Заказчику Исполнителю Агентство HR-клуб Отзывы Регистрация Вход
 
 
 
Связаться с экспертом
Матвеев Роман
24 февраля 2016
Ведущий специалист по обучению и развитию персонала. DNS

Тренинг и тренировка

От тренинга часто ожидают чуда, что после него участники перевоплотятся и будут действовать на качественно новом уровне. С одной стороны тренинг для этого и предназначен, с другой - все намного сложнее. Ведь тренинг - это не тренировка. Вот об этом и пойдет речь в статье. Это поможет заказчикам обучения лучше сформулировать свой запрос и договориться с партнером о результатах обучения.

Бизнес сообщество упорно считает, что тренинги, которые активно используются в обучении сотрудников, предназначены для выработки у них навыков - умений не задумываясь действовать так, как их учили на тренинге. Это заблуждение так же широко распространено, как то, что, читая книги, можно чему-то научиться. Хотя, на самом деле, из них можно почерпнуть новые знания и мотивацию.

В чем тогда смысл тренингов.

По отношению к обучению у взрослых людей есть четыре основных состояния.

НЕЗНАНИЕ. Встречается в двух вариантах. Не агрессивный: когда человек просто не знает, что именно он не умеет делать (или можно делать по-другому). И агрессивный: человек думает, что он умеет и действует правильно, или считает не нужными ему новые знания. Это комфортное состояние, в котором он не готов эффективно учиться.

ЗНАНИЕ. Человек знает, что не умеет чего-то и отдает себе в этом отчет. При этом он хочет этому учиться. На этой стадии человек открыт обучению и начинает воспринимать новую информацию и усваивать знания что и как делать.

УМЕНИЕ. В процессе обучения у человека появляется умение применять на практике то, чему он учился. Но для качественного выполнения процесса от него все еще требуется самоконтроль и помощь со стороны. На этом этапе есть несколько рисков. Человек ошибочно может научиться делать не правильно то, чему он учится. Или так как процесс применения нового умения требует существенных затрат (временных, психологических), то человек в любой момент может разочароваться в обучении и начать действовать так, как он привык до этого, или упрощать процесс для себя, часто в ущерб качеству и результативности. 

НАВЫК. Если человек постоянно использует новое умение, то оно переходит на уровень привычки. Человек начинает делать это автоматически, не задумываясь. 

Тренинг используется на втором этапе формирования навыка. То есть он используется для передачи ученику новых знаний ЧТО и, самое главное, КАК ДЕЛАТЬ. После тренинга не стоит ожидать, что обучаемые выйдут с уже сформированными умениями делать так, как надо. Они выйдут с него более знающими людьми. Так же на тренинге они смогут испробывать новые методики в действии, что не возможно сделать ни на лекции, ни с помощью книг.

Тренинг - это промежуточный этап. Следом за ним должна следовать ТРЕНИРОВКА - многократное повторение действий на практике. Тренироваться человек может самостоятельно, но лучше делать это с помощью опытного тренера, который предложит различные посттренинговые мероприятия. 

 

Комментарии 2 Мне нравится 0 В закладки 0 Просмотры 332
Необходимо прописывать заказчику разницу форматов. И при встрече объяснять. Экономия, экономией, но иногда можно объяснить разницу.
Антон Берсерк, 2 мая 2016, 09:55
Как жаль, что у заказчиков нет понимания в формировании умений и навыков. Согласна полностью, что большинство из нанимателей глубоко заблуждаются, что один тренинг решит все вопросы.
Спасибо, Роман, за отличный материал.
Лидия Красикова , 4 марта 2016, 11:02

Хотите участвовать в обсуждении? Пройдите регистрацию.

Добавить материалВсе материалы
Другие материалы в HR-клубе
Материалы 820
HR-вопросы 229
Учебные программы 1081
Школа соискателей 114
Полезные ссылки 75
Шаблоны документов 52
Оценочные кейсы 87
Мероприятия 132
ПОПУЛЯРНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
25 декабря 2012, 13:21
Как правильно организовать обучение новичков в продажах
В сознании большинства людей умение продавать, по-прежнему, является чем-то вроде искусства или даже шаманских практик, а носитель этого знания воспринимается чуть ли не как сверх-человек. И я с этим согласен - при условии, что предварительно руководители...
3713 12 6
21 июля 2015, 18:14
Рекрутмент для самых маленьких (начинающему рекрутеру в помощь)
В качестве дебютного материала хочу опубликовать небольшую статью со своими наработками, которая поможет Вам увеличить отклик с публикации вакансий и снизит количество отказников до минимума. Статья больше ориентирована на начинающих рекрутеров и фрилансеров,...
2711 5 3
12 апреля 2015, 16:27
Кто такой тренинг-менеджер и зачем он нужен
Профессии бизнес-тренера и тренинг-менеджера часто путают. Как в резюме соискателей, так и в объявлениях работодателей их часто указывают через запятую, как синонимы. На самом деле они выполняют разные функции, играют в компании разные роли, и требуют...
916 5 4
17 декабря 2012, 14:31
Чего ждут от тренера: обучения, консультирования или чуда?
Тренинговые компании (провайдеры) и бизнес-тренеры регулярно сталкиваются с запросами Заказчика: «сделайте так, чтобы они работали», «хочу, чтобы продажи выросли», «как правильно проводить обучение персонала?» и...
881 4 1
19 сентября 2013, 16:01
Кто такой коуч?
Коучинг, коуч - слова, которые еще 10 лет назад в России были молознакомы в бизнес-сообществе, сейчас стали весьма популярны, да и услугу по коучингу предлагают чуть ли не на кождом шагу. А ведь первые коучи, прошедшие обучение и получившие сертификацию...
645 3 2
11 марта 2012, 12:59
Методология создания программ обучения персонала
Статья посвящена основным методам и принципам создания программ обучения персонала, которые применяются в современных корпоративных университетах и школах бизнес-тренеров.Автор рассматривает два основных подхода к формированию программ в зависимости от...
2302 2 0
9 апреля 2012, 09:26
Экспресс-диагностика бизнес-тренера
В этом материале предлагаеются недостатки, с которым мы сталкивались на протяжении всего нашего опыта работы. Их можно использовать для экспресс-диагностики бизнес-тренера. Чем больше недостатков приходится на выбираемого бизнес-тренера, тем меньше внимания...
992 2 4
Нет оценок