Описать задачу
    Заказчику Исполнителю Агентство HR-клуб Найти исполнителя Вход
     
     
     
    Написать эксперту!
    Татарский Константин Евгеньевич
    30 сентября 2015
    бизнес-тренер. Training News

    Управление персоналом – иллюзия или работа?

    Реально ли научить руководителей управлять персоналом? Про какие теории нужно рассказывать участникам, чтобы они смогли применить полученные знания на работе? Каждый ли руководитель способен управлять персоналом? В статье обсуждается два подхода к обучению руководителей: приносящий пользу тренерам и приносящий пользу участникам.

    Вот уже 15 – 20 лет руководители сидят на тренингах, запоминая имена:Маслоу, Гарцберг, Врум и т.д. Звучат усталые возражения: «Ну, это теория, у нас нет реальных инструментов мотивации». Тренер, зажатый между требованиями заказчика «рассказать что-нибудь новенькое» и своим небогатым управленческим опытом, привычно парирует скептицизм.

    Участники растут по карьерной лестнице, с нетерпением ожидая, когда тренинги по управлению персоналом сменяться бережливым производством, финансами для «не финансистов», KPI. Тогда не придется делать вид, что подчиненных интересует что-то, кроме денег, разыгрывая перед тренером известный «китайский театр».  А самым большим достижением тренинга так и остается вопрос подчиненному (перед тем, как устроить головомойку): «А как Вы сами оцениваете ситуацию?».

    Ответ на вопрос – «стоит ли учить обычных (в полном смысле этого слова) руководителей управлению персоналом – очевиден. Да. Но не так. В попытках тренинговых компаний как-то приукрасить не хитрое содержимое тренингов растворяется важная идея - тренинги с громким названием «управление персоналом» нужно внятно делить на две категории.

    Первая – тренинги, на которых руководители (вчерашние специалисты) учатся основам: обозначать сроки выполнения задачи, использовать вопрос «а как сам думаешь?», и подводить итоги беседам. И их не надо было бы этому учить, если бы они могли увидеть грамотный пример со стороны своих руководителей.

    Вторая категория – тренинги, на которых руководители должны научиться формировать здоровые отношения в коллективе, обеспечивать вовлеченность сотрудников и настрой на работу. А это уже действительно «управление людьми».

    Что нужно, чтобы от тренингов этой категории был эффект больше, чем от выучивания очередной теории мотивации?

    Прежде всего, нужно помочь участникам разобраться в понятиях. Чего только стоит вечная война терминов «мотивация» и «стимулирование»! Важно выстроить у участников простую логическую цепь: стимул (доска почета, амбициозная задача, премия и т.д.) активирует у подчиненного желания. Если желание достаточно осознанно, то возникает мотивация. Например, мотивация к повышенной активности, к помощи коллегам, к обучению и т.д.

    Еще важно, чтобы участники научились отличать подчиненных, у которых мотивация к работе выражена отчетливо и устойчиво, от тех, у кого мотивацию нужно формировать специально. И ценой каких усилий.  Последние опасны тем, что готовы «улыбаться и махать» в ответ на попытки руководителя их стимулировать (а то ведь больше не предложит), но устойчивого изменения в их поведении не происходит. Руководитель должен иметь шанс оценить вероятность возврата вложенных нервов и сил. На тренингах руководителям дают очень мало инструментов для реальной оценки уровня мотивации подчиненных (алгоритм беседы при согласовании ИПР я не считаю).

    Далее участники должны усвоить, что формировать устойчивую мотивацию можно только усилиями профилактического характера (от греч. рrophylaktikos -  предохранительный, предупредительный). Т.е. каждодневно, в повседневном общении. И у такого общения есть свои принципы, правила и даже алгоритмы, которые реально проработать на тренинге. Именно осознанное, зрелое, конструктивное общение руководителя с подчиненными способно обеспечить не формальную вовлеченность сотрудников в рабочий процесс.

    Основными принципами поведения руководителя, формирующими вовлеченность, я считаю:

    • «Открытость» – информировать о планах компании, о целях изменений, о событиях в отрасли
    • «Честность» – обещать только то, что зависит от руководителя, обещанное – выполнять
    • «Внимательность» – интересоваться мнением сотрудника, давать возможность высказаться
    • «Своевременность» – корректировать действия сотрудника оперативно, не накапливая негатива
    • «Демонстративность» – не скрывать от      сотрудников усилий, которые привели к улучшению «жизни» подразделения

    Т.о. задача тренера, работающего с прошедшими азы руководителями, заключается в проработке ситуаций, в которых должны реализовываться изложенные принципы.

    Тогда дорогие руководители смогут сделать первые шаги к обретению управленческой зрелости. Той зрелости, которая быстрее приходит к именитым дрессировщикам, и родителям, воспитывающим 3-х и более детей.

     

    Комментарии 5 Мне нравится 3 В закладки 0 Просмотры 1053
    Отлично!
    Ангелина, 30 марта 2018, 11:34
    "Управлять консультантами - это все равно что пасти котов". Если тренер управлял тренерами и коучами, то тут год идет за пять. :) Так что свои 75 лет руководящего стажа я в свое время заработал :)
    Дмитрий Димитриев, 17 октября 2017, 22:38
    !!!"Тренер, зажатый между требованиями заказчика «рассказать что-нибудь новенькое» и своим небогатым управленческим опытом, привычно парирует скептицизм.

    Это настоящая беда. Все таки тренер должен быть из управленцев (для обучения управленцев).
    Антон Берсерк, 2 мая 2016, 12:37
    "Реально ли научить руководителей управлять персоналом?"
    Не знаю, реально ли (не моя компетенция), но НУЖНО, как воздух.
    Сколько хороших профессионалов, бывших незаменимыми, полезными и счастливыми на своем месте, стали разрушать свой участок работы, став руководителями? Не со зла, а просто потому, что не могут (не умеют?) руководить вчерашними коллегами?
    Виктория , 18 ноября 2015, 16:41
    Константин, спасибо за отличный материал!
    Чекменев Роман, 26 октября 2015, 11:59

    Хотите участвовать в обсуждении? Пройдите регистрацию.


    ХОТИТЕ БОЛЬШЕ МАТЕРИАЛОВ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ?
    Напишите ваш электронный адрес
    и получите на почту подборку лучших материалов по темам:
    Плюс особый подарок от сервиса на выбор:
    Получить подборку материалов


    Добавить материалВсе материалы
    Другие материалы в HR-клубе
    Статьи 1118
    Вопросы и ответы 331
    Учебные программы 1236
    Школа соискателей 208
    Тесты и кейсы для оценки 185
    Шаблоны документов 78
    Рекомендуем материалы 98
    Мероприятия 232
    ПОПУЛЯРНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
    19 января 2012, 15:02
    Как тактично сделать выговор сотруднику
    Уметь делать выговор сотруднику - это, можно сказать, целая наука. Ведь сколько неприятных конфликтов, скрытых и явных, может спровоцировать некорректно сделанное замечание или пожелание. Представим, что выговор сотруднику вы сделали, скажем так, неграмотно,...
    4447 11 9
    22 января 2018, 14:22
    Использование Scram на примере кейса по подбору персонала, когда клиент отказывается платить
    Многие специалисты и HR агентства, занимающиеся подбором персонала, сталкивались с ситуацией, когда по запросу клиента подбираешь кандидатов, предлагаешь их клиенту, а клиент отказывается оплачивать оказанные услуги под разными предлогами. Или пост-фактум...
    745 7 38
    30 ноября 2011, 09:29
    Эффективное использование власти
    Часто под понятием "власть" мы подразумеваем давление на сотрудников, принуждение их к чему либо. Неужели это единственный способ воздействия на сотрудников, или есть и другие варианты реализации власти в рамках компании? Hачнем с азов.
    2129 5 3
    19 декабря 2017, 22:00
    Информационные системы для автоматизации деятельности HR
    Изучая материалы сайта, я обратил внимание на не поддельный интерес к данному вопросу. На сайте много статей и обсуждений по этой теме, но они скорее говорят о том, что тема актуальна. Отвечая на вопросы, я понял, что в комментариях много не опишешь....
    763 4 11
    25 октября 2011, 13:15
    Любимые лекарства для бизнеса
    Если вы когда-нибудь лечили ребенка от простуды, или помните, как болели в детстве сами, то наверняка знаете, что представляет из себя лучший курс лечения для больного. Он состоит из сладкой на вкус микстуры, любимых блюд на обед, мультиков без...
    1619 4 0
    27 ноября 2017, 11:28
    Как удержать персонал?
    Снижение текучести персонала - одна из ключевых задач любого менеджера по персоналу. Кадровики изучают причины этого явления на своем предприятии, разрабатывают свои меры по предотвращению. Иногда эти меры эффективны, иногда не очень. На каких процедурах...
    568 3 4
    30 октября 2014, 14:50
    Проблемы консалтинга для малого и среднего российского бизнеса
    Консалтинг для мелких и средних российских компаний в последние годы оформился в относительно самостоятельную область приложения управленческого труда. В услугах профессиональных управленческих консультантов нуждаются многие предприниматели, особенно...
    2487 2 0
    Понравилось 3 пользователям