Самозанятые и ИП - подмена трудовых отношений?

В статье хотелось бы поговорить и обсудить тему о подмене трудовых отношений. Компании и ИП в поисках сотрудников, которые должны открыть на себя ИП, или зарегистрироваться самозанятыми. При этом такие сотрудники будут  заниматься продажей товара, или услуг компании работая за %. По продавцам некоторые организации предлогают минимальный фикс на старте.

 

Популярное по теме
90 чек-листов по всем направлениям для HR и бизнес-тренеров: подборка от экспертов hrtime.ru
Полезные инструменты по подбору, оценке персонала, обучению, консалтингу, разработке СОТ, корпоративной культуре, коучингу, кадровому учету и карьерному консультированию в одном месте.

Участились обращения от компаний и ИП  по подбору персонала (менеджеры,продавцы), которые должны отрыть свое ИП, или зарегистрироваться самозанятыми.

Коллеги, очень прошу Вас поделиться  мнением по данному вопросу.

Ведь на лицо подмена трудовых отношений.

Так как самозанятому нельзя:

  • заниматься оптовой или розничной торговлей ЧУЖИХ товаров;
  • работать по агентскому договору;
  • добывать полезные ископаемые;
  • торговать подакцизными товарами, а также товарами, которые подлежат обязательной маркировке (алкоголь, табачная продукция, лекарства, а также всеми товарами, которые будут маркироваться начиная с 2019 года).
  • стать самозанятым, если есть или будут (планируются) наемные работники.

Остальными видами деятельности можно заниматься. Но, при обязательном условии:

Вы предоставляете услуги Лично, или продаете/реализуете продукцию/товар Собственного производства.

А открытие ИП простому менеджеру обязательно выйдет боком (он рискует всем своим имуществом, сам платит налоги, ведет бухгалтерию, сдает отчетность, да и кредит по необходимости может получить только под повышенный %, попадает на штрафы-если не сдал отчетность во время, или что-то забыл).

Помимо этого: менеджер/продавец/агент и иной нанятый персонал на такие условия лишается права на предоставления отпуска (отпускных), оплаты сверхурочных, ночного времени, оплаты работы в праздничные и выходные дни и т.п.

Работодатели, Собственники (Заказчики) не хотят оформлять персонал в штат, не хотят платить налоги за сотрудников, а таким образом пытаются решить свой кадровый вопрос.

А для менеджера/продавца/агента и иного нанятого персонала на лицо подмена трудовых отношений, они "как бы в найме", НО с ними будет подписан не трудовой договор, а договор на оказание услуг (например), это договор ГПХ. Вследствие чего, все нанятые таким образом работники  (сотрудники) теряют  гарантии, права и т.д., которые предоставляет им  Трудовой Кодекс Российской Федерации.

Более того, если все же менеджер/продавец/агент и иной нанятый персонал откроит на себя ИП, то он  будет получать  не заработную плату, а вознаграждение. А  Работодатель (Собственник/Заказчик)  в случае каких-либо претензий к таким сотрудникам может и вовсе не выплатить это самое вознаграждение. И что дальше? Жалобы, нервы, выяснения отношений, походы в судам?

Статья 20 Закона РФ от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации". Данная статья предусматривает возможность составления заявления, жалобы, ходатайства и других документов правового характера в случаях отказа работодателя в заключении трудового договора, нарушающего гарантии, установленные Трудовым кодексом Российской Федерации, восстановления на работе, взыскания заработка, в том числе за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, причиненного неправомерными действиями (бездействием) работодателя.

Ссылка на сайт: http://base.garant.ru/12191964/

Уважаемые коллеги, что Вы думаете по данному вопросу? 

Поделиться статьей
Интересует аудит или разработка документов?
Опишите вашу задачу и я сделаю вам расчет бесплатно
Смирнова Вероника
Коллеги, участвовала в 2-х проектах по найму массово самозанятых и ИП: кандидаты активно открывали ИП, т.к. компания транслировала ведение ИП за свой счет (предоставление отчетности и пр.) - затраты компании - 1 бухгалтер и то 1 разв год, а вот тем, кто увольнялся, неотработав год, конечно никакой отчетности не предоставляли.
Беда самозанятых ещё и в том, что раньше невозможно было взять кредит, независимо от доходов, насколько знаю, сейчас ситуация изменилась, но % по кредитам существенно выше.
2020-11-26 14:50 0
Заруева Ярослава
Коллеги,добрый день.
Любая подмена трудовых отношений иными не является хорошим признаком. Это уход от любой ответственности "работодателя". Все же понимают,что это совершенно прозрачные схемы ухода от налогов,ответственности и пр. вещи,которые характеризуют работодателя (заказчика) не с самой лучшей стороны.
Даже при повышенном уровне дохода у того.кого таким образом пытаются нанять на работу, не компенсирует те риски,на которые идет "работник". Да и взаимоотношения работник-работодатель в данном случае не возникают и работает Гражданский кодекс, а не трудовой.
По поводу низкоквалифицированного или высококвалифицированного персонала соглашусь, превалирует такого рода подход так,где квалификация "специалиста" и уровень знаний законодательства наиболее низок.
2020-09-01 13:37 0
Анастасия
У меня есть пара заказчиков, которые оформляюсь сотрудников на ИП. Для кандидата- это не очень хорошо, конечно. По трудовому кодексу у него значительно больше гарантий и прав. Тем не менее иногда это компенсируется повышенной зарплатой.
Например, для старшего поколения такая схема оформления на ИП не очень понятна, молодежь готова идти на это проще в замен на большую сумму на руки или привлекательность и интересность предлагаемой должности
2019-05-09 17:28 1
" он. конечно, перекладывает на этого кандидата часть своих рисков и расходов. А с другой? Не даёт ли он ему возможность по-другому посмотреть на занятость". Надежда, согласен с Вами. Но тогда зачем ему этот (и такой) "работодатель" - если уж регистрироваться в качестве ИП, то нужно строить работу с потенциальными заказчиками совсем на иных принципах.
2019-04-22 17:29 0
Надежда Кравченко
Какая чудесная тема! Она сама по себе многомерная и поликомпонентная, да и в вопросе - уйма разнородных подвопросов.... И уже опубликованные ответы часть "темных сторон" прояснили. Коснусь лишь того, что пока не обсуждалось.
1. Есть опасность сначала увидеть в некоторых запросах на ИП (или самозанятость) подмену трудовых отношений. А потом - поразмыслить и ....передумать! Вот, например, фрилансеры в области hr работают с заказчиками от раза к разу. И тут вопросов не возникает. А если регулярно? Но заказчик не хочет видеть hr-специалистов в штате.... Он подменяет трудовые отношения? Возможно. Но не это - его цель зачастую. В области подбора вообще всё понятно и сто раз обсуждалось. В других областях - тем паче - часто выгоднее работать с ИП или самозанятыми узкими специалистами, потому что держать в штате сотрудников высокой квалификации, платить им достойную зарплату, с той целью, чтобы кто-то из них раз в картал провел обучение, раз в год - оценку сотрудников или корпоративное мероприятие, а кто-то периодически писал статьи в корпоративные новости, - НЕРЕНТАБЕЛЬНО. А один штатный сотрудник на все эти задачи определенно выполнит их с более низким качеством, чем "набившие руку" профилированные hr-специалисты. Вот и возникает пролонгированный контракт с ИП, либо несколько самозанятых фрилансеров, регулярно выполняющих конкретные задачи работодателя.
2. Другая история, когда нормальные должностные обязанности превращаются в "услугу", а потенциальный работодатель в ходе собеседования заявляет кандидату, что очень хочет работать с ним, но ему для этого нужно быстренько зарегистрировать ИП.... Давайте будем честными: с одной стороны, он. конечно, перекладывает на этого кандидата часть своих рисков и расходов. А с другой? Не даёт ли он ему возможность по-другому посмотреть на занятость. Если некто время от времени подумывал об уходе в самостоятельное плавание, нужно же когда-то начать "практиковаться на кошках"))) И заметьте, это предложение само нашло "своего героя"! Давайте цинично рассуждать дальше. Если кандидат рискнет, то ничего страшного с ним точно не случится. Особенно, если он давно находится в поиске работы. Если вторая сторона предлагает именно такую форму сотрудничества, то нужно смотреть, как развивается эта компания. И если она успешна, то стоит попробовать! Потом можно будет оговорить более свободные в части графика взаимодействия условия. Но кандидат приобретает великое благо - свободу выбора! Безусловно, следует помнить, что такая форма взаимодействия легитимна не для всех случаев, но это - перспективная возможность, и с гневом сбрасывать ее со счетов нельзя.
3. В определенных условиях взаимодействие с исполнителем определенных обязанностей в ранге самозанятого, вообще - единственная разумная форма сотрудничества: уже упоминавшиеся пенсионеры, студенты, обучающиеся на Д/О сироты с пенсиями, мамочки-одиночки и прочие льготники. ... Многие из них задают вопрос, могу ли они не оформляться на работу. Вот и ответ на него))))
В общем, мир многомерен. И никакие "свалившиеся" на нас инфоповоды и идеи нельзя отвергать только потому, что они далеки от традиционных и подзаконных подходов. Нужно "покрутить", рассмотреть, подумать, проконсультироваться и принять единственно верное решение.
Всем - эффективных решений!
2019-04-22 17:18 2
ООО "ПСИТЕХПРО"
"Самозанятые" - это не подмена, а расширение обихода понятий, используемых гражданами, для их последующего законного налогооблажения,
чем будет увеличена доля рынка налоговой службы.
Понятия "предприниматель" стало недоставать, чтобы можно было законно дань собирать. А все другое - неудобства.
2019-04-11 12:47 0
Ксения
Уважаемые коллеги. Благодарю Вас за очень полезные комментарии.
2019-03-30 08:00 0
Вера, по поводу создания отдельной темы - согласен с коллегой. Вопрос объемный и не простой - в двух словах не ответить. У меня есть материал на эту тему: будет свободное время - оформлю в виде статьи и здесь размещу.
2019-03-29 19:32 1
Воропаева Ольга
Вера, да, пенсионный стаж засчитывается для стоящих на бирже, просто там людей долго не держат. А так вы правы правовой кошмар. Самозанятые без пенсии. А как вам риски ИП в сравнении с ООО, где ИП отвечает всем своим имуществом (например единственной квартирой), а ООО 10000 уставного капитала? Вера, может вы свои вопросы вынесете отдельной темой? Актуально.
2019-03-29 16:52 2
Ольга Григорьева
Это очень печальная тенденция. Для себя я вижу один выход - не работать с такими заказчиками и не поддерживать эту игру своим участием.
2019-03-29 16:33 2
Вера
Не давно ушел кандидат в первый день работы из Донецкой Народной Республики из -за того,что работодатель предложил ей оформить патент на работу за 16 000 руб.
Коллеги,есть ли какие-то преференции жителям ДНР,ЛНР?Диплом врача из этих республик надо подтверждать на территории РФ?
По странам СНГ, странам таможенного союза какие преференции по трудоустройству, документам, дипломам?
Как Ваши Заказчики реагируют на кандидатов из этих стран?
Прошу поделиться положительным и/или отрицательным опытом!
2019-03-27 11:15 2
Вера
Правовой кошмар,если замозанятым не засчитывают стаж в пенсию.
А официальное оформление на бирже труда в качестве безработного засчитывается в пенсионный стаж?
2019-03-25 09:55 1
Анна Желобанова
такая проблема действительно есть, но как я понимаю, налоговая будет усиленно следить за самозанятыми, как следит за ГПХ
2019-03-24 22:17 1
Екатерина Глебовская
Ольга, ключевое в задаче: "если не будет демпинга", а демпинг в подбое есть и его масштабы впечатляют, к сожалению.
2019-03-20 18:16 3
Полагаю, если работник знает себе цену и адекватен - не согласиться ни на ИП, ни на "самозанятого". В свое время, достаточно давно, работал в ГИТ, тогда случаи заключения договоров ГПХ имели место, в основном, с неквалифицированным персоналом. В моей практике был единственный случай заключения такого договора с квалифицированным работником - преподавателем одного из высших учебных заведений. При проверке были выявлены явные признаки трудового договора.
2019-03-20 18:08 3
Ирина Корнилова
Ольга Воропаева. я именно об этом я и говорю, что это разные услуги - поиск персонала, трудоустройство в компанию и поиск бизнес-партнеров нельзя смешивать и подменять услуги. Так что кадровое агентсво может вообще не брать такие заказы, еслми оно себе не позиционирует, как посредник в поиске бизнес-партнеров. Ведь, например, такая опция, как "бесплатная замена кандидата не прошедшего испытательный срок" в случае с бизнес-партнерами ( ИП и самозанятым) вообще не применима - там нет никакого испытательного срока, там просто передача контактов одного предпринимателя другому предпринимателю (информационные услуги, посреднические услуги). Они совсем по другим принципам оплачиваются и осуществляются они не кадровыми агентствами, как правило.
2019-03-20 11:17 1
Воропаева Ольга
Ирина, вы все верно пишите, но я так понимаю Ксению, что заказчики обращаются именно к рекрутерам, чтобы они нашли квалифицированных сотрудников, которые согласятся стать "бизнес-партнерами". Предлагаю все решать рублем, поиск "бизнес-партнера" однозначно будет стоить дороже, причем в разы.)) А вы как думаете? Мы же тоже можем повлиять на ситуацию , если демпинга не будет.
2019-03-20 09:21 3
Ирина Корнилова
"Участились обращения от компаний и ИП по подбору персонала (менеджеры,продавцы), которые должны отрыть свое ИП, или зарегистрироваться самозанятыми." Такую услугу нельзя назвать "подбор персонала" - это услуга "поиск бизнес-партнеров", поставщиков или подрядчиков. Потому что компания ищет не персонал для себя, не планирует вступать с ними в "трудовые отношения на основании трудового кодекса", а ищет тех предпринимателей, которые возьмут на себя часть работы в качестве подрядчиков или выполнят услуги для компании, как отдельная компания ( только оформленная иным образом - ИП и самозанятые, а не юрлицо). Никакого отношения к "персоналу компании" такие бизнес-партнеры не имеют. На мой взгляд, это не "поиск персонала" и не "трудоустройство".
2019-03-20 09:11 2
Екатерина Глебовская
Высококвалифицированные сотрудники на такие условия не идут, а недостатком знаний и внушаемостью линейного персонала работодатели активно пользуются.
2019-03-19 14:43 2
Татьяна Костерина
Ксения, и это было всегда, но оформлялось договорами ГПХ, работодатель платил больше налогов.
2019-03-19 14:06 0
Ксения
Спасибо за ответы. Согласна, с Татьяной, что самозанятые были всегда (оказание услуг). Но, я акцентирую внимание на другом. Набор под такие условия персонала в обычные магазины (продажа бытовой техники, продуктов питания и пр.).
2019-03-19 14:01 1
Татьяна Костерина
Давайте будем честны. Самозанятость была всегда. Всегда физическое лицо, способное оказать услуги за вознаграждение оказывало эти услуги.
Государство решило взимать налоги.
2019-03-19 13:47 2
Анна Музалевская
Согласна с автором - очень много появилось заказчиков-работодателей, которые откровенно нарушают трудовое законодательства, лишая своих сотрудников их законных прав на оплату больничных, отпусков, переработок и дополнительной оплаты за работу в праздники и выходные, лишая их возможности на получение нормальных справок о зарплате 2 НДФЛ, пенсионных и медицинских отчислений, и пр. прав по ТК, которые они могут отстоять через трудовую инспекцию и суд.
2019-03-19 10:26 2
Воропаева Ольга
Самозанятость не дает трудовой стаж и право на пенсию, если сами самозанятые не будут делать отчисления в добровольном порядке. Именно поэтому пенсионеры и студенты идут на такие условия, а для остальных такая система не выгодна. Не думаю, что работодатели смогут массово закрывать вакансии подобными работниками.
2019-03-18 21:56 3
Виктория
Учитывая экономическую выгоду организации уже начали оформлять договора с самозанятыми. Конечно все все понимают. Поскольку сама с этим столкнулась как посредник могу сказать, что пенсионеры и студенты сами идут на это. Но на определенных условиях.
2019-03-18 13:10 0
Показать все комментарии
avatar-default-icon
HR-эксперт/Бизнес-партнер (Скорость.Качество.Результат)
Автор статей
Автор 6 публикаций
Вас также может заинтересовать
HRTime_faces
173 специалиста сейчас на сайте Опишите задачу. Исполнители откликнутся сами.
Мы используем файлы cookie и рекомендательные технологии. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie (подробнее), а также с пользовательским соглашением.
Согласен
X
Файлы cookie представляют собой файлы или фрагменты информации, которые могут быть сохранены на Вашем компьютере или других интернет-совместимых устройствах конечного пользователя (например, смартфонах и планшетах) при посещении Вами наших веб-сайтов или использовании наших веб-сервисов. Эта информация в большинстве случаев представлена в виде алфавитно-цифровых строк, которые однозначно идентифицируют Ваш компьютер или конечное пользовательское устройство, однако может содержать и иные сведения. На наших веб-сайтах или веб-сервисах мы используем различные типы «cookies» (небольшие текстовые файлы, которые размещаются на Вашем устройстве). Перечень используемых нами файлов cookie, описание целей их использования и дополнительная информация о соответствующих файлах cookie представлена в Инструменте управления файлами cookie, размещенных на соответствующих веб-сайтах и в веб-сервисах нашей компании либо в представленных в них текстах согласий или договоров.