Описать задачу
    Заказчику Исполнителю Агентство HR-клуб Найти исполнителя Вход
     
     
    HR-обзоры
    Какие вакансии закрывают на HRTime.ru? Статистика за январь-апрель 2018 годаЗачем идут к консультанту и бизнес-тренеру? 62 темы, которые заказывают клиентыУслуга по трудоустройству: мифы и правда о возможностях рекрутера10 самых популярных задач для рекрутера-фрилансера: сроки и стоимостьПодбор менеджеров по продажам: особенности и правилаСобеседование с генеральным директором: обзор тактик и вопросовОбзор современных технологий подбора персоналаВосемь эффективных методов нематериальной мотивации персоналаКак составить заявку на подбор персонала (образец и правила)Оценка лояльности персонала: обзор основных методовКак составить должностную инструкцию: обзор лучших практикПравильное собеседование при приеме на работу, пример вопросовМетоды оценки мотивации персонала: обзор лучших практикИдеальный продавец: лучшие качества и навыкиДеловые игры в обучении: обзор лучших игрКак правильно выбирать продавцов: 10 советов от практиковКак пройти собеседование: 10 правилДеловые игры для оценки продавцовКак вести себя на собеседованииКак уволить сотрудника: обзор реальных способовРабота с возражениями в продажах: 15 лучших приемовТехника холодных звонков: обзор этапов и техникЛучшие тесты на собеседовании при приеме на работуЛучшие разминки для тренинговПодбор персонала на вахту: источники и правила поискаФормирование навыков в тренинге по презентациям: упражнения и правилаДеловые игры по переговорам: обзор лучших игрТренинг по продажам: обзор лучших упражненийПрофиль должности: технология эффективного созданияВиды, типы и методы собеседования: обзор лучших практикПрофиль менеджера по продажам: секреты разработкиПрофиль руководителя: ключевые разделы и информацияПодбор персонала в УкраинеПодбор персонала в БелоруссииТекучесть персонала: нормы по отраслям и должностям. Коэффициент текучести кадров, формулаПлан адаптации персонала: все самое необходимоеПодбор персонала в КазахстанеДолжностная инструкция менеджера по продажам, образец, правила, рискиНематериальная мотивация сотрудников, примеры из практики

    Оценка лояльности персонала: обзор основных методов

    Данный обзор посвящен уровням лояльности и шести действенным методам оценки лояльности персонала. Что такое лояльность? Это параметр, который показывает нам, насколько вашим сотрудникам хочется работать именно в вашей компании, насколько они готовы отдавать вам свои способности, принимать ограничения и делать свою работу наилучшим образом. Если он высокий, то работники не уходят от вас не имея на то каких-то очень веских причин, ваши процессы эффективны, культура продуктивна, а если низкий, то вы не зарабатываете столько, сколько могли бы, теряете прибыль, людей и управление.

    Исследователи выяснили, что лояльность персонала / сотрудника к компании состоит из трех компонентов: эмоциональной, вынужденой и нормативной. 

    • Эмоциональная лояльность — это преданность компании по зову сердца, потомуч то нравиться работать, быть здесь, коллектив и т.д. 
    • Вынужденная лояльность — основана на необходимости работать именно здесь, потому что нет возможности повысить квалификацию, поменять место работы или получить другую профессию и т. п. 
    • Нормативная лояльность основывается на привычках и ценностях человека, на его убеждениях; она подкрепляется сформированными с детства поведенческими стереотипами. Например, человека воспитали быть преданным тому делу которым занимается, людям месту и т.д. 

    Чтобы оценить лояльность и эти показатели в основном используются разные опросники и анкеты. Основное условие для выявления адекватного уровня лояльности – это анонимность.  Достаточно знать отдел, пол и возраст опрашиваемого. Какие бывают тесты на лояльность сотрудников?

    1. Самый простой и эффективный метод – это анкетирование.

    Здесь не нужно шкал, ключей и алгоритмов интерпретации. Чтобы правильно оценить результаты достаточно иметь здравую логику. Ниже примерный образец такой анкеты: 

    Сначала нужно раздать анкету, а когда ее заполнят, собрать и обработать полученные данные. Для интерпретации данных используется среднее арифметическое первого столбца, чем ближе оно к 5 балам, тем выше лояльность сотрудников, чем меньше – тем она ниже.

    Второй, третий и четвертый столбцы оценивают, какие сферы важны для сотрудника, и видит ли он позитивную тенденцию их развития в компании.  Например, в данной анкете сотрудник указал, что для него важен уровень организации работы в компании и по его мнению ее уровень улучшился за последний код, если половина сотрудников в этой колонке указали то же, значит динамика положительная, в противном случае – наоборот. Трактовка  динамики может ограничиваться лишь математическими фантазиями опрашивающего.  Можно строить графики и диаграммы  в соответствии с полученными данными, можно считать сумму баллов, можно умножать баллы на значимость аспектов и складывать их после умножения. Вы получите в конечном итоге все равно объективный результат.

    2. Второй метод: оценка лояльности по шкале Терстоуна. Данная шкала может использоваться для оценки именно в вашей компании, потому что ее составление доступно для любого исследователя. Она позволяет оценить любую социальную установку актуальную именно для вашего предприятия. Ниже пример, в соответствии с которым, вы можете разработать свою собственную.

    Вам нужны будут инструкция по заполнению оценочного листа, карточка с суждениями и ответный лист.

    Инструкцию по заполнению можно составить следующим образом:

    Уважаемый сотрудник (название компании)!

    Перед вами карточка с суждениями, которые демонстрирую различные аспекты компании, где вы работаете. В оценочном листе указаны балы от 11 до 1, где 11 будет свидетельствовать о максимальном удовлетворении, 6 –нейтральном отношении, а 1 –недовольство тем или иным условием.

    Оцените, пожалуйста, каждое суждение с вашей точки зрения по этой 11-бальной шкале.  

    Пожалуйста, оценивайте каждое суждение, только исходя из его содержания.

    Благодарим за сотрудничество!

    Карточки с суждениями для оценки лояльности сотрудника к компании

    1. Интересы руководства компании и ее сотрудников в большинстве случаев не совпадают.
    2. Как правило, дополнительные усилия сотрудника не оцениваются руководством в должной степени.
    3. Руководитель не должен обсуждать с подчиненными свои проблемы, так как это не способствует поддержанию авторитета.
    4. Если руководитель держит подчиненных на некоторой дистанции, то к выполнению его распоряжений они относятся более ответственно.
    5. Чтобы успешно руководить людьми, нужно быть в курсе их проблем.
    6. Руководитель должен постоянно контролировать работу своих подчиненных.
    7. Руководитель может простить сотрудникам отступление от тех правил, которые они считают неразумными.
    8. Конфликты между сотрудниками, если они не касаются деловой сферы, не отражаются на работе организации.
    9. На работе гораздо важнее пользоваться расположением влиятельных людей, чем добиваться успеха отличным выполнением работы.
    10. Люди, которые живут только работой, часто вредят делу своим излишним рвением.
    11. Обязательства перед работниками компания должна выполнять, несмотря на финансовые затруднения.
    12. Руководство компании не должно принимать решения, с которыми не согласно большинство сотрудников.
    13. Заработная плата сотрудника компании должна зависеть от экономической ситуации в его семье.
    14. Один сотрудник фирмы не может получать зарплату, в 10 раз превышающую зарплату других сотрудников.
    15. Скорость продвижения по службе в первую очередь зависит от отношений с руководством, а затем уже от квалификации.
    16. Качественное выполнение должностных обязанностей является необходимым и достаточным условием карьерного роста.
    17. Руководитель может пойти навстречу просьбе хорошего работника в нарушение общих правил.
    18. В дружном коллективе приятно работать, но им труднее управлять.
    19. Если, по мнению сотрудника, распоряжение руководителя может повредить делу, сотрудник должен предупредить его об этом.
    20. Работа должна приносить не удовлетворение, а деньги.

    Ответный лист выглядит следующим образом:

    Профессия______________ Пол____ Возраст____________

    11

    10

    9

    8

    7

    6

    5

    4

    3

    2

    1

    Суждения

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Для того, чтобы обработать результаты необходимо нужно оценивать только  № 1, 3, 4, 5, 11, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20. Остальные суждения используются в качестве маскировки основной цели опроса. В зависимости от того, как сотрудник данные суждения, им начисляется определенное количество баллов, и именно:

    Градация

    11

    10

    9

    8

    7

    6

    5

    4

    3

    2

    1

    Балл

    +5

    +4

    +3

    +2

    +1

    0

    –1

    –2

    –3

    –4

    –5

    Результаты нужно оценивать следующим образом:

    54-90 баллов – сотрудник проявляет высокую степень лояльности к компании.

    18-54 балла – свидетельствует о среднем ее уровне

    -18 – +18 –низкий уровень лояльности

    -18 -+90 –сотрудник крайне негативно относится к месту, где работает.

    3. Третий метод: метод проективных вопросов для оценки лояльности персонала

    Очень интересный метод, но потребует от вас базового психологических знаний и объективного подхода к оценке. Более эффективно будет попросить сотрудников письменно ответить на вопросы. Кроме этого данный способ получить минимальный процент социально желаемых ответов. Чтобы организовать такое исследование, можно объяснить сотрудникам, что вас попросили помочь провести социальный опрос. Вопросы нужно задавать в достаточно быстром темпе, потому что именно то, что первое приходит в голову будет тем, что действительно думает опрашиваемый.

    • Почему люди ходят на работу?
    • Как вы считаете, от чего зависит качество работы?
    • Какими качествами должен обладать руководитель, чтобы с ним хорошо работалось?
    • Как достичь успеха?
    • Какие условия должны быть созданы для хорошего сотрудника, чтобы он работал еще лучше?
    • Что такое идеальный коллектив? 

    Способ интерпретации: если на вопрос «Почему люди ходят на работу?» кандидат отвечает, что на первом месте размер заработной платы, руководитель, позволяющий действовать без лишней волокиты, то для него эти факторы являются, несомненно, определяющими. И если они удовлетворяются на данном месте работы, то вряд ли он будет стремиться куда-то еще. 

    4. Четвертый метод оценки лояности сотрудника к компании: интервью. Данный метод используется для оценки лояльности персонала особенно ценного для бизнеса, а также для того, чтобы получить дополнительную информацию о подразделениях, как с самым высоким уровнем лояльности, так и с низким его уровнем. Она также поможет точно выявить не только причины низкого уровня лояльности, но и определить ее причины.

    Для того, чтобы получить максимально объективный результат следует разделить всех сотрудников отдела на три категории:

    • Новички (проработавшие меньше года)
    • Те, у кого стаж работы больше трех лет
    • Увольняющиеся

    Из каждой группы нужно выбрать 2-3 типичных представителя данной группы и провести с ними интервью. Нужно использовать открытые и проективные вопросы. Последние помогут не смущать сотрудника.

    Примеры  открытых вопросов:

    • Чем вы больше всего не довольны в компании? Почему?
    • Какие у вас были ожидания при поступлении на работу к нам? Какие из них не подтвердились?
    • Что вам больше всего не нравится в организации рабочего процесса у нас в компании? Как, по-вашему, можно устранить данные недостатки?
    • Каким способом можно увеличить вашей эффективность работы?

    Среди прочего нужно спросить сотрудника делятся с ним опытом и новостями его коллеги, на чью помощь он рассчитывает, если перед ним стоит трудное задание, насколько отвечает его заработная плата его вложению в бизнес компанию, что ему нравится, а что тяготит в коллективе, какие возможности для собственного профессионального развития в компании.

    5. Пятый метод: анкетирование кандидатов при приеме на работу на предмет их прошлого опыта и склонности / готовности быть лояльными.

    Приведем несколько основных показателей (сигналов) лояльности:

    • заинтересованность в компании,  в ее деятельности;
    • искренняя преданность своему делу, своей работе;
    • стремление повышать свой профессиональный уровень, своих подчиненных, забота об их развитии;
    • цели сотрудника и компании совпадают;
    • инициатива и включенный подход к идеям и нововведениям, поступающим от руководства;
    • интерес к изменениям в лучшую сторону, желание улучшитьситуацию в компании;
    Вопросы, с помощью которых можно оценить эти показатели:
    • "Почему вы выбрали ваше предыдущее место работы?"
    • "Опишите пожалуйста ваш взаимоотношения на прошлом месте работы - с руководителями, подчиненными, коллегами?"
    • "Что вас устраивало, а что нет на прошлом месте работы?"
    • "Какими должны быть отношения между коллегами, на ваш взгляд? Работниками и компанией?"
    • "Что бы Вы никогда не допустили в отношениях в отделе, внутри компании?"
    • "Опишите несколько ключевых принципов, которыми вы руководствуетесь в жизни?" и др.
    • "Опишите какие-то изменения, которым вы явно сопротивлялись или поддерживали в компании".
    • "Опишите ряд случаев, когда вы понимали, что вашейй квалицикации не достаточно, какие были ваши действия?"
    Такая оценка лояльности потенциальных работников позволит вам предположить потенциал работника и его склонность быть лояльным. Если на прошлом месте работы он доверял компании и руководству, то на новом месте ему это будет проще воспроизвести, нежели, если было наоборот.

    6. Шестой метод: анкетирование сотрудников, которые увольняются. Уж кто вам скажет или напишет правду, так это точно они. Но учтите, что можете столкнуться с волной негатива. Поэтому я рекомендую для оценки лояльности персонала разработать опросник, который можно просить заполнить каждого, кто увольняется. Можно сделать как бумажную, так и электронную форму. А вопросы подобрать с предыдущих пунктов, но адаптировать их.

    Многие придерживаются того мнения, что лояльность понятие относительное и лучше не поднимать этот вопрос вообще.  Можно согласиться, но только в том случае, когда вы хотите сделать все формально, для галочки. А вот если вы все-таки решили разобраться, почему от вас уходят люди, то выше изложенная информация для вас. 



    ХОТИТЕ БОЛЬШЕ МАТЕРИАЛОВ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ?
    Напишите ваш электронный адрес
    и получите на почту подборку лучших материалов по темам:
    Плюс особый подарок от сервиса на выбор:
    Получить подборку материалов