Нужно ли при повышении учить менеджеров тому, "что нужно забыть из старого опыта"?

Система обучения менеджеров построена на развитии новых навыков. На тех умениях и навыках, которые будут помогать в управлении подразделением для достижения целей.
Недавно я снова прочитал одну из лекций Г.П. Щедровицкого, в которой он разбирает игру с назначением заместителя на роль руководителя. Пример очень яркий, потому что поведение заместителя на новой позиции соответствовало тому, что он делал прежде.
В  карьере менеджеров есть два принципиально важных перехода.

  1. Был Специалист- Стал менеджер (руководитель специалистов)
  2. Был руководитель специалистов- Стал руководителем менеджеров

    Именно хорошая работа на прежней позиции, как правило, является ключевым фактором для назначения на новую должность. 
    Логично, что на новой должности будет использоваться то, что привело к назначению.
    На мой взгляд такие переходы требуют серьезного изменения в поведении новых руководителей.
    Новое  поведение должно быть основано на новых навыках и мешать ему будут привычные модели поведения.

Популярное по теме
90 чек-листов по всем направлениям для HR и бизнес-тренеров: подборка от экспертов hrtime.ru
Полезные инструменты по подбору, оценке персонала, обучению, консалтингу, разработке СОТ, корпоративной культуре, коучингу, кадровому учету и карьерному консультированию в одном месте.

Существует много поговорок на эту тему. Одна из них  звучит следующим образом:
"Чтобы в кувшин налить вино, сначала оттуда нужно вылить воду".

Коллеги, на Ваш взгляд, является ли включение в процесс обучения менеджеров такого модуля "что нужно забыть из старого опыта" полезным для освоения новых навыков?

Поделиться статьей
Ищете тренинг для персонала?
Ответьте на несколько вопросов и я пришлю вам расчет бесплатно
Ирина Юрьевна
Добрый день, Александр, коллеги!
Если рассматривать приведенный пример - специалист, который становится руководителем/менеджером специалистов, то очевидно, что это другой функционал, который требует иных знаний, управленческих.
Специалист организует собственную работу, менеджер - работу других, при этом он должен понимать, как работает специалист, хотя бы в части того, сколько времени требуется на выполнение той или иной операции и что собственно нужно делать. То есть человек в идеале должен разбираться в том, чем руководит, и прошлый опыт специалиста в этом случае очень важен.
Иначе могут возникать не смешные на самом деле ситуации, как в одном моем проекте, где менеджер требовал от проектного института отчета, сколько страниц они проектируют в день.
Аналогичная ситуация и с переходом на позицию менеджера менеджеров.
При этом не менее очевидно, что необходимо и обучение новым управленческим функциям.
Радикальное переучивание с "выливанием воды из кувшина" может потребоваться, если человек переходит на новую позицию в иную компанию или сферу деятельности с другими корпоративными стандартами и принципами.
2024-04-02 17:56 0
Александр Тимошин
Валентин, приветствую!
Благодарю за подробный ответ!
Особенно ценно Ваше изложение последовательности шагов, выполнение которых приведет к выявлению и отказу от "лишних" на новой позиции поведенческих моделей.
Вы написали:
",,,,руководитель должен: сфокусировать внимание на том, что является для него привычным; затем сформулировать результаты, которые достигались этими эвристиками на предыдущей позиции; сопоставить прежние последовательности действие-результат с актуальными на новой позиции; сформулировать для себя приоритеты изменений/корректировок; зафиксировать результат и реализовать его. Как показывает, опять же, реальная практика - новый руководитель может сделать это самостоятельно, но не быстро.""
Предложенная Вами технология и есть обучение действием)
2024-02-27 20:08 0
Валентин Шумовский
Александр, приветствую и от души аплодирую. Отличную тему подняли.
Поскольку работаю как раз с задачами, оптимальные решения для которых, как правило, требуют «принудительного забывания» - отвечу из ракурса контекста и методов.
Контекст - конечно, да. Значительная часть задач при повышении требуют изменения/корректировки привычных форматов поведения и коммуникации. В том числе, как Вы абсолютно верно заметили, тех, которые сформировали условия для повышения как такового.
Однако методы обучения в данном случае нерелевантны от слова совсем. Ни разу в моей практике необходимые изменения/корректировки не происходили в результате обучения. Более эффективно работают помогающие практики, позволяющие руководителю (относительно) самостоятельно провести полный аудит своего опыта и внятно обосновать для себя новые алгоритмы поведения, коммуникации и принятия решений.
Формат в данном случае - вопрос важный, но не основной. По этому поводу у меня есть мнение, аргументированное моей практикой, но я его оставлю при себе - для того, чтобы не сужать Вам пространство для конструирования своей.
А вот в качестве метода очень неплохо работает «арка коммуникации» - авторская разработка, которую я описал в своей книге. Развернутое описание могу прислать в какой-то канал прямой связи, а вкратце она выглядит так: внимание - понимание - интерпретация - знание - решение - действие. Приземляя в кейс - руководитель должен: сфокусировать внимание на том, что является для него привычным; затем сформулировать результаты, которые достигались этими эвристиками на предыдущей позиции; сопоставить прежние последовательности действие-результат с актуальными на новой позиции; сформулировать для себя приоритеты изменений/корректировок; зафиксировать результат и реализовать его. Как показывает, опять же, реальная практика - новый руководитель может сделать это самостоятельно, но не быстро. С «отскоками» в привычные действия (как правило - именно тогда, когда это менее всего полезно, т.е. в сложных ситуациях) и защитной «прокрастинацией в текучку». Поэтому внешнее сопровождение в режиме проводника и катализатора изменений будет хорошим решением.
2024-02-27 19:43 1
Александр Тимошин
Андрей, здравствуйте!
Спасибо за отличную рекомендацию с чего начать избавление от "старого груза привычек".
Вы написали:
"..если бы компетенции декомпозировали до навыков и до привычек. можно было сформулировать рабочий план мероприятий по борьбе с мешающими новой качественной работе привычками и навыками старслужащих."
2024-02-27 18:33 0
Александр Тимошин
Марина, здравствуйте!
Я понимаю, что процесс забывания трудный.
Поэтому сформулировал свой вопрос через глагол "нужно ли"
На мой взгляд переход от управления специалистами к управлению руководителями требует серьезного изменения поведенческой модели руководителя.
Возможно ли это нужно решать относительно каждого человека индивидуально.
Просто цена для организации с ростом руководителя по карьерной лестнице становится все более высокой.
Я это часто встречал в проектах разных компаний.
Когда потенциал команды ограничивается моделью поведения руководителя/лидера команды.
2024-02-27 18:31 0
Андрей Ващенко
Отличный вопрос. Увы в большинстве компаний ограничиваются компетенции, к навыкам и привычкам не спускаются. Поэтому не умеют выделять вредные привычки работников, и не умеют отучать их от лишних, не правильных, поступков и движений. Если бы в компаниях была более современная система анализа структуры трудовой деятельности, если бы компетенции декомпозировали до навыков и до привычек. можно было сформулировать рабочий план мероприятий по борьбе с мешающими новой качественной работе привычками и навыками старслужащих.
2024-02-27 16:23 1
Марина Климычева
Добрый день, Александр, очень интересный вопрос для меня после 10 лет работы в обучении.
Сначала я хотела написать, что не стоит "разучивать" чему-то. Но вообще если обратиться в сторону когнитивно-поведенческой теории, то мы можем говорить о том, что часто чтобы сформировать какое-то новое поведение, необходимо "загасить" старое. Не знаю насколько это применимо в управлении людьми. И в то же время обучение - это стандартизированный процесс, а работа на уровне изменения моделей поведения всегда проводится на индивидуальном уровне, поэтому методологически, мне кажется, что это невозможно, ну или почти невозможно
2024-02-27 16:15 2
Александр Тимошин
Инесса, здравствуйте!
Конечно, у любого человека есть выбор: забывать часть опыта или хранить бережно.
Однако для человека, который был классным специалистом и потом стать руководителем группы специалистов ситуация может восприниматься иначе.
Плохих специалистов не назначают руководителями. Во всяком случае я таких примеров не знаю.
Его опыт говорит о том, как лучше решать задачи, стоящие перед подразделениям.
Хотя его задачи как руководителя стали другими, он может использовать свой опыт сотрудника и контролировать других больше, чем это необходимо для дела.

2024-02-27 13:08 0
Инесса Шелест, IT HR
Здравствуйте, Александр, коллеги!
Забывать "старый опыт" при обучении новым навыкам----затея не логичная, как минимум.
Старый опыт---это База. То уже другой вопрос всё ли будет использовано в будущем из этой Базы или нет. Но это ценный информационный багаж знаний, кругозор и т.п.
Я бы больше порекомендовала воспитывать гибкость в восприятии новых знаний. Не ограничиваться старым опытом и старыми установками.... потому что актуальность их может существенно измениться в рыночных реалиях.
С уважением, Инесса Шелест
2024-02-27 12:45 0
Александр Тимошин
Виолетта, здравствуйте!
Полностью с Вами согласен!
2024-02-27 10:05 0
Александр Тимошин
Влад, здравствуйте!
Возможно , что Вы ничего не забывали.
Вопрос в другом.
Вы все навыки управления, соответствующие предыдущему уровню управления активно использовали на следующем уровне управления?
С моей точки зрения те навыки, которые эффективны на одном уровне, могут быть менее полезными для руководителя на более высоких уровнях управления.
2024-02-27 10:04 0
Виолетта Селивестрова
Добрый день, Александр, это интересная тема, которую вы поднимаете! Развитие новых навыков и подходов в управлении подразделением для достижения целей — это ключевой аспект успешного руководства. Когда менеджер переходит от роли специалиста к управляющему специалистами и затем к управляющему менеджеров, это требует не только новых знаний, но и изменения в поведении и мышлении.
На мой взгляд - идея включения модуля обучения, направленного на "забывание" некоторых старых привычек и моделей поведения из предыдущего опыта, может быть очень полезной. Этот подход поможет менеджерам осознать, что успешное управление требует новых подходов и стратегий, а также отказа от того, что может мешать им эффективно выполнять новые обязанности. Такой модуль может помочь менеджерам освоить новые навыки, пересмотреть свое мышление и подход к управлению, а также преодолеть препятствия, связанные с привычными моделями поведения. Подобные программы помогают создать осознанность изменений, необходимых для успешного перехода на новые роли и уровни управления.
В целом, включение такого модуля в обучающий процесс для менеджеров может быть весьма ценным, поскольку это помогает им адаптироваться к новым требованиям роли и успешно осваивать новые навыки и подходы к управлению.
2024-02-27 09:07 1
Влад Яковлев
Здравствуйте, Александр!

Кажется, что ответ на ваш вопрос очень индивидуальная история. Возьму за пример, свой 20 летний опыт руководства коллективом, мне не приходилось забывать ничего из старых привычек и приёмов руководства людьми, и могу сказать, что эффективности моей на посту руководителя это не вредило. С другой стороны , наверняка будут люди, к которым ваш подход можно применить на 300%, равно как и найдутся люди, повторяющие мой опыт.
2024-02-26 21:16 1
Александр Тимошин
Константин, здравствуйте!
Вот если бы так было:
"Всё что не нужно забудится само )) - специально этому учить?"
Оно въелось через предыдущий опыт и сформированные установки.
Более того, прошлый опыт подкреплен позитивными решениями. Были бонусы и повышение.
Как же от этого отказаться?)
2024-02-26 18:08 0
Константин Елькин
Навряд ли у менеджера в наличие такой огромный багаж навыков, мешающих ему стать хорошим руководителем.
Если менеджер задумался, что когда-то он должен стать руководителем, вырасти, постепенно он сам займется самообразованием, овладением новых навыков и вытеснение старых, таких как - "если хочешь сделать всё хорошо - сделай сам"
с другой стороны, если есть карьера, которую подталкивают и спускают на менеджера руководитель и hr в рамках кадрового резерва, они так же должны провести ассессмент, обозначить точки роста, и создать условия для их достижения - ну допустим через обучение на рабочем месте и т.д.
Всё что не нужно забудится само )) - специально этому учить?
2024-02-26 16:43 0
Александр Тимошин
Дмитрий, здравствуйте!
Спасибо за важное уточнение.
"Много раз были примеры, когда и специалиста потеряли и руководителя хорошего не приобрели."
2024-02-26 16:31 0
Дмитрий Ерин
Александр, коллеги. Мы все из обучения взрослых знаем, что опыт накладывает отпечаток на процесс обучения. И такая фраза сразу обесценивает весь багаж нового руководителя. Поэтому тут точнее показать на примере ситуаций, что эффективно работает, а что нет. Как бы посмотреть на типовые ситуации под новым углом, исходя из текущей роли.

Но я бы даже посмотрел на шаг вперед и подумал, насколько много привычек нужно будет менять. Потому что подход, когда назначение идет, исходя из результатов прошлого периода - рискованный. Много раз были примеры, когда и специалиста потеряли и руководителя хорошего не приобрели.
2024-02-26 16:18 0
Александр Тимошин
Ольга, здравствуйте!
Согласен про изменение модели поведения.
В конечном итоге эффективность обучения проверяется через получаемые результаты.
В случае с менеджерами ситуация чуть труднее)
Через результаты их подчиненных.
Вы написали:
"Любая ломка обесценивает прежние успехи и результаты и, как следствие, выбивает точки опоры человека."
Да, согласен.
Очень верное уточнение.
2024-02-26 15:19 0
Воропаева Ольга
Александр, здравствуйте. Хороший вопрос! Брайан Трейси сказал: " Если хочешь получить то, что никогда не имел, стань тем, кем никогда не был" . А это как раз про то, что нужно кардинально изменить прежние модели поведения. При этом, я осознанно пишу - не сломать, а именно изменить прежние модели поведения. Любая ломка обесценивает прежние успехи и результаты и, как следствие, выбивает точки опоры человека. А для этого важно понять дельту между имеющимся и желаемым состоянием (в целях, возможностях, компетенциях), расширить свой кругозор по возможным моделям поведения, ну и начать действовать.
2024-02-26 14:53 2
Показать все комментарии
avatar-default-icon
Бизнес-консалтинг. Управление ростом бизнеса.
PRO В топ 10 Автор статей Спецзаказы
Стаж работы Более 15 лет
Отзывов от клиентов 10
Публикаций 30
Рейтинг в профразделах
Консалтинг 3 место
Корп.культура 6 место
KPI 13 место
Рейтинг в номинациях
Лучший экспертный ответ 5 место
Вас также может заинтересовать
HRTime_faces
202 специалиста сейчас на сайте Опишите задачу. Исполнители откликнутся сами.
Мы используем файлы cookie и рекомендательные технологии. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie (подробнее), а также с пользовательским соглашением.
Согласен
X
Файлы cookie представляют собой файлы или фрагменты информации, которые могут быть сохранены на Вашем компьютере или других интернет-совместимых устройствах конечного пользователя (например, смартфонах и планшетах) при посещении Вами наших веб-сайтов или использовании наших веб-сервисов. Эта информация в большинстве случаев представлена в виде алфавитно-цифровых строк, которые однозначно идентифицируют Ваш компьютер или конечное пользовательское устройство, однако может содержать и иные сведения. На наших веб-сайтах или веб-сервисах мы используем различные типы «cookies» (небольшие текстовые файлы, которые размещаются на Вашем устройстве). Перечень используемых нами файлов cookie, описание целей их использования и дополнительная информация о соответствующих файлах cookie представлена в Инструменте управления файлами cookie, размещенных на соответствующих веб-сайтах и в веб-сервисах нашей компании либо в представленных в них текстах согласий или договоров.