Найти исполнителя
     
    Агентство HR-клуб Найти исполнителя
     
     
     
     
    Написать эксперту!
    Татарский Константин Евгеньевич
    30 сентября 2015
    бизнес-тренер. Training News

    Управление персоналом – иллюзия или работа?

    Написать эксперту!

    Реально ли научить руководителей управлять персоналом? Про какие теории нужно рассказывать участникам, чтобы они смогли применить полученные знания на работе? Каждый ли руководитель способен управлять персоналом? В статье обсуждается два подхода к обучению руководителей: приносящий пользу тренерам и приносящий пользу участникам.

    Вот уже 15 – 20 лет руководители сидят на тренингах, запоминая имена:Маслоу, Гарцберг, Врум и т.д. Звучат усталые возражения: «Ну, это теория, у нас нет реальных инструментов мотивации». Тренер, зажатый между требованиями заказчика «рассказать что-нибудь новенькое» и своим небогатым управленческим опытом, привычно парирует скептицизм.

    Участники растут по карьерной лестнице, с нетерпением ожидая, когда тренинги по управлению персоналом сменяться бережливым производством, финансами для «не финансистов», KPI. Тогда не придется делать вид, что подчиненных интересует что-то, кроме денег, разыгрывая перед тренером известный «китайский театр».  А самым большим достижением тренинга так и остается вопрос подчиненному (перед тем, как устроить головомойку): «А как Вы сами оцениваете ситуацию?».

    Ответ на вопрос – «стоит ли учить обычных (в полном смысле этого слова) руководителей управлению персоналом – очевиден. Да. Но не так. В попытках тренинговых компаний как-то приукрасить не хитрое содержимое тренингов растворяется важная идея - тренинги с громким названием «управление персоналом» нужно внятно делить на две категории.

    Первая – тренинги, на которых руководители (вчерашние специалисты) учатся основам: обозначать сроки выполнения задачи, использовать вопрос «а как сам думаешь?», и подводить итоги беседам. И их не надо было бы этому учить, если бы они могли увидеть грамотный пример со стороны своих руководителей.

    Вторая категория – тренинги, на которых руководители должны научиться формировать здоровые отношения в коллективе, обеспечивать вовлеченность сотрудников и настрой на работу. А это уже действительно «управление людьми».

    Что нужно, чтобы от тренингов этой категории был эффект больше, чем от выучивания очередной теории мотивации?

    Прежде всего, нужно помочь участникам разобраться в понятиях. Чего только стоит вечная война терминов «мотивация» и «стимулирование»! Важно выстроить у участников простую логическую цепь: стимул (доска почета, амбициозная задача, премия и т.д.) активирует у подчиненного желания. Если желание достаточно осознанно, то возникает мотивация. Например, мотивация к повышенной активности, к помощи коллегам, к обучению и т.д.

    Еще важно, чтобы участники научились отличать подчиненных, у которых мотивация к работе выражена отчетливо и устойчиво, от тех, у кого мотивацию нужно формировать специально. И ценой каких усилий.  Последние опасны тем, что готовы «улыбаться и махать» в ответ на попытки руководителя их стимулировать (а то ведь больше не предложит), но устойчивого изменения в их поведении не происходит. Руководитель должен иметь шанс оценить вероятность возврата вложенных нервов и сил. На тренингах руководителям дают очень мало инструментов для реальной оценки уровня мотивации подчиненных (алгоритм беседы при согласовании ИПР я не считаю).

    Далее участники должны усвоить, что формировать устойчивую мотивацию можно только усилиями профилактического характера (от греч. рrophylaktikos -  предохранительный, предупредительный). Т.е. каждодневно, в повседневном общении. И у такого общения есть свои принципы, правила и даже алгоритмы, которые реально проработать на тренинге. Именно осознанное, зрелое, конструктивное общение руководителя с подчиненными способно обеспечить не формальную вовлеченность сотрудников в рабочий процесс.

    Основными принципами поведения руководителя, формирующими вовлеченность, я считаю:

    • «Открытость» – информировать о планах компании, о целях изменений, о событиях в отрасли
    • «Честность» – обещать только то, что зависит от руководителя, обещанное – выполнять
    • «Внимательность» – интересоваться мнением сотрудника, давать возможность высказаться
    • «Своевременность» – корректировать действия сотрудника оперативно, не накапливая негатива
    • «Демонстративность» – не скрывать от      сотрудников усилий, которые привели к улучшению «жизни» подразделения

    Т.о. задача тренера, работающего с прошедшими азы руководителями, заключается в проработке ситуаций, в которых должны реализовываться изложенные принципы.

    Тогда дорогие руководители смогут сделать первые шаги к обретению управленческой зрелости. Той зрелости, которая быстрее приходит к именитым дрессировщикам, и родителям, воспитывающим 3-х и более детей.

     

    Комментарии 5 Мне нравится 3 В закладки 0 Просмотры 1357
    Отлично!
    Ангелина, 30 марта
    "Управлять консультантами - это все равно что пасти котов". Если тренер управлял тренерами и коучами, то тут год идет за пять. :) Так что свои 75 лет руководящего стажа я в свое время заработал :)
    !!!"Тренер, зажатый между требованиями заказчика «рассказать что-нибудь новенькое» и своим небогатым управленческим опытом, привычно парирует скептицизм.

    Это настоящая беда. Все таки тренер должен быть из управленцев (для обучения управленцев).
    "Реально ли научить руководителей управлять персоналом?"
    Не знаю, реально ли (не моя компетенция), но НУЖНО, как воздух.
    Сколько хороших профессионалов, бывших незаменимыми, полезными и счастливыми на своем месте, стали разрушать свой участок работы, став руководителями? Не со зла, а просто потому, что не могут (не умеют?) руководить вчерашними коллегами?
    Виктория , 18 ноября
    Константин, спасибо за отличный материал!
    Чекменев Роман, 26 октября

    Хотите участвовать в обсуждении? Пройдите регистрацию.

    Популярные услуги раздела с ценами:
    Консалтинг
    Разработка стратегии
    по договоренности
    Создание контакт-центра
    по договоренности
    Консалтинг по продажам
    по договоренности
    Коучинг
    Бизнес-коучинг
    по договоренности
    Коучинг первых лиц
    от 1000 до 600000
    Карьерный коучинг
    от 1000 до 5000

    ХОТИТЕ БОЛЬШЕ МАТЕРИАЛОВ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ?
    Напишите ваш электронный адрес
    и получите на почту подборку лучших материалов по темам:
    Плюс особый подарок от сервиса на выбор:
    Получить подборку материалов


    Добавить материалВсе материалы
    Другие материалы в HR-клубе
    Статьи 1379
    Вопросы и ответы 391
    Учебные программы 1389
    Школа соискателей 233
    Тесты и кейсы для оценки 192
    Шаблоны документов 287
    Рекомендуем материалы 134
    Мероприятия 243
    ПОПУЛЯРНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
    19 января 2012, 15:02
    Как тактично сделать выговор сотруднику
    Уметь делать выговор сотруднику - это, можно сказать, целая наука. Ведь сколько неприятных конфликтов, скрытых и явных, может спровоцировать некорректно сделанное замечание или пожелание. Представим, что выговор сотруднику вы сделали, скажем так, неграмотно,...
    5030 11 9
    17 июля 2018, 09:38
    Сила убеждений или как мы программируем себя
    Задумывались ли вы, как жизнь буквально на глазах может менять свои краски? Только что все было хорошо и вдруг это «все» испортилось. А спустя полчаса опять расцвело и засияло. И мы каждый такой раз почти на сто процентов уверены в правдивости...
    553 9 5
    27 марта 2018, 13:50
    Почему мне лень?
    Про лень. Я все знаю, много читаю, сходил на кучу тренингов.... но ничего не делаю. Мне лень, я не хочу, не могу, не буду ... постоянно ищу отговорки. Почему другие делают, а я такая большая ленивая ***? Наш мозг удивительная штука. В нем есть два...
    766 9 4
    30 ноября 2018, 16:02
    Миссия выполнима: как правильно ставить цели на Новый 2019 год
    2018 год промчался стремительно, как, в прочем, и все предыдущие. Оставив неизгладимый след в жизни каждого, он подходит к своему логическому завершению. Неосознанно многие из нас подводят итоги уходящего года, сравнивая план с фактом. Уверена, что несправедливость...
    632 8 8
    26 июля 2018, 14:38
    Как самому менять свои убеждения, установки и стоит ли это делать?
    Итак, как же самому менять свои установки и убеждения, и стоит ли это делать? Здесь важен принцип "не навреди себе". Если уж Вы решили «перепрограммировать свой мозг» самостоятельно, то делать это нужно осознанно и очень осторожно....
    547 8 2
    24 июля 2018, 11:16
    Где мое внимание, там моя энергия
    Часто ли вы чувствуете усталость и опустошенность и задаетесь вопросом куда же уходят силы? Бывают ли ситуации, когда время бежит очень быстро, и вы ничего не успеваете? В такие моменты очень хочется ускориться, сделать все максимально быстро и, наконец,...
    568 7 6
    22 января 2018, 14:22
    Использование Scram на примере кейса по подбору персонала, когда клиент отказывается платить
    Многие специалисты и HR агентства, занимающиеся подбором персонала, сталкивались с ситуацией, когда по запросу клиента подбираешь кандидатов, предлагаешь их клиенту, а клиент отказывается оплачивать оказанные услуги под разными предлогами. Или пост-фактум...
    1092 7 38
    Понравилось 3 пользователям