Зачем нашей стране столько айтишников?

Я понимаю, что у нас большая потребность в ИТ специалистах. Растут базы данных, развивается искусственный интеллект,  ведутся новые технологические разработки. Но. Я обратила внимание, что это уже похоже на всеобщее помешательство.  Я мама школьника. И у нас 7 первых классов в параллели. А теперь фокус: 70 % каждого класса записано на курсы программирования? Зачем? 

Популярное по теме
90 чек-листов по всем направлениям для HR и бизнес-тренеров: подборка от экспертов hrtime.ru
Полезные инструменты по подбору, оценке персонала, обучению, консалтингу, разработке СОТ, корпоративной культуре, коучингу, кадровому учету и карьерному консультированию в одном месте.

Неужели когда наши дети станут полноценными работниками (через 15 лет) этот дефицит не будет перекрыт? Я работаю в подборе, и думаю, что не будет нужно такое количество ИТшников. Не хватает специалистов по естественным наукам. Просто катастрофически. И людей, готовых работать руками (производство) будет не хватать через 15 лет, как и сейчас.  А программировать можно при желании и в 20 научиться, имея "твердую" специальность для заработка. 

Но это личные соображения, а вы как думаете?

Поделиться статьей
Интересует стоимость подбора?
Опишите кратко вакансию: сфера, требования, уровень позиции и я дам оценку
Aлла Алфёрова
Добрый день!
Вопрос о количестве айтишников чаще всего подменяет более сложную и неудобную тему — зачем экономике вообще нужны технологии и как именно они должны работать на развитие. Сегодня IT — это не отдельная профессия и даже не отрасль, а способ мышления и организации процессов. Практически любой бизнес — от производства до логистики и образования — опирается на цифровые решения, автоматизацию, аналитику, данные.
Ощущение «перенасыщения» возникает не потому, что специалистов слишком много, а потому что рынок видит разрыв между подготовкой и реальными задачами. Есть немало людей с формальными навыками, но без понимания бизнес-контекста, процессов, ответственности за результат. При этом компании по-прежнему испытывают дефицит тех, кто умеет не просто писать код, а решать задачи, видеть систему целиком, разговаривать с бизнесом.
Кроме того, под словом «айтишник» часто объединяют слишком разные роли. Это и разработчики, и архитекторы, и аналитики, и специалисты по данным, и продуктовые роли. Когда всё это сводят к одной категории, теряется нюанс: стране нужны не “айтишники вообще”, а профессионалы, которые могут превращать технологии в работающие решения.
Разговор о количестве — самый простой. Гораздо сложнее и важнее — разговор о качестве, зрелости и способности превращать технологии в реальную ценность. Пока этот фокус не станет главным, ощущение дисбаланса будет сохраняться.
2025-12-17 13:08 2
Мария Лунина
Коллеги, добрый день, спасибо за вопрос!

Да, это действительно похоже на национальное помешательство. Все хотят стать айтишниками, хотя никто до конца не понимает, что это вообще такое)) Кажется, мы живем в мире, где каждый второй ребёнок должен быть "джуном" к 10 годам, а "мидлом" к выпускному.

Но давайте посмотрим правде в глаза. Да, ИТ — важная отрасль, и программисты нужны, как воздух, особенно когда речь идет о поддержке наших серверов, создании отечественного ПО и разработке нейросетей, которые будут оценивать мемы про котиков. Но кто будет строить дома, лечить людей, выращивать еду, если все станут разработчиками?

И да, программировать можно научиться и в 20, и в 30, а вот физику, химию или медицину с 0 осваивать сложнее. Так что, может, не стоит так массово загонять детей в ИТ, а лучше поддерживать их естественные склонности? Может, ваш ребёнок — будущий инженер-робототехник, фармацевт или архитектор, которому просто нужно дать возможность развиваться в своём направлении, а не загонять его в одну-единственную айтишную колею.

Так что, если ваш школьник сегодня не хочет писать боты для Telegram, не переживайте — возможно, он просто выбрал для себя другой путь)))

Буду рада ответить на сопутствующие вопросы.
С уважением и наилучшими пожеланиями,
Мария.
https://t.me/eclair_career
2025-05-14 20:05 1
Ирина Юрьевна
Добрый день, Анастасия, коллеги!
Периодически какие-то профессии приобретают некоторую сакрализацию.

Сегодня это ИТ, совсем недавно это были юристы/экономисты, еще раньше "бизнесмен", еще раньше конторские/офисные и "барышни интеллигентных профессий", а также артисты, дипломаты, профессора университетов, "начальник" и т.д. Консультанты вот всякие, например.
То есть те профессии, которые по мнению обывателей, не требуют серьезных усилий, но предполагают комфортные условия труда и хороший уровень жизни.
Кто такой ИТ-шник? Это человек, который что-то там непонятное понажимал на клавиатуре и получает зарплату выше средней. В представлении многих.
Почему так происходит? Людям свойственно стремиться к более сытой и спокойной жизни, по крайней мере, большинству, к надежным, востребованным профессиям.

Что касается непосредственно ИТ? Нравится это кому-то или нет, но таков путь развития человечества, никакие "восстания луддитов" здесь не помогут. Рискну предположить, что уже в ближайшее время большая часть профессий, будет находиться на стыке ИТ и например медицины или пищевых производств.
Даже эту дискуссию мы ведем с помощью разработанным ИТ-шниками технологий.
2025-02-27 13:54 1
ОК-Консалтинг
Анастасия, Коллеги, всем доброго времени суток!
Анастасия, а Вы не пробовали посмотреть на ситуацию с другой стороны? как бы отстранённым взглядом?
У человечества всегда есть два пути развития!
В ходе научно-технического прогресса человек изобретает новые механизмы, а его жизнь наполняется большим количеством техники.
Социальный прогресс — это изменения в обществе, которые ведут к разрушению старых и образованию новых связей между людьми. Направлен на познание себя, своей сущности и сущности бытия. Это раскрытие собственного творческого и духовного потенциала. Это овладение такими способностями, которые не сможет заменить даже технический прогресс. Но это путь СВОБОДЫ человека.
А кому из регуляторов интересно, чтобы в "его подчинении были свободные люди"? Правильно никому!
Об этом на всю страну заявляет греф и его поддерживают все государственные чиновники.
Такая позиция начала формироваться в 1985 году вместе с "плюрализмом мнений". Тогда же в школах ввели информатику, чтобы человек меньше думал о себе и своей сути, а больше о достижениях.
Всем добра!
2025-01-29 22:25 3
Ирина Князева
Добрый день, коллеги!
Трудно представить, что будет через 15 лет, учитывая то, насколько быстро все развивается.
И в связи с этим, скорее всего, что будущее потребует специалистов с гибридными компетенциями. Например, программист, имеющий знания в области биологии, может заниматься разработкой биомедицинских приложений. Инженер с навыками программирования сможет создавать более эффективные производственные процессы.

И зачем изучать ИТ в 20 лет, когда это можно сделать сейчас? В 20 лет, будет обучение в другой учебном заведении + личная жизнь и + работа (скорее всего). Сейчас, в школьные годы, самое время изучать!
2025-01-27 22:28 4
Любовь
Тоже являюсь мамой школьников. Поделюсь своим мнением. Один мой ребенок активно погружается в тему программирования. Ему нравится. Он мальчик. Дочь менее вовлечена в процесс обучения именно на курсах, но... Мы живем и будем дальше углубляться в использование технологий не только в работе, но и в повседневной жизни. Раннее привлечение и обучение технологиям, на мой взгляд, это ранняя профпросвещение. Дети должны видеть возможности, чтобы осознанно принять решение о выборе профессии. Да, не все будут программистами, но их будет не хватать, потому что технологии точно будут усложняться и проникать во все сферы жизни. Востребованность других специалистов будут определять в том числе технические умения и навыки. Поэтому я считаю, что ко всему нужно подходить осознанно и учитывать мнение детей. А технологии будут развиваться. Спасибо за вопрос.
2025-01-20 09:53 1
Екатерина Парипа
Здравствуйте, коллеги! Сейчас такое время, что нужны программисты) Во многих сферах происходит цифровизация, как минимум поэтому делают акцент на этом. Самое главное не записывать детей без их разрешения и разрешения родителей. Все равно в целом кто - то да откажется от работы программистом. Например, ты 3 года учишь учишь английский, все нравится, есть интерес, а потом резко фокус меняется на что - то другое и английского как будто и не было) И здесь тоже, записывать записывают, но кто из них реально будет хорошим работником, сколько их будет... Но такую практику я вижу впервые)
2025-01-17 10:56 1
Светлана Софиева
Анастасия, приветствую Вас. Вы изложили очень интересное мнение, и, честно говоря, я с вами во многом согласна. Сейчас действительно наблюдается переизбыток ожиданий от IT-сферы, и, возможно, это создаёт иллюзию, что будущее целиком принадлежит только программистам. Но рынок труда цикличен, и через 15 лет потребности действительно могут кардинально измениться. Сейчас уже видно, как не хватает специалистов в инженерии, медицине, естественных науках, агротехнологиях. Производственные и рабочие специальности тоже остаются в дефиците. При этом программированию можно научиться быстрее, чем стать, например, химиком или строителем с глубоким пониманием своего дела.

Невероятно важно, чтобы у детей был выбор. Курсы программирования — это неплохо, они дают полезные навыки и развивают мышление. Но вероятнее всего, на них идут из-за некого "веяния моды". Да и вообще, массовое увлечение IT может сыграть злую шутку, если другие направления останутся без внимания. Думаю, нам нужно показывать детям разнообразие профессий, а не только айтишные горизонты
2025-01-14 20:46 2
Галина Беловодченко
Здравствуйте, Анастасия Григорьевна! Программирование, на мой взгляд, это не только умение писать коды и тестировать программы. Это, прежде всего, логика и владение инструментами digital, которые необходимы сейчас каждому, потому как современные бизнес-процессы основаны на логике и работают на цифровых сервисах.
Возможно я ошибаюсь, но нынешнее поколение 18-20-летних молодых ребят имеют не такие высокие навыки пользователей, как многим представляется. В основном, это умение использовать социальные сети и мессенджеры, не более того.
Когда я предложила своей восемнадцатилетней племяннице начальную вакансию в IT-компании, где от нее требовались только базовые навыки, она испуганно ответила "Ой, я в этом во всем совсем не разбираюсь". И она не одинока, к сожалению.
Поэтому, владение логикой процессов, чему учат на курсах программирования (изучение языка - это уже второстепенно) направлено не на увеличение количества программистов, а на повышение общей компетентности в использовании цифровых сервисов и это очень неплохо!
2025-01-14 14:45 4
Ирина Бондаренко
Может это к лучшему? Повысится базовая грамотность в данном направлении)
2025-01-14 11:42 0
Воропаева Ольга
Анастасия, спасибо за вопрос. Мне кажется причин здесь несколько:
Во-первых, это воронка отсеивания. Из тех, кто начинает учиться на ИТ-курсах, далеко не все продолжат карьеру в этой сфере. Около 30–40% студентов, начавших обучение на ИТ-направлениях, меняют специальность до окончания учебы, что уж говорить про школьников. А из тех, кто всё-таки заканчивает обучение только 50–60% идут работать по специальности. Таким образом, из первоначальных 70%, реально в ИТ-сферу попадают лишь около 10-20%.
Во-вторых, с течением времени меняются тенденции. Например, еще десять лет назад многие стали изучать программирование на 1С, однако сейчас найти опытного 1С-ка можно только «днем с огнем». То есть даже внутри ИТ-индустрии существует постоянная ротация кадров.
И, третье, соглашусь с коллегами, что программирование, как шахматы, помогает развивать важные качества, которые полезны не только в ИТ, но и в других сферах жизни и работы.
Так что, несмотря на большое количество людей, записанных на ИТ-курсы переизбыток ИТ-кадров нам не грозит еще долгие годы.
2025-01-14 09:45 4
Елена Берилло
Доброго дня, Анастасия!
Вы подняли действительно интересную и актуальную тему.
Соглашусь с Инессой: далеко не все дети, посещающие курсы, станут ИТ-специалистами, однако очевидно, что такие занятия способствуют развитию ИТ-грамотности, аналитического мышления, логики и навыков решения сложных задач и эти умения будут полезны в любой профессии, даже если она не связана напрямую с программированием.
Так же не уверена, что нам грозит перенасыщение ИТ-специалистами. Цифровизация развивается во всех сферах, и работа с данными и программными продуктами понадобится не только инженеру, но и врачу…, поэтому в ближайшие 10-15 лет спрос на ИТ-специалистов скорее вырастит в разы, ну и никто не отменял текучесть, эмиграцию и т.д.
2025-01-14 05:52 5
Антон Кириллов
Вы поднимаете важный вопрос. Как наставник по бизнесу, могу сказать, что эта "мода" на программирование действительно вызывает смешанные чувства. С одной стороны, IT — это фундамент для многих отраслей, и навыки в этой области точно не будут лишними. Но с другой стороны, перекос в одну сферу может привести к дефициту кадров в других, не менее важных направлениях.

Когда все стремятся стать программистами, мы забываем о таких ключевых сферах, как производство, инженерия, медицина, наука. Например, через 15 лет нам понадобятся специалисты, которые смогут не только писать код, но и разрабатывать новые материалы, улучшать сельское хозяйство или внедрять технологии в реальном секторе.

И вы правы, программированию можно научиться в любом возрасте, если есть желание и базовые навыки. Но вот научить ребенка системному мышлению, интересу к науке, работе руками — это сложнее, и этим важно заниматься с самого детства.

Может, не стоит зацикливаться на одной "модной" профессии, а лучше показать детям разные пути и помочь найти то, что им действительно интересно? Потому что, когда работа совпадает с интересами, человек может стать успешным в любой сфере.
2025-01-13 17:53 5
Вера
Анастасия, день добрый!
Все-таки к всеобщей грамотности в сфере IT надо стремиться. Недавно 45-и летний кандидат на мою просьбу прислать резюме в pdf с работного сайта ответил, что не умеет это делать. Я посоветовала найти любого мальчишку-соседа, родственника, который бы помог это сделать. Вы читаете, это нормально?
Так же подобная грамотность позволяет пользователям инета наладить WI -FI дома, справиться с подачей заявлений на Госуслугах, сделать онлайн-покупки. Что в этом плохого? Одна польза.
2025-01-13 16:00 5
Всем добрый день. Тема актуальная!
Надо понимать, что IT- сфера, это не только программирование. И вы правы,что через года 3 многие программисты будут в избытке. Но связано это совсем с другими процессами. Как и любая другая сфера, IT развивается и прогрессирует сумасшедшими темпами. Коды и программы будут писать роботы, которые сами же айтишники и создадут). Но есть другие направления, которые требуют глубоких знаний. И здесь уже курсы по написанию кода не помогут. У меня лично несколько успешных IT- специалистов, работающих от 10 лет в международных компаниях, сейчас получают дополнительное образование в ВУЗах.
Общая тенденция развития общества направлена на высококвалифицированных специалистов во всех сферах. А IT сфера будет включена в одну из ведущих отраслей. И такое понятие, как окончил курсы и подрабатываешь, уйдет вспять. Это было возможно лет 7 назад. А сейчас только глубокие, постоянно обновляющиеся ЗНАНИЯ.
2025-01-13 15:49 5
Инесса Шелест, IT HR
Здравствуйте, Анастасия и коллеги!
+ Не все дети, которые сейчас записались на разнообразные курсы в итоге станут ИТ-специалистами.
+ Тренд/ востребованность сейчас многих толкает на решение записаться на какие-нибудь ит-курсы.
+ Не всем это направление подходит, многие "передумают" в процессе прохождения курсов.
+ Новые технологии "вживляются" во все сферы жизни..... и меняется формат категории "общие знания". И в основном, за счёт новых ит-технологий.
+ Поэтому обучение надо однозначно воспринимать как подготовка, которая может быть полезной независимо от того, станет в итоге ит-специалистом или нет.
+ Сейчас многие их ит направления ищут себя и в других отраслях.
2025-01-13 15:38 6
Андрей Щукин
Добрый день! Большинство тенденций цикличны и представляют из себя волны с пиками и спадами. Волнообразность обусловлена тем, что процессы формируются через механизмы обратной связи. Если есть какая-то тенденция, например спрос на программистов, то она проходит несколько стадий своего развития.

В ранней стадии — это большой спрос на программистов и небольшое количество предложений. Это длится до момента, пока спрос не сравняется с предложением. Дальше начинается спад.

Для обычного человека эти волны не видны. Он будет думать, что спрос на программистов продолжается и будет длиться еще очень долго в то время, как он уже мог пойти вниз. Через какое-то время спрос настолько упадет, что это будет заметно даже для обычного человека – не так охотно будут брать на работу, будут снижать зарплаты и так далее.

Появится новая тенденция и люди постепенно переключатся на что-то другое. Если сказать одним словом, то люди, если они не специалисты, видят, что на самом деле происходит на рынке уже после того, как это давно уже произошло и будут действовать по старинке до тех пор, пока не получат железных аргументов изменить свое поведение.

Для развития рынка это хорошо тем, что позволяет создать предложение рабочей силы с избытком и создать конкуренцию среди соискателей. Для конкретного человека это не очень хорошо, потому что работать в условиях избыточной конкуренции гораздо сложнее, чем на неконкурентных рынках, особенно если тенденция уже глубоко внизу.
2025-01-13 12:08 4
Константинова Инна
Анастасия, добрый день! Спасибо за интересную тему.

Найти IT-специалистов всегда было непросто, но в последние годы, особенно учитывая ситуацию в мире, это стало ещё сложнее. По данным Министерства цифровой экономики, на рынке труда наблюдается дефицит специалистов, который оценивается примерно в один миллион человек. Поскольку современные технологии стремительно развиваются, такая тенденция, безусловно, сохранится и в будущем.
Как известно, спрос рождает предложение, поэтому мы наблюдаем запуск новых образовательных проектов и разработку дополнительных мер поддержки для специалистов в этой области.
Что касается навыков программирования, то это требование рынка и нового мира. Умение программировать так же важно, как и умение читать. Способность написать несложную программу или код постепенно становится базовым навыком. Программирование и вычислительное мышление расширяют возможности и становятся обязательным требованием к любому специалисту — от физика до журналиста. Способность читать и понимать компьютерный код становится более востребованной, поэтому программирование переходит из специального знания в универсальную грамотность. И если это аспект грамотности, то развивать его нужно с детства)
2025-01-13 11:37 7
Юлия
Анастасия, добрый день, согласна с Вами, что в ближайшем будущем будет в избытке ИТ-специалистов разного уровня.
Мне кажется, что важно доносить как до родителей школьников, так и до самих школьников, что ИТ-специальность может идти дополнительным образованием. В условиях того, что эта сфера активно развивается и повсеместно внедряется в нашу жизнь, не исключено, что более глубокое ее изучение будет полезно молодежи. Но важно иметь и профессию другой сферы.
2025-01-13 11:10 4
Показать все комментарии
avatar-default-icon
Точный поиск специалистов. Кандидаты, которых вы давно искали!
Автор статей Спецзаказы
Автор 28 публикаций
Вас также может заинтересовать
HRTime_faces
238 специалистов сейчас на сайте Опишите задачу. Исполнители откликнутся сами.
Мы используем файлы cookie и рекомендательные технологии. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie (подробнее), а также с пользовательским соглашением.
Согласен
X
Файлы cookie представляют собой файлы или фрагменты информации, которые могут быть сохранены на Вашем компьютере или других интернет-совместимых устройствах конечного пользователя (например, смартфонах и планшетах) при посещении Вами наших веб-сайтов или использовании наших веб-сервисов. Эта информация в большинстве случаев представлена в виде алфавитно-цифровых строк, которые однозначно идентифицируют Ваш компьютер или конечное пользовательское устройство, однако может содержать и иные сведения. На наших веб-сайтах или веб-сервисах мы используем различные типы «cookies» (небольшие текстовые файлы, которые размещаются на Вашем устройстве). Перечень используемых нами файлов cookie, описание целей их использования и дополнительная информация о соответствующих файлах cookie представлена в Инструменте управления файлами cookie, размещенных на соответствующих веб-сайтах и в веб-сервисах нашей компании либо в представленных в них текстах согласий или договоров.