Заказчику Исполнителю Агентство HR-клуб Найти исполнителя Вход
     
     
     
    Написать эксперту!
    Бородина Вера
    3 августа 2017
    бизнес-эксперт / бизнес-тренер / Управляющий партнер . Консалтинговое агентство ПЕРФЕКТУМ

    Система наставничества, как инструмент повышения эффективности бизнеса

    Предлагаю вашему вниманию серию статей о наставничестве.
    Система наставничества - важный метод кадровой работы, обеспечивающий скорейшую адаптацию, профессиональное развитие и карьерный рост сотрудников.
    В данной серии статей излагаются материалы внедрения системы наставничества.
    Анализ различных подходов к организации наставничества по работам ряда зарубежных авторов, отечественный опыт компаний и наш практический опытвнедрения системы наставничества показывают роль наставничества в развитии кадрового состава, что повышает эффективность бизнеса..

    Понятие «Наставничество» не ново. Ошибочно считать, что «наставничество» стало широко применяться  в ХIX, XX или  XXI веках, то он глубоко ошибается. Достаточно вспомнить школьный курс Истории, начиная с Древних времен. На Руси, в России и во всех странах наставничество использовалось как очень сильный рычаг и стимул в закреплении и распространении знаний.

    Преемственность знаний, навыков и накопленного опыта играет важную роль в эффективности любой компании.  Обеспечивает целостность организации, эффективность ее функций и соблюдение принятых правил поведения и работы. С учетом современной действительности - возрастающей нагрузки и ожидания многофункциональности персонала, увеличивается важность качественной и быстрой адаптации сотрудников. Им необходимо адаптироваться к условиям работы и к коллективу. Так же важно дальнейшее профессиональное развитие этих специалистов, передача им бесценного опыта с учетом всей специфики бизнеса.

    Указом  Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» определено внедрение наставничества наряду со многими другими мерами, в качестве нового принципа кадровой политики в системе государственной гражданской службы. Мы, наконец-то, стали вспоминать о великолепно зарекомендовавшем себя  «забытом старом» и внедрять в бизнес.

    Различные методы наставничества имеют широкое распространение в зарубежной практике и считаются эффективной кадровой технологией. Что позволяет в кратчайшие сроки обеспечить передачу знаний и навыков от опытного сотрудника или руководителя вновь принятому. 

    В первом приближении, «наставничество» определяется, как один из наиболее эффективных способов, методов передачи навыков и знаний от более опытного, имеющего более глубокие знания человека менее опытному, менее знающему.

    В современном значении «наставник» - это квалифицированный специалист с достаточным опытом работы в компании.  Специалист, который выполняет следующие, поставленные перед ним задачи:

    - помогает новым сотрудникам «влиться» в коллектив, т.е., научно выражаясь,  «адаптироваться в организации»;

    - передает закрепленному за ним сотруднику знания и опыт, таким образом содействуя как их профессиональному развитию, так и карьерному росту;

    - и, кроме того, обязательная составляющая наставничества -  участие в оценке результатов их деятельности.

    Сложность для наставника, как человека, заключается в двойственности его положения. Так, для ученика он является представителем компании, а, с другой стороны, он же (наставник) представляет интересы сотрудника в отношениях с компанией.

    К большому сожалению, далеко не во всех компаниях представляют очевидную необходимость внедрения и развитие института наставничества и использовать этот почти бесплатный внутренний ресурс так же активно, как тренинги, стажировки и т.п. 

    Вспомним известные исторические факты.

    Как следует из «Одиссеи» великого Гомера, Одиссей, уезжая на Троянскую войну поручил Ментору присматривать за сыном Телемакусом и дворцом. Телемакус был любимцем Афины, сказавшей, что она «всегда будет находиться возле Телемакуса и защищать во всех его приключениях».

    Афина, богиня «войны и мудрости», взяла на себя обязанности ментора, чтобы направлять, давать советы Одиссею и его сыну в различных жизненных ситуациях.

    Этимологически слово «ментор» возникло из греческого: Men - «тот, кто думает», «tor»-суффикс.

    Это понятие слова «ментор», как «доверенного руководителя» распространилось и сохранилось до настоящего времени.

    Более того, этот термин, зачастую и используют современные люди, описывая человека, оказавшего  на них значительное влияние на разных этапах взросления и становления, либо выбранной ими  ролевой модели в лице такого человека.

    При этом, очень ярким примером интерпретации наставничества являются:

    - и первое, что приходит на ум – «наставления от отцов сыновьям»;

    - другой пример – обучение ремеслу у мастера. Это формальный метод. Молодой человек обучался мастером-ремесленником. Обучение и жизнь  ученика указывало на то, что фактически осуществлялась «обязанность менторов (наставников) в содействии успешному переходу от «молодого совершеннолетия» к «авторитетному развитию». В последствии, такой ремесленник становился полновесным мастером. 

    Платон в своих трактатах указывал «… воспитание надо начинать с раннего возраста, так как оно должно обеспечить постепенное восхождение ученика к миру идей. Осуществлять подобное воспитание способен, прежде всего, наставник преклонных лет…».  

    В СССР наставничество, как форма коммунистического воспитания и профессиональной подготовки молодежи, существовала с 30-х годов, особенно распространилась с 70-х годов. 

    Очередная волна интереса к наставничеству пришлась на 1980-90-ые годы вместе с работами Д. Меггинсона (D. Megginson), Д. Клаттербака (D. Clutterbuck), Э. Парслоу (E. Parsloe) и др.

    Именно в это время появилась и терминологическая неразбериха. Популярные термины «наставничество», «менторинг», «коучинг», «обучение на рабочем месте» и т.п. стали употребляться как взаимозаменяемые. То есть, разными словами называлось одно и то же. 

    Такая неразбериха в понимание терминов, требует внесения ясности:

    - «Обучение на рабочем месте» - это один из подходов к обучению персонала. Т.е. «Обучение на рабочем месте» - это общий термин, подразумевающий разные способы обучения и развития, в т.ч.  без отрыва его от рабочей деятельности. Необходимо учитывать, что и наставничество, и коучинг так же входят в эти способы обучения и развития. 

    - «Менторинг» - это англоязычный синоним русского слова «наставничество». Почему-то этот термин не прижился в русском языке, не так-то он и часто встречается. Вполне вероятно из-за использования термина в негативной окраске – «менторский тон». 

    - «Коучинг». Для справки: понятия «Наставничество» и «Коучинг» довольно часто, в настоящее время, используют,  как синонимы, что не вполне правомерно. На самом деле «коучинг» - только один из инструментов «наставничества». 

    В своей книге «Менеджер-наставник» Гарет Льюис рассматривает понятие наставничества «… как систему отношений и ряд процессов, когда один человек предлагает помощь, руководство, совет и поддержку другому…».

    Будет справедливым, если отметим огромное разнообразие различного рода формулировок понятия «наставничество» как в сферах образования и бизнеса, так и в обществе в целом. 

     «Каждому из нас нужен человек, который способен взять нас за руку и повести вперед, постоянно активно помогая нам. У всех богатых людей были свои тренеры». Бодо Шефер. 

    Комментарии 3 Мне нравится 0 В закладки 0 Просмотры 630
    Безусловно - наставничество важнейший элемент системы управления, мотивации и обучения в компании. Без него - не будет не развития, ни карьерной лестницы, ни возникнет желания долго и продолжительно работать. Спасибо!
    tatyana.daybova, 28 августа 2017, 13:01
    Елена, добрый день.
    Я запланировала серию статей по данной тематике. А данная статья - начало, поэтому в ней больше сделан акцент на историю возникновения терминов, понятий. Той путанице в них...
    А по Вашему вопросу о мотивации сотрудника к наставничеству следует рассматривать комплексно: мотивация сотрудника стать наставником, готовность компании внедрить и поддерживать систему наставничества, в которой основное место занимает стимулирование (материальное и нематериальное).
    Еще раз повторю - это комплексный подход и рассматривать эти аспекты следует вместе.
    Однозначно, я более подробно излажу эту тему в отдельной статье.
    Думаю, она заинтересует аудиторию и мы сможем обсудить более подробно эти вопросы.
    Бородина Вера, 4 августа 2017, 17:27
    Вера, добрый день. Интересная статья. Но несколько идеалистическая. Да, наставничество это серьезный инструмент, в случае, когда система наставничества есть в компании и она работает. Но у меня в последнее время возникает вопрос: как мотивировать опытных сотрудников быть наставниками? Да, компании готовы делать доплату за наставничество, но, в основном, это смешные цифры. Соответственно, возникает вопрос, зачем профессионалу заниматься наставничеством в компании? Что тут может служить мотивом?
    Мошкина Елена, 4 августа 2017, 16:59

    Хотите участвовать в обсуждении? Пройдите регистрацию.


    ХОТИТЕ БОЛЬШЕ МАТЕРИАЛОВ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ?

    Напишите ваш электронный адрес

    и получите на почту подборку лучших материалов по темам:

    Плюс особый подарок от сервиса на выбор:




    Получить подборку материалов


    Добавить материалВсе материалы
    Другие материалы в HR-клубе
    Статьи 1047
    Вопросы и ответы 297
    Учебные программы 1208
    Школа соискателей 152
    Тесты и кейсы для оценки 179
    Шаблоны документов 77
    Рекомендуем материалы 94
    Мероприятия 196
    ПОПУЛЯРНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
    25 декабря 2012, 13:21
    Как правильно организовать обучение новичков в продажах. Как научить продавцов продавать?
    В сознании большинства людей умение продавать, по-прежнему, является чем-то вроде искусства или даже шаманских практик, а носитель этого знания воспринимается чуть ли не как сверх-человек. И я с этим согласен - при условии, что предварительно руководители...
    8085 13 8
    21 июля 2015, 18:14
    Рекрутмент для самых маленьких (начинающему рекрутеру в помощь)
    В качестве дебютного материала хочу опубликовать небольшую статью со своими наработками о рекрутменте для начинающих коллег, которая поможет Вам увеличить отклик с публикации вакансий и снизит количество отказников до минимума. Статья о рекрутменте больше...
    6259 6 4
    7 февраля 2018, 18:14
    Описание бизнес-процессов: зачем и для чего
    Функциональная или иерархическая модель управления пришла к нам из армии. Она состоит из вертикали власти и функциональных подразделений. Каждое функциональное подразделение имеет своего руководителя. Она устроена так потому, что во время боевых действий...
    266 6 12
    12 апреля 2015, 16:27
    Кто такой тренинг-менеджер и зачем он нужен
    Профессии бизнес-тренера и тренинг-менеджера часто путают. Как в резюме соискателей, так и в объявлениях работодателей их часто указывают через запятую, как синонимы. На самом деле они выполняют разные функции, играют в компании разные роли, и требуют...
    1756 6 5
    26 марта 2017, 14:26
    Обучаем бойца-продавца. Пошаговая инструкция
    Когда в компании не идут продажи, мы обвиняем плохой маркетинг и рекламу. Я часто слышу вопрос: «Посмотри, что с моей рекламой не так». Но какой бы она ни была, все равно приводит клиентов, а что происходит потом? Реальность такова:...
    765 4 3
    19 сентября 2013, 16:01
    Кто такой коуч?
    Коучинг, коуч - слова, которые еще 10 лет назад в России были молознакомы в бизнес-сообществе, сейчас стали весьма популярны, да и услугу по коучингу предлагают чуть ли не на кождом шагу. А ведь первые коучи, прошедшие обучение и получившие сертификацию...
    1121 4 3
    17 декабря 2012, 14:31
    Чего ждут от тренера: обучения, консультирования или чуда?
    Тренинговые компании (провайдеры) и бизнес-тренеры регулярно сталкиваются с запросами Заказчика: «сделайте так, чтобы они работали», «хочу, чтобы продажи выросли», «как правильно проводить обучение персонала?» и...
    1335 4 5
    Нет оценок