Заказчику Исполнителю Агентство HR-клуб Найти исполнителя Вход
     
     
     
    Написать эксперту!
    Айрат Мустафин
    10 марта 2015
    Бизнес-тренер; эксперт по оценке топ-менеджеров и ключевых специалистов; мо. ИП

    Тренинг «Роли участников. Управление ролями»

    Цель: Дать тренеру  знания о возможных ролях участников тренинга и научить управлять ходом тренинга с учетом обозначенных ролей.

    Задачи:

    1. Дать тренеру знания о возможных классификациях ролей участников тренинга.

    2. Научить тренера управлять ходом тренинга с учетом ролей участников.

    3. Дать приемы нейтрализации негативных ролей в тренинге.

    4. Научить тренера использовать выявленные роли для коррекции контента и форм активностей.  

    При подготовке контента и управлении ходом развития тренинга  и групповой динамикой необходимо учитывать как психологические роли (например, восемь ролей по Белбину) так и социальные роли (участник тренинга, партнер в выполнении упражнений, носитель корпоративной культуры, будущий тренер, коллега тренера по  профессиональному цеху и др.). Отдельно можно рассматривать роли негативные (критик, всезнайка, провокатор) так и позитивные (общепризнанный лидер, лидер малой группы, позитивный товарищ и др.). Кроме того, роли в упражнениях и заданиях могут быть приближены к жизненным ролям или ролям на театральных подмостках.

    Афоризмы о ролях:

    Вся жизнь - театр, а обычная наша роль - изображать, что и мы заняты на подмостках. Владимир Шойхер.

    Сначала человек играет роль, а потом роль играет человека. Владимир Леви.

    Порой, лишь сойдя со сцены, ты можешь узнать, что за роль сыграл. Ежи Лец.

    История на своей сцене предлагает роли на выбор, и остаётся лишь явиться актеру на ту или иную роль. В их числе есть и роль поджигателя, губящего сам театр… Александр Круглов.

    С годами человек играет всё меньшую роль в своей жизни, а за него работает репутация. Даниил Гранин.

    В комедии самая умная роль - шута, ибо тот, кто хочет сойти за него, не должен быть дураком. М. Сервантес.

    Он сказал, что я стану величайшей киноактрисой, если для меня напишут такую роль, в которой придется играть только три эмоции: Радость, Огорчение и Несварение Желудка. Анита Лус.

    Введение.

    • Презентация тренера и программы тренинга. 
    • Представление участников. 
    • Обозначение и /или генерация целей и задач тренинга участниками тренинга. 

    Блок №1.

    Роль (и) тренера в тренинге. Модератор, фасилитатор, эксперт, психолог, лектор, режиссер, актер. Корреляция  ролей тренера с предпочтительными стилями  работы тренера (Например, пять стилей по  Галине Сартран:  тренер – харизматик, тренер – эксперт, тренер – методолог, тренер – фасилитатор, тренер – психолог). В каких ситуациях тренер играет эти роли в тренинге. Какие качества (компетенции) необходимы ему для этого. Более подробно о стилях тренера будет рассказано в специальном модуле №4 Мастерской современного тренера.

    Блок №2.

    Восемь ролей в коллективе следующие: «лидер», «реализатор», «генератор идей», «объективный критик», «организатор или начальник штаба», «снабженец», «душа коллектива», «отделочник или контролер» (названия ролей несколько отличны от данных  Р.М. Белбиным и приближены к более понятным отечественным синонимам). Условное название роли Характерные черты личности. Положительные качества Приемлемые недостатки Лидер Способен, уверен в себе, с развитым самообладанием. Способность относиться ко всем предложениям соответственно их объективной ценности без предвзятого мнения. Сильно развитое стремление к достижению цели Не более чем ординарный интеллект, умеренные творческие способности Реализатор Динамичен, очень неспокоен, склонен опережать других, общителен Напористость, готовность бороться с инертностью, благодушием и самообманом. Склонность поддаваться провокациям, раздражительность и нетерпение Генератор идей Индивидуалистичен, с серьезным складом ума Развиты интеллект и воображение, обширные знания, одаренность Склонность витать в облаках, невнимание к практическим делам и протоколу. Объективный критик. Трезвость, осторожность, малая эмоциональность. Осмотрительность, рассудительность. 

    Здравый ум, практичность, настойчивость Неспособность увлечься самому и увлечь других Организатор, или начальник штаба Консерватор с развитым чувством долга и предсказуемым поведением Организационные способности и практический здравый ум, работоспособность, дисциплинированность Недостаточно гибок, невосприимчив по отношению к недосказанным идеям Снабженец Склонность к энтузиазму, любознательность и коммуникабельность Легко вступает в контакт с людьми, быстро узнает обо всем новом. легко разрешает возникающие трудности Склонен быстро терять интерес к делу после того, как остынет первоначальный энтузиазм Душа группы Мягок, чувствителен, ориентирован на общение с людьми С готовностью отвечает на нужды людей и требования ситуации, создает атмосферу дружной работы Нерешительность в критические моменты Отделочник, или контролер Совестливость, старательность, любовь к порядку, склонность всего опасаться Способность доводить дело до конца, педантичность, взыскательность Тревожность по пустякам, может ограничивать свободу действий коллег.   

    Синонимы ролей по Р.Белбину: Исполнитель (И);Председатель (или Координатор) (П); Формирователь (Ф); Мыслитель (Генератор идей) (М); Разведчик (Исследователь ресурсов) (Р); Оценщик (О);Коллективист (К) ;Доводчик (Завершающий работу) (Д). Тест Белбина. Прохождение участниками тренинга теста Белбина. Обработка результатов теста.

    Блок №3.

    Негативные роли в тренинге. Причины их проявлений. Приемы нейтрализации. Экспресс-методы нейтрализации в случае ограничения времени (Специальные техники: «Активное слушание», «Прием заезженной пластинки», «Я-послание», «Эмпатическое слушание», «Разбор полетов», «Комментарии со стороны», «Метод вагончиков». Профессиональные техники: НЛП-приемы, психолингвистика для снятия эмоционального напряжения). Использование возможностей организации тренинга для нейтрализации негативных участников (психогимнастические упражнения). Использование негативных ролей при распределении заданий, деления на мини-группы, распределении ролей в мини-группах, возможность презентовать результаты, рефлексии  и др. Учет негативных ролей для трансформации личностных характеристик участников тренинга. Развитие через негативный опыт самих участников. Метафоричные аргументы ( при возможности времени для реакции и итогового выведения на позитив в конце тренинга). Подбор инструментов работы с ролями: «Болтун» (комментатор).  «Агрессор». «Провокатор». «Замкнутый» («Отрешенный», «Неактивный» и др.). Что вкладывается в понятие «Сложный участник тренинга». Как использовать сложность  участника для синергии, усиления темпов работы. Стоит ли упрощать сложного  участника. Сложность участника это хорошо или плохо для тренера и тренинга. Варианты стратегий и тактики работы со сложными участниками.    

    Блок №4.

    Роль в группе по Шиндлеру. «Альфа - лидер, побуждает группу к действиям, импонирует группе. Бета - эксперт, имеет специальные знания, навыки или способности, которые группе всегда требуются или которые группа уважает. Его поведение самокритично и рационально. Гамма - пассивные и легко приспосабливающиеся члены, старающиеся сохранить свою анонимность, большинство из них отождествляют себя с альфой. Омега - самый «крайний» член, который отстает от группы в силу какого-то отличия или страха. Дельта - противник, оппозиционер, активно выступающий против лидера».

    Блок №5.

    Роль в группе по Морено. «В соответствии с социометрической методикой, предложенной Я. Морено, система межличностных взаимоотношений состоит из следующих статусных позиций:

    а) звезда (лидер);
    б) звезда;
    в) предпочитаемые (принятые);
    г) игнорируемые (изолированные);
    д) отвергнутые.  

    Лидер - член группы, который имеет наиболее высокий положительный статус, то есть пользуется авторитетом у остальных и имеет на них влияние, определяет алгоритм решения стоящих перед группой задач. Звезда - эмоционально притягательный для остальных членов группы человек, к которому хорошо, с симпатией относится большая часть группы. Звезда может как являться лидером, так и не иметь организаторских способностей, необходимых для лидера, и, соответственно, не являться им. Принятые - члены группы, имеющие средний положительный статус и, как правило, поддерживающие лидера в его усилиях решить групповую задачу. 

    Изолированные - члены группы, имеющие нулевой статус и самоустранившиеся от участия в групповом взаимодействии. Причинами такою самоустранения могут быть личностные особенности (например, застенчивость, интроверсия, чувство неполноценности и неуверенности в себе). 

    Отвергнутые - члены группы, имеющие отрицательный статус, сознательно или бессознательно отстраненные от участия в решении групповых проблем». Яркость проявлений ролей по Морено в группе. Отчего это зависит.  

    Блок №6.

    Роли в тренинговых заданиях. Капитан команды и члены мини-группы (малой группы, рабочей группы). Презентующий (Докладчик). Тренер как режиссер. Элементы психодрамы в тренингах. Приемлемость и ограничения использования. Моделируемые ситуации и роли. Обмен ролями (Смена ролей). Возможности режиссуры для достижения целей тренинга. Роли для отработки навыка(ов). Роли для получения эмоционального опыта.

    Блок №7.

    Смена стилей тренера и коррелируемых ролей  в привязке к групповой динамике.  

    Заключение.

    Подведение итогов. Соотнесение результатов с целями и задачами. Итоговая рефлексия. Отзывы. Рекомендации тренера по развитию каждого из тренеров.  

    Основные активности в освоении программы тренинга:

    • Интерактивные мини-лекции; 
    • Работа в мини-группах (кейсы, задания); 
    • Групповое обсуждение (дискуссии); 
    • Презентации результатов работы в мини-группе или индивидуально с пошаговым разбором. 

    Проективные задания. Психогимнастические упражнения. Ролевые задания (разбор ситуаций). Элементы психодрамы. Видеокейсы. Кейсы из художественной литературы.

    Комментарии 0 Мне нравится 1 В закладки 0 Просмотры 2457

    Хотите участвовать в обсуждении? Пройдите регистрацию.


    ХОТИТЕ БОЛЬШЕ МАТЕРИАЛОВ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ?

    Напишите ваш электронный адрес

    и получите на почту подборку лучших материалов по темам:


    Плюс особый подарок от сервиса на выбор:




    Получить подборку материалов


    Добавить программуВсе программы
    Другие материалы в HR-клубе
    Статьи 1047
    Вопросы и ответы 298
    Учебные программы 1208
    Школа соискателей 152
    Тесты и кейсы для оценки 179
    Шаблоны документов 77
    Рекомендуем материалы 94
    Мероприятия 196
    ПОПУЛЯРНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
    19 января 2012, 15:13
    Успешные продажи и эффективная работа с клиентами
    Предлагаю вашему вниманию программу тренинга "Успешные продажи и эффективная работа с клиентами". Что Вам даст прохождение тренинга: Вы научитесь уже с первых минут формировать доверие с потенциальными клиентами. Вы узнаете, какие существуют типы клиентов,...
    2210 9 2
    15 декабря 2015, 13:58
    Тренинг по тайм – менеджменту. Система эффективного управления временем
    Преимущество данной программы тренинга по тайм менеджменту сложно переоценить.Данное обучение полезно практически каждому сотруднику, который нацелен на результат и удвоение продаж.Практика проведения данного тренинга по тайм менеджменту показывает, что...
    2214 8 2
    20 января 2012, 10:27
    Эффективные телефонные переговоры
    Предлагаю программу тренинга "Эффективные телефонные переговоры". На тренинге последовательно разрабатывается схема телефонных звонков, которая будет применяется вашими менеджерами в переговрах, а также для ответа на вопрос: как продавать тренинги...
    1968 6 2
    7 сентября 2011, 11:09
    Свежий взгляд на продажи
    ЦЕЛИ: 1. Повышение коммуникативной компетентности персонала. 2. Освоение навыков активных продаж. 3. Осознание участниками неэффективных действий при осуществлении продажи и выработка новых способов и стратегий поведения. 4. Усиление позитивного имиджа...
    1772 4 1
    17 мая 2016, 13:48
    Школа руководителей
    Представляем вашему вниманию программу "школа руководителей". Цели обучения: • Познакомиться с актуальными трендами в управлении современными Компании • Рассмотреть систему управления бизнесом построенной на понятной стратегии и четком целеполагании...
    1235 4 0
    16 мая 2016, 14:53
    Холодные звонки. Теория vs Практика
    Аудитория: Программа ориентирована на сотрудников компании непосредственно взаимодействующих с клиентами. Цели и результат: Дать системные знания в области продаж; Отработать практические навыки взаимодействия с клиентами; Отработать...
    1479 4 0
    10 апреля 2012, 10:19
    Использование инструментов фасилитации на деловых встречах и совещаниях
    Программа предназначена для руководителей и линейных менеджеров, чья управленческая деятельность связана с организацией и проведением собраний, деловых встреч, сессий по принятию групповых решений. Цели программы: Познакомить участников с понятием Фасилитация,...
    2008 4 0
    Понравилось 1 пользователям