Заказчику Исполнителю Агентство HR-клуб Отзывы Регистрация Вход
 
 
 
Связаться с экспертом
Айрат Мустафин
2 мая 2016
Директор по развитию, бизнес-тренер. Евразийская академия телевидения и радио

Картины русских мастеров (оценочный проективный кейс)

Так как Интернет не дремлет, и всемирная паутина уже опутала своими нитями почти все работающее население планеты, то использование привычных тестов, которые проходили в вузах специалисты, связанные с психологией, уже не могут давать объективной картины. Продвинутые пользователи при подготовке к интервью или собеседованию штудируют опросники и комментарии к тестам.
Срочно требуется адекватная замена.
В этом случае источником бесконечных возможностей для HR – специалиста, штатного психолога или эксперта по оценке персонал становится изобразительное искусство.
 
Из своей практики я бы посоветовал обратить особое внимание именно на работы русских мастеров 18-20 века. Преимущественно сюжетные картины. Причем разнообразие их не требуется. Вы можете иметь репродукции 10-20 картин и творчески подойдя к вопросу использовать их как стимульный материал к своего рода, проективным методикам (оценочным кейсам). Однако чем шире ваш репертуар, тем шире и точнее вы можете производить варианты этих тестов. Особенно важен спектр картин (ассортиментная линейка) в случаях, когда HR использует методику на предприятии для периодической оценки одних и тех же сотрудников. В этом случае повторение противопоказано.

Вы можете создавать задания на выбор картин.

Предложите испытуемому сделать предпочтительны выбор картин. Например 3 или 5 понравившихся картины. Обычно между всеми ними есть какое-то связующее звено, то, что их объединяет. Это стержневая основа поведения испытуемого. 

Например, в одном из оценочных сессий испытуемый сделал следующий выбор: «Витязь на распутье», «Взятие снежного городка», «Девятый вал», «Последний день Помпеи», «Бурлаки на Волге». 

Помимо самого выбора можно расширить лист заданий, предложив выстроить в иерархии выбранные картины. Это создает дополнительный слой понимания, что выступает более значимым в оценке сегодняшней ситуации испытуемым. 

Например, испытуемый вначале отметил «Взятие снежного городка» и отметил, что раньше всё было именно так. Он бесшабашный радовался жизни, смело шёл в бой, пока не произошло сокращение штатов. 

Момент, когда именно вы просите объяснить выбор или расстановку, решаете самостоятельно. Жестких рекомендаций здесь нет. Принцип один - сначала позволяете высказаться человеку естественным образом, потом делаете паузу и только затем предлагаете свой вопрос. 

Далее можно предложить связать все выбранные картины в один рассказ. Причем можно разрешить изменить порядок, который испытуемый демонстрировал в создании иерархии предпочтений. Это важно. 

Волей или не волей испытуемый проецирует выбранного героя в ситуации, наблюдаемые в картинах, и рассказывает сюжет с налетом своей личной истории. 

Выслушав рассказ можно предложить уточняющие вопросы, связанные с разными мелкими деталями на картине. Например: «А что думает витязь, остановившийся на распутье?» Как вы считаете, что на картине делает ворон? Это какой-то символ, который хотел передать художник или что-то еще?».

Например, испытуемый говорит, что витязь думает, ехать ли ему вперед или нет, что его может подстерегать впереди неведомые опасности. Тем самым испытуемый подспудно рассказывает о своих переживаниях.

«Ворон – это символ грядущей беды», - говорит испытуемый.

 Интерпретировать можно как ощущение угрозы от процедуры оценки (собеседования) или отрицательная оценка перспективы работы в вашей фирме (компании).

«Ворон на картине – это просто птица». Интерпретация показывает, что угроз испытуемый не ощущает.

«Ворон – это спутник смерти. За камнем перед взором витязя поле, где есть погибшие». Интерпретация может быть, как аналогичная первой, так и может отмечаться как видение значимых деталей, возможность обозревать картину в целом и отмечать нюансы. 

Вы можете предложить продолжить картину или добавить героев с обязательным вопросом, после того как герой добавлен или картина продолжена: «Почему?»

Например, один из испытуемых добавил в картину «Витязь на распутье» двух богатырей. Он оправдал такое прибавление тем, что они были сзади, и их не было видно. Да и один в поле не воин. Это может быть интерпретировано как стремление работать в команде. 

Такая работа с картинами усыпляет бдительность критики испытуемого, и он рассказывает через иллюстрации/репродукции о себе гораздо больше, чем при самом скурпулезным интервьюировании.

Комментарии 0 Мне нравится 0 В закладки 0 Просмотры 819

Хотите участвовать в обсуждении? Пройдите регистрацию.

Добавить кейсВсе кейсы
Другие материалы в HR-клубе
Материалы 820
HR-вопросы 229
Учебные программы 1083
Школа соискателей 114
Полезные ссылки 75
Шаблоны документов 52
Оценочные кейсы 87
Мероприятия 132
ПОПУЛЯРНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
6 февраля 2015, 08:16
Тест для приема на работу менеджера по продажам
Задачка Льва Толстого для приходской школы имеет длительную историю, а если посмотреть различные её решения в интернете, то получается отличный анекдот))Я её использую при собеседовании с кандидатами на руководящие должности, для оценки менеджеров...
3773 13 16
11 марта 2015, 17:24
Кейс на клиентоориентированность (для оценки менеджеров по продажам)
Кейс для оценки клиентоориентированности менеджеров по продажам практически любых товаров В2В и В2С, как личных, так и телефонных продаж. Например, бытовой техники, промышленного оборудования, материалов и прочего. Подходит для оценки кандидатов...
4533 13 7
10 марта 2015, 10:04
Простой кейс для оценки любых специалистов
Кейс давно использую. Рабочее название: "Конкурсная комиссия кандидатов". У вас точно на любую интересную вакансию - несколько соискателей, которых вы отобрали для встречи, после телефонного интервью. Этот кейс-для тех, кто прошёл предварительные стадии...
3054 8 9
13 июля 2014, 20:31
Игра «Кораблекрушение» для дискуссии
Кейс не единыжды использовали в комплексе с другими инструмнтами ассессмент-центра на позицию "специалист отдела продаж по телефону". Цель стимульного упражнения: Изучить процесс выработки и принятия решения в ходе общения и групповой дискуссии, выявить...
4109 6 5
19 октября 2015, 12:18
Тест на мотивацию персонала
Тест Соловьева С.В. Коллеги! Прекрасный тест на мотивацию персонала! Его легко можно провести устно, в формате беседы (только ответы кандидата надо фиксировать на диктофон или записывать - кому как удобнее). В тесте имеется две группы вопросов....
2579 6 21
26 августа 2014, 15:09
Кейс для кандидатов на должность «Директор по персоналу»
Приведу пример простейшего в создании, но сложнейшего в решении кейса для кандидатов на должность «Директор по персоналу». Кейс Светланы Коростелевой, директора Консалтинговой компании «КВАДРАТ» "Компания более 6 лет...
3326 5 8
18 апреля 2016, 09:58
Бизнес-игра для оценки продавцов «Тетушка Чарли»
Забавная игра, но между тем очень практичная! Данную бизнес-игру можно использовать для оценки специалистов по продажам. Причем, можно оценивать сразу весь отдел продаж. Прекрасно раскрываются такие компетенции, как умение выявить потребность клиента,...
1932 4 4
Нет оценок