Зачем компании внедряют OKR, а потом сами же их игнорируют?

Ни грамма науки. Просто мнение на то, как так случилось, что из трех аббревиатур C&B, KPI и OKR, направленных на развитие бизнеса через людей, прижились полторы? Или я в чем-то не прав? 

Может пример со стратегическими планами и OKR компании Intel оказались не для российских реалий? или же интерпретация в лице экспертных экспертов показала не то направление? 

Популярное по теме
90 чек-листов по всем направлениям для HR и бизнес-тренеров: подборка от экспертов hrtime.ru
Полезные инструменты по подбору, оценке персонала, обучению, консалтингу, разработке СОТ, корпоративной культуре, коучингу, кадровому учету и карьерному консультированию в одном месте.

Еще несколько лет назад OKR казались чуть ли не той самой «волшебной пилюлей» для бизнеса, которую так все ждут и на которую так все надеются. А то вот только деньги подавай сотрудникам. Никакой вовлеченности. 

Но, о чудо. Стали говорить: вот он — инструмент, который сделает сотрудников вовлеченными, амбициозными и ориентированными на результат. Компании активно внедряли OKR, вдохновляясь историями крупных игроков (как правило, зарубежных).

А сегодня все чаще можно услышать другое: «OKR не работают», «сотрудники игнорируют цели», «это лишняя бюрократия». Параллельно растет спрос на специалистов по льготам и бенефитам — тех, кто отвечает за мотивацию и удержание (наличие вакансий в компаниях не позволяет с этим спорить). И вот оно — звезда OKR погасла не загоревшись.

Но если разобраться глубже — дело не в том, что инструмент OKR плохой. Дело в том, как его используют.

Главная проблема в том, что OKR в большинстве компаний внедрялись формально.

Сделали таблицу, провели встречу, поставили цели — и на этом всё.
Никто толком не объяснил:

  • зачем это сотруднику,
  • как это влияет на его жизнь,
  • что он получит в итоге.

А мы помним принцип андрагогики "Взрослый человек должен понимать то, что он делает и для чего он это делает". Если нет выгоды — нет интереса. И это нормально.

В результате OKR превратились в очередную «обязаловку».
Сотрудники начали воспринимать их как дополнительную нагрузку, которая никак не влияет ни на зарплату, ни на карьеру.

На этом фоне KPI выглядят гораздо устойчивее.

Они понятны:

  • сделал план — получил деньги,
  • не сделал — не получил.

Просто, прозрачно, без лишней философии.

Именно поэтому KPI никуда не исчезают. Более того — в большинстве компаний они остаются основой системы управления.

Но у KPI есть ограничение. Они хорошо отвечают на вопрос: «что нужно делать сейчас». Но почти не отвечают на вопрос: «куда мы вообще идем дальше». А это, как показывает практика, иногда самый сложный вопрос, особенно там, где тушение пожаров и операционная работа — смысл жизни).

И тут еще всем, как на беду, сваливается C&B. Для многих вещь непонятная, но очень востребованная. Ничто так не привлекает, как неизвестное как модное. То, что рекламируют эксперты со своих площадок. То, что есть у крупных игроков.

Но важно понимать: это не замена OKR и не альтернатива KPI.

Это ответ на другой вопрос: «почему сотрудник останется в компании».

Итого мы имеем:

1. Что нужно делать сейчас?

2. Куда мы идем дальше?

3. Почему я остаюсь здесь?

И все кажется очень логичным: 3 вопроса — 3 разных уровня — 3 разных инструмента. 

Но почему-то именно OKR для нас становится бесполезной штуковиной, которая "не работает". 

И тут мы начинаем сочинять:

«Давайте напрямую привяжем OKR к зарплате».

На первый взгляд — логично.
Но на практике это ломает саму идею OKR.

Почему?

Потому что тогда сотрудники начинают:

  • занижать цели,
  • выбирать безопасные задачи,
  • избегать риска.

А смысл OKR как раз в обратном — в амбиции и росте.

Коллеги, я считаю, что это должно работать так:

  • KPI влияют на бонусы и деньги здесь и сейчас,
  • OKR влияют на развитие, повышение, переход на новый уровень.

То есть не «сделал — получил», а «доказал, что вырос — получил больше».

Я могу предположить, что OKR как "долгоиграющий" инструмент менее актуален сейчас в рамках нашей турбулентности, но все же, мне кажется, что в большей степени с этим инструментом не умеют работать. 

OKR не умерли.
Они просто прошли стадию «модной игрушки» и столкнулись с реальностью.

Бизнес начал понимать, что любой инструмент работает только тогда, когда он:

  • понятен,
  • связан с выгодой,
  • встроен в систему управления, а не существует отдельно.

OKR без реального веса превращаются в галочку.
KPI без перспективы роста — в рутину.
Отсутствие мотивации — в текучку

Рабочая система — это не выбор между инструментами.
Это их грамотное сочетание.

Нельзя строить систему управления ради галочки — строить её нужно ради результата. Люди чувствуют фальшь быстрее, чем кажется. А потерять доверие намного легче, чем его заработать. Если цели не влияют на жизнь сотрудника, они мертвы. Если показатели не дают роста — это тупик. Управление сегодня — это честный обмен: вклад за развитие и признание. Упрощай, убирай лишнее, связывай цели с реальностью. И главное — не бойся пересобирать систему, если она не работает.

Коллеги, надеюсь я не перегрузил вас лишней информацией. Никогда не считал себя мастером слова. Но пишу от души)

Поделитесь своим мнением, пожалуйста. 

Поделиться статьей
Нужно поменять KPI или СОТ?
Ответьте на несколько вопросов и я пришлю вам расчет бесплатно
Ольга Разживина
Александр, добрый день!
Я с вами полностью согласна: просто неправильно применяют инструмент, либо пытаются его применить там, где он не нужен, или он не приживается, так как в целом культура компании такая.

"И тут еще всем, как на беду, сваливается C&B" - вот это очень улыбнуло: не успели внедрить одно, надо уже внедрять другое ))
2026-03-26 13:19 1
Дарья Левина
Александр, соглашусь с мыслью, что OKR чаще всего «не работают» не из-за инструмента, а из-за того, как его приземляют. Но есть нюанс: компании пытаются внедрить OKR в культуру, где и KPI-то живут на уровне «сделай план и отстань». В такой системе любые разговоры про амбиции и развитие звучат как факультатив. В подборе я это вижу регулярно: кандидат приходит из компании с внедрёнными OKR, а по факту рассказывает только про бонус за выполнение плана. Всё остальное для него «где-то было, но не влияло». Пока OKR не начинают менять реальные решения по людям и карьере, они остаются красивой презентацией.
2026-03-25 14:38 1
Ольга Азарова
Александр, спасибо за статью. Проблема в том, что инструменты часто внедряют формально и тогда они не работают. Сначала нужно исходить из потребностей бизнеса, болей, которые нужно решить, и далее подбирать инструмент и системно внедрять с участием и поддержкой руководителей и ведущих сотрудников. Если бизнес не вовлечён, тогда эти инструменты превращаются в игрушки HR, внедряются формально и не работают. Да, я согласна, что KPI влияют на бонусы и деньги здесь и сейчас, OKR влияют на развитие, повышение, переход на новый уровень, C&B - на удержание.
2026-03-24 21:46 1
Анна Долматова
Александр, спасибо за материал и отдельное спасибо - за Вашу подачу. Интересно пишите, продолжайте))
Добавлю Вам в копилку - еще есть KAI (Key actions Indicators). Никому не говорите, а то начнут внедрять))

Идея отличная, реализация - не очень. Потому, что ОКР и KPI, как и любой другой инструмент, должны быть встроены в систему и культуру. Все это нужно грамотно и системно внедрять, корректировать, поддерживать. А в реалии - не хватает экспертизы и поддержки от бизнеса.

Поддерживаю Вашу мысль, что сейчас просто бум на специалистов C&B, причем в крупном бизнесе в т.ч. Интересно, а как раньше эта функция существовала в компаниях?

Я не специалист в C&B, но думаю, надо начинать с модельных отделов/групп/ функций, чтобы откатать инструмент, а дальше стандартизировать модель, которая зашла в конкретной компании, для конкретного начальника, он уже поддержит вас.
2026-03-24 20:10 1
2 ответа
Александр Потапов
Анна Долматова, мне кажется, что вся эта движуха с льготами и бенефитами в РФ началась в далеком СССР, когда пришли к отделу/управлению ОТиЗ) Это из наблюдений. Потом услышали модное словосочетание C&B и тут понеслось) Как в свое время слово "менеджер" решили применять ко всему, к чему возможно. А с точки зрения алгоритма, который Вы прописали, я с Вами согласен)
2026-03-25 08:39 1
Анна Долматова
Александр Потапов, еще я думаю, что у нас нет своих методик. Например, методики нормирования труда в СССР были супер рабочими. Но последние лет 50 их не обновляли. Скорее всего у ОТиЗа лет 50 тоже были сильные методики, но они зачахли и мы перешли на C&B. Но C&B - это методики международных компаний, их перенимали, а не разрабатывали. С уходом западных компаний мы и потеряли методики.
2026-03-25 10:29 1
Зотова Юлия
Александр, добрый день!
Честно скажу, есть ощущение, что всё намешано в одну кастрюлю, потому что C&B, KPI и OKR - это разные сущности, которые нельзя рассматривать как взаимозаменяемые вещи. C&B - это система и архитектура вознаграждения в целом, а KPI и OKR - это инструменты, причём принципиально различные.

КПЭ - про регулярную операционную деятельность, про то, как разложить стратегию (куда идем?) на конкретные, измеримые и понятные показатели и привязать их к системе премирования. И после изменений в ТК РФ с 1 сентября 2025 года это фактически единственная устойчивая база для премирования, как бы к этому ни относились и сколько бы их ни критиковали. Альтернативы пока я не вижу.

ОКР - совсем другая история, применяется в проектной, инновационной среде, где цели могут меняться, а результат не всегда можно жёстко формализовать, и именно поэтому привязывать ОКР к оплате труда - это методологическая ошибка.

А проблема на практике заключается не в том, что компании что-то внедряют и потом игнорируют, а тупо в том, что внедрение изначально происходит без достаточной глубины понимания. Компании видят успех западных компаний, читают бизнес-книги, пытаются повторить, но в итоге получается классическая ситуация «слышали звон, да не знают, где он».

Дополнительно ситуацию усугубляет то, что доступ к качественной экспертизе и актуальным кейсам ограничен, и компании собирают все на коленке и как придется, да еще и поэкономить хочется. В результате дискредитируются инструменты, а на деле проблема:
- в незнании основ,
- кривой методологии и практике внедрения и применения.

И отдельно важно аккуратно использовать профессиональные термины, потому что C&B - отдельная область экспертизы, очень полезная и интересная, кстати.
2026-03-24 18:39 1
1 ответ
Александр Потапов
Зотова Юлия, я с Вами соглашусь относительно C&B как отдельной области - безусловно это так. Еще Вы отметили изменения от 1 сентября. Но вот тут мне кажется, что это сделано не для того, чтобы направить бизнес на правильный путь и сделать прозрачной систему вознаграждения. Насколько я знаю, с инициативой по созданию ЛНА в системе премирования вышел Верховный суд, т.к. за последние несколько лет участились случаи судебных разбирательств из-за не выплаченных премий через апелляции, кассации и до Верховного. Суду крайне тяжело копаться во всех этих моментах и расчетах. Лично в моей практике есть случай, когда мы со знакомым адвокатом помогли одной гражданке отсудить 800 тыс. рублей у работодателя (бывшего). И сейчас тоже в обсуждении идти в суд или не идти против одного мясного холдинга (всем очень хорошо известного). У них есть система мотивации, но с самими ЛНА ознакамливаться просто не дают) Все за семью печатями. И, общаясь с коллегами "по цеху", выяснил, что далеко не все создали этот регламент по системе премирования, т.к. в современных реалиях еще тяжелее выйти на прозрачность.
2026-03-25 09:36 0
Показать все комментарии
avatar-default-icon
Бизнес-консультант, HR-эксперт, бизнес - тренер
PRO Автор статей
Стаж работы 6 лет
Публикаций 6
Рейтинг в профразделах
KPI 24 место
Кадровый учет 44 место
Карьерный консалтинг 51 место
Вас также может заинтересовать
HRTime_faces
193 специалиста сейчас на сайте Опишите задачу. Исполнители откликнутся сами.
Мы используем файлы cookie и рекомендательные технологии. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie (подробнее), а также с пользовательским соглашением.
Согласен
X
Файлы cookie представляют собой файлы или фрагменты информации, которые могут быть сохранены на Вашем компьютере или других интернет-совместимых устройствах конечного пользователя (например, смартфонах и планшетах) при посещении Вами наших веб-сайтов или использовании наших веб-сервисов. Эта информация в большинстве случаев представлена в виде алфавитно-цифровых строк, которые однозначно идентифицируют Ваш компьютер или конечное пользовательское устройство, однако может содержать и иные сведения. На наших веб-сайтах или веб-сервисах мы используем различные типы «cookies» (небольшие текстовые файлы, которые размещаются на Вашем устройстве). Перечень используемых нами файлов cookie, описание целей их использования и дополнительная информация о соответствующих файлах cookie представлена в Инструменте управления файлами cookie, размещенных на соответствующих веб-сайтах и в веб-сервисах нашей компании либо в представленных в них текстах согласий или договоров.