. Но типаж хозяек салонов красоты таков (в основном, за редким исключением), что перспектива подождет. Надо решать вопрос сейчас и именно так, как видит его хозяйка салона, а не предыдущие договоренности диктуют.

Помимо того, что Вы можете проинформировать Вашего кандидата о возможных сложностях, нужно помнить формулу Антуана Экзюпери из «Маленького принца»: «Мы в ответе за тех, кого мы приручили». Вылить проблему на голову Вашему кандидату – это не очень здорово. Он ждёт помощи, совета, рекомендации. Что делать? Как защитить себя? А есть ли альтернативы? Вот чем будет мучиться после Вашей информации парикмахер.
Коллеги, что Вы порекомендуете помимо информирования? Какой совет дадите? Как поможете этому кандидату, который поверил Вам?

Это будут самые полезные рекомендации на будущее.
Спасибо.
С уважением, Айрат Мустафин
2019-10-03 17:51 0
Громов Сергей
Обязательно!
2019-10-02 14:44 1
MY IT specialist
Добрый день, уважаемые колеги.
Мы тоже сталкивались с данным контингентом работодателей. Видите в чем главная проблема: раз работодатель может себе позволить такое отношение к Вам, значит сможет с легкостью тоже самое проделать и с работником. Наша команда всегда на стороне соискателей, тк они менее защищены от коварства наших предпринимателей. Мы в таких случаях, хантим хороших специалистов у недоброкачественных работодателей и даем им работу в другом месте. Успехов Вам !
2019-09-30 21:54 2
Айрат Мустафин
Информировать...
Слово такое казенное.
Вот в зависимости от того, какой глагол Вы выберете для общения с кандидатом, такой и получится результат.
Я так думаю.
С уважением, Айрат Мустафин
2019-09-25 12:20 0
Айрат Мустафин
Салоны красоты и парикмахерские - это зона риска. Мастера имеют свою психологию и опыт зарабатывания денег. Хозяева/ки тоже особые люди со своими критериями что такое хорошо и что такое плохо.
Нужно учитывать эти обстоятельства для того, чтобы донести до одной стороны, что так поступать нехорошо и невыгодно в конечном итоге, а до другой как обстоят дела, и что теоретически что-то может, но не обязательно, пойти не так. Информировать нужно обязательно, но ВАЖНО какими словами.
Важно, не ЧТО сказал, а КАК сказал.
С уважением, Айрат Мустафин
2019-09-25 08:43 1
Ольга Полднер
Любое решение, с которым вы будете спать спокойно и не есть себя.
2019-09-24 22:56 1
Александр
"Относитесь к людям так, как бы вы хотели, чтобы они относились к вам".
2019-09-24 21:11 1
Айрат Мустафин
Честность - это богатство профессионала. Нужно честно проинформировать Вашего кандидата. Тогда решение он будет принимать, обладая информацией. Это пригодится Вам и в дальнейшей работе. Репутация - это Ваш доп.капитал.
С уважением, Айрат Мустафин
2019-09-23 19:42 1
Олег Антосин
Мария, добрый день!
считаю, что кандидата необходимо проинформировать т.к. если он поступает так с Вами он легко может так поступить и с работниками. И если сложиться подобная ситуация с кандидатом - кандидат будет вас винить так же. И надо помнить. как из повести «Маленький принц» - Мы всегда будем в ответе за тех, кого приручили "трудоустроили" (это если переводить относительно нашей работы:)) .
2019-09-23 14:52 2
Дина
Алексей,что конкретно вы предлагаете?
Спускать все на самотёк!? Или наоборот, оповещать кандидатов?
2019-09-22 13:09 1
ООО "ПСИТЕХПРО"
Не делайте так, как хотели бы чтобы не делали с вами!
2019-09-21 21:34 1
Карина
Мария, добрый день! Мне кажется вопрос морали №1 в этой работе. Наверное вы были бы благодарны, если сотрудники которых вы привели к недобросовестному заказчику сообщили вам об этом, вместо того, чтобы потом не отвечать на ваши звонки и обижаться. Думаю имея возможность обратной связи со своими кандидатами вы можете сделать работу продуктивнее не только для себя, но и для них. Если у девушки есть сомнения, хочет ли она работать с новым руководителем, вы можете помочь ей определиться.
2019-09-21 20:00 2
Анастасия Гузенко
Мария, добрый день.
Считаю, что информировать кандидата - обязательно. Заказчику написать письмо - претензию и объяснить, что соблюдение договоренностей никто не отменял и не заплатив Вам она в итоге потеряет больше - Вас, как исполнителя, и сотрудника - так как Вы донесете кандидату ситуацию и вряд ли кандидат захочет работать в данном салоне.
2019-09-21 17:24 1
Евгений Дружинин
Мария, думаю кандидата обязательно стоит ставить в известность. Вы же предоставили ему это рабочее место и несете ответственность за компанию, в которую он попал. Меня также однажды обманули, у меня трудоустроилось более 30 сварщиков на объекте, а работодатель все также кормил завтраками, что бухгалтерия вся посчитает и выплатит завтра. В итоге перестали отвечать на телефон и добавили в чс. Так что мне пришлось сделать рассылку по кандидатам о недобросовестности работодателя, ведь и им могли зарплаты задержать и не выплатить. А как уже дальше действовать с этой информацией - уже их решение.
2019-09-21 10:46 2
Воропаева Ольга
Мария, с точки зрения морали, поддерживать нужно всегда добросовестную сторону, не важно работодатель это или работник. Поддержка включает в себя в том числе своевременное информирование о возможных проблемах.
2019-09-20 18:32 3
Надежда Кравченко
Мария, я - сторонник прозрачных и твёрдых отношений. Наверное, и ответ мой будет в том же духе.
Мне кажется, что в подобной ситуации я заняла бы позицию информировать всех!
1. Недобросовестного заказчика - да хоть через курьера, доставить претензию на адрес салона. Принимать ее будет сотрудник рецепшен, и это тоже неплохо. Мне нравится практика некоторых банков, отправляющих претензии должникам в конверте с надписью ВЫ ДОЛЖНЫ прочитать это письмо)))) *Нанести надпись на белый конверт через принтер = не велика задача). И в этом претензионном письме я бы написала, что вынуждена буду о сложившейся ситуации сообщить кандидату.
2. Коллег. Давно уже пора бы нам иметь некую Книгу худших практик. ПРосто краткое лаконичное описание с указанием имении заказчика, объекта работы (Адрес и название) и юрлица в Договоре. Безусловно, доступ к этой базе данных должен быть как-то ограничен. Но это - тема для размышлений основателям сервиса.
3. Нового сотрудника - Вашего вчерашнего кандидата. Аккуратно, возможно как бы "невзначай"... Я бы сделала это так:
- Маргарита, здравствуйте! Как Ваши дела на новом месте?
- (Ответ........)
- Приняли уже какое-то решение о постоянном сотрудничестве или не намереваетесь там оставаться?
- Ответ позитивный, тогда "Хорошо. А то руководство салона не оплатило Ваш найм и не отвечает на звонки. Я уж подумала, что Вы уходите и они этим недовольны, поэтому так себя ведут.
- Ответ неопределенный, тогда "Я так и подумала. Вот почему руководство салона категорически не платит за Ваше трудоустройство. "
- Ответ негативный. Вот тут, наверное, можно не говорить о своих проблемах с платежом, но стоит сказать, что они покривили душой и с Вами, утаив информацию о желаемом графике работы сотрудника.
Если специалист хороший, несколько сочувственно-извинительных фраз сгладят недоразумение и позволят Вам предлагать этому специалисту другие вакансии.
Из личного опыта. Именно заказчики из сферы красоты до сих пор часто пытаются увильнуть от исполнения обязательств по договору. И мне однажды пришлось напрямую сообщить, что платёж не пришёл, поэтому сотрудник не выйдет на работу. И-таки не вышла! Они так и не заплатили, но найденного кандидата я счастливо передала другому - добросовестному - заказчику.
Желаю Вам удачи и поменьше "халявщиков"!
2019-09-17 18:38 9
Ирина Царькова
Здравствуйте, коллеги! Ситуация сложная: работа проделана - хочется получить гонорар. Внести комментарии в CRM-систему /или в иные учёты/ в историю контактов с данным заказчиком, перепроверить информацию через нескольких кандидатов: если подтверждается, обязательно предупреждать соискателей.
2019-09-17 11:36 5
Дина
Мария,ситуация,к сожалению, в один котел к недобросовестным клиентам.
Однако,вы не соглашайтесь ни на какие 50/50, вы же сразу затрачиваете свои ресурсы,вот и оплата сразу ( пусть даже и по факту). За 3 дня максимум видно любого мастера салона красоты.
Что касается говорить ли об этом кандидату - конечно! У меня была пара ситуаций,когда человек должен был выйти и я "разворачивала" от недобросовестного работодателя. Правильно говорит Татьяна - хуже оставить человека без работы или без оплаты своих услуг, потому что вы первый рекомендатель,а значит, виноватый...
2019-09-17 10:54 6
Татьяна Бохолдина (Главкадр)
Добрый день.
Я здесь новичок и планирую сосредоточиться больше на сфере КДП, аудита и т.д. Подбор для меня "почти в прошлом", но тем не менее, с интересом ознакомилась с Вашей ситуацией.
В те времена, когда я постоянно занималась подбором, выбор работодателя для меня лично сводился не только к качеству "моих лично" условий, но и качеству отношения работодателя к остальным работникам.
Ведь мы, подбирающие людей, несем (на мой взгляд) серьезную ответственность перед людьми, хотя на "нас её никто и не возлагал".
Когда работаешь на определенном рынке, знаешь уже всех более-менее значимых работодателей «в лицо» и с уверенностью можешь сказать, куда даже не стоит идти на собеседование. В том числе, из-за таких случаев.
Подборщик сменит работодателя (в Вашем случае Вы – заказчика). А шлейф может потянуться дальше….УЖЕ ЗА ВАМИ, как за человеком, трудоустроившим к такому работодателю.
В Вашей ситуации максимально корректно, обозначая, что это не жалоба, а предупреждение, я бы сообщила новоиспеченному сотруднику об описанных фактах.
2019-09-17 08:14 3
Мария, добрый вечер.
Полагаю, что работника лучше поставить в известность о своих сомнениях. В описываемом случае недобросовестность работодателя уже налицо. Не очень хорошо получится, если работник, не зная о факте недобросовестного поведения работодателя, примет решение уйти со старого места и потом останется без З/П и без работы.
Что же касается обращения в суд по поводу ненадлежащего исполнения заказчиком договорных обязательств - согласен, это время, деньги, нервы. Но иногда грамотно составленная претензия в адрес контрагента с описанием последствий неисполнения, со ссылкой на НПА и судебную практику оказывает благотворное воздействие и помогает решить вопросы оплаты без предъявления иска.
2019-09-16 20:10 5
Показать все комментарии
avatar-default-icon
Карьерный консультант, эксперт по подбору персонала
Автор статей
Автор 65 публикаций
Вас также может заинтересовать
HRTime_faces
250 специалистов сейчас на сайте Опишите задачу. Исполнители откликнутся сами.
Мы используем файлы cookie и рекомендательные технологии. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie (подробнее), а также с пользовательским соглашением.
Согласен
X
Файлы cookie представляют собой файлы или фрагменты информации, которые могут быть сохранены на Вашем компьютере или других интернет-совместимых устройствах конечного пользователя (например, смартфонах и планшетах) при посещении Вами наших веб-сайтов или использовании наших веб-сервисов. Эта информация в большинстве случаев представлена в виде алфавитно-цифровых строк, которые однозначно идентифицируют Ваш компьютер или конечное пользовательское устройство, однако может содержать и иные сведения. На наших веб-сайтах или веб-сервисах мы используем различные типы «cookies» (небольшие текстовые файлы, которые размещаются на Вашем устройстве). Перечень используемых нами файлов cookie, описание целей их использования и дополнительная информация о соответствующих файлах cookie представлена в Инструменте управления файлами cookie, размещенных на соответствующих веб-сайтах и в веб-сервисах нашей компании либо в представленных в них текстах согласий или договоров.