Стоит ли соглашаться на релокацию на Запад и принесет ли это дивиденты в будущем?

Долгое время, почти 6 лет участвовала в российско-финском проекте, наблюдала за развитием проекта, релокацией специалистов из Российской Федерации в западную страну, их жизнью и условиями работы.

Финская сторона в апреле этого года приняла решение закрыть проект, какие выводы можно сделать из всего этого?

Популярное по теме
90 чек-листов по всем направлениям для HR и бизнес-тренеров: подборка от экспертов hrtime.ru
Полезные инструменты по подбору, оценке персонала, обучению, консалтингу, разработке СОТ, корпоративной культуре, коучингу, кадровому учету и карьерному консультированию в одном месте.

Этот проект- строительство атомной станции в маленьком финском городке на севере страны. Проект должен был внести энергию в прямом и переносном смысле слова в данный регион, где живет, в основном, стреющее население или вовсе никого нет на десятки километров тем, что появится АЭС, новые рабочие места и т.д.

Российские инженеры переехали семьями, учили труднейший финский язык, дети учились в финских школах на финском языке, не совершенствуя свой русский язык ( изучение отдельно русского языка и литературы отсутствовало), многие купили дорогущую неликвидную недвижимость.

Итог: проект закрыт, люди потеряли работу, время. Дети будут переучиваться теперь в России и т.д. Отношение к россиянам просто неприличное было, а в свете последних событий - тем более.

Плюсы: опыт - сын ошибок трудных, новый язык, культура (хотя в этом малюсеньком городке о культуре говорить не корректно, больше- погружение в быт местного народа), возможность попутешествовать вокруг.

Предлагаю обсудить: больше плюсов или минусов для специалистов высокого ранга: инженеров, узкопрофильных специалистов-ядерщиков),Топ-менеджеров, др. или минусов, в связи с релокацией, для развития карьеры?

Поделиться статьей
Интересует стоимость подбора?
Опишите кратко вакансию: сфера, требования, уровень позиции и я дам оценку
Вера
Интересно,что прошло почти 2 месяца с момента публикации статьи, но обсуждение продолжается. Это значит, тема актуальна и достойна всеобщего внимания.
Прошу делиться реальными кейсами, особенно собственным опытом.
Из недавнего опыта. Возвращалась на днях из Таллина в Россию на автобусе, с нами ехала семья с Британскими паспортами: глава семьи- шотландец, мама-бывшая гражданка Казахстана и их несовершеннолетний сын. Ехали оформлять гражданство РФ маме и сыну, причем по инициативе отца-шотландца по ускоренной программе для репатриантов.
2022-07-21 11:49 0
Мария Ганжина
Я всегда очень хотела дать сыну до школы или в ранней школе пару лет пожить в другой стране, чтобы окунуться в другой язык и другую культуру.

Мужу предлагали релокацию на Кипр, но всё никак не получалось: то по условиям компенсации не сходились, то по здоровью надо было остаться, то невыгодно это стало.

Коллеги мужа, которых успели перебросить, сейчас живут в сложных условиях, пока что субъективно наши условия жизни здесь лучше, чем у уехавших.

Но скорее всего, если какая-то релокация на год-два сама пойдёт в руки, поедем!
2022-07-20 21:18 2
Владимир Миков
Интересно перечитывать вопросы и ответы спустя время. Более месяца прошло с даты публикации вопроса, а вывод все тот же - нечего ехать в Европу или США, т.к. ничего хорошего нашим там не светит. и все более ужасающие условия жизни наступают и для "коренных" европейцев, и это не пропаганда, друзья.
"Я, давненько, во время и после стажировки в США с визитом в Канаду думал о переезде, даже заявку подал, но почти тут же осознал, что не готов "окультуриваться" под американцев или канадцев... Счастлив, что не сделал тогда ошибки с ПМЖ.
Но языки знать нужно, и подходы к работе изучать тоже!
ИТ-специалисты у нас толковые, креативные, востребованные. Но, много семей возвращается в Россию, после знакомства с менталитетом и "секспросветом" в западных школах. Про оружие и наркотики вообще молчу..."
2022-07-13 13:14 1
Вера
Ольга, дипломатические дела- само собой.
Но дипломат на едет на релокацию, не релаксирует,не правда ли? Это, наверное, какая-то структурная необходимость, связанная с работой и длительным пребыванием в другой стране?
Насколько я осведомлена, госслужащие любых стран не имеют право на получение 2 гражданства, если только это не сотрудники специальных служб и не работают под прикрытием?
Вы имеете именно такой паспорт?
2022-06-08 12:51 0
Ольга Кочнева
Ответ на вопрос Веры. Пример, дипломатический паспорт дает право иметь два гражданства. Подтверждение в законе Staatsangehörigkeitsgesetz (StAG), § 12, пункт 5.
2022-06-08 11:45 0
Вера
Алла, я только подчеркнула некоторык закономерности,которые можно в 98% просчитывать после полученного опыта пребывания и переживания ситуации.
Писать заранее- "они знают, что все будет ок и их там ждут" либо наивно, либо элемент рекламы своих услуг. Ничего плохого здесь нет, just only business, nothing personal.
2022-06-04 11:18 0
Алла
Конечно, Вера, вам виднее, и моих клиентов вы точно знаете лучше ))
2022-06-03 15:36 0
Вера
Алла, Вы отлично прорекламировали свои услуги, но Ваши цифры -98% , это слишком нескромно.
"Хочу отметить, что в подавляющем большинстве решение продуманное и просчитанное. Люди знают куда они едут и что их ждет"- это еще одно из 98% заблуждений. Что их ждало, могут сказать только те, кто пожил и нажил опыт, не правда ли?
"Нередко негативное отношение к русским среди обычного населения сильно преувеличено"- на мой опыт, преуменьшено. Вам в лицо не скажут сразу, но Вы это узнаете потом, в стиле "никогда не было такого и вот опять..."
2022-06-03 14:43 0
Алла
Добрый день!
Сейчас одной из основных моих услуг является подготовка резюме на английском языке. И понятное дело, что 98% запросов за последние три месяца - это желающие уехать за рубеж.
Хочу отметить, что в подавляющем большинстве решение продуманное и просчитанное. Люди знают куда они едут и что их ждет.
Чаще это определенный круг стран, где созданы русскоязычные сообщества, нередко профессиональные, многие компании перевезли в эти страны свои офисы и так далее.
Нередко негативное отношение к русским среди обычного населения сильно преувеличено.
Есть специальности (чаще удаленные или творческие специальности), которым комфортно работать в определенных странах (Турция, Кипр, Португалия, Бали, Хорватия, Армения, Грузия, Казахстан, ОАЭ)и по уровню жизни, и по менталитету.
На востоке, к примеру, сейчас активно рассматривают кандидатов из России.

Думаю, оценив, все за и против в каждом индивидуальном случае такой опыт будет в большей степени на пользу.

2022-06-03 11:27 1
Вера
Дарья Мачулина, спасибо за обратку. Ваш кейс-один из самых правдивых. Так и случается в большинстве: инжненры становятся водилами, главбухи-кассирами.
Есть еще одна тема: это анклавы беженцев в самих европейских городах. То есть, существуют районы, где живут либо беженцы, либо опустившиеся местные ( наркоманы, алкоголики, хронические безработные), либо в стардомах- одни старики.
В такой стране, как Финляндия или Швеция районы выглядят внешне благополучными, но на деле- это государство в государстве. Большинство живет на пособие, квартиры от муниципалитета, в школах больше 50%- дети эммигрантов.
В РФ такого нет и близко, надеюсь, не будет.
2022-06-03 09:16 1
Дарья Мачулина
Среди моих уехавших с 2014 года в Европу знакомых, начиная с 2020 большая часть вернулась. Остальные планируют вернуться до конца года.

При нормальной работе только те, кого звала принимающая сторона (работали в западной компании в Москве, пригласили на работу к ним). Остальные не работают по профессии. И не занимают те должности, которые занимали здесь. Уехали по идейным соображениям.
За несколько лет жизни в Европе разочаровались в культурных ценностях, о которых грезили в России. Про ЛГБТ и половое воспитание в школе, счетах за газ, экономии и драконовских налогах это отдельная песня.
А также очень сильно возмущаются почему должны содержать беженцев из Сирии, Ливии, Украины.

Родственники, уехавшие в Германию в 90-х также подумывают о возвращении на Родину. При этом, дядя в России был главным инженером - стал водителем автобуса. Тетя работала главным бухгалтером - стала кассиром.
Вот такой карьерный рост!
2022-06-02 17:07 1
Вера
Владимир,Галина, спасибо за очевидные примеры.
Интересно, что лично знаю несколько IT-спецов, которые отучились в Америке и вернулись домой на фоне ковидных изменений, демонстаций BLM, и всех остальных событий. Этих специалистов постигло глубочайшее разочарование в системе жизни в США, один из них даже ушел служить на срочную службу в Армию, другой нашел работу удаленно, свободен- счастлив. У них была возможность поехать в Канаду, их брали в Магистрат,напрмер. Но ответ: "Если Америка не понравилась, то Канада- это деревня американская, нет желания ехать.
2022-06-02 14:28 0
Владимир Миков
Привет! Я, давненько, во время и после стажировки в США с визитом в Канаду думал о переезде, даже заявку подал, но почти тут же осознал, что не готов "окультуриваться" под американцев или канадцев... Счастлив, что не сделал тогда ошибки с ПМЖ.
Но языки знать нужно, и подходы к работе изучать тоже!
ИТ-специалисты у нас толковые, креативные, востребованные. Но, много семей возвращается в Россию, после знакомства с менталитетом и "секспросветом" в западных школах. Про оружие и наркотики вообще молчу...
2022-06-02 12:01 2
Алексеева Галина
Добрый день, Вера.
Из моей практики 80% уехавших за границу знакомых реализовать себя там не смогли. Большинству не подходит менталитет, очень сложно перестроиться. Получили данный опыт и вернулись в Россию. 20% остались и адаптировались.
Приведу один пример своих знакомых. Муж работает в сфере ИТ, жена маркетолог, двое детей 5 и 8 лет. Муж получил очень хорошее предложение из Америки и вся семья переехала туда жить. Вернулись через 3 года, так как:
- несколько раз в школе, где учился старший ребенок были инциденты с оружием;
- соседи стучат друг на друга, а дети у них очень активные, сложно им соблюдать правила, приходилось постоянно общаться с представителями закона;
- отношение вроде бы не плохое, но своими так и не стали;
- недвижимость очень дорогая;
- нет ощущения безопасности и комфорта морального.
Это только их впечатления, но думаю, что многие испытывают подобное.
В России прекрасно устроились, реализовались профессионально и не жалеют, что уехали.
2022-06-02 09:20 3
Оксана
Коллеги, тема актуальная и очень востребованная на рынке консультационных услуг. Как карьерный коуч провожу много сессий по запросу релокации, и ключевой момент- проверка на истинность намерения. Очень часто клиент базирует свои намерения на чужих интересах и суждениях: сосед уехал, и я хочу уехать; в стране нестабильная обстановка, убегает от личных проблем ( развод, потеря родственника, проблемы с работой). И когда начинаешь разбираться с запросом- оказывается, причина совсем в другом.
Соглашусь с коллегами, что хороший вариант сезонной миграции с целью получения опыта, изучения языка, но явно не в текущей ситуации.
Не по наслышке знакома с ситуацией возвращения в Россию семей, которые остались в Германии во времена вывода ГСВГ в начале 90-х , неплохо обосновались , но ситуация стремительно изменилась не в лучшую сторону.

2022-06-01 15:39 2
Вера
Родион, по данным операторов связи, 85 % IT-специалистов вернулись в РФ уже с 24-02-22, следите за новостями-статистикой.
Вчера слушала первое интервью от г-жи Собчак, которая так же вернулась домой, как и многие тысячи неизвестных деятелей в параллельных сферах.
Это доказывает то, что нет возможности найти достойное место под солнцем в эммиграции, если у Вас есть конкретные примеры,огласите их, мы почитаем-порадуемся.
2022-06-01 14:31 0
Rodion Portnyagin
Вера, здравствуйте,
мне представляется, что не стоит статистически распространять санкционный кейс очень специфической отрасли (максимальная зависимость от государства и его политики) на всю сферу релокаций.
Например, востребованные (опытные) ИТ специалисты с адекватным разговорным английским статистически массово проголосовали своими ногами ещё в начале весны (речь о десятках тысяч человек).
Но им проще мигрировать и адаптироваться, так как ментально и культурно они к этому более готовы: успели посмотреть мир, нередко коммуницировали с зарубежными коллегами и заказчиками_
2022-06-01 13:45 1
Вера
Надежда Кравченко,Вы вдумчиво и расширенно подошли к обсуждению данного вопроса, благодарю Вас.
Согласна с Экзюпери, так и есть. Однако очарование чем-либо- это черта молодости и в принципе, это хорошо, куда без очарования? "Меня обманывали часто, я сам обманываться рад..."
Две Ваши подруги счастливы,поскольку имеют возможность возврата и выбора. Но для себя. По поводу их детей, думаю, не будет выбора, если они не предусмотрели дать им гражданство РФ. Толерантное воспитание либеральным ценностям выхолащивает все нормальное и переворачивает сознание с ног на голову, вот это самое неприятное..
Мой личный опыт включил в себя проживание в других странах и работу с иностранными компаниями, поэтому имею право рассуждать на заданную тему. С профессиональной точки зрения, реализация в полной мере получается только в РФ, как ни старайся.
Мне в принципе интересны успешные россияне, уехавшие и сделавшие карьеру ранга Вишневской- Ростроповича ( на это искусство), а в бизнес сфере- кто? Нет никого, кроме Павла Дурова, но он отдельная планета. Интересен мидл-класс, кто они, где? Вот вопрос.
2022-06-01 09:23 0
Надежда Кравченко
Вера, один из прекраснейших, хорошо "поперченных" вопросов))))
Кажется, Сент-Экзюпери говорил о том, что злейшими врагами становятся для нас те, кто подарил неоправдавшиеся ожидания. Вывод? Не принимать сомнительных "подарков".
Мне затронутая Вами тема близка и вот что я поняла для себя.
1. Прежде всего определяем цель переезда и задачи. Потом оцениваем краткосрочные и долгосрочные перспективы, точки промежуточного контроля, критерии и алгоритмы принятия коротких решений и формирования финализирующего решения. И какие они могут быть. Домой? В другую страну? Менять специальность? Ну, и далее. А алгоритм прямо на уровне если то, то это.
2. Инициатор действий мы / я, а не предлагающая сторона. А то это из серии "А если бы тебе предложили с небоскрёба с пластиковыми крыльями прыгнуть полетать, ты бы согласился?"))))) Куда я хочу? Что я там планирую делать?
3. Нужно не ожидания оценивать, а риски в первую очередь. И каждый прорабатыватывать.
4. Не следует зацикливаться на больших или малых целях. Должны быть и те, и другие с весами критериев.
5. Детей следует постепенно погружать в другую реальность и до появления прочного обоснованного решения формировать их связь с лучшей частью Родины: язык, культура, образование онлайн по российской программе (финское особых усилий не требует)
6. Капсульная жизнь в среде соотечественников плохо способствует ассимиляции, коллективное уныние - вещь страшная.
7. Время от времени стоит задавать себе вопросы :Что будет, если всё получится? Что я потеряю, если всё получится? Что я обрету, если не сбудутся мои планы? Во что мне обойдутся неверные решения?
8. Нужно думать не на шаг, а на "пробежку" вперед до тех пор, пока новая страна не станет для Вас второй Родиной. И помнить, что первая останется с Вами навсегда.
9. По причине п. 8 необходимо оставить максимум опций, позволяющих быстро вернуться, "если что" (обычно человек сам понимает, когда это уже не нужно)
10. Ну, и как немцы говорят, "не класть все яйца в одну корзину"...
А вообще, мне ближе возможность работать где угодно, жить в разных местах, но всегда иметь возможность прогуляться у Покровских ворот, где прошло моё детство, и съездить в Питер, где мы тусили в студенческие каникулы. И если даже самые шикарные перспективы будут требовать от меня навсегда закрыть дверь к таким возможностям, то эти перспективы совсем не шикарны, а представляют собой несвободу другого типа - только и всего.
Из практики: разложив подобным образом на полки логических алгоритмов принимаемые двумя моими подругами решения, я теперь горжусь и радуюсь.
Одна изначально собралась принять предложение из Австралии работать корпоративным юристом в австралийской захолустной компании. Итог: она пять лет живет во Франции и три года владеет небольшим кафе "бабушкиной кухни".
Вторая - историк по первому образованию - после 10 лет жизни в США стала специалистом в области использования ИТ-возможностей в политтехнологиях.
Обе регулярно бывают в России и действительно реализовались и счастливы, но не лишили себя ничего из того, что любят.
Если Вы сейчас принимаете решение в этом векторе, от всей души желаю удачи!
2022-05-31 22:03 3
Aлла Алфёрова
Коллеги, Добрый день!
В данный период времени точно не стоит. Но...ситуация меняется!
В целом при релокации важно понять:
1.Подходит ли менталитет конкретной страны вам.
2. Насколько больше вы заработаете, сэкономите по году.
3.А что будет если вдруг не сложится? не уйдете ли в минус - перспективы в РФ за это время?
4.Кроме ментилитета важно учесть ценности, кодексы, миссию конкретной компании. Как правило в западных компаниях культура более жесткая!
2022-05-31 18:36 6
Вера
Ольга, благодарю за ответы, Вы красиво ушли от сложных вопросов,однако:
1)" Получение немецкого гражданства предусматривает, как правило, отказ от гражданства другой страны (§ 10 Абз. 1 цифра 4 закона о гражданстве, Staatsangehörigkeitsgesetz).

Исключения из этого правила допускаются, если иностранец не может отказаться от второго гражданства вообще, либо отказ от второго гражданства связан с особо тяжелыми обстоятельствами, § 12 Закона о гражданстве."
Как Вы прокомментируете? Ведь надо отказаться от гражданства РФ.
3) Не поверю, что можно найти работу в любой другой стране, достойную уровню в РФ, потому что в Западных странах есть Закон, где четко написано, что при прочих равных брать на работу следует граждан, рожденных в стране и говорящих на языке без акцента ( это уже в дополнение). Можно устроиться в совместную фирму, где активно используется руссский язык, в это поверю.
5) Обучение толерантность в ВУЗе- еще куда ни шло, но в школе- это кошмар, для нормального родителя, конечно. Понимаю, что быть ненормальным на Западе-новая "нормальность"
По счетам за энергию- в Финляндии сейчас это-космос, надеюсь, Германия еще поборется за свое существование под небом голубым.
2022-05-31 13:42 0
Ольга Кочнева
Вера, спасибо за интересные вопросы.

Вопрос 1. Вопрос о моих персональных данных, не готова делиться информацией. Переформулирую вопрос. Будут ли Вас принуждать получать немецкое гражданство с условием отказа от российского? Нет.

Вопрос 2. Консультирую по данному вопросу только платно.

Вопрос 3. Вопрос про персональные данные. Переформулирую вопрос. Можно ли найти работу, соответствующую Вашему доходу в РФ? Зависит от потребности рынка и вашей квалификации.

Вопрос 4. Да.

Вопрос 5. Общее здоровье семьи в моем понимании складывается из нескольких показателей. Относительно профессиональной сферы. Количество дней, когда члены семьи работают, учатся, ходят в садик, то есть не болеют, так как это влияет на доход семьи.

Сексуальное воспитание. Книги от 5 лет в библиотеке о там как устроены женщина и мужчина, как появляются дети. В начальной школе уроков на данную тему нет. Информация от знакомых, сама её не проверяла, в старших классах рассказывают про 26 или 27 видов сексуальных ориентаций. В России в 2005 в ВУЗе тоже рассказывали, только тогда их между 9 и 10 было. Но своей ориентацией тут особо никто не афиширует. В принципе, как и в России.

Вопрос 6. Пример ниже на одном из источников энергии.
Стоимость зеленой энергии 23 цента за кВтч. Можете умножить на свое потребление российское за месяц, получите счет за электроэнергию в Германии. Стоимость кВтч в этом году ниже на 6,5 центов за кВтч, чем в прошлом.
2022-05-31 12:02 1
Екатерина Глебовская
Вера, здравствуйте!
Все зависит от мотивации переезжающих, их адаптивности и готовности к изменениям.
Если выбрана страна с подходящим менталитетом и сам переезд является мотивирующим фактором - то это будет положительным опытом. Если переезжали просто для того, чтобы куда-то переехать, то возможны варианты.
Я могу работать из любой точки мира и с удовольствием работала бы удаленно из другой страны какое-то время (до года), но переезжать насовсем не хочу.
Знаю физика-ядерщика, которому регулярно предлагают работу в Европе и он ездит туда на проекты, но из своего небольшого российского городы уезжать не планирует.
2022-05-30 19:01 3
Вера
Всем спасибо за ответы, Ольге Кочневой уточняющие вопросы:
1) Вам пришлось принять гражданство Германии, отказавшись от гражданства РФ?
2) Как понять: переезд окупается за счет налогов?
3) Вы и муж нашли работу, соответсвующую Вашему уровню в РФ?
4) В Финляндии вообще не надо сдавать экзамен на права,только медкомиссию, сразу выдают права на местном языке, Вы прямо учились и сдавали экзамен?
5) Общее здоровье семьи: с какого класса в школах вводят сексуальное образование/ толерантность и право выбора пола для детей?
5) Если не секрет, какова платедка за коммуналку там: электричество, обслуживание, отопление,вода и т.д.?
2022-05-30 15:57 1
Ольга Кочнева
Своим опытом поделюсь переезда в Германию. Опыт проживания 5 лет, на 95% все устраивает. Переезд был из Екатеринбурга с мужем без знания немецкого языка. Оценка сделана при условии, что менталитет немецкий мне и моей семье полностью подходит.

Плюсы:
1. климат,
2. экология,
3. общее здоровье семьи,
4. интернациональная среда,
5. соблюдение личных границ в обществе,
6. децентрализованная страна,
7. адаптация иностранцев, продуманная государством (каждая консультация с государственным служащим продвигает Вас сразу на несколько шагов вперед),
8. хорошие условия по входу в свой бизнес,
9. большинство вопросов решается по почте, электронной почте или через приложения,
10. переезд окупается за счет налогов,
11. медицинское обслуживание.

Минусы:
1. менталитет должен Вам подходить, иначе будет действительно трудно, возможно придётся вернуться,
2. поиск и аренда хорошей недвижимости занимает время,
3. дорогая недвижимость при покупке, но есть схемы по снижению затрат,
4. повторная сдача на водительские права в течении 6 месяцев, после въезда, но возможна на русском,

Также на скорость адаптации в другой культуре сильно влияет персональная скорость усвоения языка.
2022-05-30 13:55 3
Александр Крымов
Вера, на эту тему очень хорошо и неоднократно высказывался наш известный экономист Михаил Хазин: https://politvz.ru/mihail-hazin/
Всё, что он говорит, полностью соответствует вашему кейсу.
Если коротко: назревает очередной кризис, особенно в Европе, и ехать туда сейчас может только сумасшедший, тем более, в нынешней обстановке.
Кому мы там нужны, им скоро самим будет есть нечего.
2022-05-30 13:03 2
Владимир Зюзько
В свое время представлял интересы немецкой компании в России. Бывал в Германии, видел как живут и работаю немцы.
1. Я так не хочу, в России лучше.
2. Обмен опытом, безусловно, нужен, полезен. Но, на мой взгляд, поработать на Западе 2-3 года, чтобы понять, как там все устроено, и вернуться в Россию - оптимальный вариант.
3. Очень много изобретений, открытий сделано именно в России, в Советском союзе. Или выходцами из России, Советского союза. Самая сильная инженерная школа всегда была и пока еще остается в России. Последний пример - гиперзвуковое оружие.
Ехать в чужую страну, с чуждым менталитетом - зачем?
В конце концов, дома и стены помогают.
2022-05-30 12:18 4
Показать все комментарии
avatar-default-icon
HR-manager (expert), рекрутер. Самозанятость.
PRO Автор статей
Стаж работы Более 15 лет
Отзывов от клиентов 21
Публикаций 16
Рейтинг в профразделах
Подбор 9 место
Кадровый учет 15 место
Карьерный консалтинг 16 место
Вас также может заинтересовать
HRTime_faces
156 специалистов сейчас на сайте Опишите задачу. Исполнители откликнутся сами.
Мы используем файлы cookie и рекомендательные технологии. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie (подробнее), а также с пользовательским соглашением.
Согласен
X
Файлы cookie представляют собой файлы или фрагменты информации, которые могут быть сохранены на Вашем компьютере или других интернет-совместимых устройствах конечного пользователя (например, смартфонах и планшетах) при посещении Вами наших веб-сайтов или использовании наших веб-сервисов. Эта информация в большинстве случаев представлена в виде алфавитно-цифровых строк, которые однозначно идентифицируют Ваш компьютер или конечное пользовательское устройство, однако может содержать и иные сведения. На наших веб-сайтах или веб-сервисах мы используем различные типы «cookies» (небольшие текстовые файлы, которые размещаются на Вашем устройстве). Перечень используемых нами файлов cookie, описание целей их использования и дополнительная информация о соответствующих файлах cookie представлена в Инструменте управления файлами cookie, размещенных на соответствующих веб-сайтах и в веб-сервисах нашей компании либо в представленных в них текстах согласий или договоров.