Переход на 4-х дневную рабочую неделю, плюсы и минусы (ваш опыт)

Всем доброго дня.

Недавно на одной из встреч стратегического планирования команды, участники приняли решение разработки плана перехода на 4-х дневную рабочую неделю.

Даже не так. Проект подразумевает 4-х дневную рабочую неделю официальной загрузки, а 5ый день- работа добровольно. То есть можно вообще не выходить на работу, можно поработать часик -другой (это никак дополнительно не оплачивается), а можно выйти на работу «закрывать» хвосты на весь день, но это тоже никак не стимулируется материально. В общем полная свобода выбора.

Популярное по теме
90 чек-листов по всем направлениям для HR и бизнес-тренеров: подборка от экспертов hrtime.ru
Полезные инструменты по подбору, оценке персонала, обучению, консалтингу, разработке СОТ, корпоративной культуре, коучингу, кадровому учету и карьерному консультированию в одном месте.

Знаю, что тема как будто не нова, но есть ощущение, что все вокруг нее ходят, но не заходят. А эта команда прямо-таки серьезно занялась разработкой.

Поэтому очень хочется, чтобы вы поделились своим, возможно, опытом, возможно мыслями: какие сложности и ограничения стоит ожидать от сего решения. Как с точки зрения правового поля, так и экзистенциального.

З.Ы. Важное, замечание, что команда работает в B2C и на текущий момент очень большое внимание уделяется клиентскому сервису.

А запрос на новый график возник по двум причинам: с одной стороны – дать время и возможность проявить себя, а с другой – найти баланс между высоким сервисом для клиента и бережным отношением к своим сотрудникам.

Поделиться статьей
Есть запрос на развитие корпкультуры?
Ответьте на несколько вопросов и я пришлю вам расчет бесплатно
Мария Лунина
Коллеги, добрый день! Тема перехода на 4-дневную рабочую неделю действительно интересная. Хотя у меня нет личного опыта внедрения такой схемы, я изучала этот вопрос в рамках HR-консалтинга.

Плюсы:
- Рост удовлетворенности сотрудников. Исследования показывают, что сокращение рабочей недели может существенно повысить уровень удовлетворенности сотрудников и снизить выгорание. Например, в компании Microsoft Japan внедрение 4-дневной рабочей недели привело к росту производительности на 40%. Сотрудники получили больше времени на личную жизнь, что повысило их мотивацию и вовлеченность.
- Привлечение новых талантов. На фоне растущей конкуренции за квалифицированные кадры такая практика может стать сильным конкурентным преимуществом на рынке труда. Молодые специалисты все чаще выбирают компании, которые предоставляют гибкие графики и заботятся о балансе между работой и личной жизнью.
- Снижение текучести кадров. Компании, которые дают своим сотрудникам больше свободы, как правило, сталкиваются с меньшей текучестью и более высокой лояльностью сотрудников.

Минусы:
- Сложности с клиентским сервисом. В B2C-сегменте, где важна постоянная поддержка клиентов, сокращение рабочих дней может вызвать недовольство клиентов, если не обеспечить стабильное качество сервиса.
- Снижение прозрачности KPI. При гибком графике бывает сложнее отслеживать эффективность сотрудников, особенно если часть команды работает 4 дня, а часть 5.
- Потеря контроля. Если сотрудники сами решают, сколько работать, это может привести к снижению общей дисциплины и ослаблению корпоративной культуры.
- Потенциальные правовые риски. Важно сразу продумать юридическую сторону вопроса, чтобы потом не столкнуться с проблемами при проверках. Например, нужно четко определить, как будет учитываться время добровольной работы и какие последствия это может иметь для расчета отпусков и компенсаций.

В целом, если подходить к этой задаче системно, то можно создать гибкую, но устойчивую модель, которая будет работать на благо и сотрудников, и бизнеса. Главное — заранее подготовиться к возможным рискам и четко определить правила игры.

Желаю удачи в этом интересном эксперименте!

2025-05-08 15:10 0
Кирьянова Галина
Добрый день, коллеги! Прочитала все комментарии......у меня такое впечатление, что ни кто из вас не занимается начислением заработной платы. Коллеги, я не поняла.... почему ни кто не говорит об учете рабочего времени. В России нельзя устраивать такие эксперименты, так как в основной массе персонал не имеет опыта самоорганизованности и ответственности. Психология тут всегда одна - УРА- можно не работать, а деньги получать ! Следующий момент - чем больше выходных и нерабочих праздничных дней, тем дороже заработная плата. Я, например, всегда с ужасом воспринимаю поправку трудового законодательства в сторону увеличения выходных и нерабочих праздничных дней. Это же рост себестоимости и рост инфляции. Сколько и кому работать знает работодатель, знает производство, знает бизнес и количество рабочих дней этому не помеха. Занимайтесь учетом рабочего времени, ГОСПОДА.

нормировщик Галина Кирьянова
2025-03-23 12:30 0
Юлия Скворцова
Коллеги, благодарю за интересную тему для обсуждения!
Мое мнение - 4-х дневка, в принципе, это возможность создать как раз тот самый work-life balance, о котором так много говорится, но как конкретно это выглядит, никто не знает))
В вопросе не прояснен важный момент, оплата будет происходить, как за полное количество часов, или же это хитрый способ урезать фот?
Предположим, что компания порядочная, и они решили просто увеличить стоимость часа фактически, а табелировать сотрудников для оплаты будут как 8-ми часовая 5-дневка?
В ТК РФ отсутствует понятие 4-дневная рабочая неделя, сотрудников переведут на график - смены? Оплата за смены будет равняться прежнему окладу?
В общем, не до конца ясно, все-таки какие настоящие цели у работодателя. И, для начала их необходимо прояснить.
А из предложений по более равномерному и безболезненному внедрению, я бы предложила: распределить сотрудников на группы - пятница-воскресенье, суббота - понедельник, так сохранится сервисность для клиентов.
Тогда, тот, кому дома не сидится, и болеет за невыполненную работу, сможет приходить и "сливаться" с теми, кто и так на работе, и не будет чувствовать себя ущемленным.
А еще, как вариант, можно предложить сотрудникам выбор - или третий выходной и +2 часа к рабочему дню, или полноценная 5-дневка.
А также, можно начать с 1 дополнительного выходного 1 раз в месяц по очереди, без смены оплаты.
В общем, вначале тщательно продумать все регламенты, и состыковать это с ТК, и только затем творить добро.

Но, для сотрудников, я бы порекомендовала обязательно дождаться официального приказа, в котором все эти выходные будут обозначены, внесены изменения в ПВРТ, и их условия по оплате не должны ухудшиться. И только после подписания Допсоглашений к своим договорам, с которыми они согласны, уходить на эти самые допвыходные. В противном случае, этот выходной можно использовать, как прогул, и таким образом избавляться от неугодных.
2025-03-22 20:09 0
Воропаева Ольга
Спасибо за такой актуальный вопрос. Коллеги, в первую очередь нужно не забывать, зачем затевается переход на 4-х дневную неделю – ради повышения производительности труда в целом по стране и в долгосрочной перспективе. Так заявлено.
Повысит ли 4-х дневка производительность в краткосрочной перспективе – да, возможно, в долгосрочной - нет.
Идею об эффективности 4-х дневки стали муссировать на основании эксперимента в Исландии, который был проведен в период с 2015 по 2019 год. В ходе эксперимента было установлено, что сокращение рабочего времени до четырех дней в неделю не привело к снижению производительности труда (обратите внимание, что речь идет не о повышении производительности, а о ее НЕ снижении). Многие участники отметили улучшение качества жизни и уменьшение стресса. Однако этот результат нельзя экстраполировать на все сферы экономики и культуры (Россия не Исландия). После публикации радужных результатов эксперимент продолжился и показал, что за пределами этих 5 лет производительность стала падать. О чем так активно уже никто не говорил в СМИ.
Поэтому, на мой взгляд, переход на 4-х дневную неделю это бомба замедленного действия, которую будут пытаться использовать в рамках экономической войны с нашей страной.
2025-03-13 10:20 4
Елена Соколова
Добрый день.
По логике В2С бизнеса клиенты ожидают поддержки 5 дней в неделю и важно, чтобы изменения не ухудшили доступность сервиса.
Я бы ввела формат "дежурных пятниц" , где бы несколько сотрудников по 1-2 пятницы в месяц были на работе и соответственно с оплатой этого дня.
Думаю, что формат предоставления сотруднику выбора работы в пятницу по собственному желанию и без оплаты не очень удачен, так как уровень ответственности всех людей разный.
Как итог, я бы отталкивалась от реальных потребностей бизнеса, есть необходимость работать в субботу, в каком объеме, к чему приведет не рабочая пятница, какие последствия и проч.
2025-03-12 15:57 2
Пётр Коробицын
Добрый день, коллеги! Я соглашусь с мнением Светланы. Формат работы «4 дня в офисе, 1 дома» чем-то даже похож на 4-х дневную рабочую неделю. Конечно, у отдельных сотрудников это может и не привести к снижению нагрузки, зато повысится работоспособность. За счет чего? Правильно, во-первых, сотрудник не будет тратить время на работу, соответственно, может проснуться и встать за, условные, полчаса до начала рабочего дня, а не за 2 часа. Во-вторых, не надо тратиться ни на дорогу, ни на что-либо еще, при условии, что дома есть все для комфортного и незатратного пребывания на удаленке одного дня.
Конечно, такой формат может не подойтт, например, сотрудникам делопроизводства, только если у них нет необходимого офисного оборудования дома. Тут важно смотреть по каждому отдельному случаю.
2025-03-12 09:32 2
Екатерина Парипа
Здравствуйте, коллеги! В целом, конечно, в первую очередь улучшиться самочувствие работников, может быть даже поднимится мотивация у сотрудников, зная, что работать нужно будет всего лишь 4 дня. У сотрудников будет больше времени на себя и семью, что тоже хорошо скажется на самочувствии. Понравилась информация о том, что сократятся траты на коммунальные услуги)))
2025-03-11 19:32 2
Лия Новикова
Коллеги всем привет !
Я только единожды сталкивалась с этим вопросом, хоть т обсуждения 4х дневной недели идут давно... На премии HR бренд от НН в 2023 году компания Самолет выступила с данный кейсом. Мало того ребята посчитали эффективность и пришли к выводу, что сотрудники работают эффективнее, чем на 5ти дневной неделе, кроме того выросла лояльность к компании.
2025-03-11 16:28 2
 Светлана кадровик
Здравствуйте! А почему руководство не может рассмотреть гибридный график работы? Когда 1 день - это работа из дома, удаленная работа. Учитывая что это B2C, то, как уже писали выше, необходимо четко продумать графики работников, кто удаленно, кто в офисе в какой день, чтоб не пострадал клиентский сервис. Таким образом работники будут благодарны за возможность 1 день не приезжать в офис и в то же время они не будут выпадать из рабочего процесса, работая из дома
2025-03-11 13:54 2
Екатерина Глебовская
Добрый вечер!
На мой взгляд, многое зависит от двух факторов: реальной загрузки сотрудников и их способности к самоорганизации.
Если загрузка высокая, а способности оптимизировать выполнение рабочих задач снижена, переход на график работы 4/7 может привести к снижению эффективности работы или фактическому переходу на график 5/7
2025-03-10 19:07 3
Наталья Кретова
Здравствуйте. Игры с графиками работы не новы. По мне, так неважно, 4-5-6 рабочих дней или вовсе 1. Главное - результат. А вот опыт ОАЭ говорит о том, что они с 4 дневной рабочей недели, перешли на 5 - дневную. Сейчас 5 рабочий день, вот как бы по желанию и не для всех, но кто знает, чем окончится этот эксперимент.
2025-03-10 18:48 6
Светлана Софиева
Здравствуйте
Очень увлекательный эксперимент! Кажется, что такой формат может дать сотрудникам больше гибкости и снизить выгорание, но есть несколько нюансов, которые стоит учесть:
1. Клиентский сервис – если команда работает в B2C, важно, чтобы клиенты не почувствовали снижение доступности сотрудников. Нужно чётко продумать графики и распределение нагрузки.
2. Психология сотрудников – даже если 5-й день формально добровольный, может возникнуть негласное давление «быть на связи» или страх отстать от более вовлечённых коллег. Важно заранее обозначить прозрачные правила игры.
3. Мотивация и контроль – без дополнительного стимулирования может возникнуть вопрос: кто и зачем будет работать в пятницу? Это зависит от корпоративной культуры и личных амбиций сотрудников.
4. Юридические вопросы – если 5-й день не оплачивается, нужно внимательно проработать трудовые договоры, чтобы избежать потенциальных претензий со стороны сотрудников или проверяющих органов.
2025-03-10 18:22 2
Aлла Алфёрова
Всем добрый день!
В моей большой практике
есть 1 (один) положительный опыт когда ввели 4-х дневку для всех сотрудников компании. Тогда в этой компании были финансовые сложности и с целю оптимизации затрат по ФОТ 4-х дневка и была введена. Когда ситуация улучшилась, сотрудники вернулись на 5/2. Компания в b&b. Ждилось около 4-х месяцев.

Для поиска баланса меэжу высоким сервисом и бережным отношением к сотрудникам 4-х дневка может м сработать при очень интенсивном режиме. В то же время, на мой взгляд, тогда лучше просто внедрить 4-х дневку для всех сотрудников и в 5-й день от 1 часа (минимум) Рекомендовать) сотрудникам обязательно анализировать вопросы Клиентского сервиса!
Спасибо за тему!

2025-03-10 17:55 5
Инесса Шелест, IT HR
Здравствуйте.
Причины, по которым такой переход рассматривается выглядят очень странно:
Причина 1--возможность проявить себя-- проявить себя где? в других компаниях? или за бесплатно в текущей?
Причина 2--найти баланс между высоким сервисом для клиента и бережным отношением к своим сотрудникам--- каким образом -1рабочий день поможет в этом вопросе. Очень сомнительно.
Из плюсов в краткосрочной перспективе:
+ снизится текучесть и увеличится привлекательность компании для соискателей.
В более долгосрочной перспективе негативные риски:
+ обязательно встанет вопрос о необходимости снижения загрузки на 25%. Потому что физически не всё можно выполнить за меньшее количество времени.
+ сотрудники начнут видеть в этом обман с целью экономии.... например, раньше эту задачу надо было выполнять за 40 часов, теперь надо уложиться в 32 часа
+ требования введения оплат за переработки
2025-03-10 17:52 2
Анастасия Баклыкова
Здравствуйте!

Эта идея для многих мечта и действительно часто ее обсуждают. В своем ответе смогу поделиться мнением только со стороны экзистенционального опыта.

Если вводить 4-дневку с «добровольной» пятницей для всех, но понимать, что люди в команде не одинаковые, у них разная психология, мотивация и отношение к труду и если заранее это проанализировать (как это скажется на разных типах сотрудников) - можно избежать неожиданных трудностей.

Например, перфекционисты и ответственные не умеют работать «на расслабоне» и не смогут просто так игнорировать незакрытые задачи. Они будут выходить в пятницу, просто потому что не могут оставить дела недоделанными. Через полгода у них вероятнее всего накопится раздражение: «Почему я всегда работаю, а остальные отдыхают?» Это приведет к пассивной агрессии, выгоранию и ощущению несправедливости.

Если оворить про амбциозных карьеристов, то они быстро могут понять, что пятница — это способ показать себя. Они будут выходить на работу, даже если в этом нет необходимости, просто чтобы начальство их заметило. Это создаст перекос в команде: если кто-то стабильно работает 5 дней, а кто-то честно придерживается 4-дневки, значит ли это, что первые получат больше бонусов, признания и роста? Если такое будет присутствовать — это начнёт раздражать «четырёхдневщиков», если нет — демотивирует тех, "много" работает.

А если говорить о людях с чёткими границами (кто воспринимает правила буквально), то им, если сказали «пятница добровольная» — они и не будут работать. Но потом они начнут замечать, что на общих встречах обсуждаются задачи, которые решались в пятницу, что кто-то делает больше, что идёт негласное поощрение за пятничную активность. Они почувствуют себя проигравшими, хотя формально сделали всё, как задумано.

Ну и те, кто просто ищет баланс - им нравится идея 4-дневки, но они не хотят выпадать из команды. Они могут иногда выходить на пару часов, просто чтобы оставаться «в потоке». Но потом окажется, что эти пару часов превращаются в полдня, потом в полный рабочий день. А дальше — ощущение, что тебя как будто мягко заставляют работать без доплаты.

Поэтому тут главный вопрос: кто именно в команде? Если не сделать чёткий анализ и не понять, какие типы людей работают, можно получить ситуацию, где одни будут перерабатывать и злиться, другие — испытывать давление, третьи — соревноваться, а четвёртые просто чувствовать себя некомфортно.

4-дневка звучит круто, но без учёта психологии коллектива она может создать больше проблем, чем пользы.
2025-03-10 17:46 1
Показать все комментарии
avatar-default-icon
Бизнес-консультант/ Фасилитатор
Автор статей
Автор 8 публикаций
Вас также может заинтересовать
HRTime_faces
248 специалистов сейчас на сайте Опишите задачу. Исполнители откликнутся сами.
Мы используем файлы cookie и рекомендательные технологии. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie (подробнее), а также с пользовательским соглашением.
Согласен
X
Файлы cookie представляют собой файлы или фрагменты информации, которые могут быть сохранены на Вашем компьютере или других интернет-совместимых устройствах конечного пользователя (например, смартфонах и планшетах) при посещении Вами наших веб-сайтов или использовании наших веб-сервисов. Эта информация в большинстве случаев представлена в виде алфавитно-цифровых строк, которые однозначно идентифицируют Ваш компьютер или конечное пользовательское устройство, однако может содержать и иные сведения. На наших веб-сайтах или веб-сервисах мы используем различные типы «cookies» (небольшие текстовые файлы, которые размещаются на Вашем устройстве). Перечень используемых нами файлов cookie, описание целей их использования и дополнительная информация о соответствующих файлах cookie представлена в Инструменте управления файлами cookie, размещенных на соответствующих веб-сайтах и в веб-сервисах нашей компании либо в представленных в них текстах согласий или договоров.