Низкий уровень безработицы и дефицит кадров - это плюс для экономики или минус?

Написать этот материал побудил вопрос ниже о дефиците рабочих кадров.
Но если посмотреть на проблему обширно, с точки зрения макроэкономических показателей: низкая безработица и дефицит кадров - это плюс или минус для развития экономики и рынка труда в целом? 
Нужно ли боятся движений на рынке труда?

Популярное по теме
90 чек-листов по всем направлениям для HR и бизнес-тренеров: подборка от экспертов hrtime.ru
Полезные инструменты по подбору, оценке персонала, обучению, консалтингу, разработке СОТ, корпоративной культуре, коучингу, кадровому учету и карьерному консультированию в одном месте.

С точки зрения макроэкономики, низкий показатель безработицы - очень важный, положительный показатель для движения в экономике и рынке труда.

Нужны кадры, берут тех, кто ждал работу во 2 или 3 очереди, т.к. 1 очередь или уехала от мобилизации или уже трудоустроена. Что ж, 2 и 3 состав можно дотянуть до уровня, незаменимых спецов и правда нет , а расти кадры всегда должны "над собой".

Что ведет за собой безработица - стагнацию, уныние, застой. Создание новых рабочих мест в свете импортозамещения и открытие новых заводов - не это ли главная цель для экономики и независимости?

Поделиться статьей
Интересует стоимость подбора?
Опишите кратко вакансию: сфера, требования, уровень позиции и я дам оценку
Инесса Шелест, IT HR
Здравствуйте.
:) Вот и пригодился мой опыт преподавателя экономики в ВУЗе и школы МВА
Во-первых не безработица первопричина. Она как следствие определённых процессов.
Главная потеря экономики от безработицы — это непроизведённый товар.
Это приводит к снижению объёма производства в стране.
---В свою очередь отсутствие какого-либо источника доходов вынуждает граждан сокращать свои расходы, соответственно, сокращается потребительский спрос.
---А если снижается потребительский спрос, то и проиводить надо меньше и цена будет снижаться и т.д. цепочка вниз.
---Спрос влияет на предложение, можно сказать на производственную часть рыночных отношений. Колебания спроса влияют как на ценообразование, так и на разработку неценовых методов привлечения новых потребителей.
---Дефицит кадров соответственно повыщает стоимость этих кадров. А это в последствии повышает цены производимого продукта. И это совсем не означает что и прибыль увеличится и экономика от этого выиграет.
---Для экономики важен взвешенный баланс показателей.
---Движение рынка труда--это нормальный процесс. Важно только чтобы не было серьёзной разницы между показателями спроса и предложения рабочей силы. Само движение рынка труда даёт положительный эффект для экономики.
--- Рынок труда определяет процесс производства, и, соответственно, количество благ на рынке товаров и услуг. От количества и качества труда зависят возможности расширения производства, выпуска продукции определённого качества.
2023-09-05 23:09 0
Безрутченко Юлия Вячеславовна
Для бизнеса высокая безработица - благо. Можно найти себе высококлассного сотрудника по "низкой" цене. Я как предприниматель не всегда изначально готова платить много. Но готова рассматривать конкурирующих специалистов. Как бы ты не проверял будущего сотрудника - это кот в мешке. Попалась уже , знаю. В последствии, бизнес (правда не весь) готов платить достойно. Но это уже потом.
Для экономики страны низкая безработица - манна небесная! 1. не нужно платить много пособий 2. Рост налоговых поступлений. 3. Развитие бизнес-сферы. в основном сферы услуг.
Но если учитывать, что предприниматели и есть часть экономики страны. То безработица - палка о двух концах.
2023-07-28 09:14 2
Вера
Почему-то нет комментов от женщин-коллег.
Мужчины- спасибо, однако,как всегда: 2 коммента, 5 мнений.
Про импортозамещение вопрос актуальный. Тот, кто пишет, что его нет в стране- скорее всего сам безработный или HR-любитель. Производство расширяется быстрыми темпами. Из 10 моих работодателей, 5- производственники, и именно начали расти из-за ухода иностранных компаний с рынка.
Павел, мы все учились понемногу... не стоит тут поучать коллег, ей-богу, все читали теорию и работают как практики сегодня (надеюсь).
Тема Однорала- как заезженная пластинка- все плохо, завтра будет еще хуже. Ну как это поможет на практике? Никак. Поэтому, зачем повторяться?
Никита Сергеев, Роман Шеховцов- Вы на позитиве и в работе, это вдохновляет. Будем работать и думать, как оптимизировать рынок труда разумными решениями, спасибо Вам.
2023-07-27 16:29 1
Однорал Олег Игоревич
производственный бизнес, который всё также комплектует штат линейного персонала подрядными аутстаффинговыми компаниями. Которые, в свою очередь, до сих пор живут в иллюзии, что рабочих можно найти, разместив объявления на "Авито" и сотнями отправляя заказчику (думаю, коллеги не раз видели их бредовые объявления на площадке, в духе "2 000 - 5 000 руб за трудоустроенного кандидата, отработавшего 3-6-10 и тд недель")
Поэтому низкая безработица - дефицит рабочих серьезно ударит по производственному сектору, особенно по самым неповоротливым, большим предприятиям, создающим "атмосферу" в отрасли. Так что и в краткосрочной перспективе низкая безработица в нынешнем контексте - не просто плохо, но и предвестник более глубокого кризиса.
Поменять ситуацию мигрантами не просто не получится - это приведет уже к этносоциальному кризису. Пример Москвы, с недавним митингом мусульман, где целые районы - гетто среднеазиатов, вполне достаточен. Да и глупости пропаганады - "местные не хотят горбатиться за ту зп, за которую соглашается узбек/киргиз - откровенная ложь. Никто их них не работает за копейки уже лет 30, а сейчас в приницпе всё чаще работают на "своих", приехавших ранее и выступающих уже в роли работодателей.
Но именно такую логику выберут "элиты" РФ, это уже привычка - применять наиболее идиотские и иррациональные меры, отчасти лишь создающие видимость решения проблемы. Поменять же ситуацию в экономике в корне возможно только путем кардинальным политических перемен в стране, но, как говорится, это уже совсем другая история.
2023-07-27 14:54 0
Однорал Олег Игоревич
Добрый день. Согласен с коллегой выше, кроме как сомневаюсь, что какие-либо из их инициатив хоть как-то смогут устранить этот дисбаланс (понимаю, что это была просто реклама, но всё же)
Да, нельзя оценивать уровень безработицы в отрыве от всей системы экономики. Они рекордно низкая исключительно по причине того, что более полумиллиона трудоспособного мужского населения воюет на Украине. Стратегически - ничего хорошего, ибо экономика чувствует себя "не очень", а лечится исключительно искусственным провалом курса рубля, как происходит сейчас. Никакого импортозамещения ни с 2014, ни сейчас, мы, конечно, не видим и и не увидим. Да и не нужен он никому. Ибо цель режима "договориться" и все вернуть как было. Никому не интересно устраивать новые пятилетки и "индустриализацию 2.0", чтобы действительно развить некую самостоятельность. Нет для этого ни компетенции элит (как и ума в целом) ни воли и желания. Так что стратегически всё не очень.
Но и, на так скажем, оперативно-тактическом уровне всё печально. недалеки
2023-07-27 14:36 0
Никита Сергеев
Вера, коллеги, здравствуйте!
Думаю, вопрос с дефицитом кадров нужно разделить на два разных направления: 1) дефицит низкоквалифицированных специалистов и 2) дефицит ВКС.
По п. 1 - вопрос решается, как один из вариантов, привлечением мигрантов (я не сторонник толп неконтролируемых "гостей" из стран Средней Азии, но, зачастую, местные не хотят горбатиться за копейки, а работодателям нужны раб-руки).
По п.2 - ВКС не вырастишь за год! Нужно лет 5-10...
Из личной практики (5 лет в нацпроекте "Лидеры Производительности, 40 проектов в реальных секторах экономики) - многие запустили внутренние проекты по взращиванию своих кадров (как экспертов, так и руководителей) + мощное наставничество! Поистине, они творят чудеса!)))
Плюс, компании начали, все чаще, плотно работать со студентами - гранты, стажировки, конкурсы - для лучших (берут лучшее из практики зарубежных коллег ;-) ))
Так что, надеюсь, умные компании, к естественному демографическому провалу, будут готовы))))
2023-07-26 21:56 2
ОК-Консалтинг
Вера, Коллеги, доброго времени суток!
Как же много у нас перепутанных понятий. Прошу сразу же извинить меня за ликбез, не в коем случае не хочу наступить кому-то на мозг :-) Просто хочу разобраться вместе с вами с теми хитросплетениями, которыми нас кормит зомбоящик. Когда из него нам кричат, что наша экономика растёт или становится устойчивой. Это очередной массовый вброс в нашу с вами неотёсанность для погружения в матрицу...
Итак!
Макроэкономика - раздел экономической науки, исследующий экономику как целое, а также её составляющие, используя при этом совокупные экономические показатели (валовой внутренний продукт, национальный доход и др.) в их связях с денежным обращением, занятостью населения, инвестициями и т. п.
Экономика - совокупность наук о ведении хозяйства, вид социальной науки, изучающий взаимоотношение людей в процессе производства, потребления, распределения и обмена товаров или услуг.
Экономика устойчивого состояния - экономика с относительно стабильными главными показателями, такими как численность населения и уровень потребления, размер которых не превышает несущую способность экосистемы.
Именно поэтому Сорос и заявлял, что в России достаточно оставить 128 тысяч человек, которые будут обслуживать экосистему вышек на территории России для америки. Кстати греф и костин с ним согласны полностью.
Что же касается дефицита кадров - то это очень благоприятная ситуация для любого развивающегося бизнеса, которая позволяет экономить на налогах, при правильном использовании. Вы и сами иногда можете удивляться тому, что вакансия есть, а потребности нет.
Вера! Спасибо за вопрос! Хочу ещё таки же! :-)
Всем успехов!!!
2023-07-26 14:17 1
Роман Шеховцов
Вера, благодарю за интересный вопрос!
Он, как это всегда бывает с системными экономическими факторами, имеет две стороны:
- с точки зрения социальной стабильности, низкая безработица (читай, высокая занятость населения) конечно "хорошо"
- с точки зрения бизнеса, дефицит кадров неизбежно ведет к росту зарплатных и кадровых издержек, что влияет на рентабельность.
Т.е. как всегда в сложных системах, важно поддержание баланса занятых и не занятых на рынке труда.

Но в случае России есть масса нюансов, о которых нечасто говорят, но это весьма интересные и важные детали:
1. СВО, мобилизация и значительный отток мужского населения на военную службу значительно снизили уровень безработицы, который рос последние до 2022 года годы.
2. Первой главной проблемой России является дисбаланс кадров - избыток белых воротников, недостаток инженерных кадров и острый дефицит рабочих профессий.
3. Второй главной проблемой России является структура и качество кадров. Особенно это касается кадров молодых (выпускников ВУЗов), которые выходят с никому не интересными "корочками" и идут в и без того раздутый сектор услуг и розничной торговли, а не в производительный сектор. Так и возникает проблема №2.

Таким образом, проблема с которой HR-ы имеют дело вовсе не в низкой/высокой безработице, а в структурном дисбалансе (см. нюансы про Россию выше).

От себя добавлю, мы сейчас прорабатываем методологию и проект, нацеленный на устранение указанных кадровых дисбалансов в России и решение "болевых проблем" российских специалистов по персоналу.
Если Вам интересно принять участие в нашем проекте - пишите сюда или в наши контакты.
Общими усилиями, я думаю, мы справимся.

С уважением.
Роман Шеховцов
2023-07-26 13:11 3
Показать все комментарии
avatar-default-icon
HR-manager (expert), рекрутер. Самозанятость.
Автор статей
Автор 98 публикаций
Вас также может заинтересовать
HRTime_faces
207 специалистов сейчас на сайте Опишите задачу. Исполнители откликнутся сами.
Мы используем файлы cookie и рекомендательные технологии. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie (подробнее), а также с пользовательским соглашением.
Согласен
X
Файлы cookie представляют собой файлы или фрагменты информации, которые могут быть сохранены на Вашем компьютере или других интернет-совместимых устройствах конечного пользователя (например, смартфонах и планшетах) при посещении Вами наших веб-сайтов или использовании наших веб-сервисов. Эта информация в большинстве случаев представлена в виде алфавитно-цифровых строк, которые однозначно идентифицируют Ваш компьютер или конечное пользовательское устройство, однако может содержать и иные сведения. На наших веб-сайтах или веб-сервисах мы используем различные типы «cookies» (небольшие текстовые файлы, которые размещаются на Вашем устройстве). Перечень используемых нами файлов cookie, описание целей их использования и дополнительная информация о соответствующих файлах cookie представлена в Инструменте управления файлами cookie, размещенных на соответствующих веб-сайтах и в веб-сервисах нашей компании либо в представленных в них текстах согласий или договоров.