Описать задачу
    Заказчику Исполнителю Агентство HR-клуб Найти исполнителя Вход
     
     
     
    Написать эксперту!
    Павел
    30 ноября 2011
    ЗАО "Интерсоюз"

    Эффективное использование власти

    Часто под понятием "власть" мы подразумеваем давление на сотрудников, принуждение их к чему либо. Неужели это единственный способ воздействия на сотрудников, или есть и другие варианты реализации власти в рамках компании? Hачнем с азов.

    В 1963 году профессор Йельского университета Стэнли Милгрэм (Stanley Milgram) опубликовал результаты исследования, которые взбудоражили ученый мир не только в США, но и далеко за их пределами.

    Изначально Милгрэму было интересно, как во время Второй Мировой фашистам удалось найти столь большое количество персонала для концентрационных лагерей? 

    Сам эксперимент проходил следующим образом: из числа добровольцев выбирался “учитель”, который должен был контролировать правильность ответов “ученика”. “Ученик” был лицом подставным и находился в соседней комнате за толстым стеклом. Перед “учителем” был пульт от генератора и тумблеры, включающие напряжение от 15В до 450В. К телу “ученика” были прикреплены электроды. После каждого неправильного ответа, “учитель” должен был включить разряд, постоянно увеличивая его.

    Естественно по факту никаких разрядов не было – было лишь актерское мастерство “ученика”. Когда “ученик” после “разряда” в 300 В начинал кричать и просил закончить эксперимент, часть испытуемых желала пойти ему навстречу. Но тут вступал в дело профессор и настаивал на продолжении эксперимента. 

    Много ли нашлось тех, кто дошел до максимальной силы “удара”? ДА! Их оказалось 68%! Научная общественность была в шоке. Милгрэм провел еще ряд эксперименов как в США, так и в ряде стран Европы. Везде результат оказался 63-68%.
    Так Милгрем показал, что 2/3 людей готовы выполнить практически любые распоряжения людей с более высоким статусом.

    Современная практика управления в России показывает, что руководители очень охотно используют рычаги давления на сотрудников для получения результата. Однако всегда ли это эффективно?
    Давайте для начала рассмотрим, какие вообще существуют основания власти в компаниях.

    1. Власть наказания. Если сотрудник полагает, что его могут уволить, лишить премии или просто накричать – он с большой долей вероятности будет вполнять распоряжения этого человека.

    2. Власть поощрения. Обратная вышеописанной ситуация. При чем поощрение не всегда материально. Порой это может быть и простая похвала. Специалисты считают, что в нормальных условиях соотношение проощрений / порицания должно быть 2:1. Тогда в коллективе быдет нормальный психологический климат и хорошая производительность. В кризисных ситуациях возможно смещение в сторону увеличения количества наказаний.

    3. Должностная власть. Ну здесь все понятно – назначили человека на руководящий пост – рядовые сотрудники должны ему подчиняться.

    4. Референтная (харизматическая) власть. Здесь уместно вспомнить одно исследование, в котором приняли участие 130 младших менеджеров различных организаций. Выяснилось, что те из них, кто считал своих непосредственных руководителей компетентными и успешными менеджерами, старательно пытались имитировать стиль их руководства. При этом, «подражание» не было связано с поощрением, получаемым от этих руководителей, а основывалось, прежде всего, на уважении к шефу и стремлении быть таким же, как он.

    5. Экспертная власть. Яркий пример: я знал одного высококлассного токаря, который позволял себе периодически уходить в запои и между делом материть в глаза генерального директора. Но поскольку в небольшом городке больше не было специалистов такого уровня, ему все сходило с рук. Более того, его упросили остаться работать после выхода на пенсию!

    6. Информационная власть. Владея какой- либо информацией, Вы можете поделиться ей с коллегами, а можете и не поделиться, можете исказить ее, предоставить с опозданием, либо же предоставить своевременно и в полном объеме. Все это будет влиять на поведение коллег.

    Теперь вернемся к вопросу об эффективности разных оснований власти.

    Если для того, чтобы добиться от сотрудников нужного поведения, Вы используете власть наказания или поощрения – Вам нужен регулярный, а то и потоянный контроль. Без него, при использовании этих основани власти, сотрудники быстренько вернутся к привычным моделям поведения.

    Чтобы пользоваться экспертной властью, нужно регулярно демонстрировать свой профессионализм.
    Если Вы сумеете показать, что именно Вы начальник, Ваши сотрудники будут выполнять все Ваши распоряжения. Разумеется возможны ситуации, когда «вспыхнет бунт», но обычно это случается из-за принятия не взвешенных решений. Поэтому, принимаю какое-либо решение, лучше вспомнить известную пословицу: «Семь раз отмерь, один отрежь!»

    Референтная власть не нуждается в особом контроле — за лидером люди идут не по принуждению, а «по зову сердца».
    Грамотно и своевременно донесенная информация — отличный мотиватор:
    «Если ты не сбавишь оборотов, к концу года я буду ходатайствовать о твоем повышении.» 
    Если для сотрудника повышение является значимым фактором — особый контроль ему уже и не нужен. Он и сам будет работать не за страх, а за совесть.

    Естественно, в управленческой практике обычно используется сразу несколько оснований власти, но часто прибегают именно к давлению на сотрудников. Что из этого может получиться? Вот как Милгрэм описывает результат одного из опытов: 
    «Я наблюдал как зрелый и полный сил бизнесмен с улыбкой уверенно входил в лабораторию. Через 20 минут он превращался в заикающегося, подергивающегося старика, быстро приближающегося к нервному срыву. Он часто дергал себя за мочки ушей, и его руки мелко дрожали. В какой-то момент он начинал стучать себя кулаком по лбу и бормотать: «О, Боже, останови все это!» И все же он продолжал реагировать на каждое слово экспериментатора и повиновался ему до конца».
    То же самое, правда в меньшей степени, чувствуют себя и сотрудники, когда руководство постоянно на них давит. Будут ли они мотивированы на доблестный труд?

    Комментарии 3 Мне нравится 5 В закладки 0 Просмотры 2128
    Да, Александр, я с Вами согласен. Реакция людей - это очень персонально. А отдельные группы людей, из той или иной категории сотрудников, могут вести себя вполне определенным образом, который к тому же, как Вы справедливо заметили, можно спрогнозировать.
    Юрий Шадрин, 27 ноября 2017, 16:13
    Добрый день, Павел!
    Ситуация описанная в начале статьи - это не совсем обычная ситуация. Подводить данный эксперимент под все ситуации.... На мой взгляд не совсем корректно. То что описано в начале статьи, в середине и в конце - это куплеты из разных песен.
    Что можно сказать об этом, если коротко? Если взять для Ваших экспериментов человека не подготовленного и человека, прошедшего спец подготовку, то результаты будут диаметрально противоположны.
    Как пример, можно рассмотреть поведение заключенных в тюрьмах.
    Юрий Шадрин, 27 ноября 2017, 16:08
    Многое зависит от того, КЕМ властвуем, т.е., рода деятельности и состава персонала. Властвовать над бригадой каменщиков - одно, бухгалтерией - другое, сейлзами - третье, а уж программистами - совсем четвёртое :))))
    Александр Крымов, 6 января 2016, 14:56

    Хотите участвовать в обсуждении? Пройдите регистрацию.

    Добавить материалВсе материалы
    Другие материалы в HR-клубе
    Статьи 1118
    Вопросы и ответы 331
    Учебные программы 1236
    Школа соискателей 208
    Тесты и кейсы для оценки 185
    Шаблоны документов 78
    Рекомендуем материалы 98
    Мероприятия 232
    ПОПУЛЯРНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
    19 января 2012, 15:02
    Как тактично сделать выговор сотруднику
    Уметь делать выговор сотруднику - это, можно сказать, целая наука. Ведь сколько неприятных конфликтов, скрытых и явных, может спровоцировать некорректно сделанное замечание или пожелание. Представим, что выговор сотруднику вы сделали, скажем так, неграмотно,...
    4447 11 9
    22 января 2018, 14:22
    Использование Scram на примере кейса по подбору персонала, когда клиент отказывается платить
    Многие специалисты и HR агентства, занимающиеся подбором персонала, сталкивались с ситуацией, когда по запросу клиента подбираешь кандидатов, предлагаешь их клиенту, а клиент отказывается оплачивать оказанные услуги под разными предлогами. Или пост-фактум...
    745 7 38
    25 октября 2011, 13:15
    Любимые лекарства для бизнеса
    Если вы когда-нибудь лечили ребенка от простуды, или помните, как болели в детстве сами, то наверняка знаете, что представляет из себя лучший курс лечения для больного. Он состоит из сладкой на вкус микстуры, любимых блюд на обед, мультиков без...
    1619 4 0
    19 декабря 2017, 22:00
    Информационные системы для автоматизации деятельности HR
    Изучая материалы сайта, я обратил внимание на не поддельный интерес к данному вопросу. На сайте много статей и обсуждений по этой теме, но они скорее говорят о том, что тема актуальна. Отвечая на вопросы, я понял, что в комментариях много не опишешь....
    763 4 11
    30 сентября 2015, 09:22
    Управление персоналом – иллюзия или работа?
    Реально ли научить руководителей управлять персоналом? Про какие теории нужно рассказывать участникам, чтобы они смогли применить полученные знания на работе? Каждый ли руководитель способен управлять персоналом? В статье обсуждается два подхода к обучению...
    1053 3 5
    27 ноября 2017, 11:28
    Как удержать персонал?
    Снижение текучести персонала - одна из ключевых задач любого менеджера по персоналу. Кадровики изучают причины этого явления на своем предприятии, разрабатывают свои меры по предотвращению. Иногда эти меры эффективны, иногда не очень. На каких процедурах...
    568 3 4
    31 января 2014, 17:58
    Чтобы покупатели остались в восторге от компании, сначала нужно, чтобы в восторге были сотрудники
    А знаете ли вы, что работаете в эпоху международной войны компаний? И имя ей – война за таланты. Спустившись с уровня больших корпораций, она добралась и до каждой компании, которая планирует оставаться на рынке еще долгое время. Средние расходы...
    1112 2 2
    Понравилось 5 пользователям