Есть ли запрос на тренинги по естественному интеллекту?

Коллеги, добрый день!Не стеба ради, изучения рынка бизнес-образования для.
То, что все сегодня хотят научиться работе с ИИ, видно невооружённым глазом. Что ни запрос, то нейросети. Для бизнеса, госзакупок, презентаций, оптимизации и прочих важных вещей. 
Тренд абсолютно традиционный и предсказуемый. Так было и будет всегда, когда какая-то тема проживает волну популярности.

Популярное по теме
90 чек-листов по всем направлениям для HR и бизнес-тренеров: подборка от экспертов hrtime.ru
Полезные инструменты по подбору, оценке персонала, обучению, консалтингу, разработке СОТ, корпоративной культуре, коучингу, кадровому учету и карьерному консультированию в одном месте.

Но я меж тем скромно интересуюсь, а что насчёт естественного интеллекта? Он у всех нынче настолько высок, что тренинги по ИИ уверенно обходят, например, тренинги по критическому мышлению?

И ещё вопрос. А можно ли обучать работе с нейросетями тех, у кого этот самый естественный интеллект отсутствует или, скажем так, дремлет?

Ну и ещё прям важно понять. От кого исходит этот запрос? От собственника, потому что все этому учатся? От собственника, потому что прям надо? От какого-то другого ЛПРа, потому действительно уже мочи нет - бизнес проседает без ИИ?

Буду благодарна как ответам заказчиков, так и самих тренеров. 

Поделиться статьей
Ищете тренинг для персонала?
Ответьте на несколько вопросов и я пришлю вам расчет бесплатно
Роман Ашаев
Коллеги, добрый день!

Из моего опыта, запрос на обучение работе с ИИ сейчас действительно очень высокий, и он идёт от бизнеса вполне прагматично: не потому что «модно», а потому что компании хотят быстрее работать, убирать рутину и повышать эффективность.

Для меня здесь особенно важен вопрос: можно ли обучать работе с нейросетями тех, у кого, скажем так, естественный интеллект «дремлет»? Думаю, не только можно, но и нужно. Один из недавних сильных запросов от крупной компании звучал примерно так: через обучение ИИ освободить сотрудников от рутинных, избыточных и замедляющих работу операций, сократить время на повседневные задачи, сделать ИИ привычным рабочим инструментом и запустить 10–15 ИИ-агентов и копилотов для автоматизации отчётности, согласований, первичного анализа данных и коммуникации. И, на мой взгляд, это очень актуальная история для многих компаний.

ИИ действительно способен закрывать такие задачи. Более того, в ряде случаев он особенно полезен именно там, где сотруднику не хватает силы в аналитике, структурировании, формулировании или скорости обработки информации.

При этом я не противопоставлял бы искусственный и естественный интеллект. Критическое, аналитическое, инновационное мышление по-прежнему нужно развивать, и запрос на это тоже есть и будет. Но если говорить про бизнес-результат, то ИИ уже становится не факультативной темой, а необходимым инструментом для развития и движения вперёд.
2026-04-03 14:09 0
Анастасия Лапенко
Мария, заинтриговало название этой дискуссии.

В некотором роде есть ощущение, что "телевизор мне природу заменил", но на самом деле люди думающие вполне себе готовы развиваться. Тренинги по критическому, творческому и стратегическому мышлению в природе водятся. Я как раз обдумываю такую историю тут разместить - посмотреть будут ли просмотры и конверсия.
Если посмотреть поисковые инструменты - в интернете запросы тоже есть.
Вопрос ведь только один - развить интеллект и мышление за один раз все равно не получится, а вот освоить инструменты ИИ очень даже можно.
Тренинги это же про навык прежде всего и освоение инструментов, ну и ИИ понятно на пике запросов, потому что если не можешь победить - обними.
Спасибо за тему!
2026-02-27 18:16 0
Анастасия Лапенко
Мария, заинтриговало название этой дискуссии.

В некотором роде есть ощущение, что "телевизор мне природу заменил", но на самом деле люди думающие вполне себе готовы развиваться. Тренинги по критическому, творческому и стратегическому мышлению в природе водятся. Я как раз обдумываю такую историю тут разместить - посмотреть будут ли просмотры и конверсия.
Если посмотреть поисковые инструменты - в интернете запросы тоже есть.
Вопрос ведь только один - развить интеллект и мышление за один раз все равно не получится, а вот освоить инструменты ИИ очень даже можно.
Тренинги это же про навык прежде всего и освоение инструментов, ну и ИИ понятно на пике запросов, потому что если не можешь победить - обними.
Спасибо за тему!
2026-02-27 18:16 0
Елена Суворова
Мария, запросы на тренинги по естественному интеллекту тоже есть.
Обычно они звучать так:
Тренинг по развитию креативности
Творческое мышление
Техника решения нестандартных задач
Скорочтение
Скоросчет
Иностранные языки
Бодинамика
и аналогичные запросы:)
2026-02-12 22:04 0
Дарья Левина
Мария, здравствуйте!

Запрос на обучение работе с ИИ сейчас действительно высокий, но если смотреть глубже, то это чаще запрос на инструмент, а не на мышление. В моей практике инициатором почти всегда выступает собственник или директор по развитию, потому что «все внедряют» или потому что хочется ускорить процессы и сократить издержки. При этом на этапе диагностики часто выясняется, что проседает не отсутствие нейросетей, а базовые вещи: логика принятия решений, умение формулировать задачу, критически оценивать информацию. И когда мы сначала усиливаем у команды структурное мышление и навык постановки задач, эффективность от внедрения ИИ вырастает в разы.

Обучать работе с нейросетями без прокачки естественного интеллекта можно, но результат будет поверхностным. Я видела это на примере одной управленческой команды, где сотрудники быстро научились генерировать тексты и отчеты, но не могли отличить качественный вывод от красивой формулировки. В итоге мы добавили блок по критическому мышлению и работе с гипотезами, и только тогда ИИ стал реальным усилителем, а не игрушкой. Поэтому, на мой взгляд, тренинги по естественному интеллекту не конкурируют с ИИ, а являются базой, без которой цифровые инструменты не дают стратегического эффекта.
2026-02-12 12:30 1
1 ответ
Мария Егорова
Дарья Левина, категорически с вами согласна. Но, увы, замечаю, что вот эта базовая необходимая вводная - наличие умения отличать те же качественные выводы от красивой формулировки - большинством не учитывается. Стремление получить быстрый результат с помощью упростителей рутины понятно, не понятно то, как можно не понимать, что это не будет работать, если не умеешь анализировать информацию, например.
2026-05-24 14:47 0
Ольга Разживина
Мария, добрый день!
Сейчас ИИ - это то, о чем говорят все, спрос рождает предложение. А вот что касается критического мышления - как ни послушаю, у каждого оно уже есть ;) "Я-то обладаю критическим мышлением" - так что, видимо, тренд на него прошел, мы уже все научились. Осталось только понять, почему при таком обилии "критически мыслящих" людей вокруг до сих пор столько странных решений, иллюзий и веры в магию )) Видимо, знать термин и владеть навыком - не совсем одно и то же ))
2026-02-11 20:23 1
1 ответ
Мария Егорова
Ольга Разживина, ой, как вы правы! Иногда кажется, что это спланированная диверсия и кто-то слишком хорошо понимает, чем это закончится. Управлять и внедрять странные решения, конечно, проще, когда у исполнителей нет навыка анализировать информацию.
2026-05-24 14:48 1
Александр Крымов
Мария, вопрос провокационный. А что такое "естественный интеллект", да и "интеллект" вообще?
100 лет назад, когда придумали "тесты на интеллект" (на самом деле - на умение решать логические задачки в стиле "какая фигура тут лишняя?") была иллюзия, что это как-то связано с профуспешностью.
Оказалось, всё это не так. А в СССР вообще привело к закрытию психологии. Почитайте статьи про "педологию" и постановление О педологических извращениях в системе Наркомпросов : Постановление ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 года.
Слово "интеллект" в бытовом языке трактуется элементарно: "умный - дурак". На самоим деле, как обнаружили психологи, оно гораздо глубже. Сейчас говорят о художественном, инженерном, коммуникативном, критическом и эмоциональном интеллекте.
Так что, абсолютно согласен с "Новым форматом": сейчас "интеллект" как таковой не интересен. Этот запрос скрыт под совсем другими именами, которые скорее про компетенции. Они, кстати, и заменили в профессиональном сленге слово интеллект.
И ещё момент: мы живём в эпоху всеобщей Талейрантности (пардон за каламбур!).
Не дай Бог кого обидеть! Определишь, что у человека низкий интеллект - так ещё в суд подаст. А вот недостаток критического или эмоционального интеллекта - дак чего нет. Все готовы признать и развивать на тренингах. Опять нам хлебушка кусок :)))
Удачи!
2026-02-10 20:41 1
1 ответ
Мария Егорова
Александр Крымов, естественный интеллект - это, конечно, моя фигура речи) Разумеется, я говорю о критическом мышлении, в том числе проверять информацию, искать, анализировать. Это не то что не умеют - это не считают нужным делать! И как с таким "бэкграундом", например, писать тексты, отчёты, готовить презентации с помощью ИИ? Обрекать себя на риск. Но всем как будто все равно. Удивительно...
2026-05-24 14:51 0
Aлла Алфёрова
Коллеги, Добрый день!

Могу сказать про тесты оценки на уровень интеллекта при приеме на работу от ряда компаний: микро и малого бизнеса в последние года три. Также есть такие тесты и от более крупного бизнеса. Тесты на время, ничего особенно сложного в них нет, %% правильных ответов показывает уровень интеллекта. Поэтому, на мой взгляд, такие запросы скорее от потенциальных кандидатов могут идти. Появились платформы на базе ИИ, где можно прокачать естественный интеллект. Есть запросы от кандидатов, которым важно подготовиться при собеседованиях и других этапах, применяющих при оценке такие тесты.
Успехов!
2026-02-10 15:00 4
Усынина Алена
Добрый день!

Однозначно, обучение ИИ - сейчас основной тренд. Однако, запросы на обучение по прокачке естественного интеллекта также присутствуют - дизайн-мышление, критические/системное мышление.

Другой вопрос, что запросы эти оторваны друг от друга. На мой взгляд, как раз для того, чтобы успешно работать с нейронками, качать мышление и необходимо. Потому что сейчас обучения по ИИ, преимущественно, состоят из инструкций по конкретным инструментам, приемам работы, что отлично подходит для решения основных базовых задач. А вот там, где нужно верно сформировать запрос с учетом контекста, оценить вариативность предложенных решений, принять верное на основе аналитики и т.п. - без естественного интеллекта не справиться.
Поэтому я считаю, что если компания идет в обучение команд нейросетям, обязательно должна быть и прокачка мышления, так работа будет более качественной, глубокой и продуктивной.
2026-02-10 12:32 2
1 ответ
Мария Егорова
Усынина Алена, но компании идут в обучение работе с нейронками просто так. Без прокачки мышления. В этом и был мой вопрос и мое удивление)
2026-05-24 14:53 0
HR - Агентство NEW FORMAT
Здравствуйте, Мария!

Запрос на тренинги по естественному интеллекту есть, но он почти никогда так не называется и потому кажется невидимым: его покупают под видами критического мышления, принятия решений, работы с неопределённостью, мышления руководителя, тогда как ИИ?тренинги берут из?за страха отстать от рынка или желания поставить галочку, и чаще всего инициатор всего этого собственник или топ, реже операционный ЛПР с реальной болью; при этом обучать работе с нейросетями людей с неразвитым мышлением можно, но эффект будет сугубо инструментальный - они научатся нажимать кнопки, а не получать бизнес?результат, поэтому самые устойчивые программы сейчас возникают на стыке: сначала - базовое мышление, постановка задач, работа с гипотезами, а уже потом ИИ как усилитель, иначе ИИ лишь масштабирует слабость, а не компетентность.
2026-02-10 11:42 5
1 ответ
Мария Егорова
HR - Агентство NEW FORMAT, как я с вами согласна. Вопрос, как просветить собственников, что так не работает?
2026-05-24 14:54 0
Консалтинговая компания Лилии Ким
Мария, добрый день!
Да, сейчас не редко слышу, что хотят обучиться работе с ИИ, но все таки никуда не делись запросы на управленческие навыки и продажи. И хотя обучений много и тот же ИИ может подобрать программу, но видимо этого не достаточно, для того, чтобы информация усвоилась.
Так же не редко слышу и про то, что разочаровались или в тренерах или в программах.
Может от того и надеемся на ИИ, что информация или плохо усваивается или учителя не совсем понятно обучают...
2026-02-09 17:59 3
Инесса Шелест, IT HR
Здравствуйте, Мария!
+ Думаю), сейчас все больше заинтересованы попытаться научить всех использовать инструмент ИИ, а дальше как пойдёт)...у кого получится или нет... решать проблемы по мере их поступления.
+ Запроса на оценку естественного интеллекта нет. Потому как сейчас "продают" идею о отсутствии сложностей применения ИИ, что все абсолютно могут овладеть навыками использования ИИ-инструментов в работе.
2026-02-09 16:45 2
1 ответ
Мария Егорова
Инесса Шелест, IT HR, а это не введение в заблуждение, как считаете? Я тоже вижу такой метод продаж - это для всех, это не сложно.
2026-05-24 14:54 0
Показать все комментарии
avatar-default-icon
Бизнес-тренер, консультант, журналист
Автор статей
Автор 9 публикаций
Вас также может заинтересовать
HRTime_faces
247 специалистов сейчас на сайте Опишите задачу. Исполнители откликнутся сами.
Мы используем файлы cookie и рекомендательные технологии. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie (подробнее), а также с пользовательским соглашением.
Согласен
X
Файлы cookie представляют собой файлы или фрагменты информации, которые могут быть сохранены на Вашем компьютере или других интернет-совместимых устройствах конечного пользователя (например, смартфонах и планшетах) при посещении Вами наших веб-сайтов или использовании наших веб-сервисов. Эта информация в большинстве случаев представлена в виде алфавитно-цифровых строк, которые однозначно идентифицируют Ваш компьютер или конечное пользовательское устройство, однако может содержать и иные сведения. На наших веб-сайтах или веб-сервисах мы используем различные типы «cookies» (небольшие текстовые файлы, которые размещаются на Вашем устройстве). Перечень используемых нами файлов cookie, описание целей их использования и дополнительная информация о соответствующих файлах cookie представлена в Инструменте управления файлами cookie, размещенных на соответствующих веб-сайтах и в веб-сервисах нашей компании либо в представленных в них текстах согласий или договоров.