Как обращаться в компании? Ты, или Вы? Александр, Александр Александрович, СанСаныч, или Саныч?

Необходимый элемент корпоративной культуры любой организации - система обращений. Она имеет минимум 2 измерения: Ты - Вы и имя (имя-отчество, имя, сокращённые имя-отчество, сокращённое имя).
Меня этот вопрос волнует с тех пор, когда лет 30 назад наши корпоративные культуры по понятным причинам стали перекраиваться под западные, точнее, американские.
И что с этим делать?
У нас есть национальная культура общения, или будем, как по Экономикс?

Популярное по теме
90 чек-листов по всем направлениям для HR и бизнес-тренеров: подборка от экспертов hrtime.ru
Полезные инструменты по подбору, оценке персонала, обучению, консалтингу, разработке СОТ, корпоративной культуре, коучингу, кадровому учету и карьерному консультированию в одном месте.

Неотъемлемый элемент корпоративной культуры - форма обращения сотрудников друг к другу.  Тем паче, вышестоящих к нижестоящим, и наоборот. Что не отражает служебных, персональных и иных отношений.

С 90-х годов мы очень хотели, чтобы было всё как в Америке. Они же крутые!
В международных компаниях друг друга называют по имени (без отчества, которого нет), и на ты. Потому что в современной американской версии английского нет "вы", и всех от него производных.
- Хелло, Майк, как дела? ОК, Пётр, а у тебя?
Не важно, кто из них начальник. Выясняется позднее, когда Майк увольняет Петра одним днём. Кому интересно, посмотрите: фильм "Пространство офиса", там всё показано.

В русской культуре сложнее. 
Можно на Ты и на Вы. Можно по имени, имени-отчеству, или только по отчеству: привет, Саныч!
В СССР было такое типичное обращение, например, на заводе. И каждое отражало нюансы отношений.
Меня, честно говоря, коробит, когда девушка обращается ко мне "Александр". У нас было принято называть старших по отчеству.
Считаю, что отчество - это наше национальное достояние, у других народов такого нет, или я не знаю. Но это - уважение к предкам, истории. Пусть сокращённо: СанСаныч (как мне нравится), или Саныч (по-заводскому).
Так вот, друзья, не пора ли нам вернуться от привнесённой вместе с уже провалившейся Экономикс к национальной культуре обращений? Что думает сообщество?
Всем удачи!
ЗЫ

А вы обратили внимание, что Трампа в наших СМИ всё норовят называть Дональдом Фредовичем, а то и Фредычем? К чему бы это?

Поделиться статьей
Есть запрос на развитие корпкультуры?
Ответьте на несколько вопросов и я пришлю вам расчет бесплатно
Пётр Коробицын
Здравствуйте, коллеги, Александр. В нашей культуре всё действительно осложнено несколькими формами обращения к собеседнику, и тут каждая компания выбирает то, что ближе ей. Главное, на мой взгляд, чтобы в обращении не считывалось панибратства. Вы правы, что каждое обращение отражает нюансы отношений. В заводской культуре Сан Саныч – ок, но в коллективе молодых IT-специалистов, скорее всего, тим-лид и джун будут обращаться к друг другу на ты и по имени – и это уже просто другая социальная норма. Для некоторых корпоративных культур нормально, когда все, наоборот, друг к другу на вы. Это так же отражает и границы тех, кто в таком коллективе находится.
2025-05-26 19:21 0
Марина Рыжикова
Всем доброго дня) на самом деле очень интересная и глубокая тема. Из личного опыта, более 10-ти лет работала в крупной компании, где все от "линейки" до ТОПов обращались друг к другу на "ты". Было понятно и комфортно, так как такое общение связано с корпоративной культурой компании. Сейчас работаю в частной компании, когда я спросила в свой первый рабочий день, как принято обращаться друг к другу, мне никто не смог ответить. Пришлось методом "проб и ошибок" налаживать коммуникацию.
2025-05-14 10:59 1
Светлана Софиева
Всем доброго времени суток.
Система обращений — это не просто формальность, а отражение ценностей, уважения и даже иерархий внутри команды. В корпоративной среде часто наблюдаю путаницу: где-то пытаются быть «по-западному» демократичными, а где-то — сохраняют традиционный подход. На мой взгляд, ключ — в осознанности и договорённости. Главное, чтобы форма обращения не разрушала атмосферу доверия и не обесценивала отношения. Уместность и уважение — важнее моды.
2025-05-11 19:52 1
Ирина Князева
Добрый день, Александр, коллеги!

Одним людям удобнее и проще обращаться друг к другу по имени, а другим по имени и отчеству, в каждой компании своя корпоративная культура, свои правила и климат.

Относительно обращения "на ты" (you) в американских компаниях.
Убеждение, что они обращаются друг к другу на "ты" - это все из фильмов, точнее из переводов на русский язык американских фильмов.
На самом деле, они все обращаются друг к другу "на вы", так как местоимение "ты" у них все таки имеется ))) и пишется оно так: thou, но используют они его только при обращении к Богу.
Например, фраза "Thou art great" ("Ты велик").
2025-05-07 01:54 1
Ирина
Александр Александрович!
Обращение к человеку, коллеге или другу - это не про регламенты. Мне стало даже интересно, кто их сочиняет?! Это про культурный код каждого человека. Это про то, что воспиталось. Для того, чтобы обратиться к коллеге, мне не нужно читать томик "правил", стр 20, пункт 10. И никогда я не скажу "ты" ни одному новому сотруднику, ни одному соискателю, ни одному коллеге старше (ну, вы меня поняли). Пишите, не пишите, "законопринимайте". Мне все равно. Есть моя культура общения. Есть моя личная норма, границы которой мне не позволит перейти мое воспитание, опыт и отношение к людям и уважение к себе, прежде всего. Я никогда не скажу вам "ты". А это значит, что не все еще потеряно!
2025-05-04 16:35 1
ОК-Консалтинг
Уважаемый Александр Александрович! А также Коллеги! Всем доброго времени суток!
Александр Александрович! Хочу поделиться парой важных лично для меня эпизодов!
Первый случился 25 апреля 1992 года в мой первый рабочий день после ЛГУ. Мой начальник, взглянув на меня выпалил фразу, которую я запомнил на всю жизнь: "Етит твою закон бога душу мать христа колумба поперёк перекладины!"
Сакральный смысл данной фразы я даже не пытался разгадать. Но данный тезис предал мне силы в моём совершенствовании.
Второй, это Оксфорд. Да я очень стремился туда и стать действительным членом и бизнес-консультантом. 13 лет я потратил на то, чтобы нарастить свои компетенции до необходимого уровня. НО! Меня там сразу отбрили! Никаких отчеств. Только Имя и Фамилия! Так принято во всём мире! Хочешь работать с нами? Живи так!
Возможно Вам где-то данная информация и пригодится. Буду рад оказаться полезным!
Всем добра!
Кстати! Александр Александрович! Свой диплом в РАГС при Президенте РФ в 1997 году я защищал по теме "Аттракция в повседневной деятельности руководителя!" За основу взял "клички" руководителей. Мне все в высшем научном сообществе, включая Деркача и Ананьева, твердили, что меня даже до доклада не допустят с таким дипломом. В итоге, я выиграл премию международных курсов МВА.
2025-05-01 21:12 2
Александр Крымов
Дорогие коллеги,
похоже дискуссия себя исчерпала, и по праву задавшего тему, подведу итог.
Все эксперты привели не только соображения, но и личные примеры, что показывает заинтересованность в вопросе. И его значимость, как элемента корпоративной культуры.
Мне представляется, что в программах адаптации новичков, включая вводные инструктажи, церемонии знакомства с компанией и коллективом, и прочее, стоит предусмотреть этот момент. Потому что он реально значим, и все воспринимают обращения по-своему. Кто-то - как принятие и дружбу. Кто-то - как унижение
Знаю несколько компаний, где на это обращают внимание и объясняют новичкам.
Согласны?
ЗЫ
Инессе Павловне, которая почему-то усмотрела в моём комменте возрастные и поколенческие мотивы: я просто поднял реально важную, как оказалось, для многих, тему. Если IT- рекрутерам не интересно - я не виноват. И в дальнейшем буду публиковать, что и как считаю нужным и важным.
ВСЕХ С ПЕРВЫМ МАЯ И НАЧАЛОМ ВЕСНЫ!
И ПРИБУДЕТ С НАМИ ВСЕМИ HR-СИЛУШКА.
А HRTme НАМ В ПОМОЩЬ.
2025-05-01 20:42 1
Александр Крымов
Дорогие коллеги, похоже, дискуссия уже исчерпала себя. И главное - все упирались на её величество Корпоративную культуру.
Кроме глубоко уважаемой Инессы Павловны, которая почему-то усмотрела в мо
2025-05-01 20:19 0
Инесса Шелест, IT HR
Здравствуйте, Александр Александрович!
А зачем Вы спрашиваете в сети мнение других людей?)
Вы же не готовы слышать точку зрения, которая отличается от Вашей.
Даже порицаете мой ранее ответ, и , что мол все поняли пост, кроме меня.)
Мы же не в детском садике.)
По сути вопроса:
+ Обращайтесь на "Вы" и не ошибётесь.
Такой формат обращения--беспроигрышный на старте любого диалога.
На "ты" уместно переходить тогда, когда Вас об этом просят или об этом Вы спросили разрешения.
+ "Встречают по одёжке, а провожают по уму"--народная мудрость.
Поэтому как бы Вы не обратились (Вы/ты) в новом коллективе,
+++ Ваши действия, способности и результаты работы--- станут решающим в том, как Вас будет воспринимать новое окружение/ коллектив.
Инесса Павловна Шелест
2025-05-01 17:50 3
Александр Крымов
Персональный ответ Инессе Шелест IT-рекрутинг.
Дорогая Инесса, Вы, к сожалению, не поняли суть вопроса, который уловили и очень точно отразили другие участники дискуссии.
Если ты приходишь как консультант или хотя бы новый сотрудник в любую организацию, необходимо для вписывания в корпоративную культуру очень быстро понять, как там обращаются.
Ты начал на Вы - а там все на ТЫ. Или наоборот.
Ты начал по имени-отчеству - а там все по имени, или наоборот.
От этого зависит, как тебя примет коллектив.
А потом идёт развитие отношений. Можно и переходить туда - сюда, в зависимости от вашей чуткости.
Я не надеваю значок, как ко мне обращаться. Просто за первый день понимаю, что да как.
Я понимаю, что Вы, Инесса, IT - рекрутинг, Вам, может, такие тонкости и не нужны. Но может, сгодиться на будущее?
Хороших праздников и удачи в IT-рекрутинге!
2025-04-30 20:54 0
Александр Крымов
Коллеги, а в мою игрушку про много имён никто играть не пробовал? Рекомендую. Бывает очень занятно и познавательно.
Такой само-анализ многое проясняет.
Я забыл добавить, что сын и дочь меня зовут Батя, Батяня и Бать. "Бать, ну чего ты?!"
Для психологов: это как-то проясняет атмосферу в семье? А?
2025-04-30 20:14 0
Инесса Шелест, IT HR
Здравствуйте!
Вы подняли очень-очень индивидуальный вопрос.
Вам не нравится, как Вы написали "..меня коробит, когда девушка обращается ко мне "Александр...". И Вам нравится обращения: Сан Саныч и Саныч.
:)
+ Ответ на Ваш вопрос не надо искать в корпоративных культурах, потому как он регулируется самим индивидуумом.
+ Закажите себе значок с надписью: Я-- Сан Саныч или Саныч.
+ В профилях добавьте отчество или опять таки ... напишите Сан Саныч или Саныч.
+ Социум сейчас очень гибкий в этом вопросе--- станет называть так, как Вы скажете.
+ В какой-то степени я стараюсь Вас понять, Вы из старшей возрастной группы... и, соответственно, имя + отчество--- это воспитанная норма общения к людям в возрасте после +/- 30 лет.
+ Посмотрите на ситуацию с другой стороны. Официально Вы "Александр", а не Сан Саныч, то почему Вы ожидаете обращения в неофициальной форме? Скорректируйте в личной беседе.
+ Меня лично больше удивляют люди, которые называют другим именем. Например, я по паспорту Инесса, и в профиле написано Инесса, а иногда вижу обращения к Инне. :)
2025-04-30 16:46 1
Евгения Уморина
Мне в этом отношении очень нравятся традиции, которые до сих пор сохраняются в государственных учреждениях.
Всегда, чтобы не случилось, какая бы разница в возрасте не была, все обращются к друг другу по ИО.
Могут на ты, если собеседник младше, но только по ИО.
Обращение по имени возможно в частной беседе, один на один и на отвлеченные темы. При этом вхождение в диалог, только по имени отчеству. Это кстати помогает молодому специалисту чувствовать уважение к себе.
2025-04-29 22:02 1
HR - Агентство ЯРАБОТА
Добрый день, Александр, великолепная постановка вопроса — и, как обычно, с умным, живым подтекстом. Тема обращений действительно тоньше, чем кажется, потому что она не просто про вежливость, а про архитектуру корпоративных отношений и идентичность культуры.
И вот как я это вижу, на практике и по опыту внедрения в компаниях.

🔹 Ты или Вы? Зависит от трёх вещей:
1. Формальности отрасли и рисков.
– В IT, маркетинге, дизайне, где важна скорость и равенство — «ты» стало нормой.
– В производстве, финансах, медицине — «Вы» чаще используется по умолчанию. Там, где иерархия встроена в процессы — форма обращения это отражает.

2. Возрастных и статусных различий.
– Если сотруднику 55+, а к нему на «ты» обращается 25-летний стажёр — скорее всего, будет внутреннее напряжение.
– В обратную сторону — проще, если старший переходит на «ты» с молодым, но если это сделано уважительно, не понебратски.

3. Воли основателя / корпоративной конвенции.
– Если в компании принято «только на вы и с отчеством» — это часть договора.
– Если CEO сам пишет «привет, Маша, ты как?» — культура будет отстраиваться в этом тоне.

🔹 Имя, имя-отчество или Саныч?
Имя-отчество — маркер уважения и дистанции.
Имя — нейтрально-деловой стиль.
СанСаныч, Саныч, Лёха, Димон — стиль ближнего круга, «своих». Хорошо работает в сплочённых коллективах, но требует контекста.

Важно: если в компании или отделе есть неформальные сокращения, но они идут «снизу вверх», это сигнал доверия.
Если руководитель насильно навязывает фамильярность — это почти всегда воспринимается как давление.

🔹 Что работает на практике:
Определённый стиль общения задаётся сверху.
Если основатель компании говорит «обращайтесь ко мне Саныч», это разом снимает напряжение.
Если же он использует «Александр Александрович» — команда подстраивается.

Вводить правило «как комфортно — так и общаемся» не работает без проговорённого контекста.
Лучше сразу зафиксировать: «В нашей компании принято: на "Вы", по имени; или: по имени без отчества, на "ты" внутри отдела».

Гибридная модель — часто оптимальна.
– С руководителем — на "Вы" и по отчеству
– В горизонтальных коммуникациях — по имени
– В команде, где уже сложился дух — сокращённые формы или шутливые прозвища
Это сохраняет уважение, но не делает атмосферу формальной до абсурда.

📌 Личное мнение
Возвращение к национальной культуре — не отмена современности, а её дополнение.
В языке обращения живёт уважение, а неравнодушное обращение — это почти всегда признак культуры.
Так что СанСаныч, как вариант — и тепло, и с достоинством. И как бы невзначай напоминает: «я не только Александр, я — продолжение рода». Это в России работает на уровне кода.
2025-04-29 16:35 1
Лия Новикова
Коллеги привет,
Мне кажется вопрос сугубо индивидуальный. Я всегда начинаю общение на "вы" либо уточняю как комфортнее с самого начала. И да конечно соглашусь с предыдущими коментариями - зависит от компании, от должности. Вот интересный пример: в азиатских компаниях, работающих на территории РФ, принято называть высшее руководство не только на "вы", но и добавляя к имени "господин" и я абсолютно серьезно) Сначала шокирует, потом привыкаешь
2025-04-29 11:18 2
АБК Консалтинг
Коллеги, добрый вечер.
Вопрос обращения — зеркало корпоративной культуры.
"Ты" сближает и ускоряет коммуникацию, "Вы" добавляет формальности и уважения. Имя — универсально, имя-отчество — фирменный русский стиль респекта, СанСаныч — душевно и тепло.
На мой взгляд, форма обращения должна идти от атмосферы в компании и её целей. В стартапах и креативных командах проще перейти на "ты" и имена. В классических компаниях или при большом разбросе возрастов — "Вы" и отчества используют чаще.
Главное, чтобы правила были всем понятны и комфортны. Не стоит слепо ориентироваться на чужие примеры. Лучше находить баланс между уважением, традициями и современностью — и тогда корпоративная коммуникация будет работать!
2025-04-28 22:49 3
Светлана Шабанова
Добрый вечер! Считаю, что обращение по Имени и Отчеству позволяет избежать неловкости и барьера в общении на первоначальном этапе. Затем, найдя свое место в компании, нужно ориентироваться по ситуации. Бывает, что для человека совершенно не важно, как к нему обращаются в коллективе, по имени или имени отчеству, главное, что собеседник вкладывает в это обращение. Можно обратиться только по имени, но даже в интонации обращения, человек поймет, что в нему относятся с уважением и его экспертное мнение в компании, действительно является важным. А бывает с точностью наоборот... Все зависит от компании, коллектива и конечно возраста сотрудников.
2025-04-28 22:31 3
Александр Крымов
Коллегам-психологам. Я как-то придумал игру.
Скажите, сколько у вас имён?
То есть, как к вам обращались люди в разных ситуациях и сообществах, к которым вы принадлежали или принадлежите, и которые вы принимали как обращение к себе.
Я у себя насчитал 36 имён. Поделюсь некоторыми:
Мама: Сашенька, Котик
Школа: Кым, Кымище, Кымуля
Пионерлагерь: Геракл
МГУ (2 факультета): Крымов, Крымыч, Саня, Санюша
Не скажу где: Курсант Крымов, Джеральд, Джерри
Жена: Кымуля, Котик, Безобразище
Клиенты: Александр, Александр Александрович. Постоянные: СанСаныч
На заводах: Саныч
Поиграйте сами с собой. Удивитесь!
И на тренингах сильно развлекает :)))
2025-04-28 18:08 4
Алексеева Галина
Добрый день, Александр! Вопрос формы обращения в компании — это действительно важная часть корпоративной культуры, отражающая как национальные традиции, так и современную динамику. Западные практики "на ты" и по имени упрощают коммуникацию, но не всегда подходят к нашей культуре, где отчество символизирует уважение. Возможно, стоит искать баланс: в неформальной обстановке — по имени, а в официальной — с учетом возраста и статуса. Главное, чтобы форма обращения была комфортной для всех и способствовала взаимопониманию.
2025-04-28 17:56 8
Ольга Разживина
Александр, добрый день!
Вы подняли очень спорную тему))

Все зависит от культуры компании. Для меня по духу близки компании, где общение происходит на “ты”. Я работала в одной компании: пришла в первый день на работу, и вот мне все “выкают”… Я им говорю: со мной можно на “ты”, ну и в принципе в течение недели со всеми уже была на “ты”.

И тут у меня возник вопрос, для чего вот это “вы”, если все потом все равно переходят на “ты”? Это только вопрос времени — неделя или две.

У нас тут в новостях было, что скоро говорить "звОнят" будет нормальным. Все в этой жизни меняется, и все скоротечно.
2025-04-28 17:37 5
Наталья Кретова
Александр, коллеги, здравствуйте. По моему опыту, обращаться на "Ты" или "Вы" - зависит от корпоративной культуры компании. Помимо корпоративной культуры, принцип обращения на "Ты" или "Вы" зависит возрастного состава компании. И, принцип обращения на "Ты" во многом определяет желание компаний нанимать сотрудником до 40. В наших культурных традициях, обращаться на ты к коллеге, который тебе в матери или отцы годится, как -то не совсем корректно.
А то, что в наших СМИ Трампа пытаются по имени отчеству величать, так это совсем другая история.
2025-04-28 16:49 5
Мария Лунина
Я за здоровый баланс.
Чтобы было удобно, уважительно и по-человечески.

Если честно, когда к тебе сразу на "ты", да ещё и по имени, бывает немного странное ощущение, особенно если человек тебя в жизни не видел и старше тебя лет на 20. Как будто на экскурсии в музей — "смотри, какая древность, потрогай руками".

В то же время, когда в каждой строчке официальная "Екатерина Петровна, прошу вас рассмотреть возможность уточнения..." — хочется зевнуть и пойти уточнять погоду за окном.

Я сама люблю обращаться по имени-отчеству, особенно в рабочих вопросах.
Это звучит тепло, уважительно, без налёта официоза.
И внутри компаний мне тоже ближе модель: сначала на "Вы" и по имени-отчеству — а дальше уже смотрим, как договоримся.
Где-то переход на "ты" происходит быстро и естественно, а где-то "Вы" так и остаётся удобной нормой на годы.

Про Санычей и СанСанычей — абсолютно поддерживаю!
Сразу ощущение своей стаи: вроде и уважительно, и по-доброму.

В общем, моя позиция простая:
Главное, чтобы не было навязанной игры "будь модным" или "будь правильным".
Обращение — это про уважение к человеку, а не про красивую вывеску.

И да, за Трампа-Фредовича — отдельное спасибо, посмеялась.
2025-04-28 16:27 5
Екатерина Телицына
Коллеги, Александр, здравствуйте!
Александр, я не такая смелая как Мария Алексашина (с Саньком :) ). Тему вы подняли интересную!
В моем опыте, в крупном банке в Москве все обращались на ты, а в регионах на вы с топ-менеджментом филиала. Когда московские коллеги узнали, что я на «вы» и по Имени Отчеству обращаюсь удивились и настоятельно рекомендовали перейти на «ты» и Имя.
2025-04-28 15:19 3
Анна Долматова
Коллеги, Александр, добрый день!
Мой первый работодатель - один из международных банков, где мне было 19 лет и, естественно, была Анной или Аней для коллег. И вообще в культуре было принято обращение по имени, ко всем директорам обращались только по имени.
Но в нашем филиале работало несколько коллег, в возрасте 50+. И они просто изначально заявили и культура компании приняло их просьбу - ко мне обращаться по имени и отчеству. И никаких проблем с этим не было.

Есть примеры, когда сотрудники на топ должностях просят к себе обращаться - Саша, Надя и т.д. И компания это принимает.

По моему опыту, российские (большие и неповоротливые) компании любят формализм, и как бы ты себя не называл, ты будешь Иван Иванович, даже если тебе 21. Потому что так принято.

Я считаю, что прекрасный вариант, когда есть в культуре компании правило и возможность исключения из него. От подобных исключений аварий не произойдет, а точка зрения сотрудника будет услышана.
2025-04-28 14:49 4
Мария Алексашина
Здравствуйте, коллеги, Александр.

Просто: Санёк! А еще лучше, добавить "Эй!" )))

Кроме шуток, много зависит от:
а) корпоративной культуры
б) наличия субординации на уровне C или таковой, вообще
в) самодостаточности человека, к кому обращаются.

Кулуарно подшутить, если межличностные рабочие отношения и тонкая душевная организация в порядке - ок.
Прилюдно и на постоянной основе... смотреть пункты а) и б).

С уважением и наилучшими пожеланиями, Мария.
2025-04-28 14:14 4
Марина Алтухова
Александр, в двух последних компаниях довольно крупных в своих сегментах, у нас была именно такая культура - общение на ТЫ не зависимо от возраста и занимаемой должности. Для многих сотрудников, особенно молодых (до 25) и возрастных (после 55) такое общение давалось с трудом и они чаще всего его не придерживались. Это один из показателей готовности к изменениям и умения подстроиться под имеющиеся условия.
Принято считать, что такой стиль общения помогает быстрее адаптироваться, разбавляет напряженную формальную обстановку, способствует сплочению коллектива и является показателем открытости и лояльности компании.
С этим фактом нужно просто смириться и принять как данность или выбирать компании, где сохраняется общение на Вы, таких тоже очень много.
2025-04-28 10:46 5
Показать все комментарии
avatar-default-icon
HR-эксперт, бизнес-консультант, бизнес-тренер
Автор статей
Автор 83 публикаций
Вас также может заинтересовать
HRTime_faces
178 специалистов сейчас на сайте Опишите задачу. Исполнители откликнутся сами.
Мы используем файлы cookie и рекомендательные технологии. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie (подробнее), а также с пользовательским соглашением.
Согласен
X
Файлы cookie представляют собой файлы или фрагменты информации, которые могут быть сохранены на Вашем компьютере или других интернет-совместимых устройствах конечного пользователя (например, смартфонах и планшетах) при посещении Вами наших веб-сайтов или использовании наших веб-сервисов. Эта информация в большинстве случаев представлена в виде алфавитно-цифровых строк, которые однозначно идентифицируют Ваш компьютер или конечное пользовательское устройство, однако может содержать и иные сведения. На наших веб-сайтах или веб-сервисах мы используем различные типы «cookies» (небольшие текстовые файлы, которые размещаются на Вашем устройстве). Перечень используемых нами файлов cookie, описание целей их использования и дополнительная информация о соответствующих файлах cookie представлена в Инструменте управления файлами cookie, размещенных на соответствующих веб-сайтах и в веб-сервисах нашей компании либо в представленных в них текстах согласий или договоров.