Когда компании пора нанимать своего HR?

Представьте такую ситуацию - небольшая компания, бизнес идет хорошо, продажи растут, команда постепенно увеличивается. Новых сотрудников ищет или сам владелец, или один из сотрудников. У компании серьезные планы по развитию. Когда имеет смысл брать специалиста HR? И какого профиля и уровня должен быть этот HR?
Предлагаю разобраться вместе.

Популярное по теме
90 чек-листов по всем направлениям для HR и бизнес-тренеров: подборка от экспертов hrtime.ru
Полезные инструменты по подбору, оценке персонала, обучению, консалтингу, разработке СОТ, корпоративной культуре, коучингу, кадровому учету и карьерному консультированию в одном месте.

Всем привет!

Коллеги, вот такой вопрос – когда компании пора брать HR? И какого уровня должен быть этот специалист?

В моем опыте встречаются такие ситуации:

- в компании примерно 10 человек, берут рекрутера (или периодически сотрудничают с фрилансером). КДП занимается бухгалтерия. 

- в компании примерно 50 человек, берут рекрутера, который не только набирает новичков, но и занимается онбордингом, организует Новогодний корпоратив.

- в компании 100 – 150 человек, есть 1-2 рекрутера, КПД ведет бухгалтерия, накопились нерешенные проблемы – текучка персонала, нужно заниматься онбордингом, нет системы обучения и внутреннего роста, опытные сотрудники увольняются, надо внедрять базовые HR процессы, создавать и поддерживать HR бренд, управлять бюджетом на персонал.

- в компании 300 и больше – есть 1 -2 рекрутера, специалист КДП, но нет четкой HR стратегии, владелец и директор недовольны произодительностью персонала, не понятно, кого и почему ставить руководителем, народ ходит и просит повышения зарплаты, опытные сотрудники периодически увольняются, между отделами растет непонимание и некая конкуренция, руководители отделов зачастую каждый думает про свой отдел и т.д.

Как бывало у вас? Когда, по-вашему надо брать в компанию HR и какого уровня?

Поделиться статьей
Интересует стоимость подбора?
Опишите кратко вакансию: сфера, требования, уровень позиции и я дам оценку
Воропаева Ольга
Юлия, мне кажется нельзя отталкиваться только от штатной численности. когда нужно принять решения о привлечении штатного HR или аутсорсинговой компании. Такое решение зависит от многих факторов, включая размер компании, ее бизнес-модель, отрасль, стратегические цели и корпоративную культуру. Специфика компании имеет большее значение, чем штат. Хотя штатная численность при прочих равных тоже будет учитываться. Поэтому однозначной рекомендации, когда именно рассматривать вопрос о привлечении HR вряд ли вы получите.
2024-04-12 16:43 0
Наталья
Компании и HR- функция, коротко, из практики:
1. Компания до 10 чел. Микробизнес.
HR- функция, конечно, присутствует (еë, кстати, не может не быть, если есть люди!). Бухгалтерия и КДП ведется или директором, или бухгалтером (аутсорсером по ГП-договору или совместителем по ТД).
Работают или "свои люди", или " по знакомству". За штучным редким спецом можно обратиться к рекрутеру-фрилансеру.

2. Компания 10-50 человек, с труд договорами.
HR уде должен заниматься отдельный человек. Нужен, как минимум, кадровик на КДП, можно на полставки совместителя, но уже своего человека, по ТД, а не ГПХ. Т. е. часть команды, а не партнер.
Появляются зачатки всех HR- направлений (в т. ч. корпкультура, разаитие и удержание и пр.). В идеале, нужен HR-generalist на все функции, но он стоит дороже - его берут, когда есть перспективы дальнейшего роста.
Если компания маленькая стабильная, с низкой текучестью и маленьким подбором, то по подбору персонала можно обращаться к рекрутерам-фрилансерам, а в штате обходиться пока "кадровиком".

3. Компания от 50 до 100 человек.
Нужен или крепкий HR-generalist, который будет делать все, периодически привлекая на помощь бухгалтерию и рекрутеров на аутсорсе, или - вариант - сделать Службу персонала, с 2-мя - кадровиком и HR - руководителем службы.

4. Компания 100-150 человек. Здесь точно Служба персонала, в ней 2 человека, как в примере 3: руководитель службы персонала берет на себя подбор, коммуникации, оценку и развитие, условный кадровик ведет КДП, подключается к C&B, поддерживает административно.
Один HR-generalist уже не справится.

4. От 150 до 300-350.
Или большой отдел кадров, или уже лучше (более соответствует) - Управление персоналом. Состав: Руководитель управления, рекрутер, кадровик. Т. е. 3 человека минимум.
Если до 200 человек, один из них может на полставки (рекрутер).
Если более 200, нужен еще специалист по корпоративной культуре (отстройка и поддержка внутренних коммуникаций, организация мероприятий и пр.).

5. От 350 до 1000.
Нужен департамент управления персоналом. В нем: директор (относится к топ-менеджменту), 2-3 рекрутера, 2-3 кадровика, менеджеры - по кажд направлению - C&B- T&D, менеджер по корпоративной культуре, менеджер по организационному развитию.
Как связующее звено между HR и бизнесом появляется фигура HR Бизнес-партнера.

6. Свыше 1000 человек.
Структура HR похожая - но с бОльшим количеством специалистов.
Если в компании дивизиональная структура, то вместо общего HR-департамента на всех, могут быть управления/отделы персонала в дивизионах. В центре - какая-нибудь общая структура объединяющая ("единое окно" или подобные) и (или) несколько HRBP, а в управленческом аппарате компании - Заместитель генерального директора по персоналу.

Такая расстановка, в целом. Зависит не только от количества персонала, но и от уровня развития организационной культуры - которая (в успешных компаниях) повышается вместе с ростом компании. HR- функция:
- с одной стороны, сначала вычленяется и дальше становится всё более стратегической - роль HRов растет,
- а с другой стороны, она всё более дифференцируется и расширяется - HRов разных направлений становится всё больше.
В итоге развития HR - она из нулевого уровня дорастает до партнерской для бизнеса, влияя на бизнес-результаты.
2024-02-08 00:42 1
Юлия Рябых, Ваш персональный HR
Павел Бормотов, здравствуйте!
И спасибо за такой развернутый ответ! Сколько информации в одном посте!
Чувствуется уровень!
2024-02-05 19:49 1
Юлия Рябых, Ваш персональный HR
Александра Смагина, приветствую!
500 человек без HR - прямо повеяло заводами! В хорошем смысле :-)
Думаю, это градообразующее предприятие? Народу особо некуда уходить. Важно правильно вести КДП, военный учет и т.д.
Но даже здесь я бы поспорила - даже если люди не увольняются, всегда можно поработать с их мотивацией и поднимать эффективность и, соответственно, рентабельность. Есть, есть наработки.

Особенно, если посмотреть советский период - такой активности по НЕматериальной мотивации сотрудников никому из Гугла и не снилось :-)
2024-02-05 18:43 1
Юлия Рябых, Ваш персональный HR
Елена Макаренко, полностью согласна с "легче научить, чем переучивать".
Особенно, если сильно отличается корпоративная культура компаний.
2024-02-05 18:38 0
Юлия Рябых, Ваш персональный HR
Екатерина Глебовская, добрый день!
Да, соглашусь, уровень и задачи HR определяет владелец (или внешний рекрутер может подсказать).
В 90% случаях будет классика - внешний рекрутер и бухгалтерия на КДП.
А в 10% случаях владельцы хотят, по крайней мере, консультацию от внешнего опытного HR - или владелец прошел тренинг по менеджменту/МВА. Или сам понимает, что пора звать профессионала другого уровня.
2024-02-05 18:36 0
Юлия Рябых, Ваш персональный HR
Наталья Пронь, приветствую!
Да, я тоже как внешний консультант решала задачи HRD в компании из 30 человек - у них вообще не было никакого HR, а проблемы с персоналом уже накопились!
2024-02-05 18:31 0
Юлия Рябых, Ваш персональный HR
Влад, приветствую!
Дак в том-то и дело, что условный владелец пекарни может и не подозревать, что ему УЖЕ МОЖНО брать "пекаря" и отойти от печи :-)
2024-02-05 18:29 0
Юлия Рябых, Ваш персональный HR
Ирина, добрый день!
Да, обычно такая схема и встречается - до 50 человек КДП занимается бухгалтер, потом она уже не выдерживает и просит взять "кадровика". А там уже, как решит владелец - вместе с КДП передают рекрутинг и далее уж как пойдет.
2024-02-05 18:23 1
Александра Смагина
Юлия, приветствую. Спасибо за интересный вопрос. Для меня тема из разряда феноменальности собственников))
В прошлом году начала сотрудничать с промышленной компанией-производителем в Сибири. При знакомстве узнала, что до настоящего момента в компании НИКОГДА не было ничего похожего на HR при условии, что компания развивается и перешла отметку в 500 сотрудников ...специалист КПД есть (работает четко по функционалу), HR нет.
"Феноменально" - подумала тогда я)), однако ближе познакомившись с учредителями компании поняла - готовности впускать лишние и любопытные административные руки нет, да и проблематики с текучестью и вовлеченностью персонала тоже. Работу в направлении подбора, после момента переговоров я забрала на себя и свою команду, однако в чем секрет обеспечения HR процессов внутри компании, до сих пор не разгадала))
2024-02-05 17:35 3
Елена Макаренко
Юлия, здравствуйте!
Когда руководитель "созрел" уже на формирование HR процессов не только в части КДП и подбора персонала, но и остальных HR процессов и естественно он четко пояснил запрос зачем ему HR служба - тогда на мой взгляд и нужно брать HR.
Уровень HR -это обязательно эксперт с опытом выстраивания всех процессов управления персоналом для того, чтобы он видел картинку в целом, а не только узкий кусочек того, в чем он эксперт. А вот менеджеров по персоналу уже можно набрать и с начальным уровнем или среднем. Мне гораздо проще было научить, чем переучивать
2024-02-05 15:04 5
Екатерина Глебовская
Юлия, здравствуйте!
Многое коллеги уже отметили, подсвечу то, кто видится очень значимым при приеме на работу HRG, HRBP, HRD - готовность руководителя компании прислушиваться к рекомендациям. Если ее нет, если компания ведет бизнес без понимания значимости каждого сотрудника, если основная задача - поддерживать потогонную систему и платить меньше, то и уровень HR будет другим - чаще всего ниже на шаг, чем в компании с пониманием сотрудника, как значимого элемента бизнеса в целом.
2024-02-05 13:44 6
Наталья Пронь
Юлия, добрый день.
Собственнику компании надо чётко понимать, какие именно функции будет выполнять HR-специалист. Иногда и в небольших компаниях, где численность персонала намного ниже 50-ти человек имеет смысл нанять опытного HRD. У меня есть такой кейс в практике - от заказчика был запрос на поиск HR-менеджера, но после пары собеседований, решили поднять заработную плату и нанять именно HRD. Заказчик очень доволен специалистом, по его словам, даже более чем.
2024-02-05 09:58 4
Влад Яковлев
Здравствуйте, Юля!

Ответ на ваш вопрос знает только владелец этой замечательной компании, где "КДП занимается бухгалтерия". Он может вырасти до понимания необходимости привлекать пекарей для выпечки хлеба, а может остаться на уровне песочницы, где можно быть и атаманом и лошадью.
2024-02-05 06:38 4
Ирина Князева
Добрый день, коллеги!
На моей практике, когда компания небольшая, то основные задачи это подбор и кдп.
При штате примерно 50 чел, главбух говорит, что надо искать человека и компания нанимает HR generalist-а. Если объем работ становится больше и HRGтребует помощь, он берет человека на пол ставки или помощника. Онбординг, корп.культура в небольших компаниях, обычно это инициатива HRа. Такая схема встречается наиболее часто, но есть разные компании, конечно и задачи, которые ставят перед HR-службой.
2024-02-05 00:28 7
Юлия Рябых, Ваш персональный HR
Наталья, добрый день!

Да, Вы точно сказали - каждой ситуации свой HR. Думаю, владельцы бизнеса, как все предприниматели, умеют считать деньги. Возможно, брать сразу опытного HRD в штат - нагрузка на бюджет.
Но периодически обращаться к HR консультанту, который на практике в других компаниях работал на всех направлениях - стратегия, ФОТ, орг структура, бизнес процессы, рекрутинг, онбродинг, обучение, корп культура, мотивация и т.д.
Это поможет компании и правильно выстраивать работу с персоналом, и экономить ресурсы.

Кстати, тот же HR консультант подскажет, когда пора брать постоянного HR, на какой участок, и поможет подобрать и протестировать его.
2024-02-04 12:05 2
Наталья Кретова
Юлия, коллеги, здравствуйте. Согласна с вопросом о том, кто такой HR? Будем считать, что компании нужен человек, который отвечает не только за найм с онбордингом и КДП, организовывает корпоратив, но еще отвечает за ФОТ и систему мотивации, как материальной, так и нематериальной, обучения, оценки, развития и карьерные треки - тогда, если хотим взять человека который знает все эти блоки, компании, даже если сейчас 10 человек и огромные амбиции, по моему мнению, придется немного вложиться и нанять человека на вырост, в конце - концов, нанять совсем молодого и раннего и дать ему возможность пользоваться услугами менторинга и привлекать внешних специалистов для решения стратегических задач, постановки систем. Серьезному и грозному, без особой нужды, такой старт - апп мало интересен. А вот когда - это зависит, в большей степени, от готовности самой компании, все остальное - семечки. На каждый случай - свой HR.
2024-02-04 10:51 5
Юлия Рябых, Ваш персональный HR
Алексей, здравствуйте!
Да, отличный вопрос - кто такой HR? Как уже отметили коллеги, это может быть и многостаночник - знает немного обо всём (рекрутинг, обучение, корп мероприятия, ДМС). Иногда они даже КДП не ведут - оно на бухгалтерии или на аутсорсе.
Или HR специлизируется на каком-то одном участке - Comp&Ben, T&D, рекрутинг, коммуникации. И уже назревает необходимость в HRD, чтобы определять цели по каждому направлению.

Я, как и многие здесь, была и единственным HR в небольшой компании, и руководила направлением в крупной компании, и доросла до HRD.

И теперь, в качестве HR консультанта, я на практике вижу, что у маленьких компаний такие же проблемы с персоналом, как и у больших. Только ими практически не занимаются - иногда даже не подозревают, что есть определенные HR технологии.
2024-02-03 18:17 2
ОК-Консалтинг
Юлия, Коллеги, доброго всем времени суток!
Есть этапы развития бизнеса и проверенные кризисы, которые бизнес проходит в своём развитии. Это как человек проходит стадии: младенчество, детство, отрочество, юность, молодость, зрелость, старость (или, согласно определения российского государства, в частности, пфр - стадия дожития). И ни один человек никогда не сможет перепрыгнуть ни через одну стадию. Также и бизнес никогда не сможет с первой стадии заскочить сразу на пятую.
Итак, где, когда и в каком качестве нужен HR.
1 Стадия. Стадия зарождения. Здесь никто не нужен кроме Владельца или группы совладельцев. Да и опасно это для развития бизнеса.
Наступает кризис лидерства и бизнес вынужден переходить к стадии2.
2. Стадия. Направленного роста. Здесь требуется исключительно НОК без осложнений.
Возникает кризис автономии и бизнес вынужден переходить на 3 стадию.
3. Стадия. Рост через делегирование. Вот тут уже нужно некое аппендиксное (несамостоятельное) HR-подразделение с консалтингово-рекомендательными функциями и постоянным попрошайничеством бюджета мероприятий.
Накрывает кризис контроля и бизнес переходит на 4 стадию.
4. Стадия. Рост через координацию. Требуется самостоятельное HR-подразделение в статусе HR-партнёра с HRD и бюджетом.
Возникает кризис запретов и бизнес вынужден перестраиваться до 5 стадии.
5. Стадия. Рост через сотрудничество. Стадия Бизнес-порядочности и социального партнёрства. Здесь на первое место выходит уже не управление человеческими ресурсами, а управление человеком. Организационная культура со всеми вытекающими. Мы не ищем людей, а диктуем условия кандидатам! Здесь уже статус HR-стратегия. Уже не просто департамент HR. А уже властная бизнес-единица. Структура: ГД под ним HRD, а вот уже под ним Совет директоров. Это уже холдинг. Я с удовольствием вспоминаю, когда я проработал HRD в такой позиции. Я был первым, кто внедрил систему грейдов и kpi в России, первым кто реализовал негосударственное пенсионное обеспечение, первым кто реализовал социальную политику. Это были славные 2003-2004 годы. По результатам работы данной и потом ещё 2-раз работы в качестве HRD, я создал практическое пособие для HR-специалистов по принципу бери и делай. От самого начала, до создания полноценной системы управления персоналом: "Управляя персоналом: маленькие хитрости высокой эффективности". Есть на ОЗОН и Литрес.
Затем наступает кризис акционеров. Что дальше??? Пока примеров в истории экономики нет.
Если уж конкретно интересно прямо детально со всеми рисками и противоядиями для каждого этапа, то можно ознакомиться с моим материалом здесь: https://inter-regional.ru/news/upravlenie-personalom/etapy-razvitiya-biznesa-ili-chto-neobkhodimo-uchest
Всем добра и успехов!!!
2024-02-03 18:15 5
Юлия Рябых, Ваш персональный HR
Алла, добрый день!
Вот, согласна с Вами полностью - если компания планирует развиваться, занимать новые рынки, людьми надо сразу заниматься - это самый важный ресурс компании, особенно, в момент роста.
2024-02-03 18:04 0
Юлия Рябых, Ваш персональный HR
Инесса, приветствую!
Да, Вы четко прописали нормы нагрузки.
Реальность в том, что зачастую в компании изначально нет именно управления персоналом, а просто закрытие позиций и КДП.
Потом приходит осознание, что что-то не так, и надо звать человека более выского уровня.

2024-02-03 18:01 2
Юлия Рябых, Ваш персональный HR
Никита, добрый день!
Да, считать деньги надо - достаточно ли взять в растущую компанию специалиста на КДП + рекрутер на аутсорсе? И терять на эффективности персонала, текучке и т.д. А потом брать человека высого уровня, который будет разрулить накопившиеся проблемы (а что они накопяться - это 99.99%)
Так что, согласно с Вами, здесь надо в первую очередь считать.
2024-02-03 17:41 1
Пилипчук Алексей
Юлия, добрй день,
Вы расписалаи очень хорошо и слжно что-то добавить.
Но есть вопрос: Кто в Вашем понимании HR?
1) Если HRG, то тогда это ок. Обычно это универсальный солдат, который может и закрывает подбор, онбординг, адаптацию, корпоратив, следит за пейрллом, увольняем, занимается внутреними переводами и обучение на нем. Иногда даже КДП на нем, но чаще это ведет либо бухгалтерия или сторонняя компания.
2) Если HR BP. То разные компани вкладывают в это очень разное понимание. Также не все компании мысленно готовы к тому, что HR BP будет лезть в бизнес интересоваться им и что-то узнавать.
В большинстве компаниях к HR относятся как к сервисной функции, которой можно принебречь. Вспоминает о ней, когда появляетя текучка, иски в труд инспекцию, бардак с hr вопросами.
2024-02-03 15:33 3
Aлла Алфёрова
Юлия, спасибо за вопрос!
Все верно: примерно такая градация и есть в Российский компаниях, в большинстве.
На определенное количество персонала -определенное количество Рекрутеров и специалистов по КДП.
И лишь очень немногие игроки бизнеса, которые сразу начинают играть вдолгую, берут HR Б-П с более широким набором задач. Здесь вопрос Стратегии компании, если она есть, то в ней есть и место HR в более широком смысле его функций. И HR Бренд, а грамотную мотивацию нужно выстраивать в начале пути становления Компании. Тем более с учетом дефицита персонала на РТруда.
2024-02-02 22:14 7
Инесса Шелест, IT HR
Здравствуйте, Юлия, коллеги!
--Надо оттталкиваться от содержания работ (задач) для этого HR.
--Если HR generalist... он делает всё по-немногу (подбор, кадровое администрирование, адаптация, компенсации и льготы), но не является супер специалистом во всех направлениях.
--Такой вариант стоит рассматривать, когда в штате 15 чел. и компания находится на этапе активного развития, тоесть прирост новых штатных единиц в месяц приблизельно 5-10 чел.
--А при штате 100+ чел надо второго специалиста в отдел HR брать.
--Есть установленные нормативы нагрузки, например:
1 рекрутер--8-15 позиций в работе,
1 специалист по кадровому администрированию на 100 чел. в штате
и т.д.
Но это значит, что только 1 направление ведёт, а не все вместе.
С уважением, Инесса Шелест
2024-02-02 19:56 3
Никита Сергеев
Юлия, здравствуйте!
Поделюсь своими мыслями (в HR в области обучения более 15 лет, в основном крупные компании, пара - средних).
Самый важный критерий, на мой взгляд - практичный: соотношение оплаты выполняемых задач и функций (средняя стоимость человек/часов по данному виду работ, а они, естественно, разные - КДП, подбор, адаптация и т.д.) - к заработной плате сотрудника HR.
Логика проста - есть сегменты, где и кадров мало на рынке, и работа с каждым - индивидуальный подход... пока 1 найдешь стоящего - семь потов сойдет))) А есть - где как ситом загребай - стоимость работ в этих двух случаях HR-специалиста будет сильно разной. И по количеству часов, и по качеству...
Так что - простая арифметика может дать очевидный и взвешенный ответ на Ваш запрос))))
Всем удачи!)
2024-02-02 17:49 3
Юлия Рябых, Ваш персональный HR
Сергей, приветствую!
Спасибо за оперативный ответ!

Да, согласна, когда компания растет, все сконцентрированы на поиске людей.
А потом, когда дошли до 50, задумываются об остальном.

Но правильно ли это? Ведь каждым сотрудником необходимо заниматься с самого первого дня - провести ему качественную интеграцию, грамотно руководить, обучать, развивать и т.д.

А получается, что это получают только сотрудники больших компаний?

P.S.: под HRD я имею в виду Human Resource Director / Директор по персоналу
2024-02-02 17:10 2
Сергей Лосев
Исходя из моего 20-летнего опыта взаимодействия с разными HRD (Human Resource Development) и учитывая представленные сценарии, могу предложить следующие рекомендации:

Компания до 10 человек: На этом этапе рекрутинг часто эффективен, когда он осуществляется либо владельцем, либо небольшой командой. Включение фрилансера или внешнего рекрутера для подбора ключевых позиций может быть полезным. Основной фокус — найти людей, способных работать в условиях стартапа с высокой степенью неопределенности и многофункциональности.

Компания примерно 50 человек: На этом этапе возникает потребность в более структурированном подходе к HR. Рекомендуется нанять внутреннего HR-специалиста, который сможет заниматься не только подбором персонала, но и онбордингом, а также начальными аспектами культуры и вовлеченности сотрудников. Этот специалист должен иметь компетенции в области организационного развития и управления талантами.

Компания 100 – 150 человек: На данном этапе рекомендуется формирование полноценного HR-отдела. Необходимы специалисты по рекрутингу, а также HR-менеджер или HR-бизнес-партнер, способный разработать и внедрить комплексные HR-процессы: управление производительностью, развитие и обучение персонала, карьерное планирование и удержание талантов. Важно внедрять системные HR-инициативы для снижения текучести кадров и повышения уровня вовлеченности.

Компания 300 и больше человек: На этом этапе критически важно иметь четко определенную HR-стратегию, которая должна быть интегрирована с общей бизнес-стратегией компании. Необходима команда HR-специалистов, включая HR-бизнес-партнеров, специалистов по обучению и развитию, рекрутингу и кадровому делопроизводству. Основной акцент делается на стратегическое планирование рабочей силы, развитие лидерства, управление изменениями и корпоративную культуру.

Выбор уровня HR-специалиста должен базироваться на текущих и будущих потребностях бизнеса, а также на стратегической роли, которую HR должен играть в достижении бизнес-целей. Полезно попросить собственника -А какие задачи должен закрывать HRD, которого вы думаете нанять? А какие KPI вы бы поставили ему? Из ответов понятен и уровень компании и кто нужен )))
И вроде как основной задачей HR на каждом этапе является не просто управление персоналом, а создание условий для развития и роста как сотрудников, так и всей компании. Ответы собственника быстро прояснят как дела обстоят на самом деле.
2024-02-02 15:13 3
Показать все комментарии
avatar-default-icon
Юлия, Ваш персональный HR
Автор статей
Автор 7 публикаций
Вас также может заинтересовать
HRTime_faces
226 специалистов сейчас на сайте Опишите задачу. Исполнители откликнутся сами.
Мы используем файлы cookie и рекомендательные технологии. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie (подробнее), а также с пользовательским соглашением.
Согласен
X
Файлы cookie представляют собой файлы или фрагменты информации, которые могут быть сохранены на Вашем компьютере или других интернет-совместимых устройствах конечного пользователя (например, смартфонах и планшетах) при посещении Вами наших веб-сайтов или использовании наших веб-сервисов. Эта информация в большинстве случаев представлена в виде алфавитно-цифровых строк, которые однозначно идентифицируют Ваш компьютер или конечное пользовательское устройство, однако может содержать и иные сведения. На наших веб-сайтах или веб-сервисах мы используем различные типы «cookies» (небольшие текстовые файлы, которые размещаются на Вашем устройстве). Перечень используемых нами файлов cookie, описание целей их использования и дополнительная информация о соответствующих файлах cookie представлена в Инструменте управления файлами cookie, размещенных на соответствующих веб-сайтах и в веб-сервисах нашей компании либо в представленных в них текстах согласий или договоров.