Как предотвратить обман со стороны заказчика?

Коллеги, доброго вечера. Хотела поинтересоваться, каким образом Вы предотвращаете "слив" заказчика. Как обезопасить себя, чтобы точно получить оплату своей услуги? С ЮЛ понятно, вот что делать с ФЛ. Если, например, клиент обратился за составлением резюме или разовой консультацией. Как настроить механику оплаты?
Популярное по теме
90 чек-листов по всем направлениям для HR и бизнес-тренеров: подборка от экспертов hrtime.ru
Полезные инструменты по подбору, оценке персонала, обучению, консалтингу, разработке СОТ, корпоративной культуре, коучингу, кадровому учету и карьерному консультированию в одном месте.

Я человек честный и не представляю, как можно взять и не заплатить. Наивной души человек. Я не просила предоплату у клиентов и составляла резюме до факта оплаты. После нескольких ситуаций обмана, клиенты получали резюме и просто отказывались платить. Пропадали и не выходили на связь, а Профи ру сообщали, что я плохо сделала работу. Но если плохо сделала, то почему же ты пропал?! Я ввела предоплату, но заметила, как снизилась конверсия. И я понимаю клиентов, они заказывают услугу в интернете, человека они не видят, не слышат. Прийти к нему с разборками не смогут. И им в лоб: "утром деньги, вечером стулья". Я понимаю клиентов. 
И как принимать эти предоплаты? Переводом на карту? После вездесущих мошенников, это стало делать сложнее.

Поделитесь пожалуйста, как вы поступаете? Как у вас построена механика? 

Поделиться статьей
Ищете работу мечты?
Узнайте стоимость решения вашей задачи, ответив на несколько вопросов
 Евгения
Здравствуйте, Варвара.
Честно, может мне повезло (тьфу-тьфу), но я ни разу за свою большую практику не сталкивалась с тем, чтобы меня "кидали" , не заплатив.
Со ВСЕМИ юрлицами всегда работаю через договор и через предоплату. Если кто-то не согласен, это не мой клиент. Здесь я непреклонна.
С физ.лиц никогда не беру предоплату (но такое количество отзывов от тех, кто сталкивался с недобросовестными заказчиками, заставляет задуматься...спасибо вам, коллеги).
С физ.лицами, если это знакомый/по-рекомендациям человек, то просто идет оплата по факту каждой сессии, переводом.
Если это незнакомый Заказчик, тогда работа через договор.
На данный момент это моя работающая схема.
2021-12-13 07:58 2
Дина Грошева
Варвара, добрый день!
У меня была такая ситуация. Теперь только через заключение договора, в котором указывается ответственность Сторон за неуплату и ненадлежащее качество. Причем в ТЗ к услуге прописываю какой Заказчик должен поучить результат (отчет об аудите КДП, составленное резюме, Трудоустроенный работник и т.д.)
2021-11-24 17:21 3
Ирина Князева
Добрый день, коллеги!
При работе с ФЛ, а именно карьерные консультации, составление резюме, я беру 100% предоплаты. Агрмунтом того, что я реальный человек служат блог в соцсетях, в том числе на Дзен, профиль на HrTime с определенным рейтингом (зачем мне, ради нескольких тысяч портить себе репутацию), отзывы клиентов и ПОРТФОЛИО.
Способ оплаты - на выбор клиента: на крату или серез платежную систему, которая дает несколько способов оплаты и платежные документы. Если клиент оплачивает на карту, то я сама даю ему электронный чек и ссылку на него.
100% предоплата подтверждает бронирование даты и времени онлайн встречи. Предоплата должна быть внесена не позднее чем за одни сутки до онлайн-встречи.
И клиентов, обратившихся ко мне не пугает и не смущает предоплата. Это может отпугнуть только тех, кто не желает оплачивать услуги. А зачем Вам такие клиенты?
2021-11-21 21:55 11
Юнит
На стадии переговоров и согласования сотрудничества необходимо говорить оп предоплате. Если клиент аргументированно говорит о постоплате то постарайтесь айти компромисс (например аванс -30-50%, которые покроют расходы на материалы, инструменты для решения поставленной задачи). Во-первых это подтверждение серьезных намерений, во вторых если клиент откажется, то аванс возврату не подлежит.
При возможности/необходимости условия оплаты могут быть прописаны в договоре даже если обе стороны - ФЛ. Конечно, если использовать сторонние сервисы - они выступают гарантами взаиморасчетов, но и берут комиссию за это.
Для себя можно сделать некий чек-лист для оценки клиента и формирование рейтинга. Например источник (например если он извне = 1 ,если от доверенного лица 2, если от площадки = 3, то + к оценке), готовность и размер предоплаты (если работа без аванса = 1, если аванс 30-50% т= 2, если предоплата 100% = 3), и так далее можно оценивать необходимость договора, частоту заказов от заказчика, сумму заказов, своевременность оплаты, качество заполненного брифа и т.д.
Работайте только с полезными клиентами и будьте полезны.
2021-11-19 18:48 8
Орехова Ксения
Согласна со всеми, кто считает, что должна быть предоплата минимум 50%,
и вторая часть - после сразу после консультации. А не после трудоустройства ,
исп.срока и тп.
Мы как консультанты не можем пройти собеседование, отработать исп.срок за клиента,
это уже его ответственность сделать все максимально правильно.
Очень много кто любит пользоваться "халявой" и потом сливаются.
И важно выстраивать свои границы и правила.
2021-11-12 14:51 7
Rodion Portnyagin
Если работать с ФЛ через некоторые площадки с выстроенными процессами, то там обычно замораживается 100% депозит до момента подтверждения проведения консультации. Страхуют процесс команды профессиональных модераторов, поэтому попытки некоторых ФЛ смошенничать просто не пройдут_
Система 100% предоплаты подтвердила свою эффективность и в работе напрямую с ФЛ, по нескольким причинам:
- если кандидат выражает сомнения в качестве планируемой услуги, то у консультанта есть демонстрируемый опыт, компетенции и отзывы. Кандидат продолжает настаивать на постоплате по факту понравится/не понравится, - до свидания. Ведь это элементарное неуважение к специалисту и на этом, по-моему, очевидно, не выстроить как конструктивной работы, так и результатов_
- плюс, такая система многажды подтвердила свою эффективность как раз для качества консультаций и их результативности. В такой ситуации кандидат почти на 100% мотивирован не опаздывать, не срывать сессию и ещё по полной выкладываться по её ходу_
2021-11-12 12:06 6
Алексеева Галина
Добрый день, Варвара.
С юридическими лицами работаю только по предоплате, официально заключаю договор. Этот шаг помогает в решении многих спорных моментов, которые могут возникнуть. С частными лицами бывает по-разному. Договорные отношения всегда поддержка. Соглашусь, что конверсия клиентов становится ниже, но тут Вам нужно выбирать, либо работать с большим количеством клиентов, но без предоплат на свой страх и риск, либо работать с более узким кругом клиентов, которые действительно заинтересованы в сотрудничестве и не тратить свое время впустую.
2021-11-08 18:05 4
Степанова Ирина
Добрый вечер. Должен быть договор, в котором прописаны условия (предоплата) взаимодействия. При такой схеме обе стороны в безопасности.
2021-11-07 21:00 4
Владимир Миков
Есть ведь "безопасная сделка" на порталах для фриланса... заказчик внесет предоплату, и аудит вашего заказа при наличии претензии всегда поможет.
Работать через прямые переводы на карту я опасаюсь, сам переводил людям и бывали обманы. Причем принимать такие переводы мне видится тоже не безопасным, т.к. бывают редкие махинации, создающие юридические проблемы и для получателя перевода.
2021-11-06 12:33 2
Мария
Тоже считаю, что по составлению резюме должна быть предоплата. Если человеку оно нужно, то он, обращаясь к вам, уже готов отдать деньги.
А еще лучше, на самом деле, заключать договор со всеми, даже при предоплате. Это же и гарантия от Вас, что вы обязуетесь выполнить оплаченную работу и не исчезнете после получения оплаты. Все-таки все мы люди и все боимся обмана.

Немного не согласна с комментарием по поводу суда с ФЛ. Если договор подготовит грамотный юрист, то проблем со списанием денежных средств с ФЛ вообще не будет.
Как соискатели обращаются к нам за помощью, так и мы должны в начале тратить свои средства у юристов на подготовку к нежелательным последствиям.

Желаю всем адекватных клиентов!
2021-11-05 12:48 5
Александра Смагина
Коллеги, доброго времени суток!
Мы работаем по договору и по схеме 50/30/20. 50% - предоплата, 30% - по факту выхода кандидата и 20% - по окончании гарантийного периода.
Заказчики бывают абсолютно разные и лучше подстраховать свою работу предоплатой, чтобы в будущем не случилось так, что весь проделанный вами труд оказался впустую.
2021-11-02 19:44 6
Aлла Алфёрова
Коллеги и Уважаемые заказчики, Добрый день!
Тема очень сложная и одновременно деликатная.
Какие я вижу действия для снижения рисков по неоплате:
1) все мы, указывая услуги, важно чтобы осознали Ценность услуги. Без этого никак-если мы сами не верим, то Как сможем убедить Заказчика.
Это базируется на Опыте, на Результате подчас скрытом даже для самого клиента.
2)мы все должны быть немного психологами и маркетологами. Психологами -чтобы понимать клиента и оценивать задачу с его точки зрения. Маркетологами - чтобы красиво и с позиций результата "упковать" свою Услугу!
3)этап предпродаж - это общение с клиентом ДО заключения договора. В идеале не по телефону, а приехать в офис: познакомиться понять обстановку. В процессе именно реальных диалогов мы многое узнаем друг о друге и проникаемся доверием.
4)предоплата - когда клиент платит предоплату (от 20 до 50%) -это в немалой степени гарантия его намерения сотрудничать.
5)помним, что даже при соблюдении всех пунктов 1-4 есть вероятность неоплаты клиентом. Просто прохождение пунктов 1-4 снижают эту вероятность (на мой взгляд почти до нуля). И как бы это странное и возможно смешно не звучало, если вдруг клиент не заплатил - не "паримся" а переключаемся на нового Достойного клиента!)
2021-11-02 17:20 7
Вера
Предоплата-договор-рекомендации.
Да, именно рекомендации по клиенту. Если Клиент пришел к Вам по рекомендации, точно не будет проблем ни с предоплатой, ни с организационными моментами, т.к. скорее всего Ваш стиль и методы заранее одобрены и клиент готов четко взаимодействовать.
2021-11-02 15:34 5
Екатерина Глебовская
Варвара, здравствуйте!
С юридическими лицам заключаю договор и работаю по предоплате. Уже на начальном этапе это отсеивает ряд заказчиков. Шла к этому долго, более 15 лет работала без предоплаты.
С частными лицами предоплату не беру, случаев, когда оплату не переводили, не было.
2021-11-02 10:54 4
Андреева Елена
Доброго времени. Так давно собиралась на эту площадку. Даже не ожидала, как здесь все живо и интересно. Посмотрим, как пойдет по заказам))
В самом начале своего становления в бизнесе (собственник КА), я конечно, как и все «попадала». Могу сказать точно - Конечно предоплата. Размер определяете сами в зависимости от проекта. Но, не менее 20%. И неважно физик или юр.лицо.
Сам факт предоплаты – ваша маленькая гарантия, что намерения заказчика чисты.
Если это маленькие проекты, но вы выполняете их часто. Сделайте шаблон Договора. Ничего лишнего одностраничный формат, где прописаны основные условия. Страховка никому ещё не повредила. При всем при этом, даже предоплата не гарантирует Вам, что клиент в конце концов заплатит. К сожалению, такое встречается, не так часто, но бывает.
Я за честный бизнес и соблюдение этических норм. Большинство моих заказчиков – поступают именно так. Но, как впрочем и везде, встретить недобросовестного заказчика вполне вероятно. Нервно, неприятно, отнимает кучу времени. Но, закаляет вас, как человека и бизнесмена. Без этого к сожалению, ни как.
Поэтому – Договор, аванс, работа.
2021-11-02 01:46 6
Иванова Варвара
Коллеги, всем большое спасибо!
2021-11-01 11:43 3
Воропаева Ольга
Варвара, добрый день! Предоплату не беру. Как-то в моей практике еще не было проблем с неоплатой моих услуг, даже самые непростые клиенты оплачивали. Иногда сталкиваюсь с нарушением срока оплаты, но редко.
Заключать договор с физлицом дистанционно на каждую консультации - очень много времени уходит, а большого смысла нет. Проще выдать чек.
Я работаю по предоплате только с пакетными услугами и вот здесь, стала задумываться над договором, поскольку многие приобретая пакет начинают очень растягивать во времени работу, а мне это уже становится не выгодно и договор, очевидно, решит эту проблему.
Я к чему все это пишу, что все действия должны быть адекватны ситуации, техническая работа по предотвращению обмана (создание договоров, их согласование, подписание, отслеживание) не должна забирать слишком много времени иначе деятельность становится не рентабельной.
2021-11-01 11:11 3
Пётр Коробицын
Добрый день! Мошенничество в интернете на данный момент очень распространено, поэтому я всячески стараюсь себя подстраховать . Именно поэтому с каждого клиента я беру предоплату. Тогда я точно знаю ,что мое время не будет потрачено впустую, если вдруг клиент сольётся.
2021-10-31 21:13 5
Добрынин Артур
Я с Еленой согласен
Пытался идти на встречу некоторым людям, но оказывается, что тебе не всегда идут на встречу.
Самое что интересное, когда ты подойдешь к заказчику и попросишь его об услуге, ну к примеру он выпускает мясные изделия и скажешь: Можно я у Вас сейчас консервы заберу о оплачу позже или половину оплатите.
Что он скажет?
С товарами всегда легче.
Услуги сложнее продвигать, и не всегда ясно, что является критерием эффективности.
Когда у нас самих есть понимание, что мы делаем что то значимое, то мы ни в коем случае не отдадим свою услуги не оплаченной
Можно сказать о себестоимости
Собственником такое общение понятно
Это значит то время, которое мы тратим на работу с ним, интернет, который мы оплачиваем, поиск информации для него
Обозначьте стоимость часа Ваше работы и расскажите, сколько в финансовой сфере Вы теряете, работая на него, но не получая оплату
Четкое завяление о своих желаниях иногда помогает заказчикам увидеть, что Вы осознаете, что Вы делаете и хотите за это получать достойную оплату
2021-10-30 20:57 8
Денис Бучкин
Коллеги добрый день! Из моей практики - никакой договор Вас не спасет от мошенничества или от попыток мошенничества. Ну и что, что Вы отправили договор? Судиться будете с каждым физическим лицом? Если Вы реально верите в эту практику - скорее всего Вы никогда не сталкивались с нашими судами или насмотрелись американских фильмов (никому не в обиду). Наши суды завалены различными делами - не успевают разгребать уголовные, а экономические споры или защита чести - это в долгий долгий ящик.

Предоплата - самая действенная мера. Если опасаетесь мошенников - настройте оплату физ лиц через сайт - создайте услугу, подключите эквайринг и настройте отправку автоматически договора. Клиент будет совершать оплату - получать через сайт чек и форму договора для подписи. Внесите пункт о том, что не подписание договора в установленный срок - не освобождает от оказание услуги или не является некачественно оказанной услугой (тут юристы точнее сформулируют) и все.

У меня часто были срывы (даже не за оказанную услугу), а именно срывались даты консультаций - назначаешь, готовишься, а клиент передумал. Предоплата сразу сняла эти вопросы - в полном объеме. И фактически никакого обмана клиента не происходит.
2021-10-30 17:29 7
Уварова Елена
Коллеги, ведь дело не в предоплате. Дело в отношении к Вашему труду, уважении в Вам, как к профессионалам.
Разве есть хоть кто-нибудь, кто может прийти в булочную, взять батон и, если понравился вкус, оплатить? Есть такие?)))
2021-10-29 21:15 7
Мария Воробьева
ПРофи ру по моим наблюдениям вообще не та площадка, где можно найти адекватных клиентов.

В моей практике сейчас нет неоплат. Хотя еще весной попалась, причем попалась на работу с бывшей коллегой, поэтому не заключали с ней никакой договор, но после первой и объемной консультации она просто исчезла. Я такого не ожидала от знакомого человека. Во всех остальных случаях это всегда 50-100% предоплаты + чек от меня.

Когда уверен в качестве свих услуг, не встает вопроса- как попросить предоплату. Хотя в начале пути и я не могла повернут язык, чтобы выдавить- работаю по предоплате)))
Поэтому согласна с Артуром Добрыниным- позадавайте себе вопросы- почему у Вас вот так сейчас? Что в Ваших мыслях мешает работать с оплатой?

А за науку работать только с предоплатой спасибо коллегам на этой площадке) Елене Уваровой отдельное)
2021-10-29 21:05 4
Добрынин Артур
Здравствуйте, Варвара

Я считаю, что оплату необходимо взять в начале.
Для создания доверия можете отправлять шаблоны резюме, сделанные Вами или ссылки на страницы в сетях.
Вообщем, чтобы люди видели, что Вы существующий специалист.
Рассказывайте о том, что Вы делаете, что это даст людям.
Необходимо создать ценность своих услуг.
На самом деле, когда люди не оплачивают наши услуги, необходимо разобраться, каким образом мы сами относимся к собственной деятельности.
На неосознаваемом слое.
Большинство из нас скажет, что считают, что их деятельность значима и достойно оплаты, но я предлагаю покапаться в установках.
Начать задавать себе вопрос:
Почему люди не оплачивают мои услуги?
Записывать все мысли, которые идут в голову.
Они могут показаться дурацкими, но они иногда и являются основанием, что мешает нам эффективно двигаться с своей деятельностью
2021-10-29 20:54 6
Наталья Муляк
Добрый день, Варвара.
По моему опыту, нужно оформлять договор, где письменно визуализированы все условия и предмет, а условия предоплаты для услуг необходимы.
Получив решение задачи, зачем платить?
У меня был такой опыт с долгосрочным проектом, когда предоплата была 50%, я подготовила план работы и основной материал и мне сказали: «Спасибо, дальше мы сами по плану.» С тем и разошлись. Каждый имел ввиду свое.
Теперь обязательно прописываем задание, иногда по несколько раз, потому что в процессе все может меняться.
2021-10-29 16:04 5
Ольга Купава
Варвара, коллеги, приветствую.
В начале своего пути фриланса была такой же наивной души человеком. Но, опыт не оплат быстро привел в чувство реальности. И теперь, как и коллеги, уже высказавшиеся, только с предоплатой, с ФЛ - 100%. Лучше не получить заказ, чем потратить свой временной ресурс и не получить денег - учитывайте практически двойную потерю - в это время вы могли сами развиваться, заниматься своим продвижением или получить деньги за другой заказ.
Отзывы, обратная связь - здесь, пожалуй, надо на берегу до консультации прояснять, чтобы ожидания и реальность не сильно разошлись.
По вопросу денег - да, на карту, выдаю чек клиенту моментально после оплаты и ему спокойнее становится.
Удачи и всем отличных клиентов!
2021-10-29 15:32 7
Светлана
Варвара,коллеги,добрый день.
Согласна с комментариями коллег по заключению договора. К сожалению ситуации, когда заказчик не оплачивает выполнение работы сегодня не редкость. Встречаются случаи, когда не оплачивает заказчик даже по договору на выполнение работ, мотивируя разными ситуациями. Заключайте договор с заказчиком, чтобы хоть как- то подстраховаться и обезопасить себя. Если заказчик не платит сразу можно составить письменную претензию и направить ее заказчику. Таким образом, вы получите письменное обещание по оплате к определенному сроку, от которых уже не так просто отказаться как от слов. Направление претензии- это не обращение в суд, а попытка решить вопрос мирным способом.
2021-10-29 14:02 6
Петр Рожков
Варвара, добрый день!

Присоединюсь к коллегам - услуги только после предоплаты/подписания договора.

Ситуация с недовольством резюме у коллег КК часто встречается, т.к. хорошее резюме/совет по мнению HR и мнению клиента - это два разных резюме/совета))

Елена привела пример с врачом, он отличный на мой взгляд. У нас задача похожая - вылечить (помочь найти работу), а не выписать цитрамон.

Как совет - я клиента предупреждаю, что мои рекомендации могут не понравится, но они точно работают, делать или нет - выбор клиента.
2021-10-29 13:39 8
Уварова Елена
Коллеги, доброго дня. Мы очень подробно обсуждали тему защиты рекрутера здесь https://hrtime.ru/material/nuzhnye-punkty-dogovora--dopolnitelnaia-strakhovka-rekrutera-47975/
Тоже самое должно быть и у КК. Или предоплата 100%, или договор между фл. По другому я не работаю. Когда итог результата исполнителя связан с человеческим фактором, настроением сегодня, обстановкой на работе или в семье, всегда есть риск недовольства, как бы вы не старались.
Как с врачом или психологом. Мы выбираем того, с кем совпали на ментальном уровне.
Но застраховаться на 100% от того, что ваши ответы не понравятся клиенту, невозможно. И тогда врач становиться малограмотным фельдшером, КК - малоопытным кадровиком и т.д.
Поэтому, или предоплата, или договор))))
2021-10-29 13:24 10
АБИС
Добрый день, Варвара!
С юр. лицами конечно Договор проработан досконально. Получаю подписан. Веду всю переписку, согласований условий и т.д. Да, конечно есть заказчики, которые я бы сказала из 90-ых. Было несколько случаев. Веду работу претензионную, типа"зачем вам это надо", работает. С физиками всегда предоплата, после выполнение работы остальная сумма. Говорю им заветные слова(не надо обманывать и т.д) работает. Т.е. ,если резюмировать веду монотонную работу с ними.
2021-10-29 13:21 6
Апаева Анна (компания Лаборатория HR)
Если клиент не готов быстро согласовать и подписать договор до начала работы, то это уже звоночек, что он не про партнерский подход. Но по практике и с договором могут "слить", юридически все достаточно зыбко. Да и начнешь тяжбу, как вы правильно заметили, на негативный отзыв еще нарвешься)
Я считаю, что нечистоплотность заказчика - часть издержек нашей профессии, все-таки честных заказчиков гораздо больше!
2021-10-29 11:06 6
Ирина Маторова
Варвара, добрый день!
Я вне зависимости от статуса заказчика, юр лицо это или физ лицо, прежде чем взять заказ, отправляю на подпись договор.
И если заказчик не подписывает договор, значит и работы нет, и не готов он вообще сотрудничать и платить.
Это из моей практики. Может у коллеги другие наблюдения?
2021-10-29 09:28 8
Показать все комментарии
avatar-default-icon
Бизнес-тренер, рекрутер, HR-специалист
Автор статей
Автор 5 публикаций
Вас также может заинтересовать
HRTime_faces
209 специалистов сейчас на сайте Опишите задачу. Исполнители откликнутся сами.
Мы используем файлы cookie и рекомендательные технологии. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie (подробнее), а также с пользовательским соглашением.
Согласен
X
Файлы cookie представляют собой файлы или фрагменты информации, которые могут быть сохранены на Вашем компьютере или других интернет-совместимых устройствах конечного пользователя (например, смартфонах и планшетах) при посещении Вами наших веб-сайтов или использовании наших веб-сервисов. Эта информация в большинстве случаев представлена в виде алфавитно-цифровых строк, которые однозначно идентифицируют Ваш компьютер или конечное пользовательское устройство, однако может содержать и иные сведения. На наших веб-сайтах или веб-сервисах мы используем различные типы «cookies» (небольшие текстовые файлы, которые размещаются на Вашем устройстве). Перечень используемых нами файлов cookie, описание целей их использования и дополнительная информация о соответствующих файлах cookie представлена в Инструменте управления файлами cookie, размещенных на соответствующих веб-сайтах и в веб-сервисах нашей компании либо в представленных в них текстах согласий или договоров.