Описать задачу
    Заказчику HR-клуб Найти исполнителя
     
     
     
    Написать эксперту!
    Владимир
    19 сентября 2013
    бизнес-тренер, коуч. фрилансер

    Кто такой коуч?

    Коучинг, коуч - слова, которые еще 10 лет назад в России были молознакомы в бизнес-сообществе, сейчас стали весьма популярны, да и услугу по коучингу предлагают чуть ли не на кождом шагу. А ведь первые коучи, прошедшие обучение и получившие сертификацию по международным стандартам, появились у нас всего 10-15 назад. 

    За последние тридцать лет в психологии произошли настолько кардинальные перемены, что их можно сравнить с переменами в физике с появлением теории относительности Эйнштейна. И речь идет не только и не столько о взгляде, подходах и теориях, а о практике, эффективных методах достижения разительных перемен, прежде всего в клинической области (фобии, зависимости и пр.), и в целом в области максимального использования внутреннего потенциала людей для гармонического и целостного развития в самых разных сферах жизни – в бизнесе, спорте, обучении, общении, поддержании здоровья, взаимоотношениях с другими людьми.

    В последние 15-20 лет на Западе (главным образом в Канаде, США, Западной Европе) очень успешно развиваются прикладные направления психологии и менеджмента personal coaching (личное тренерство) и extra performance modeling (моделирование успешной деятельности). Количество специалистов-профессионалов удваивается каждый год, и спрос на них все еще превышает предложение.

    Личного тренера или коуча можно сравнить с профессором Хиггинсом из пьесы Бернарда Шоу «Пигмалион». Решая локальную задачу – улучшить речь продавщицы цветов Элизы Дулиттл, профессору Хиггинсу пришлось решать целый ряд неразрывно связанных с этим задач – манеры, поведение, мировоззрение, жизненная позиция, отношение к себе и другим, что в результате привело к чуду – из бедной цветочницы Элиза Дулиттл превратилась в настоящую леди, аристократку во всех отношениях.

    В чем же отличие профессионального личного тренера от консультанта? Консультант в конечном счете не несет ответственности за результат. В случае неудачи он может сослаться на изменения в конъюнктуре рынка, неготовность клиента к сотрудничеству, психофизические или личностные проблемы, которые помешали довести дело до конкретного результата. Профессиональный личный тренер учитывает все факторы, которые могут препятствовать достижению четко сформулированной цели и работает на конечный результат ... естественно, вместе с клиентом. Это как в спорте – если Вы нацелены на олимпийскую награду – Вам нужен хороший тренер-наставник, который вместе с Вами идет к этой цели, поддерживает Вас, но результата добиваетесь Вы сами.

    Приведу один пример из своей практики. У одного моего хорошего знакомого, работающего в крупной компании, предстояли переговоры с ключевым клиентом. Все предыдущие переговоры заканчивались подписанием контрактов на весьма жестких и невыгодных в плане дальнейших перспектив сотрудничества условиях. Для моего знакомого было важно переломить эту ситуацию, но он не знал, как это сделать. В результате полуторачасовой «сессии» мы совместно проработали все главные моменты, связанные с предстоящими на следующий день переговорами, учитывая цели обеих компаний, привычные стратегии и модели поведения участников, их личностные особенности и т.д. Были сформулированы цели, выработана выигрышная стратегия и продумана тактика. Кроме того, была проведена определенная тренировка навыков, которые могли содействовать достижению нужного результата и предоставлена дополнительная информация, с которой можно было поработать в процессе подготовки к переговорам. Итогом переговоров стало подписание долгосрочного (на 5 лет) контракта с очень выгодными для компании условиями. Мало того, позднее было подписано соглашение о долгосрочном сотрудничестве и совместном инвестировании в ряд проектов, представляющих интерес для обеих сторон. Кроме этого, эти компании договорились о льготном режиме кредитования и оплаты поставок на взаимовыгодной основе. Это пример работы коуча по совместному решению достаточно локальной задачи, но с весьма большим эффектом.

    Хочу сослаться на высказывание авторитета в области коучинга – Томаса Леонарда, одного из первых профессионалов в этой области, основателя Университета Личных Тренеров (Coach University) в США.

    “Они помогают людям улучшать как свою личную, так и профессиональную жизнь. Они не психотерапевты, хотя они помогают людям быстро решать проблемы. Они не консультанты по финансам, хотя они бросают вызов своим клиентам, чтобы они зарабатывали больше денег и распоряжались ими более мудро. Они не семейные консультанты, но они показывают своим клиентам, как лучше общаться дома. Они не консультанты корпораций, и все же они консультируют руководителей по вопросам стратегии и лидерства. Они не консультанты по выстраиванию карьеры, но они помогают людям подняться по служебной лестнице или сменить работу. И они не учителя, но они показывают своим клиентам, как получать больше того, чего они хотят. Они занимаются личным коучингом и бизнес-коучингом.

    Они целыми днями занимаются тем, что помогают своим клиентам добиться успеха, на своих условиях. В течение обычного дня они говорят по телефону с десятком людей и помогают им определить цели, внести изменения, решить проблемы, улучшить свой внешний вид и просто-напросто добиваться этого. Они тренируют любого, кто действительно хочет добиться важных перемен в своей жизни.

    Коучи развивают личные партнерские отношения со своими клиентами, которые весьма отличаются от отношений, которые клиенты имеют с психотерапевтами: одни работают для вашего профессионального будущего, а другие для вашего эмоционального прошлого. Вы можете захотеть получить тренировку в личных областях, таких как решение проблем взаимоотношений или финансовых проблем, улучшение управлением временем или стрессами и повышение качества жизни. Или в областях, связанных с бизнесом, таких как осуществление сложных изменений в карьере, начало нового бизнеса, расширение вашего бизнеса или просто ускорение движения вперед.

    Во время сессий коучинга коучи много слушают, задают ключевые вопросы, делятся тем, что они видят и дают рекомендации. Однако самой важной частью сессии коучинга является постоянное обсуждение и обмен идеями. Это процесс сотрудничества, совместной работы для выработки решения проблемы или разработки долгосрочной стратегии достижения успеха; коуч – это не просто «раздатчик советов».

    Коуч - независимое лицо, находящееся вне системы проблемы, заявленной клиентом. Он помогает беспристрастно анализировать ситуацию, учитывать множество факторов, оставшихся вне поля Вашего зрения, помогает взвешивать альтернативы и принимать решения.

    В ходе этой работы у Вас появляется возможность шире взглянуть на ситуацию, иначе оценить свое отношение к происходящему, взвесить собственные ресурсы, научиться новым, более эффективным формам управления ситуацией, освоить необходимые стратегии, качества и умения.

    Комментарии 4 Мне нравится 4 В закладки 0 Просмотры 1528
    И даже этот материал очень обобщенный.
    В какой-то момент понадобилось отстроиться от описанного тут "коуча", который больше похож на консультанта-эксперта. Появилась Международная Федерация Коучинга (ICF), которая начала блюсти за "золотым" стандартом коучинга.

    Коуч профессионал работает диалогом, новичок - инструментами. Рекомендаций не даёт.
    Алексей Марченко, 12 октября 2018, 11:12
    Неправда Ваша, Владимир, по поводу первых русских коучей в миллениум. :) Меня коучингу обучали и сертифицировали в 1991 году :)
    Дмитрий Димитриев, 13 октября 2017, 20:50
    Спасибо за отзыв. Коучинг - это интересно! И полезно!
    Владимир, 22 декабря 2014, 19:49
    Здравствуйте!
    Материал интересный.
    Алексей, 21 декабря 2014, 06:40

    Хотите участвовать в обсуждении? Пройдите регистрацию.


    ХОТИТЕ БОЛЬШЕ МАТЕРИАЛОВ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ?
    Напишите ваш электронный адрес
    и получите на почту подборку лучших материалов по темам:
    Плюс особый подарок от сервиса на выбор:
    Получить подборку материалов


    Добавить материалВсе материалы
    Другие материалы в HR-клубе
    Статьи 1189
    Вопросы и ответы 357
    Учебные программы 1281
    Школа соискателей 215
    Тесты и кейсы для оценки 188
    Шаблоны документов 147
    Рекомендуем материалы 113
    Мероприятия 235
    ПОПУЛЯРНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
    25 декабря 2012, 13:21
    Как правильно организовать обучение новичков в продажах. Как научить продавцов продавать?
    В сознании большинства людей умение продавать, по-прежнему, является чем-то вроде искусства или даже шаманских практик, а носитель этого знания воспринимается чуть ли не как сверх-человек. И я с этим согласен - при условии, что предварительно руководители...
    10562 13 10
    7 апреля 2018, 09:32
    Как научить руководителей ставить задачи. Обратное делегирование – как «темная» сторона неправильной постановки задачи
    Очень многие руководители хотя бы раз за время управления сталкиваются с обратным делегированием, однако, очень немногие понимают, как эффективно с этим справиться. В этой статье приводится конкретный кейс с технологией, позволяющей не только избавиться...
    1425 9 6
    22 апреля 2018, 17:37
    Как научить руководителей думать самостоятельно
    Ситуация: в компании думает за всех один человек - директор. Он говорит всем, что делать и как - они делают. Компетенции у директора высокие. Авторитет огромный. Компания развивается успешно. Имеет весьма устойчивое положение на рынке. Проблема: поскольку...
    722 9 3
    20 апреля 2018, 19:21
    Как научить руководителей навыку подачи обратной связи
    Конкурсная статья по обучению руководителй такому важному навыку, как предоставление подчиненным своевременной, грамотной и регулярной обратной связи. В статье вы сможете прочитать почему этот навык важен для современного руководителя, как его применение...
    657 8 4
    7 февраля 2018, 18:14
    Описание бизнес-процессов: зачем и для чего
    Функциональная или иерархическая модель управления пришла к нам из армии. Она состоит из вертикали власти и функциональных подразделений. Каждое функциональное подразделение имеет своего руководителя. Она устроена так потому, что во время боевых действий...
    693 7 12
    20 апреля 2018, 20:01
    Как научить руководителей эффективно строить бизнес-процессы
    Ситуация: у каждого руководителя есть понимание, что он работает неплохо. Потому что он работает давно и его не ругают, должности не лишают, положенную зарплату платят. При этом я, посторонний человек для компании, с лёгкостью замечаю ряд криво...
    614 6 4
    21 июля 2015, 18:14
    Рекрутмент для самых маленьких (начинающему рекрутеру в помощь)
    В качестве дебютного материала хочу опубликовать небольшую статью со своими наработками о рекрутменте для начинающих коллег, которая поможет Вам увеличить отклик с публикации вакансий и снизит количество отказников до минимума. Статья о рекрутменте больше...
    8988 6 5
    Понравилось 4 пользователям