Описать задачу
    Заказчику Исполнителю Агентство HR-клуб Найти исполнителя Вход
     
     
     
    Написать эксперту!
    Татарский Константин Евгеньевич
    30 сентября 2015
    бизнес-тренер. Training News

    Управление персоналом – иллюзия или работа?

    Реально ли научить руководителей управлять персоналом? Про какие теории нужно рассказывать участникам, чтобы они смогли применить полученные знания на работе? Каждый ли руководитель способен управлять персоналом? В статье обсуждается два подхода к обучению руководителей: приносящий пользу тренерам и приносящий пользу участникам.

    Вот уже 15 – 20 лет руководители сидят на тренингах, запоминая имена:Маслоу, Гарцберг, Врум и т.д. Звучат усталые возражения: «Ну, это теория, у нас нет реальных инструментов мотивации». Тренер, зажатый между требованиями заказчика «рассказать что-нибудь новенькое» и своим небогатым управленческим опытом, привычно парирует скептицизм.

    Участники растут по карьерной лестнице, с нетерпением ожидая, когда тренинги по управлению персоналом сменяться бережливым производством, финансами для «не финансистов», KPI. Тогда не придется делать вид, что подчиненных интересует что-то, кроме денег, разыгрывая перед тренером известный «китайский театр».  А самым большим достижением тренинга так и остается вопрос подчиненному (перед тем, как устроить головомойку): «А как Вы сами оцениваете ситуацию?».

    Ответ на вопрос – «стоит ли учить обычных (в полном смысле этого слова) руководителей управлению персоналом – очевиден. Да. Но не так. В попытках тренинговых компаний как-то приукрасить не хитрое содержимое тренингов растворяется важная идея - тренинги с громким названием «управление персоналом» нужно внятно делить на две категории.

    Первая – тренинги, на которых руководители (вчерашние специалисты) учатся основам: обозначать сроки выполнения задачи, использовать вопрос «а как сам думаешь?», и подводить итоги беседам. И их не надо было бы этому учить, если бы они могли увидеть грамотный пример со стороны своих руководителей.

    Вторая категория – тренинги, на которых руководители должны научиться формировать здоровые отношения в коллективе, обеспечивать вовлеченность сотрудников и настрой на работу. А это уже действительно «управление людьми».

    Что нужно, чтобы от тренингов этой категории был эффект больше, чем от выучивания очередной теории мотивации?

    Прежде всего, нужно помочь участникам разобраться в понятиях. Чего только стоит вечная война терминов «мотивация» и «стимулирование»! Важно выстроить у участников простую логическую цепь: стимул (доска почета, амбициозная задача, премия и т.д.) активирует у подчиненного желания. Если желание достаточно осознанно, то возникает мотивация. Например, мотивация к повышенной активности, к помощи коллегам, к обучению и т.д.

    Еще важно, чтобы участники научились отличать подчиненных, у которых мотивация к работе выражена отчетливо и устойчиво, от тех, у кого мотивацию нужно формировать специально. И ценой каких усилий.  Последние опасны тем, что готовы «улыбаться и махать» в ответ на попытки руководителя их стимулировать (а то ведь больше не предложит), но устойчивого изменения в их поведении не происходит. Руководитель должен иметь шанс оценить вероятность возврата вложенных нервов и сил. На тренингах руководителям дают очень мало инструментов для реальной оценки уровня мотивации подчиненных (алгоритм беседы при согласовании ИПР я не считаю).

    Далее участники должны усвоить, что формировать устойчивую мотивацию можно только усилиями профилактического характера (от греч. рrophylaktikos -  предохранительный, предупредительный). Т.е. каждодневно, в повседневном общении. И у такого общения есть свои принципы, правила и даже алгоритмы, которые реально проработать на тренинге. Именно осознанное, зрелое, конструктивное общение руководителя с подчиненными способно обеспечить не формальную вовлеченность сотрудников в рабочий процесс.

    Основными принципами поведения руководителя, формирующими вовлеченность, я считаю:

    • «Открытость» – информировать о планах компании, о целях изменений, о событиях в отрасли
    • «Честность» – обещать только то, что зависит от руководителя, обещанное – выполнять
    • «Внимательность» – интересоваться мнением сотрудника, давать возможность высказаться
    • «Своевременность» – корректировать действия сотрудника оперативно, не накапливая негатива
    • «Демонстративность» – не скрывать от      сотрудников усилий, которые привели к улучшению «жизни» подразделения

    Т.о. задача тренера, работающего с прошедшими азы руководителями, заключается в проработке ситуаций, в которых должны реализовываться изложенные принципы.

    Тогда дорогие руководители смогут сделать первые шаги к обретению управленческой зрелости. Той зрелости, которая быстрее приходит к именитым дрессировщикам, и родителям, воспитывающим 3-х и более детей.

     

    Комментарии 5 Мне нравится 3 В закладки 0 Просмотры 1137
    Отлично!
    Ангелина, 30 марта 2018, 11:34
    "Управлять консультантами - это все равно что пасти котов". Если тренер управлял тренерами и коучами, то тут год идет за пять. :) Так что свои 75 лет руководящего стажа я в свое время заработал :)
    Дмитрий Димитриев, 17 октября 2017, 22:38
    !!!"Тренер, зажатый между требованиями заказчика «рассказать что-нибудь новенькое» и своим небогатым управленческим опытом, привычно парирует скептицизм.

    Это настоящая беда. Все таки тренер должен быть из управленцев (для обучения управленцев).
    Антон Берсерк, 2 мая 2016, 12:37
    "Реально ли научить руководителей управлять персоналом?"
    Не знаю, реально ли (не моя компетенция), но НУЖНО, как воздух.
    Сколько хороших профессионалов, бывших незаменимыми, полезными и счастливыми на своем месте, стали разрушать свой участок работы, став руководителями? Не со зла, а просто потому, что не могут (не умеют?) руководить вчерашними коллегами?
    Виктория , 18 ноября 2015, 16:41
    Константин, спасибо за отличный материал!
    Чекменев Роман, 26 октября 2015, 11:59

    Хотите участвовать в обсуждении? Пройдите регистрацию.


    ХОТИТЕ БОЛЬШЕ МАТЕРИАЛОВ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ?
    Напишите ваш электронный адрес
    и получите на почту подборку лучших материалов по темам:
    Плюс особый подарок от сервиса на выбор:
    Получить подборку материалов


    Добавить материалВсе материалы
    Другие материалы в HR-клубе
    Статьи 1138
    Вопросы и ответы 340
    Учебные программы 1240
    Школа соискателей 210
    Тесты и кейсы для оценки 184
    Шаблоны документов 79
    Рекомендуем материалы 113
    Мероприятия 236
    ПОПУЛЯРНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
    19 января 2012, 15:02
    Как тактично сделать выговор сотруднику
    Уметь делать выговор сотруднику - это, можно сказать, целая наука. Ведь сколько неприятных конфликтов, скрытых и явных, может спровоцировать некорректно сделанное замечание или пожелание. Представим, что выговор сотруднику вы сделали, скажем так, неграмотно,...
    4559 11 9
    22 января 2018, 14:22
    Использование Scram на примере кейса по подбору персонала, когда клиент отказывается платить
    Многие специалисты и HR агентства, занимающиеся подбором персонала, сталкивались с ситуацией, когда по запросу клиента подбираешь кандидатов, предлагаешь их клиенту, а клиент отказывается оплачивать оказанные услуги под разными предлогами. Или пост-фактум...
    809 7 38
    17 июля 2018, 09:38
    Сила убеждений или как мы программируем себя
    Задумывались ли вы, как жизнь буквально на глазах может менять свои краски? Только что все было хорошо и вдруг это «все» испортилось. А спустя полчаса опять расцвело и засияло. И мы каждый такой раз почти на сто процентов уверены в правдивости...
    294 7 5
    27 марта 2018, 13:50
    Почему мне лень?
    Про лень. Я все знаю, много читаю, сходил на кучу тренингов.... но ничего не делаю. Мне лень, я не хочу, не могу, не буду ... постоянно ищу отговорки. Почему другие делают, а я такая большая ленивая ***? Наш мозг удивительная штука. В нем есть два...
    503 6 3
    24 июля 2018, 11:16
    Где мое внимание, там моя энергия
    Часто ли вы чувствуете усталость и опустошенность и задаетесь вопросом куда же уходят силы? Бывают ли ситуации, когда время бежит очень быстро, и вы ничего не успеваете? В такие моменты очень хочется ускориться, сделать все максимально быстро и, наконец,...
    340 5 2
    26 июля 2018, 14:38
    Как самому менять свои убеждения, установки и стоит ли это делать?
    Итак, как же самому менять свои установки и убеждения, и стоит ли это делать? Здесь важен принцип "не навреди себе". Если уж Вы решили «перепрограммировать свой мозг» самостоятельно, то делать это нужно осознанно и очень осторожно....
    269 5 1
    30 ноября 2011, 09:29
    Эффективное использование власти
    Часто под понятием "власть" мы подразумеваем давление на сотрудников, принуждение их к чему либо. Неужели это единственный способ воздействия на сотрудников, или есть и другие варианты реализации власти в рамках компании? Hачнем с азов.
    2206 5 3
    Понравилось 3 пользователям