Уварова Елена  - HR-эксперт,бизнес и карьерный консультант,дипломированный психолог. Проверенный исполнитель
4 октября 2020
HR-эксперт,бизнес и карьерный консультант,дипломированный психолог.. ИП Уварова Е.Л.

Зачем нужна геймификация?

Геймификация — это новый современный тренд в бизнесе, распространенный по всему миру. Геймификация решает различные функции в разных бизнес-процессах: в управлении персоналом — это мотивация, вовлечение, повышение показателей KPI; в маркетинге — это повышение среднего чека, привлечение новых клиентов; в обучении — это попытка вовлечь персонал в образовательные процессы компании. Покупатели все менее доверяют рекламе и становятся все более восприимчивыми к маркетинговым инструментам. Игровые подходы как раз усыпляют бдительность клиента и делают потребление товара интересным и увлекательным. Геймификация может быть направлена как на сотрудников, так и на клиентов. 

Ввиду роста конкуренции за сотрудников, компаниям приходится уделять все больше внимания внутренней мотивации. Традиционные методы “кнута и пряника” потеряли свою эффективность и остались в прошлом. Более 70% сотрудников не увлечены своей работой. Новая парадигма стремится взывать к внутренней мотивации людей, ориентируясь на игровые принципы.

Геймификация — это метод нематериального стимулирования, использующий программы признания, соревнования, корпоративные награды, бонусы. Широкое распространение геймификации в современном мире связано с двумя моментами: с одной стороны, есть рост численности поколения Y, воспитанного на компьютерных играх, а с другой, —  наблюдается повсеместность этих самых игр и рост их популярности в массовом сознании. Игровые приставки, компьютерные и онлайн-игры ассоциируются у людей с чем-то позитивным. Если подобный феномен настолько хорошо знаком большинству клиентов и сотрудников, то весьма рационально его использовать для дополнительного мотивирования персонала в компании.

Геймификация в HR может быть применена в следующих направлениях: подбор персонала, адаптация персонала, оценки, обучение, организационная эффективность. Например, в сфере рекрутинга часто используют геймификацию: соискателю предлагают пройти тесты, поучаствовать в деловых играх (сыграть воображаемую роль). Благодаря этому можно оценить мотивацию и навыки кандидатов, их способность принимать решения в сложных ситуациях.

Есть компании, которые предлагают соискателям пройти первичные отборочные тесты в формате онлайн игры, в результате которых победители получают трудоустройство. Часто используемые тимбилдинги (teambuilding) — это настоящий пример геймификации в управлении персоналом. Суть проста: сотрудники, оказавшись в неформальной среде, выполняют те или иные игровые задания.

На сегодняшний день ведущим экспертом по использованию игр в бизнесе является предприниматель бельгийского происхождения Эн Коппенс. Основанная Эн компания Gamification Nation в 2017 г. была награждена за выдающиеся заслуги в области геймификации . Бизнесвумен считает, что в будущем геймификация будет главной сферой, куда будут инвестироваться средства.

Какие существуют виды геймификации? Геймификация может быть сложной и простой. Сложная геймификация разрабатывается специально для какой-то компании на ограниченный период использования. Ее характерными чертами являются четкий сценарий, ограниченность во времени, разработка под конкретную компанию и под специальные цели. Простая геймификация включает в себя комбинацию игровых элементов: балльной системы, бейджиков, конкурсов в качестве дополнения к бизнес-процессам. Такие поощрения как рейтинги, награды, бонусы за выполнение работ и прохождение очередного курса обучения могут существенно повысить работоспособность сотрудников.

Какие есть инструменты геймификации?

  1. Ачивки (достижения)

С перевода с английского achievement (достижение). Ачивки — это награды сотрудников за выполнение специальных заданий либо по результатам какой-то деятельности. Награды, как правило, вручаются прилюдно, что способствует признанию коллективом. Это мотивирует и стимулирует еще улучшить свои результаты в будущем.

  1. Рейтинги

Продавец, осуществивший больше всего продаж за месяц, может занять наивысшее место в рейтинге остальных продавцов. Это может быть таблица с рейтингом или списком лидеров за определенный промежуток времени. Те, кто занимает высокие позиции, будут стремиться их сохранить, а те, кто не попал в рейтинг, будет хотеть занять там высокие места.

    3.Бонусная система

Начисление бонусов позволяет повысить лояльность сотрудников компании. Впоследствие бонусы можно обменять на вознаграждение. Например, за хорошее выполнение работы и успешное выступление на конференции можно начислить бонусы и впоследствии их потратить.

    4.Бейджи

Этот инструмент давно использовался в прошлом политическими партиями, государственными структурами. Бейджи по сути — это медали, награды, знаки отличия, используемые и признаваемые в конкретном сообществе. Компании сегодня — это такие микро сообщества. Функция бейджей — признание заслуг и создания профиля достижений сотрудника. Можно, например, награждать виртуальными бейджами на корпоративном портале.

  1. Хакатоны

Хакатоны —  это соревнования, на которых разработчики создают новые технологические решения, которые могут вполне стать будущими стартапами. Например, каждый код Вконтакте проводит VK Hackathon. Он представляет собой масштабное соревнование от Команды ВКонтакте для программистов, дизайнеров и других специалистов из сферы разработки. Подобные события не только объединяют людей, но и вдохновляют на работу, делая ее более интересной и увлекательной.

Как в реальности работает геймификация на примерах?

Фармацевтической компании “Кьези Фармасьютикалс” не удавалось вовлечь сотрудников в обучение. Работники не обращали внимания на ссылки на курсы, присланные на почту. Разработчики курсов решили ввести награды за прохождение курса и выдали первому прошедшему бейджик со специальной айдентикой. В итоге остальные сотрудники стали активно интересоваться, где можно получить то же самое. И как следствие, информационная шумиха привела к четырех кратному увеличению сотрудников, прошедших этот курс. Чужие награды соблазняют и здесь включается соревновательный коллективный интерес, который можно грамотно использовать в интересах компании.

Phoenix Software использует геймификацию для привлечения и отбора кандидатов. Кандидатов запирают на один час в квест-комнате вместе с сотрудниками компании, чтобы познакомиться со всеми и выбрать наиболее подходящих. Никто не отправляет предварительно резюме. Нужно просто зарегистрироваться для участия и “пройти испытание” в запертой комнате. Основная идея заключена в том, что компетентность кандидатов и адекватность действий персонала могут быть измерены в естественной среде.

Сегодня почти каждая компания сталкивается с проблемами мотивации сотрудников, с вопросом привлечения новых высокопрофессиональных работников, а также с вовлечением клиентов в процесс потребления продукта. Все вышеперечисленные вопросы поможет решить геймификация. Игровые механизмы можно использовать и на этапе рекрутинга, и в процессе организационных мероприятий в компании. Однако внедрение этих методик идет достаточно медленно как в России, так и в западных странах. В связи с этим, необходимо повышать уровень образованности руководителей компаний, а также специалистов в сфере управления персоналом.

 

Комментарии 3 Мне нравится 3 В закладки 0 Просмотры 219

Вы HR-эксперт?

Станьте исполнителем на hrtime.ru, пишите статьи и получайте заказы

Первые заказы и курс о том, как продавать услуги – в подарок!

Комментарии

Коллеги, спасибо большое за комментарии. Всегда интересны мнения и уточнения профессионалов!
Марина, полностью согласна только точечно и после качественной подготовки.
Екатерина, было бы очень интересно почитать о конкретном примере, где внедряли инструменты!)
 Уварова Елена  Уварова Елена , 5 октября
Елена, тема очень интересная.
Реализация и результаты очень показательны, хотя комплексные программы в России действительно не так часты и не так обширны, как хотелось бы. Или бюджет ограничен или сопротивление слишком велико, а чаще всего и то и другое...
Мне удавалось на практике разработать и внедрить элементы геймификации, но комплексного проекта пока не было.
 Екатерина Глебовская Екатерина Глебовская, 5 октября
Елена, приветствую!
Тема действительно интересная. Но не во всех ситуация рабочая. Нужно смотреть данный инструмент все же точечно. Или провести качественную подготовку среди персонала. Данный метод в моей практики работал не просто как мотивация, а как команд образующий инструмент. Опять же в рамах Российских реалиях в чистом виде данный метод не работает увы. Если только в технологичных компаниях.
 Марина Францева Марина Францева, 5 октября

Следить за новостями

Популярные услуги раздела с ценами:
Форматы обучения персонала
Форматы обучения персонала
Дистанционное обучение

от 1 000 р.  до 100 000 р.

Тренинг

от 1 000 р.  до 600 000 р.

Вебинар

от 1 000 р.  до 60 000 р.

Бизнес-квесты

от 5 000 р.  до 150 000 р.

Семинар, лекция

от 1 000 р.  до 600 000 р.

Все бизнес-тренинги
Все бизнес-тренинги
Тренинги по качеству

от 5 000 р.  до 450 000 р.

Тренинг по конфликтологии

от 5 000 р.  до 180 000 р.

Тренинг по презентации

от 5 000 р.  до 100 000 р.

Бизнес-тренеры

от 1 000 р.  до 600 000 р.

Другие материалы в HR-клубе
ПОПУЛЯРНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
12 февраля 2015, 08:43
 Александр Стома Проверенный исполнитель
15 разделов, которые вы обязательно должны заполнить в LinkedIn
Предлагаю изучить статью, написана для портала Websarafan.ru. О том, зачем предпринимателю нужен LinkedIn, я уже писал. Все чаще и чаще меня спрашивают, что и как нужно заполнить в профиле LinkedIn, чтобы он был идеальным. В данной статье я...
5705 5 14
20 августа 2015, 19:19
 Tamara Kalinina Проверенный исполнитель
Программа для работы с базой кандидатов, которая облегчает жизнь рекрутеру
Создатели современного ПО сделали шаг навстречу будущему и программы для рекрутеров не исключение. На сегодняшний день существует множество программ для ведения базы кандидатов, но самом популярной является CleverStaff https://cleverstaff.net/ru/. Чем...
2056 5 5
12 мая 2016, 05:00
 Имаева Александра Проверенный исполнитель
Алгоритм составления текста самопрезентации
Как правильно составить текст с рассказом о себе(зачем, для кого, по какой схеме). Основатель сервиса для проверки текстов «Главред» Максим Ильяхов написал статью о том, как правильно составлять текст о себе. Материал будет полезен всем, кто...
3036 5 4
10 мая 2020, 13:42
 Сосновая Анна Проверенный исполнитель
Как выбрать дистанционное обучение для Вашего персонала?
Популярность онлайн-обучения набирает обороты. Это и понятно, ведь дистанционное обучение позволяет повышать свою квалификацию без привязке к группе и времени. На рынке бизнес-образования большой ассортимент курсов. Как среди множества компаний...
241 4 0
29 сентября 2020, 19:43
 Оксана Андреева Проверенный исполнитель
DISC: особенности поведения продавцов и менеджеров по продажам
С помощью типологии DISC легко описывать поведение людей, поэтому ей пользуются десятки тысяч компаний во всем мире. Опишем особенности поведения продавцов и менеджеров по продажам по следующим критериям: - типичный стиль поведения - как воспринимается...
322 4 3
1 сентября 2020, 16:46
 Оксана Андреева Проверенный исполнитель
16 идей, как сохранить "корпоративные бриллианты"
Вы можете сколько угодно рассуждать о лояльности сотрудников компании, воодушевлять карьерными перспективами, молодым и дружным коллективом или офисом класса А . Если люди получают слишком мало, все это будет малоэффективно. Но если зарплата ваших сотрудников...
235 3 4
17 июня 2020, 20:42
 Андрей Донских Проверенный исполнитель
Вы можете ненавидеть планирование, но заняться им вам придется
Планировать трудно, это не самая приятная в мире работа. Но вам придется уделять ей больше внимания и сформировать ряд полезных привычек. Затраченные на этапе планирования усилия сполна компенсируются увеличением продуктивности и уменьшением стресса....
232 3 0
Понравилось 3 пользователям