«Штраф за материнство»: как минимизировать это гендерное неравенство на уровне работодателя?

Коллеги, приветствую!

Прочитала статью в Forbes, посвященную гендерному неравенству – От «липкого пола» до «стеклянного потолка»: словарь женской карьеры. Интересный надо сказать словарь. В статье описаны разнообразные ситуаций, с которыми сталкиваются современные женщины на своем карьерном пути. Например такие как: стеклянная дверь, штраф за материнство, стеклянный потолок, дырявый трубопровод, розовые воротнички и другие.

Хочу остановится на гендерном неравенстве, которое реализуется на уровне работодателя (организации/компании) – так называемом штрафе за материнство. Оно обусловлено негативным влиянием, которое материнство может оказать на карьерный рост и зарплату женщин. Причин может быть несколько: стереотипы, предвзятость коллег и руководителей к матерям или беременным женщинам и т.п. Поэтому получается, что радость от материнства омрачается негативными действиями со стороны работодателя без видимых на то причин.

Популярное по теме
90 чек-листов по всем направлениям для HR и бизнес-тренеров: подборка от экспертов hrtime.ru
Полезные инструменты по подбору, оценке персонала, обучению, консалтингу, разработке СОТ, корпоративной культуре, коучингу, кадровому учету и карьерному консультированию в одном месте.

Сталкивалась с этим сама, когда работала в найме, и вижу это в кейсах моих клиентов, коллег и знакомых. 

Понятно, что есть риски в выполнении трудового функционала, связанные с появлением в жизни женщины детей, и логично что работодатель хочет их минимизировать. Но когда сам факт желания женщины родить ребенка или необходимость уйти в декрет вызывает негативное отношение к ней – это у меня вызывает недоумение! Почему так происходит.

Хотела бы узнать ваше мнение, в связи с текущей ситуацией на рынке труда, можно ли ожидать изменение отношения работодателей к женщинам в этом вопросе лучшую сторону? Или и так все хорошо и это не имеет в реальности массового характера?

Если есть примеры из практики, поделитесь как женщинам можно минимизировать последствия «штрафа за материнство» если он имел место быть. Есть ли заслуживающая доверия статистика или исследование по этой теме в разрезе построения карьеры или сравнения доходов?

Поделиться статьей
Ищете работу мечты?
Узнайте стоимость решения вашей задачи, ответив на несколько вопросов
Иван Мамонов
Тут конечно много чего уже написали.
Сам во времена управленческой деятельности грешил переживанием за преддекретниц.
При этом сам учился на своих ошибках и научился окружать таких дам заботой и вниманием.
Согласен с Ириной Князевой и другими - вопрос в системе. В наличии замены выполнения функционала сотрудника, который зачастую уже не может выполнять свои задачи на 100, 80, а то и 50%. Эту историю можно выкладывать здесь каждую неделю - найдётся, что обсудить.
2024-01-30 00:00 1
Вера
Гендерное неравенство - это ситуация несправедливая, несомненно.
В некоторых профессиях- все-таки, гендер имеет значение, но в положительном смысле.
Например: технари, инженеры, сервисные спецы, IT, силовики, пилоты самолетов, капитаны кораблей и т.д. ( предпочтение мужчинам)
Сферы, связанные с образованием-воспитатели/нянечки, мед.персоналом среднего звена, мужчины не выдерживают.
Поэтому стоит разумно подходить к гендерному вопросу с точки зрения рекрутера, чтобы быстрее и качественнее выполнить свою работу.
Сегодня часто мужчины уходят в декрет, если женщина готова работать и у нее это лучше получается, это уже норма жизни. Штраф за материнство- это незаконное действие со стороны работодателя и он рискует получить иск на многие миллионы рублей, если кто-то догадается подать на него в суд.
2024-01-24 10:57 2
Наталья Пронь
Наталия, добрый день.
Мне не совсем понятна суть вопроса (темы для обсуждений). Ни для кого не секрет, что с появлением маленького ребёнка женщина не может и не должна, на мой взгляд, уделять работе 101% своего времени, у неё есть задачи поважнее. Практически все мои заказчики хотели бы видеть сотрудницу без маленького ребёнка, и я их прекрасно понимаю.
Мне в своё время после двух декретов подряд тоже уважительно намекнули, что лучше заниматься воспитанием детей). Да, это не законно, я могла бы настоять на своём, поругаться, но позицию руководителя тоже можно понять.
2024-01-12 15:36 3
Наталия Кобзева
Инесса, вам спасибо за примеры метрик и акценте на роли государства в регулировании отношений бизнеса с уязвимыми категориями персонала!
Вроде все это было понятно про госрегулирование, но вот под таким ракурсом вы интересно подсветили эту проблему, что вывели явную мысль - кроме женщин это никому не нужно.
И опять же это приводит к известной истине - что каждый сам кузнец своего счастья.
2024-01-11 18:10 8
Наталия Кобзева
Отдельное спасибо Ольге Воропаевой!
Беру себе вашу идею не смешивать роли, когда речь идет о бизнесе и профессиональном развитии или построении карьеры .
Опять же подчеркнули актуальность мониторнига рынка труда и понимания, что есть сейчас в реальности на рынке - это я считаю тоже важным.
2024-01-11 18:04 7
Наталия Кобзева
Коллеги, спасибо что поделились своим мнением! Получились очень разноплановые точки зрения.
Возвращаясь к своему вопросу, хотела бы сказать, что благодаря нашей дискуссии я его переформулировала для себя. Под уровнем работодателя я имела ввиду, что есть и другие уровни рассмотрения этого вопроса: культурный, масштабах рынка в целом и т.д.
Поэтому сейчас я бы сформулировала его так: что может сделать женщина, если столкнулась со "штрафом за материнство" со стороны своего руководителя или коллеги?
А это уже плоскость, где сам человек может принимать решения как поступать в сложившейся ситуации в отношении своей карьеры. Ну или обратиться за помощью к карьерному консультанту и другим специалистам (иногда хватает и друзей или знакомых для решения проблем!).
2024-01-11 17:55 8
Влад Яковлев
Здравствуйте, Наталья!

Вопрос, на мой взгляд, из серии: "хорошо, когда все люди поступают хорошо" - да, хорошо. "Плохо, когда некоторые люди поступают плохо" - да, плохо. Вроде бы как все все понимают, и полностью согласны, но это в теории. Практика, как и сама жизнь более многогранна и имеет множество оттенков.
2024-01-11 16:18 3
Однорал Олег Игоревич
Здравствуйте. Прежде всего, статья типично политизированная типично политизированного издания, имеющего мало общего с темой бизнеса (кроме составления рейтингов олигархов и казнокрадов, кто "круче-богаче") С точки зрения бизнес-аналитики Forbes откровенная помойка. Читайте лучше Harvard Business Review, хотя бы.
Данная статья отрабатывает глобалистскую повестку по введению в информационное поле очередного "неравенства". Словечек с терминами понапридумывали, "стеклянная дверь", "дырявый трубопровод". Сразу видно "руку мастера". Это англосаксонский подход к любой теме - опредметить ее, чтобы проще было продать как продукт. Все-таки не зря они лидеры в области исследований социальной психологии.
А так как у российской редакции ума не много, то они пишут без поправок на страну, просто копируя тему. Пишут, что скажут. Не удивлюсь, если скоро напишут статью об ущемлении в России прав чернокожих работников.
Итак, по сути: Россия в постреволюционное время никогда не отличалась предвзятым отношением к женщинам. Более того, избирательные права и трудовые гарантии, право на высшее образование женщины получили в Советской России одними из первых в мире. Поэтому этот вопрос никогда не был проблемой в СССР. В отличие от США начала 20-го века, где женщина откровенно рассматривалась a priori ниже мужчин в профессиональном плане. Где распиаренный "harassment" был ежедневной обыденностью для многих молодых сотрудниц.
Трудовое законодательство РФ сохранило многие аспекты советского, женщина защищена в период беременности, имеет право на 3-х летний декретный отпуск. Так что эти потуги с навязыванием и нам этой якобы существующей проблемы выглядят довольно нелепо. Да, беспредел и бардак после развала СССР негативно повлиял на трудовые права гарантии. Но не только женщин, а всех категорий граждан. С чем мы имеем дело и сегодня, когда работодатели норовят нарушать права работников.Только тут нет никакой гендерной предвзятости. Нарушают права всех. И мужчин, и женщин. Активно и ксенофобию проявляют, о чем я недавно тут писал. И женщин могут пытаться увольнять после появления слухов о беременности. Или отказывать молодым девушкам, "рискующим" скоро забеременеть. Но это частные случаи общего невежества и бесчестности работодателей. Они с тем же упорством будут пытаться уволить получившего инвалидность, или отказывать человеку с погашенной судимостью. Все это противозаконно. И вопрос не в гендерной предвзятости, а правовой слабости системы. В том числе страха и неспособности сотрудников отстаивать свои права.
Так что было бы правильнее ставить вопрос об это, более релевантной и актуальной проблеме, а не копировать выдуманную, тиражируемую политизированным и крайне коррумпированным изданием (еще и не имеющего никакого отношения к России)
2024-01-11 15:46 2
Татьяна
Если честно, прочита ваш пост, вообще не поняла о чем речь. Что вы имеете ввиду под "штрафом за материнство"?
За 20 лет работы в HR никогла не сталкивалсь с тем, что женщине отказывают в работе при наличии детей и предлагают меньше зарплату, потому что у нее есть дети . О чем вообще речь? Во всех компаниях, где я работала, все декретницы возвращались на свое место. Потому что даже если на место женщины в период ее нахождения в декретном отпуске кого-то взяли, то за 3 года компаниях разрасталась и рабочее место все равно для женщин было. Некоторые даже сидели в двух декретных отпусках подряд))

Всегда для сотрудниов с детьми подарки в праздники.

Сейчас многие мои клиенты для сотрудниц с маленькими детками предлагают гибридный формат работы.
2024-01-11 12:09 1
Инесса Шелест, IT HR
Здравствуйте, коллеги!
Наталья, вопрос --риторический.
Сам факт наличия такой статистики противоречит по сути законодательству.
Потому как материнство и женщины по закону "защищены" по всем фронтам.
Но на практике... это формальность, а не реальность.
Потому что ..... а на чём её основывать?
-- спрашивать у женщин?--все 100% ответят что сталкивались от 1 раза и до бесконечности раз.
-- спрашивать у компаний?--- будет 0 %
Ответ: более глобально
+ нет заинтересованных в том, чтобы была такая статистика (кроме самих женщин)
+ глобально нет заинтересованных в увеличении доходов женщин. И вцелом не интересно бызнесу увеличивать доходы.
+ бизнесу выгодно иметь как можно больше уязвимых категорий персонала
+ возможность контроля демографических показателей
Статистику увольнений после выхода из декрета можно, например, увидеть---яркий показатель.
Статистику % женщин среди топ-менеджмента
Статистику % женщин среди руководителей в гос.учереждениях
И т.д.
И это единицы из сотен вариантов "борьбы" с женщинами у которых есть дети.
Если бы женщина не была в уязвимой категории персонала, то не было бы необходимости государству создавать законы чтобы хоть как-то сдерживать бизнес увольнять женщин/ женщин с детьми.
2024-01-10 16:52 2
Воропаева Ольга
Коллеги, идея гендерного равенства пришла к нам с "дикого запада". Мы же с вами цивилизованные люди и точно понимаем, что женщина - это женщина с ее главным предназначением - материнством, а мужчина - защитник и добытчик, освобожденный он данной материнской функции. Поэтому не может быть гендерного равенства по определению полов и их назначения. )
Что касается отношения отдельных людей к данному вопросу, то: где-то притесняют женщин, где-то мужчин (они просто в силу меньшей эмоциональности возмущаются меньше), где-то черных, где-то белых, где-то молодых, где-то старых и т.п.. Всегда найдется признак, по которому можно притеснять.
Ну, а если серьезно, то у работодателя есть конкретная цель - создать, сохранить и преумножить свой бизнес. И любой свой выбор он делает исходя из целей и задач бизнеса. Если беременность сотрудниц (особенно массовая) является преградой к достижению целей бизнеса, то и решения будут непопулярные, с т.зрения общечеловеческих норм.
Что касается меняющегося рынка труда, то при отсутствии выбора работодатель будет принимать на работу тех, кто останется на рынке труда. А пока выбор есть, работодатель примет на работу тех, кто поможет ему достичь целей бизнеса, а не матерей или отцов.
2024-01-10 16:08 3
Ирина Князева
Наталья, коллеги, добрый день!

Я думаю, что работодатели не против материнства.
Здесь дело в другом, а именно, в случае беременности и декрета сотрудника, работодатели обеспокоены состоянием дел и выполнения работы на том участке, на котором работает эта сотрудница. Так как работодателю придется решать дополнительные вопросы, в случаях: внезапного плохого самочувствия беременной женщины и не выхода на работу, отсутствия понимания на какой срок 1 день – неделя, кто ее может подменить и может ли по компетенциям и времени, готов ли этот сотрудник (на подмену) к доп.нагрузкам и переработкам, ему нужно доплачивать или как то с ним договариваться и ряд других проблем работодателя, вытекающих из счастливого материнства сотрудницы.
Это становится головной боли непосредственного руководителя этой сотрудницы и отсюда раздражение. Если проблемы в замене сотрудника нет, есть подходящий сотрудник на замену, который готов подменить и обладает необходимыми компетенциями, то и нет проблемы и нет раздражения («штрафа за материнство»).
2024-01-10 13:32 7
Татьяна Мурашко
Наталия, спасибо за такое актуальное и важное обсуждение.

Гендерное неравенство является действительно серьезной проблемой, с которой сталкиваются многие женщины на своем карьерном пути.

Вопросы, связанные с "штрафом за материнство", несправедливым отношением работодателей к беременным женщинам и матерям, являются вызовом для нашего общества и бизнеса в целом.

☝На самом деле, развитие в сфере равноправия и гендерного равенства в мире труда – это путь к более справедливому и процветающему обществу.

🤝 Работодатели, которые признают значимость материнства и поддерживают женщин на рабочем месте, открыты для различных инновационных и эффективных подходов.

Можно заметить растущую тенденцию к внедрению гибкости в работе. Это может включать гибкие графики, возможность удаленной работы, создание дружественной семьям рабочей среды и т.д. Подобные подходы позволяют женщинам лучше балансировать свои профессиональные и личные обязанности.

Чтобы изменить ситуацию с "штрафом за материнство", предлагаю несколько подходов.

Один из них - повышение осведомленности и образования для работодателей о преимуществах и ценности разнообразия в команде. А также, важно создать программы и инициативы поддержки для женщин на всех уровнях их карьерного развития, чтобы они чувствовали себя поддержанными и признанными в своих достижениях.

С уважением, психоаналитик по развитию карьеры и бизнеса, Татьяна Мурашко
2024-01-10 13:10 4
Показать все комментарии
avatar-default-icon
🟢 Консультант по развитию карьеры и поиску работы
Автор статей Спецзаказы
Автор 14 публикаций
Вас также может заинтересовать
HRTime_faces
158 специалистов сейчас на сайте Опишите задачу. Исполнители откликнутся сами.
Мы используем файлы cookie и рекомендательные технологии. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie (подробнее), а также с пользовательским соглашением.
Согласен
X
Файлы cookie представляют собой файлы или фрагменты информации, которые могут быть сохранены на Вашем компьютере или других интернет-совместимых устройствах конечного пользователя (например, смартфонах и планшетах) при посещении Вами наших веб-сайтов или использовании наших веб-сервисов. Эта информация в большинстве случаев представлена в виде алфавитно-цифровых строк, которые однозначно идентифицируют Ваш компьютер или конечное пользовательское устройство, однако может содержать и иные сведения. На наших веб-сайтах или веб-сервисах мы используем различные типы «cookies» (небольшие текстовые файлы, которые размещаются на Вашем устройстве). Перечень используемых нами файлов cookie, описание целей их использования и дополнительная информация о соответствующих файлах cookie представлена в Инструменте управления файлами cookie, размещенных на соответствующих веб-сайтах и в веб-сервисах нашей компании либо в представленных в них текстах согласий или договоров.