Заказчику Исполнителю Агентство HR-клуб Найти исполнителя Вход
     
     
     
    Написать эксперту!
    Ирина Корнилова
    11 февраля 2018
    Консультант по управлению персоналом и организационному развитию. коучинг и обучение

    Совет соискателю: как успешно пройти собеседование в иностранной компании

    Современный бизнес отличает глобализация и наличие международных компаний. Иностранные компании занимаются экспансией рынка и создают свои дочерние подразделения и филиалы в разных странах. При этом руководящая верхушка, как правило, представлена иностранными топ-менеджерами, которые определяют стиль общения в компании и являются носителями делового этикета, продиктованного в "материнской компании".
    Сотрудникам, которые стараются попасть в иностранную компанию, это создает определенные трудности в ходе общения на собеседовании и при адаптации к корпоративным правилам.

    Желающих приобщиться к международному бизнесу, поработать в иностранной компании у себя в стране или за рубежом достаточно много. Но отбор туда жёсткий и сработаться там, успешно адаптироваться и интегрироваться в корпоративную среду могут далеко все. Помимо профессиональных знаний, к которым предъявляют высокие требования, и знания иностранного языка, нужно разбираться ещё в специфике культуры общения, чтобы произвести благоприятное впечатление на руководителей на собеседовании и найти общий язык с коллегами.

    Какие же тонкости следует учитывать при прохождении собеседования в компании с иной деловой культурой? Какие особенности общения в разных культурах? Как стать «своим» и найти взаимопонимание?

    Возьмем такой процесс, как подбор персонала. Помимо стандартных требований – образование и профессиональные навыки – в разных деловых культурах предпочтение отдается тем или иным личным качествам и манере общения соискателей. Так, например. американские компании обращают внимание на инициативных людей, умеющих ярко заявить о себе, обладающих напором и способных добиться результата любым способом. Немецкие компании, наоборот, находят интересными тех кандидатов, которые четко следуют инструкциям и правилам. На юге Европы, например в Италии и Франции, особое значение придают умению общаться и находить со всеми общий язык, быть компанейским человеком.

    Юго-восточные компании (Китай, Корея, Япония) ставят во главу угла умение беспрекословно подчиняться вышестоящим, жить интересами коллектива и работать с высокой самоотдачей, быть преданным и надежным. На них произведет впечатление долгий стаж работы на одном месте, а регулярная смена компаний ( пусть даже в целях карьерного роста) скорее оттолкнет. Амбициозным карьеристам, настроенным отстаивать свое мнение и спорить, невзирая на чины, там не прижиться. То, что ценно для американцев - личные амбиции и общение «на равных», не приемлют, как правило, в азиатских культурах, где чинопочитание, субординация, коллективизм принципиально важны в общении. 

    Изучение корпоративных культур разных стран показало, что в целом можно их разделить на два типа -восточные и западные. Основное отличие заключается в наличии множества подтекстов и ритуалов в восточных культурах, которые сопровождают повседневную жизнь и бизнес-общение в том числе.

    В восточных культурах приветствуется сдержанная манера общения, жесткая субординация, умение сглаживать острые углы и избегать конфликтов, не демонстрировать истинных эмоций и отвечать уклончиво, чтобы не задеть чувства собеседника. Типичным примером может служить Китай, где считается очень грубо отвечать отказом или несогласием. В таких случаях принято промолчать или, в крайнем случае, ответить «я серьезно обдумаю ваши предложения».

    Большинство европейцев, например, воспримет молчание, как согласие, и намерение «серьезно обдумать предложение», как хороший знак грядущего сотрудничества. Восточный же человек сразу поймет, что ему отказано. В западных культурах преобладают такие черты, как прямые высказывания, выразительная эмоциональная манера речи, открытость и намерение четко прояснить взгляды и позиции сторон всегда приветствуется, недомолвки и попытки отмалчиваться выглядят некультурно и вызывают подозрение в неискренности и нехороших  намерениях. Столкновение мнений не является чем-то критическим и навыки ведения споров, дебатов, умение отстоять свою точку зрения являются важной компетенцией любого специалиста и культурного человека. 

    В культурах восточного типа особое значение придается поручительству и рекомендациям авторитетных людей. Сближение между людьми происходит со временем, постепенно нарабатывается доверие, устанавливаются прочные отношения. Поэтому между давними знакомыми довольно распространены устные сделки, когда достаточно слова, чтобы быть уверенным, что вы договорились, и все условия будут соблюдены.  

    Представители европейского типа деловой культуры отличаются индивидуализмом и склонны заводить многочисленные поверхностные деловые знакомства, чтобы расширить свои деловые связи в разных кругах. Многие из них являются обладателями кипы визиток, собранных на различных деловых мероприятиях и выставках. Доверия при таких «шапочных знакомствах» друг к другу нет и устным договоренностям, европейцы предпочитают письменные договоры/контракты на каждой ступени переговоров, где поэтапно фиксируются все договоренности. 

    В восточной культуре, например, за столом на встрече все рассаживаются строго по иерархии, и в этой ситуации намеренно подчеркивается, кто здесь главный. В американской и многих европейских культурных традициях отдается дань идее равенства. В странах Ближнего Востока и Средней Азии по традиции перед тем, как заговорить о делах, обязательны предварительные обмены любезностями и вежливые разговоры о личном, расспросы о семье. Для американцев же «время - деньги», поэтому принято быстро переходить к делу, не теряя зря времени на «политес». 

    Носители восточной деловой культуры часто воспринимают европейский стиль ведения дел агрессивным, невежливым, высокомерным. Европейцы и американцы зачастую оценивают восточных людей, как хитрых и скрытных, с которыми сложно иметь дело, так как они постоянно уклоняются от четкого ответа.

    Если говорить о нашей стране, то в России веками происходило смешивание разных культур, поэтому наша деловая культура обладает чертами и Востока, и Запада. Причем в разных регионах России могут преобладать либо восточные, либо западные особенности общения. 

    Совет соискателям: чтобы произвести благоприятное впечатление на потенциального работодателя из иностранной компании, почитайте о культурных особенностях страны, изучите информацию о компании на корпоративном сайте, чтобы сориентироваться, с представителями каких культур вам придется взаимодействовать.

    Я рекомендую вам найти в интернете многочисленные публикации по деловому этикету США, а также интересные книги-путеводители по национальным особенностям деловых традиций и этикета стран Европы, Азии и Латинской Америки, которые помогут вам сориентироваться, чтобы не допустить досадного промаха и не испортить о себе впечатление при собеседовании и на деловой встрече: «Деловая Европа» Мери Босрок; «Деловая Азия» Терри Моррисон, Уэйн Конвей; «Деловая Латинская Америка» Терри Моррисон, Уэйн Конвей.

    Предлагаю всем делиться своими рекомендациями на основе опыта делового общения с представителями разных культур!

    Комментарии 1 Мне нравится 3 В закладки 0 Просмотры 329
    Если у соискателя есть возможность пообщаться с HRом компании перед встречей, то обязательно нужно задать вопросы о принятом в компании поведении и о том, на что обращает внимание руководитель, с которым предстоит беседа. Или проверить свои выводы относительно той информации, которую соискатель получил на сайте и в других источниках.
    Ульяна Данилова, 14 февраля 2018, 10:12

    Хотите участвовать в обсуждении? Пройдите регистрацию.


    ХОТИТЕ БОЛЬШЕ МАТЕРИАЛОВ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ?

    Напишите ваш электронный адрес

    и получите на почту подборку лучших материалов по темам:


    Плюс особый подарок от сервиса на выбор:




    Получить подборку материалов


    Добавить советВсе советы
    Другие материалы в HR-клубе
    Статьи 1045
    Вопросы и ответы 297
    Учебные программы 1208
    Школа соискателей 152
    Тесты и кейсы для оценки 179
    Шаблоны документов 77
    Рекомендуем материалы 94
    Мероприятия 187
    ПОПУЛЯРНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
    9 ноября 2014, 18:48
    Как составлять резюме? 5 золотых правил
    Каждый день составляются тонны ужасных резюме. 5 страниц, 13 образований, формат .doc и тому подобное делают жизнь HRа ужасной, а таких соискателей бесперспективными. Проработав огромное количество резюме, мы вывели 5 золотых правил, как делать крутое...
    3866 13 16
    27 ноября 2015, 18:33
    Назовите Ваши минусы?
    Не редко на собеседовании задают этот вопрос. Зачастую он ставит в тупик молодого кандидата, который никак не ожидал услышать его. По личному опыту могу сказать, что услышав его, кандидат начинает заметно нервничать и, как правило, портит о себе впечатление...
    1599 9 8
    3 февраля 2018, 11:39
    Совет соискателю: как избавиться от волнения перед собеседованием?
    Для многих соискателей собеседование – это необычайно стрессовая процедура, ведь на кону стоит будущее. От того, как пройдет собеседование, и какое впечатление произведет человек, зависит, получит ли он работу и сможет ли обеспечивать себя...
    338 4 2
    18 октября 2017, 14:11
    Зачем соискатель должен задавать на собеседовании вопросы интервьюеру
    Как известно, человек доверяет в первую очередь самому себе, любимому. А кому человек доверяет во вторую очередь? Тому, кто находится рядом, когда он говорит, внимательно слушает и стимулирует говорить дальше. Так уж устроен наш мир, что говорящий доверяет...
    408 4 2
    27 января 2018, 11:25
    Совет соискателю: как оценить и описать свои достижения, в резюме и на интервью
    Основная задача соискателя, на мой взгляд, в деле подготовки и выполнения проекта под названием «трудоустройство» – это адекватно оценить несколько ключевых моментов: Свой профессиональный опыт с точки зрения ключевых компетенций,...
    379 4 3
    14 мая 2014, 20:31
    Как соискателю увеличить приглашения на собеседования?
    Чтобы «не потеряться» в море откликов, звонков и встреч, для себя нужно найти способ "управлять" приглашениями на собеседования, при котором Вы сможете быстро и эффективно встречаться с работодателями. Для каждого это может быть свой индивидуальный...
    1637 4 2
    14 мая 2014, 20:23
    Что можно улучшить в своем резюме?
    Каждый случай поиска работы всегда индивидуален. Первый реальный шаг к началу поиска - это грамотно составленное резюме, которое будет "работать" на Вас и результатом Вы останетесь очень довольны. Единственное что нужно учитывать некоторые правила, которые...
    1318 3 2
    Понравилось 3 пользователям