Описать задачу
    Заказчику HR-клуб Найти исполнителя
     
     
     
    Написать эксперту!
    Круглова Анна
    22 апреля 2018
    hr-эксперт, hr-консультант, коуч. ИП Круглова А.В.

    Как научить руководителей думать самостоятельно

    Ситуация: в компании думает за всех один человек - директор. Он говорит всем, что делать и как - они делают. Компетенции у директора высокие. Авторитет огромный. Компания развивается успешно. Имеет весьма устойчивое положение на рынке.

    Проблема: поскольку в интеллектуальном труде руководителей необходимости нет, они  перестали думать. В этой статье я хочу познакомить Вас с кейсом, который позволяет руководителей среднего звена учить думать.

    Поскольку абсолютная  власть и ответственность  в компании лежит на директоре, то сложилась такая ситуация, при которой руководителям много думать нет необходимости. Власть в руках одного человека. Ответственность, естественно тоже в руках одного человека. На любой вопрос, ответ: "А это как директор скажет". Руководителям кажется, что такое положение дел правильное.

    Директор уже готов отдавать ответственность за принятые руководителями отделов решения, но поскольку ситуация длилась уже какое-то время, то и у директора уже есть момент недоверия к интеллектуальному труду своих руководителей.

    Компания начала развивать несколько новых направлений. Так как это новые бизнес-процессы, необходимо прямое участие в них директора. Привычка руководителей, работать "по треугольнику" (с привлечением директора даже по "легким" решениям) не позволяет директору достаточно уделять внимание новому. В свою очередь, отлаженные процессы тоже не дополучают внимания директора. 

    Моя задача в этой ситуации была - помочь директору решиться на передачу ответственности за принятие решений руководителям отделов. Сделать я это хочу естественным способом:  презентовать руководителям отделов "думающую" систему, тем самым "спровоцировать" процесс мышления, чтобы в общении с директором они использовали эти навыки и на этом основании директор запустил передачу ответственности по процессам, которые давно отлажены и работают.

    Почему я выбираю именно эти системы как тренажёр для процесса мышления? Ещё 10 лет назад я участвовала во внедрении элементов бережливого производства в офисе одного, теперь уже  крупного предприятия (1500 сотрудников)  и поняла, насколько грамотная это система не только с точки зрения организации бизнес процессов, но и с точки зрения  развития собственного ресурса думать. Далее, как мне только представилась возможность передавать свои знания, я разработала кейс и успешно практикую его.

    Цель: изучить и обсудить с руководителями в теории и на практике работу вытягивающих и выталкивающих систем построения бизнес-процессов.  

    Задачи:

    • разобрать с точки зрения расходования ресурсов вытягивающую и выталкивающие системы бережливого производства;
    • транспортировать полученные знания на существующие и ещё не существующие  бизнес процессы компании;
    • расшевелить мыслительные процессы руководителей, дать возможность  быть самостоятельными в  ситуации принятия решения, аргументировать принятие решения.

    Порядок действий:

    Домашнее задание было изучить суть вытягивающих и выталкивающих систем построения производственного процесса. По моей методике обучения, я не предлагаю ссылок на конкретные статьи и книги. Каждый руководитель способен решить сам как глубоко, широко, он хочет изучать предлагаемые ему темы.

    На встрече обменялись теорией, что означают системы вытягивания и выталкивания, так же, расшифровкой других понятий, которую входят в описание этих систем.

    Понятия: бережливое производство, "думающие" системы, точка планирования, восполнение "Супермаркета", лимитированные очереди FIFO, метод "Барабан-Буфер-Веревка", лимит незавершённого производства, метод вычисляемых приоритетов, расход ресурсов.

    На занятии решаем сформулированные мною задачи. Решает кто-то один, остальные ему помогают. Я задаю дополнительные вопросы для более детального разбора каждой задачи.

    Задача 1. В рамках развития отдела и отработки нового бизнес процесса, у руководителя отдела возник новый функционал для подчинённого (новая "не дорогая" работа, которую самому руководителю делать "дорого"). По объёму новый функционал пока не дотягивает до целой ставки сотрудника в штатном расписании отдела. Но, если процесс будет развиваться успешно, то в будущем это может стать для штатного расписания более чем одна ставка. Все сотрудники, которые работают в отделе сегодня, загружены максимально на одну ставку, согласно условиям трудового договора.

    Вопрос: опишите возможные внедрения нового функционала в отдел с точки зрения вытягивания и выталкивания, с подробным расчётом необходимых ресурсов.

    Задача 2. Директор нового магазина, принимая на работу продавцов, пообещал через три месяца к окладу добавить процент с продаж. За три месяца директор планировал вывести магазин  за точку безубыточности, плюс собрать статистику продаж, на основании которой и разработать систему мотивации для сотрудников. За три месяца магазину не удалось выйти на точку безубыточности.

    Вопрос: Какой должна быть система оплаты труда с учётом интересов всех сторон? Решите задачу используя одну из "думающих" систем.

    Задача 3. Какими способами наладить снабжение розничного магазина, если стоит задачи уменьшить оборотные средства?

    Вопрос: Предложите варианты действий используя одну из "думающих" систем. Сформулируйте список рисков для развития магазина при использовании предложенной Вами технологии работы.

    Задача 4. Что правильнее и рациональнее: строить систему управления персоналом таким образом, чтобы система сама "исключила" слабого сотрудника. Либо по максимуму развивать и адаптировать каждого сотрудника, правильно подбирая ему работу, которая ему подходит.

    Вопрос: Дайте обоснования используя в аргументах "думающие" системы

    Задача 5. Что выгоднее компании: платить сотрудникам зарплату выше рынка или платить сотрудникам зарплату ниже рынка?

    Вопрос: Дайте обоснования используя в аргументах "думающие" системы.

    Отработка возражений:

    1. Я никогда не работал в ритейле, ничего не знаю о нем. - Все, что необходимо для решения задачи, находится в её условии + Ваши знания основ вытягивающих и выталкивающих систем.

    2. Данные системы разработаны для производства, они не подходят для работы в офисе. - Данные системы основываются на расходовании ресурсов. Все офисные бизнес процессы также расходуют ресурсы: время, деньги, люди.

    Сканирую эмоции: "думающие" системы заставили думать, размышлять руководителей. Им интересно.

    По данной проблематике очевидна  работа с заказчиком по вопросу делегирования части ответственности руководителям отделов.

    Итог: очень быстро количество вопросов, которые решались "по треугольнику"  в данной компании перешли в разряд горизонтального решения "руководитель-руководитель". Руководителям понравилась самостоятельность.  Директору стало интереснее работать со своими подчинёнными. Процесс передачи им максимально возможной  ответственности запущен. 

    Комментарии 3 Мне нравится 9 В закладки 0 Просмотры 721
    ага и всё только начинается.. :)
    tatyana.daybova, 21 июня 2018, 00:07
    Ирина, спасибо за вопрос. Цели поставить оценку не было. Цель была: научиться использовать "думающие" системы в принятии решений. Отработка данных задач в группах 2-3 человека позволяет вытащить такое количество нюансов, что если оценивать по пятибальной системе, можно ставить оценку десять)
    Круглова Анна, 24 апреля 2018, 16:20
    Анна, интересные кейсы, а как вы оценивали выполнение заданий, по какой-то шкале? Есть какая-то система оценки?
    Яковлева Ирина, 24 апреля 2018, 12:12

    Хотите участвовать в обсуждении? Пройдите регистрацию.


    ХОТИТЕ БОЛЬШЕ МАТЕРИАЛОВ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ?
    Напишите ваш электронный адрес
    и получите на почту подборку лучших материалов по темам:
    Плюс особый подарок от сервиса на выбор:
    Получить подборку материалов


    Добавить материалВсе материалы
    Другие материалы в HR-клубе
    Статьи 1189
    Вопросы и ответы 357
    Учебные программы 1281
    Школа соискателей 215
    Тесты и кейсы для оценки 188
    Шаблоны документов 147
    Рекомендуем материалы 113
    Мероприятия 235
    ПОПУЛЯРНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
    25 декабря 2012, 13:21
    Как правильно организовать обучение новичков в продажах. Как научить продавцов продавать?
    В сознании большинства людей умение продавать, по-прежнему, является чем-то вроде искусства или даже шаманских практик, а носитель этого знания воспринимается чуть ли не как сверх-человек. И я с этим согласен - при условии, что предварительно руководители...
    10562 13 10
    7 апреля 2018, 09:32
    Как научить руководителей ставить задачи. Обратное делегирование – как «темная» сторона неправильной постановки задачи
    Очень многие руководители хотя бы раз за время управления сталкиваются с обратным делегированием, однако, очень немногие понимают, как эффективно с этим справиться. В этой статье приводится конкретный кейс с технологией, позволяющей не только избавиться...
    1425 9 6
    20 апреля 2018, 19:21
    Как научить руководителей навыку подачи обратной связи
    Конкурсная статья по обучению руководителй такому важному навыку, как предоставление подчиненным своевременной, грамотной и регулярной обратной связи. В статье вы сможете прочитать почему этот навык важен для современного руководителя, как его применение...
    657 8 4
    7 февраля 2018, 18:14
    Описание бизнес-процессов: зачем и для чего
    Функциональная или иерархическая модель управления пришла к нам из армии. Она состоит из вертикали власти и функциональных подразделений. Каждое функциональное подразделение имеет своего руководителя. Она устроена так потому, что во время боевых действий...
    693 7 12
    21 июля 2015, 18:14
    Рекрутмент для самых маленьких (начинающему рекрутеру в помощь)
    В качестве дебютного материала хочу опубликовать небольшую статью со своими наработками о рекрутменте для начинающих коллег, которая поможет Вам увеличить отклик с публикации вакансий и снизит количество отказников до минимума. Статья о рекрутменте больше...
    8988 6 5
    12 апреля 2015, 16:27
    Кто такой тренинг-менеджер и зачем он нужен
    Профессии бизнес-тренера и тренинг-менеджера часто путают. Как в резюме соискателей, так и в объявлениях работодателей их часто указывают через запятую, как синонимы. На самом деле они выполняют разные функции, играют в компании разные роли, и требуют...
    2283 6 5
    20 апреля 2018, 20:01
    Как научить руководителей эффективно строить бизнес-процессы
    Ситуация: у каждого руководителя есть понимание, что он работает неплохо. Потому что он работает давно и его не ругают, должности не лишают, положенную зарплату платят. При этом я, посторонний человек для компании, с лёгкостью замечаю ряд криво...
    614 6 4
    Понравилось 9 пользователям