Нарцисс - лучший продавец? Стоит развивать нарциссизм у продавцов?

В реальных продажах чтобы завоевать доверие клиента, необходимо демонстрировать уверенность, правоту, убежденность. А кто более уверен в своей правоте, чем нарцисс? В кого влюбляются женщины, с кого фанатеет публика? В людей с нарциссическим типом личности, с нарциссической акцентуацией? Может пора создать тренинг для продавцов - польза персонального нарциссизма в продажах?

Популярное по теме
90 чек-листов по всем направлениям для HR и бизнес-тренеров: подборка от экспертов hrtime.ru
Полезные инструменты по подбору, оценке персонала, обучению, консалтингу, разработке СОТ, корпоративной культуре, коучингу, кадровому учету и карьерному консультированию в одном месте.

Уважаемые коллеги буду рад узнать ваше мнение о новых методах повышения результативности продавцов. Как их обучать так, чтобы они гарантированно на биологическом уровне вызывали доверие клиентов? Обычно продавцов обучают техникам продаж, работе с возраженями, с вбивают в головы характеристики продукта. Но лучшие продавцы - они другие, им клиенты верят, как себе, даже если продавец не показывает успехов на тестах, или не демонстрирует отдельных компетенций. Легче всего показывать уверенность, правоту именно нарциссам. Из продавцов-нарциссов быстро получаются самые успешные бизнес-тренеры (не полезные, а успешные, с большим гонорарами).  Им проще продавать себя, чем чей-то товар))) Что Вы думаетет о позитивной нарциссической акцентуации личности в контексте продаж?

Поделиться статьей
Ищете тренинг для персонала?
Ответьте на несколько вопросов и я пришлю вам расчет бесплатно
Aлла Алфёрова
Добрый день!
Провокация здесь понятна: в продажах ценится уверенность, умение держать внимание, способность вести переговоры. Люди с выраженной демонстративностью действительно могут ярко стартовать: быстро входить в контакт, легко презентовать себя и продукт, не бояться отказов. Но вопрос всегда в устойчивости результата и в цене, которую платит команда и клиент.
Нарциссизм как черта часто приносит не только “силу”, но и хрупкость: болезненную реакцию на обратную связь, склонность защищать образ вместо того, чтобы улучшать навык, желание выигрывать спор вместо того, чтобы строить доверие. В продажах это особенно заметно на длинной дистанции: там, где важны отношения, повторные сделки, репутация, мягкое управление ожиданиями. Излишний напор может дать конверсию сегодня — и закрыть дверь завтра.
Развивать выгоднее не насалюбование, а профессиональную опору: спокойную уверенность, устойчивость к отказам, ясную аргументацию, эмпатию, умение слышать истинную потребность, способность держать границы без агрессии. Это делает продавца сильным не внешне, а по сути: он не “побеждает клиента”, он ведёт его к решению. А для бизнеса ценность именно в этом — в предсказуемом результате без токсичности и разрушений внутри команды.
Сильные продажи держатся не на яркости эго, а на доверии — и именно доверие остаётся главным активом, который конвертируется в деньги снова и снова.
2025-12-24 10:42 6
Марина Колесникова
Есть крайности, я не говорила про хаос, я указала на то, что имеют быть разные методы продаж. И там нет хаоса, там все выстроено, работает и самое главное приносит результат. А в любой системе когда-нибудь может произойти сбой.
Даже в самой отлаженной как казалось бы, где все выстроено.
Потому что бизнес живет не изолировано, а соприкасается со множество факторов, он подвержен влиянию процессов из вне.

Пожалуй нет такой компании, где бы не было каких-то сбоев. Всегад что-то происходит, даже незначительные изменения, в отлаженном бизнесе есть тоже риски, потери. Не все гладко в таких компаниях.

Хочется чтобы компания ценила своих людей, помогала им и сотрудникам было комфортно работать, чтобы не заставлять что-то делать, а объяснять и показывать на практике.

Отдел продаж - это живой организм, его надо чувствовать, видеть как в шахматах на шаг вперед и быть готовым к разным развитиям событий.
2025-01-07 18:33 2
Владимир Хмелев
Вот короткое видео на разрешенном видеохостинге о том, как система кратно, в разы побеждает хаос и разгильдяйство: https://ya.ru/video/preview/16795225394022663332

Системные компании и для лучших продавцов с рынка труда скорее являются "магнитом". В отличие от русско-народных г-компаний, где "Иди туда, не знаю куда. Делай то, не знаю что. Как, не знаю как". Где даже свои честно заработанные с продаж комиссии не факт, что получишь!

Потому что там как раз системы нет, а даже если и есть написанная "Мотивация", то ее могут сменить в любой момент, если посчитают, что продавец САМ как-то умудрился слишком много напродавать и компания "угорает" на его комиссии.

Меня в таких компаниях тоже "кидали" с честно заработанными деньгами. Неудивительно, что репутация таких компаний - "ниже плинтуса" и что к ним впоследствии не идет народ даже за очень большие обещания денег...
2025-01-07 18:24 2
Марина Колесникова
Вои как интересно, у вас свой опыт, у меня - свое экспертное мнени, основанное на опыте.

Скажу, вам больше, что бывает что нет денег даже на подарки к НГ))) а что уж там, как говорят собственника "кормить этих тренеров дармоедом, я не собираюсь ". Вот компании так и существуют и продают, кстати очень даже успешно.

Про Гандапасов и иже с ними Манов, не читали и не интересует их эти порой заштампоыанные методы. Есть свой опыт у них, если работает в сфере продаж- значит имеет место быть, даже порой с нестандартным подходом.

И управленцы тоже сами разные, типы подхода к людям, к отбору, к методам продаж. Даже к той же экологичности.

Я бы например, никогда не стала продавать сигареты, ни под каким предлогом, вы готовы и клиента убедили. Вот что и показывает, разные подходы и взгляды на продажи.

И сейчас рынок работников, в не работодателя. И в целом вообще сложно найти и удержать грамотного продажника.

Мой опыт показывает, что нужен маркетинг, реклама, акции. Все эти вложениям окупятся, если будут правильно выстроены все процессы. Я лично не встречалась с собственниками бизнеса, которые не давали ли бы скидок и акций.
Вот выбирать будут скорее продажники, в какую компанию им идти, что им ближе по опыту и атмосфере продаж.

В любом случаи клиентов хватит всем, главное нужный продажник на своем месте!!!
2025-01-07 18:04 2
Владимир Хмелев
Я не против креативного мышления продавцов! :)
Я сам себе придумал "нижний" маркетинг, который позволяет больше продавать без опоры на маркетологов и их рекламу, придуманную где-то далеко-далеко в головном офисе. Вот краткий видос на эту тему: https://www.youtube.com/watch?v=ekGHjRNPIyg

В частности, я сам придумал продавать сигареты директору магазина, которая ненавидела курение в любой форме с помощью... вопросов ей про чай! :)))
Тоже ведь трава, вызывающая зависимость у конечных покупателей и тоже позволяющая больше зарабатывать как магазину, так и ее заведующей! :)))
Убедил ее продавать вместе с чаем и табак тоже)))

Но, как говорили мои коллеги, Женя Жигилий и Радислав Гандапас, самый лучший экспромт из уст продавца, это тот - который хорошо заранее продуман, проработан и опирается на правильные техники продаж, проверенные во всем мире и подтвержденные и в России тоже. А не на тупой и уголовно наказуемый откат...

И привить эти техники правильные продаж - забота и обязанность компании, а не личный "головняк" самого продавца.

Отмазы про то, что компания пока маленькая, что "денег на внешнего тренера - нету!" - не канают. Даже в ИП из одного человека этот ИПшник может быть "тренером" для тех, кого он себе нанимает. Если он, конечно, хочет иметь свой бизнес, а не быть просто "кормильцем" ушлого продавца, который и скидку с клиентом "себе в карман" "пилит", и отсрочки оплаты предоставляет за счет компании.

Кто платит деньги, тот и устанавливает правила. Продавец никому ничего не платит. Только вечно ноет и что-то требует себе лично! То ему подавай товар, который "разлетается как горячие пирожки" и есть в эксклюзиве только у него! То ему нужны супер-скидки за счет компании. То реклама на многомиллионов. И т.д, и т.п.

Но задача компании как раз научить и заставить продавца продавать И без скидок, И без отсрочек, И без рекламы, И без эксклюзива. Только в этом случае будет прибыль.
Вот тут рассказывал о 3 стратегиях продаж, и о том, какие из них самые прибыльные для компании: https://hrtime.ru/material/3-strategii-biznesa--kakaia-prostaia-kakaia-pribylnaia-89444/
2025-01-07 17:32 3
Марина Колесникова
Владимир, хотелось бы верить, но не все так однозначно.
Откаты вещь сложно искоренимая, скажем так они всегда существовали и будут существовать. Вопрос в том, что кто их применяет да нарушает правила, но к сожалению, не везде бизнес выстроен по правилам, и не все игроки хотят их соблюдать. На это разные причины, другим компаниям надо уметь с этим считаться и выстраивать свои границы ведения бизнеса.

Как я уже говорили, повторюсь, что не во всех компаниях настроены процессы, особенно в региональных, там свои правила, свои продажники и нет как я говорила ресурсов для того, чтобы все было идеально, и работало как часы. Да чего уж, могу сказать что в московских то компаниях такое часто наблюдается, хаос, неразбериха в отделах. Тем не менее, есть свои успешные кейсы менеджеров по продажам, которые отличаются от остальных и продают успешно, делая прибыль собственникам бизнеса.

Если они не несут риски, то такие продавцы имеют место быть. Ведь не всегда полезно всех «под одну гребенку» причесать, тем более если эта «гребенка» стоит как чугунный мост.

Поэтому в каждой компании владелец сам решает какой % продажников у него работает как часы, а если 5% от всех один менеджер будет чем-то выделяться, то ничего критичного в этом нет.
2025-01-07 16:57 1
Владимир Хмелев
Марина, я не говорил, что результаты одного "неправильного" продажника заметно влияли на продажи 50 человек во всех 3 отделах продаж федеральной компании. Скорее его результаты были "бельмом на глазу" для супервайзеров, начальников и директора по продажам в этой компании. Они демотивировали и показывали всем остальным продавцам, что нечего соблюдать никакие правила, ведь можно продавать и выполнять планы и так! Что, конечно же, раздражало компанию. До поры, до времени. Ведь компании нужно системно управляемые продажи в целом от всех продавцов, а не только от отдельных "звезд продаж", и прочих "нарциссов" и "харизматиков".
А также нужно наращивать объемы продаж, причем кратно, в разы и в десятки раз, а не на какие-то "несчастные" +5-10-20% в год...
Вот 3 части описания того проекта, более детально: https://hrtime.ru/material/kak-ubedit-uspeshnogo-b2b-prodavtsa-primeniat-novye-podkhody-chast3-88089/

Про откаты, их "эффективность" и их ближайшие перспективы я писал в отдельном своем материале: https://hrtime.ru/material/konets-epokhi-prodazh-chto-budet-v-sleduiushchey-116013/
Общая идея: прикроют скоро эту "лавочку". И что тогда будут делать продавцы, которые никак иначе продавать не умеют?
Стоит пару человек посадить за незаконный оборот наличных (преценденты такие уже есть!), как слова "НИКАК не продадим без откатов" очень быстро прекратятся.
2025-01-07 16:43 2
Марина Колесникова
Есть разные сферы бизнеса, разные подходы к продажам, поэтому определенный слэнг может просовывать, и это нормально. Клиенты разные, надо уметь находить подходы ко всем, есть такие любопытные кейсы, что диву даешься, как можно продавать клиентов.

Поэтому ЭТО ПРЕИМУЩЕСТВО компании, когда есть разного вида продавцы, привлекающие и эффективно работающие с РАЗНЫМИ клиентам, в одном бизнесе могут быть абсолютно разные каналы привлечения, что нельзя не учитывать, в том числе методы, подходы к ним.

Владимир, у вас свой опыт, это ценно и конечно у вас своя точка зрения. Однако, продажи это огромная сфера, они существуют не только с отделами 100 чел, есть совсем небольшие компании, где весь штат 100 чел, есть очень-очень специфические продажи, где обычные алгоритмы не работают. И есть конечно компании, где нет возможности анализировать, проводить обучение и тогда есть из 10 продажников продает по-другому и у него это классно получается, то почему бы и нет?

Мои выводы – нужно смотреть в целом на компанию, на отдел продаж, управлять аккуратно процессом. Но не все руководители располагают финансовыми, временными ресурсами, не хватает определенной компетенции в чем-то. Поэтому я считаю, что имеют место быть разные менеджеры по продажам, не только как к учебнике написано.

Мы знаем, что основное для компании это прибыль. Так вот если менеджер приносит прибыль, соблюдает основные стандарты компании (в вашей кейсе они были нарушены), репутация компании сохранена (в моем кейсе репутация не страдала, т.к. в той сфере бизнеса – строительство – клиенты его прекрасно понимали).
2025-01-07 16:22 1
Марина Колесникова
Владимир, вы описываете опыт компании где отдел продаж состоит из 50 человек и один менеджер по продажам выходил за рамки правил компании, и нарушал конечно да очень критичные метрики для потенциальных клиентов, что приводило к потере заказов, росту недовольства со стороны клиента. И как-то странно выглядит ситуация, когда в федеральной компании все основные обороты делает 1 продавец. Вы пишите, что компания перестала зависеть от одного человек. Наверное, действительно это конкретный перекос, я такого на своей практике не встречала, чтобы руководитель терпел от продажника такие выкрутасы, не влиял на его процессы, когда они наносили вред не только репутации, но и в целом продажам. Это какой-то частный случай, отлично, что у вас получилось там провести анализ и вывести отделы на новые уровни.
В моем кейсе была другая ситуация, работал менеджер и отлично продавал, никаких вопросов по срокам, заказам, к нему не было. Начну с того, все бизнеса и компании разные, не во всех компаниях есть обучение, наставники и т.д, тем более если говорить про региональные компании. Не все могут позволить себе сделать оценку отдела продаж, пригласить внешнего бизнес-тренера и работать с ним несколько месяцев. Поэтому в моем кейсе, была описана ситуация, когда компанию устраивал продажник, не смотря на его стиль продаж, у него были отличные результаты. А на счет потери части клиентов с его уходом, да что ж такое бывает. Но он не был лидирующем, как в вашем кейсе, где компания зависела от 1 человека. Здесь потеря части клиентов была не ощутима, в любом бизнесе это регулярно происходит по тем или иным причинам.
Откаты – это вообще не обсуждаемо, с такими подходами только в 90-е))) Давно уже не встречала таких методов, НО это не значит что их нет – я лично не работаю, но по практике знакомых – прекрасно откаты действуют, и в той сфере бизнеса – без них НИКАК. Так что не все так однозначно, нельзя говорить только белое или черное, есть полутона))
2025-01-07 16:21 1
Владимир Хмелев
И еще, Марина,
когда МОП с "базарным сленгом" формирует себе базу только(!) из отдельных клиентов, которым этот сленг "заходит", то это тоже - УПУЩЕНИЕ КОМПАНИИ.

Потому что в B2B и в FMCG-бизнесе дистрибьюция/пенетрация должна стремиться к 100%. На понятном языке это означает, что если на рынке есть 100 потенциальных покупателей, то задача хорошего МОПа - обеспечить продажи всем этим 100% покупателей.

На практике это, конечно, очень сложная задача. Но некоторым, самым успешным компаниям, она удается. Например - "Coca-cola", "Marlboro" и др.
Компанию минимально устроило бы, если наш продукт регулярно закупали хотя бы 75-80% клиентов.

Вряд ли 100% клиентов мечтают, чтобы с ними работал поставщик с "базарным сленгом". По крайней мере, когда я сам работал управляющим сбытом, то среди моих 550 клиентов таковых не набралось бы даже 50 шт... Максимум - десяток, или 2%, или в пределах статистической погрешности по числу психов и "неадекватов" в любом обществе))

Так что того вашего МОПа стоило выгнать хотя бы даже за этот косяк
2025-01-07 09:17 2
Владимир Хмелев
Марина, вы описали тот случай, когда не компания управляет своими продажами, а каждый ее индивидуум.
Вопрос: чей тогда это бизнес? Каковы перспективы дальнейших продаж в такой компании? Если с уходом одного неправильного продавца рушится клиентская база? Может быть для компании целесообразнее иметь всё управление продажами в своих руках??

У меня тоже были "прекрасные" примеры таких уникумов. Приведу всего два из них:
1. Федеральная компания связи. В 3 отделах продаж - около 50 продавцов. В отделе продаж на входном канале один из них - нарушает все мыслимые и немыслимые стандарты продаж, но планы при этом делает и поэтому компания его терпит.
Потом мы за полгода протестировали мои новые подходы к продажам, получили шикарные результаты, институализировали их в новые Стандарты и заставили всех остальных продавцов работать иначе.
Так этот перец тут же сам пришел и попросил дать ему наши разработки! :) Стал замечать, что его стали опережать те, кто раньше считался в числе самых отстающих...
В итоге компания перестала зависеть от одного человек, общий объем продаж вырос, новички тоже стали быстрее вливаться в правильные продажи.
Скажу больше! Мой ученик-тестировщик новых гипотез потом там стал супервайзером, потом начальником отдела продаж, потом его отдел продаж за 10 мес 2022г еще в 6 раз повысил продажи (по моим методичкам), и этот парень теперь... ушел в консалтинг и стал моим конкурентом))) Это лучшая награда для меня, как для тренера! Без иронии говорю

Вторая история:
Была некая команда торговых представителей во главе с супервайзером на Севере Нижегородской области. Они за долгие годы "подмяли" "под себя" почти все магазины, переходя из одной компании-поставщика в другую.
"Продавая" работодателям именно - "свою" клиентскую базу, свои объемы продаж, свои личные отношения, но не умение торговать...
При мне пришли в новую производственно-дистрибьюторскую компанию, которая вообще-то "топит" за цивилизованный бизнес!
Поэтому за 2 месяца они все НЕ СМОГЛИ без откатов выполнить планы и были с позором выгнаны прочь, все вместе!
Ибо компания хочет управлять своим бизнесом и дорожит своей репутацией!

Делайте выводы сами) Как лучше: уповать на уникумов-самоучек и их личные "хотелки", или создавать и требовать то, что нужно в первую очередь компании
2025-01-07 07:32 3
Марина Колесникова
Привет, всем!
По моей практике, на каждого продавца достаточно своих клиентов.
И на нарциссов тоже найдется своя клиентская база. Нет такого - вот продавайте только так и никак иначе, в каждой сфере бизнесе, с каждым клиентом свои кейсы и в каких-то сферах такого рода продавцы имеют место быть.
Был занимательный кейс в одной компании, где был МОП с "базарным" слэнгом, вообще без правил этапов продаж.
И ЧТО?? Была, точнее он сам сформировал отличную клиентскую базу из подобных клиентов b2b и успешно выполнял планы. Все еще удивлялись, как "такому непрофессиоальному продажнику" удается ПРОДАВАТЬ??

Так вот, далее не менее любопытно - когда он ушел из компании, его базу передали "правильному продажнику", который умел грамотно вести переговоры, и все делать по этапам со всеми пунктами..
Короче, ну не сработались те клиенты, с "правильным менеджером")))))))) ,,

вот и думайте после этого, какие продажники хороши)
2025-01-06 23:26 1
Анастасия Баклыкова
Андрей, приветствую!

Ваш вопрос очень интригует. Представьте себе продавца, который, словно древний маг, вызывает у клиента неосознанное восхищение своей уверенностью. Но что стоит за этим фасадом? Влияние нарциссизма в продажах имеет, на мой взгляд, ярко выраженную двоякую природу.

С одной стороны, нарцисс может привлекать внимание благодаря харизме, доминирующему поведению и способности создавать образ компетентности, что позволяет вызывать доверие на подсознательном уровне.

Но с другой стороны, его непоколебимая уверенность часто приводит к игнорированию потребностей клиента и возможным конфликтам, когда дело доходит до нюансов, вопросов, корректировок.

Настоящие мастера продаж используют гибкость мышления и эмпатию.

Например, глубинно изучая природу поведения человека мы сможем заметить, что успешный продавец осознает не только свои цели, но и эмоциональный контекст клиента. Речь о синхронизации и плавном влиянии на принятие решений, что чуждо нарциссам биологически.

Так что, коллега, я бы посоветовала не превращать каждого продавца в нарцисса. Как насчет тренинга по развитию истинного мастерства влияния? Где вместо «блистать», мы обучаем продавцов искусству «слышать»? Как показывает практика, уверенность сама по себе мало что стоит без уважения к чужим ценностям, что является базой нарциссизма.

И наконец, стоит помнить: даже самый уверенный продавец не справится с задачей, если его клиент чувствует себя лишь инструментом в чужих руках, что является еще одной субдоминантой нарциссизма.

Единственно, на мой взгляд, где нарциссизм можно использовать в благих целях — это на коротких дистанциях, когда надо прийти, очаровать и уйти. Но тут будет достаточно вопросов по работе с такими сотрудниками внутри коллектива.
2024-12-31 08:43 4
Александр Балашов
Приветствую, Андрей
Тема нарциссизма в продажах — это достаточно спорный и многогранный вопрос. С одной стороны, нарциссические черты, такие как уверенность, харизма и способность убеждать, действительно могут быть полезны в продажах. Продавцы с ярко выраженным нарциссизмом могут быстро завоевать внимание и вызвать доверие клиента за счет своей уверенности и харизмы. Они, как правило, легко привлекают внимание и вызывают восхищение, что может способствовать успеху на начальных этапах продаж.

Однако, важно помнить, что нарциссизм — это крайняя форма самовлюбленности, при которой внимание больше сосредоточено на собственных интересах, чем на потребностях клиента. Для эффективных продаж критически важны такие качества, как эмпатия, способность выслушать и понять клиента, а также желание помочь решить его проблему. У нарциссов с этим могут возникнуть трудности, поскольку их интерес зачастую направлен на себя, а не на нужды других.

Кроме того, нарциссические продавцы могут столкнуться с проблемами в построении долгосрочных отношений с клиентами. Их успех может быть краткосрочным, а способность поддерживать доверие клиентов — ограничена.

Вместо того чтобы фокусироваться на развитии нарциссизма у продавцов, эффективнее будет работать над развитием уверенности, лидерских качеств и харизмы, при этом усиливая такие ключевые навыки, как эмпатия и внимание к потребностям клиента. Таким образом, можно создать баланс между самоуверенностью и уважением к интересам других, что обеспечит стабильные и долгосрочные результаты в продажах.
2024-12-30 23:57 3
Наталья Кретова
Андрей, коллеги, здравствуйте.
Есть у меня один знакомый продавец - нарцисс. Ну как нарцисс? Красное Вольво, золотая оправа, часы, ручка, чашка для кофе - фарфор, туфли из кожи крокодила и т.д. и, сначала я как -то не сильно придавала этому значение. Есть и есть. Нравится ему так и ладно - главное голым по офису не ходит. По случаю, посмотрела результаты его продаж... А там! Плюс минимум 300% к результатам коллег. Вот и делайте выводы.

2024-12-27 12:57 5
Елена Берилло
Здравствуйте, Андрей.
Тема Ваша интересная, но неоднозначная…
Если говорить о нарциссизме как об уверенности в себе, харизме, умении увлечь клиента, то в умеренных дозах вполне даже может быть полезным в продажах, что может вызывать доверие клиентов особенно на эмоциональном уровне. Но присутствуют определенные риски, например когда это перерастает в манипуляцию, что в долгосрочной перспективе может подрывать доверие клиента. Успешные продажи строятся на умении понять потребности клиента, что невозможно нарциссу, он обращен в первую очередь на себя. Все в меру.
2024-12-27 04:38 6
ОК-Консалтинг
Андрей, Коллеги, всем доброго времени суток!
Безусловно такая позиция не просто имеет право на существования, но и довольно часто я наблюдаю её среди продавцов средней руки, которые чудом попали в "струю" продаж. Их самомнение вырастает до небес. Корона начинает со скрежетом царапать не только потолок офиса продавца, но и потолок офиса клиента. НО! Самое главное, что данный факт отрицательно сказывается на бизнес-атмосфере.
Всегда придерживаюсь Компетентностного подхода при подготовке продавцов, который включает два фактора.
Физическая готовность самого продавца:
внешний вид эксперта
наличие необходимых документов и материалов
наличие необходимых товаров
Психологическая готовность продавца
согласие со своей фирмой
со своим товаром (услугой)
со своей профессией
компетентность
мотивация (заинтересованность) на продажу
развитые навыки и умения (в т.ч. желание глубже узнать и понять рынок)
стремление к совершенствованию (в части расширения кругозора для свободного общения).
Всем добра!
2024-12-25 17:19 8
Александр Тимошин
Здравствуйте Андрей и коллеги!
Любопытный вопрос для размышлений. Спасибо!
Думаю, что Вы правы в том, что каждый понимает это слово по-своему.
С точки зрения психологии, насколько мне известно, нарциссизм заключается в повышенной самовлюбленности и крайне высокой самооценке.
С точки зрения продаж как процесса взаимодействия двух людей (возьмем упрощенный вариант) поведение такого продавца будет сводиться к позиции "я лучше знаю, что Вам нужно, потому что я профессионал в этой области"
Безусловно, есть категория очень мнительных людей, для которых такой продавец находка.
Правда, думаю, что когда они вернутся домой, то может оказаться что им продали то, что не очень нужно.
Думаю, что продавец с таким комплексом может быть эффективен для очень узкого диапазона покупателей.
Я работал в одной компании, в которой продавец был близок по своему поведению к нарциссу.
Его ключевая фраза заключалась в следующем: мне все равно , что продавать -" от плавленных сырков до автомобиля"
Я могу продать все!
Правда реальные результаты сильно отличались от этих слов.
Правда его это совсем не смущало)
2024-12-25 17:09 5
Ирина Князева
Добрый день, Андрей, коллеги!
Ваша идея создания тренинга по развитию нарциссизма очень оригина! ))))
Как Вы думаете, может ли быть так, что нарциссизм может вызывать доверие только на начальном этапе взаимодействия с клиентом? Ведь долгосрочные отношения с клиентами строятся на честности, эмпатии и взаимопонимании. Может быть тренинг все-таки должен фокусироваться на развитии уверенности, убеждённости и навыков коммуникации, сохраняя при этом этическую основу? Клиенты ценят искренность и профессионализм больше, чем поверхностное очарование.
2024-12-24 23:41 7
Евгения Ерохина
Добрый день, Андрей.
Вот спасибо за тему)))
Это почему-то очень распространенное мнение, что хороший продажник - это активный самоуверенный нарцисс, активно склоняющий на свою позицию.
Я сама вышла из продаж, если что (хоть и давно это было), но я и продавала сама и обучала(ю) продавать.
Итак, по порядку: что Вы хотите получить: краткосрочный или долгосрочный результат?Очень часто, таким нарциссам, которые хорошо умеют заговорить и убедить действительно верят, но до тех пор, пока не выйдут из магазина или не пройдет какое-то небольшое время. Клиент выйдет из этого пространства и осознает, что ему это не очень то было и нужно, и... либо вернет товар, либо не вернет, но мнение-то останется... И тут большой вопрос, порекомендует ли он эту Компанию другим...

Далее: чего же Вы хотите - произвести неизгладимое впечатление фейерверка или заслужить доверие? Вы пишете про доверие. Но представьте сами - с кем Вам будет приятно общаться с самоуверенный нарциссом или с человеком, который хорошо знает продукт, уважает Вас и чисто по-человечески понимает, что Вы хотите, даже если Вы не можете это четко сформулировать? Если это второй случай (а по моему опыту, когда просишь даже самих продажников представить, с кем бы они сами хотели имет дело, почему-то все называют второй вариант. Это, кстати, один из приемов, который я очень удачно применяла, чтобы "развернуть " продажников от навяливания и самоуверенного навязывания к намерению понять истинную потребность клиента и это давало в итоге рост результата в продажах.
Дальше: уверенность может давать реальное знание продукта, умение слышать клиента, искреннее желание решить задачу клиента и тогда эта уверенность будет идти из спокойствия и "на биологическом уровне" или на подсознании вызывать доверие у покупателя и не надо будет никому ничего доказывать.
Ну, а что касается правоты, тут просто задам такой вопрос: с кем приятнее иметь дело: с тем, кто доказал Вам, что он прав, не решив Вашу задачу; или с тем, кто вообще ничего не доказывал, а разобрался в Вашем вопросе и нашел для Вас хорошее решение, от которого Вам стало хорошо и приятно?...

2024-12-24 17:40 5
Владимир Хмелев
"Нарцисс", имхо, - частный случай успешного продавца. Не необходимый и не достаточный.
Успешным продавцом можно быть и без признаков "нарциссизма".
Соответственно, совершенно не обязательно в продавцах воспитывать поведение и впечатление от "нарцисса".
Лучше в продавцах воспитывать другие качества: профессионализм в продаваемом продукте, в техниках продаж, в коммуникациях, в техниках противодействия манипуляциям и эскалации конфликтов...
2024-12-24 16:07 4
Дмитрий Сапунов
День добрый, Андрей.

Очень интересный разворот к идеи подготовки продажников. Мне кажется именно такие нестандартные подходы, сегодня способны задать живость людям, идущим в профессию продавца. Так как много в ней унылых(((

Именно уверенность нужно развивать у большинства сотрудников отделов продаж в первую очередь. Уверенность в себя, в продукт, в компанию. Способность эту веру передавать, заражать ей клиента. И дело даже не в доверии, мы люди, очень часто покупаем не потому что доверяем продавцу, а потому что вдохновились его уверенностью и настойчивостью. Именно, способность заражать своей энергией и верой - являются характеристиками успешности.
Я в технике продаж "Бест селлер" выделяю три ключевых характеристики успешного менеджера. Или как я ее называю "УНИформа успешности" - уверенность, настойчивость и интересность (разнообразие).
Поэтому разделяю Ваше стремление создать такой тренинг и считаю, что он будет успешным и востребованным. Единственное, что бы хотелось пожелать Вашему тренингу, прокачивать не только уверенность, но еще и настойчивость.
Потому что чистый нарцисс, он не коммуникабельный. Ему достаточно и отражения в реке :) :) :)
2024-12-24 15:34 4
Екатерина Глебовская
Андрей, здравствуйте!
Начну с того, что "на биологическом уровне" разные клиенты верят разным типам продавцов и в разных продажах тоже работают разные механики установления доверия.
Одно из ключевых качеств: умение выявлять потребность другого, у нарциссов очень ограничена, так как фокусировка на себе самом
2024-12-24 14:07 5
Андрей Ващенко
Уважаемые коллеги видимо я сильно исказил запрос используя термин нарцис, каждый его понимает по своему))) Увы чаще всего в негативном контексте. Доверие мы оказываем чаще всего бессознательно. Нас тянет к уверенным, к решительным. Как девушек тянет к плохим парням)))) Уверенность следствие высокой самооценки, она в свою очередь следствие любви к себе. Любишь себя, ценишь себя, уверен в себе. Уверен в себе производишь благоприятное первое впечателние. Снимаешь с клиента проблему выбора, зачем что то искать если тут все так уверенно((( Люди с нирцисической акцентуацией быстро делают карьеру в продажах, и тадам ... уходят учить продажам. Посмотрите на самых популярных бизнес-тренеров, кто из них скромный, стеснительный, сомневающийся, тревожный, и мнительный (не в жизни, а на сцене, во время тренинга).
2024-12-24 14:06 3
Виктория Серенькая
Андрей, коллеги, здравствуйте!

Интересный вопрос к размышлению Вы подали .

Эффективность продавца определяется многими факторами: коммуникативность, профессионализм, активность, инициативность и так далее. Доверие вызывают такие качества, как уверенность в себе и своем продукте/услуге, стабильность, уважение к партнерам, способность устанавливать долгосрочные отношения.

В этом всем я не вижу признаков нарциссизма.

Опять же, любой человек при желании может стать классным профессионалом.
И нарциссизм можно направить в правильное и нужное русло )

А на этапе старт апа, или когда нужны разовые продажи «пришел увидел продал» вполне себе отличный вариант
2024-12-24 12:45 4
Константинова Инна
Андрей, добрый день!
Не думаю, что менеджерам по продажам стоит намеренно развивать в себе нарциссизм) Я знаю множество примеров успешных продажников, которые не стремятся произвести впечатление на окружающих, а внимательно слушают своих клиентов и умело выявляют их потребности.
Однако я не могу не признать, что люди с нарциссическим (демонстративным) типом личности действительно способны создавать эффект «вау» и успешно продавать проекты и идеи, особенно когда имеют дело с незнакомой аудиторией.
Помню, на последнем месте работы я проходила тренинг Виктора Пономаренко по психотипам. В рамках этого тренинга мы подробно рассматривали 7 психотипов, в том числе и истероидный (демонстративный) психотип. Его характеристики описаны ниже.
Обычно истероиды выбирают профессии, где они могут быть в центре внимания: актеры, певцы, ведущие мероприятий. Основная цель истероидов — произвести впечатление на окружающих. Они используют для этого все возможные средства: от ярких и экстравагантных образов в одежде до необычного поведения и даже придумывания историй.
После обучения я начала изучать психотипы коллег, и некоторые из них оказались яркими представителями своего типа. Например, у меня был коллега, который всегда говорил очень убедительно и с лёгкостью продавал свои идеи как коллегам, так и руководству. Он был типичным представителем истероидного психотипа. Его выступления и презентации были настолько убедительными и яркими, что люди не могли остаться равнодушными и охотно приобретали предлагаемые им товары и услуги. В тот момент он и сам верил в то, что продавал, и это, безусловно, подкупало окружающих.
2024-12-24 11:27 5
Инесса Шелест, IT HR
Здравствуйте, Андрей и коллеги!
Вопрос с подвохом)
Вы же сами на него ответили): "Но лучшие продавцы - они другие, им клиенты верят, как себе".
Нарциссам не верят покупатели.
Продавцы-нарциссы успешно рассказывают о продажах, а не продают.
Продавцы-нарциссы, как правило, успешные только как бизнес-тренеры по продажам.
2024-12-24 11:12 4
Показать все комментарии
avatar-default-icon
Бизнес-тренер; Профессор корпоративного университета.
PRO Автор статей
Стаж работы Более 15 лет
Публикаций 17
Рейтинг в профразделах
Обучение 15 место
Консалтинг 18 место
Корп.культура 23 место
Вас также может заинтересовать
HRTime_faces
158 специалистов сейчас на сайте Опишите задачу. Исполнители откликнутся сами.
Мы используем файлы cookie и рекомендательные технологии. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie (подробнее), а также с пользовательским соглашением.
Согласен
X
Файлы cookie представляют собой файлы или фрагменты информации, которые могут быть сохранены на Вашем компьютере или других интернет-совместимых устройствах конечного пользователя (например, смартфонах и планшетах) при посещении Вами наших веб-сайтов или использовании наших веб-сервисов. Эта информация в большинстве случаев представлена в виде алфавитно-цифровых строк, которые однозначно идентифицируют Ваш компьютер или конечное пользовательское устройство, однако может содержать и иные сведения. На наших веб-сайтах или веб-сервисах мы используем различные типы «cookies» (небольшие текстовые файлы, которые размещаются на Вашем устройстве). Перечень используемых нами файлов cookie, описание целей их использования и дополнительная информация о соответствующих файлах cookie представлена в Инструменте управления файлами cookie, размещенных на соответствующих веб-сайтах и в веб-сервисах нашей компании либо в представленных в них текстах согласий или договоров.